Рустам Абдулхаков: «2,8 миллиарда рублей — это та сумма, которая нам необходима, чтобы предприятие существовало и могло подготовиться к следующему отопительному сезону»Фото: Василий Иванов

«ЗА ОТОПИТЕЛЬНЫЙ СЕЗОН 2019-2020 ПОЛУЧИЛИ УБЫТОК 210 Миллионов РУБЛЕЙ»

— Рустам Рифгатович, с какими итогами АО «Казэнерго» завершило непростой отопительный сезон 2019-2020 — непростой из-за теплой зимы, режима самоизоляции и моратория на пени неплательщиков? Немало читателей спрашивают, будет ли перерасчет в сторону уменьшения стоимости отопления из-за теплой зимы. Вот, например, такой вопрос: «Откуда такая наглость у компании — брать деньги за осень, зиму, весну 2019–2020, где среднемесячная температура была минус 11 градусов?! Почему во время коронавируса за апрель начисляли деньги? Можно было за счет тех месяцев покрыть». (Рамиль Сабирзянов)

— В тарифе на тепловую энергию на 2020 год плановый объем реализации тепловой энергии на первый квартал устанавливался для нас из расчета средней температуры атмосферного воздуха минус 7,2 градуса, а по факту в первом квартале 2020-го она была порядка минус 1,2 градуса. Из-за этого нами недореализовано тепла на сумму 250 миллионов рублей. И ровно на 250 миллионов рублей меньше мы выставили счета своим потребителям за первый квартал. Поэтому слово «наглость» здесь совсем не уместно. За 2019 год в сфере теплоснабжения мы получили убыток в размере 110 миллионов рублей.

— Что значит «недореализовали»? Это ведь не то же самое, что убыток.

— Это значит, что из-за повышенной температуры наружного воздуха, теплой зимы нами было поставлено потребителям меньше тепла на эту сумму. И, соответственно, на такую сумму мы меньше выставили счета. Как вы знаете, чтобы получить тепло, сжигается газ, потребляется электроэнергия и вода. Если наружный воздух теплее, то теплоноситель подается с более низкой температурой, и наоборот. Объем недореализованной тепловой энергии напрямую будет влиять на величину убытка за 2020 год. Почему мы сравниваем полученные результаты с тарифом? Тарифом для нас установлен определенный объем выручки за 2020-й, получив который, мы смогли бы безубыточно пройти год. Она так и называется — необходимая валовая выручка. Прибыль в наш тариф не закладывается. Для того чтобы получить необходимый объем выручки, мы должны реализовать, продать потребителям заложенный в тариф объем тепловой энергии. Это около 1,9 миллиона гигакалорий тепла. Размер необходимой выручки — примерно 2,8 миллиарда рублей. То, что за первый квартал 2020 года мы реализовали на 250 миллионов рублей меньше тепловой энергии, неизбежно скажется на величине убытка за весь 2020-й.

— Но если вы поставили теплоноситель с более низкой температурой, то, выходит, и газа меньше сожгли, и электроэнергии меньше потребили, то есть сэкономили на этом. Откуда убыток у вас образовался?

— Если мы не выработали гигакалории тепла, то и не сожгли топлива для ее выработки. Но топливо, природный газ, составляет 57 процентов в нашей себестоимости. Эта величина на убытке не скажется. Немного уменьшается расход электроэнергии. Немного, потому что основной расход электроэнергии приходится на сетевые насосы, которые перекачивают теплоноситель к потребителям и режим работы которых практически не зависит от погодных условий — объем теплоносителя перекачивается тот же самый, при теплой зиме уменьшается только его температура.

Помимо потребления газа, электроэнергии и воды, есть и постоянные расходы: заработная плата, обучение персонала, ежегодная аттестация, затраты на ремонт и реконструкцию. Поэтому с каждой гигакалорией нереализованной тепловой энергии мы получаем чуть более 40 процентов убытков. Если за первый квартал мы недореализовали тепловой энергии на 250 миллионов рублей, то наш убыток за этот период составит более 100 миллионов рублей. Таким образом, за полтора года суммарно убыток по предприятию превысил 210 миллионов рублей. С каким результатом мы закончим 2020-й, зависит от погодных условий осени – зимы 2020 года. Но уже понятно, что таких холодов, чтобы скомпенсировать убыток первого квартала, скорее всего, не будет. Вопрос стоит так: сможем ли мы хотя бы частично скомпенсировать убытки или октябрь и декабрь опять будут настолько теплыми, что еще больше их увеличит?

— На топливо вы расходуете 57 процентов полученных денег. Как выглядят остальные ваши затраты в процентном соотношении?

— Как вы уже сказали, в наших затратах природный газ составляет 57 процентов. Еще 9 процентов — электроэнергия, 1 процент — вода и водоотведение, 19 процентов — заработная плата наших работников с отчислениями, 1 процент — налоги, 10 процентов — затраты на ремонт, реконструкцию нашего оборудования и тепловых сетей, подготовку к отопительному сезону, 3 процента — прочие эксплуатационные расходы, которых достаточно много. Это и ГСМ для нашей спецтехники: экскаваторов, автокранов, АРТК, автовышек, самосвалов; и затраты на страхование опасных производственных объектов; затраты на обязательные обучение и аттестацию работников; экспертизы промышленной безопасности энергообъектов и т. д.

— Газ составляет львиную долю в ваших затратах! Если вы его сэкономили, сколько в рублях составила эта экономия?

— Мы не экономию получили, а убыток, не реализовав поставки полностью. У нас же есть необходимая валовая выручка по году, исходя из которой, формируется тариф на тепловую энергию — 2,8 миллиарда рублей. Это та сумма, которая нам необходима, чтобы предприятие существовало и могло подготовиться к следующему отопительному сезону. А мы, еще раз повторю, за полтора года суммарно убыток по предприятию получили в размере 210 миллионов рублей.


«НЕ БУДЕМ НАЧИСЛЯТЬ ПЕНИ ДО КОНЦА 2020 ГОДА ВСЕМ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ»

— Планируется ли перерасчет за отопление в 2019–2020-м, поскольку зимы практически не было, температура подачи была завышена. Ваши рекомендации по снижению ежемесячной стоимости услуги за отопление как в целом по Казани, так и в рамках договора УК с собственниками жилого здания? (Лилия Владимировна Гумерова)

— Мы работаем в строгом соответствии с федеральным и региональным законодательством. При оплате за поставленные энергоресурсы по общедомовому прибору учета и при взимании платы по нормативу за 8 месяцев (так называемая 1/8) перерасчет за поставленную тепловую энергию законодательством не предусмотрен. Единственный способ снизить стоимость услуги –– это снижение объема потребления. Надо понимать, что счета-фактуры жителям выставляем не мы, а управляющие компании или ТСЖ. Мы выставляем счет по общедомовому прибору учета, а управляющая компания — конкретным потребителям. А внутри дома внутридомовая система отопления может быть плохо отрегулирована, или банально забиты трубы, отопительные приборы, или погодный регулятор настроен неправильно.

— Вот и читатель пишет: «Постоянно отсылают к УПРу, но вы же знаете, что вся эта аппаратура бутафория! Чтобы она работала правильно, нужно соблюдать множество параметров». (Рамиль Сабирзянов)

— Что значит бутафория?! Узел погодного регулирования — это оборудование, которое может и должно нормально работать. Но его надо своевременно обслуживать, осуществлять регулировку. В любом случае вопрос надо переадресовать управляющей компании, поскольку УПР — в ее компетенции или ее подрядной организации, мы к нему даже доступа не имеем. Да, к нам приходят жалобы потребителей на низкий или высокий уровень температуры батарей или горячей воды, но надо обратиться в УК, чтобы она проверила внутридомовую систему.

Пени — это просто мера воздействия, чтобы человек вовремя осуществлял плату за потребленную услугу — за тепло Пени — это просто мера воздействия, чтобы человек вовремя осуществлял плату за потребленную услугу — тепло Фото: «БИЗНЕС Online»

 — А вы сами пытались решить эту проблему? Жители-то во всем винят поставщика услуги, да и УК на вас стрелки переводит…

— Мы выезжаем по жалобе на конкретный адрес и проверяем параметры: температуру, давление на точке входа в жилой дом. Если параметры отвечают норме, то с нашей стороны все в порядке — теплоноситель доставлен данному потребителю в соответствии с температурным графиком и гидравлическим режимом. После этого УК должна отрегулировать систему внутри дома. Если УК свою работу не выполняет, то на это есть Госжилинспекция. И мы сами, конечно, в текущем порядке работаем с управляющими компаниями. Но потребовать от них мы ничего не можем, у нас на это нет ни полномочий, ни рычагов влияния. «Казэнерго» — не владелец здания жилого дома, не уполномоченный орган, который регулирует данные отношения.

— Читатель спрашивает: «Почему в апреле 2020 года за отопление было начислено больше, чем в марте?»

— Без обследования конкретного дома ответ дать невозможно. Если бы был указан адрес, мы могли бы проверить.

— Правительство обещало, что нам не будут начислять пени за долги по ЖКУ. Ваша компания выполнит это обещание? До какого срока мораторий на пени? Каким образом избежать пени за долги по ЖКУ? Заявление? Кому? Кто имеет право на такую «льготу»? (Петров А.Н.)

— Мы не будем начислять пени до конца 2020 года всем без исключения, и эта мера не носит заявительный характер. Все происходит по распоряжению правительства РФ и касается всех поставщиков коммунальных услуг.

— Кого касается эта мера — только физических лиц или и юридических?

— Только физических лиц.

— Сколько вы потеряете, не взимая пени?

— Немного, порядка миллиона рублей по году. Но, как говорится, копейка рубль бережет, и эта копейка сбережет рубль потребителей наших услуг. А вообще пени — это просто мера воздействия, чтобы человек вовремя осуществлял плату за потребленную услугу — тепло.

Всего АО «Казэнерго» обеспечивает тепловой энергией 3 705 объектов города Казани, в том числе 1973 многоквартирных дома, 327 объектов социальной сферы Всего АО «Казэнерго» обеспечивает тепловой энергией 3 705 объектов города Казани, в том числе 1 973 многоквартирных дома, 327 объектов социальной сферы Фото: «БИЗНЕС Online»

ТЕПЛОПОТЕРИ НЕИЗБЕЖНЫ, НО ИХ МОЖНО УМЕНЬШИТЬ

— Какое количество топлива (тут), электроэнергии (кВтч) и водопроводной воды (м3) израсходовало АО «Казэнерго» на производство 1 Гкал отпущенной тепловой энергии в отопительный сезон 2019-2020? Сколько Гкал тепловой энергии было реализовало потребителям АО «Казэнерго» в отопительном сезоне 2019-2020? Чему равно отношение отпущенной тепловой энергии (Гкал) к выработанной тепловой энергии (Гкал) в отопительный сезон 2019-2020? Каким способом регулировался отпуск тепловой энергии потребителям АО «Казэнерго» в отопительный сезон 2019-2020? По какому температурному графику работали котельные АО «Казэнерго» в отопительный сезон 2019-2020? (Радик)

— На выработку 1 Гкал тепловой энергии расходуется порядка 159,5 килограмма условного топлива, порядка 25 кВт⋅ч электроэнергии. Реализация сторонним потребителям за 2019 год составила более 1,8 миллиона Гкал, а выработано более 2,1 миллиона Гкал. Разница в 14,5 процента обусловлена четырьмя факторами: расходы на собственные нужды котельных, тепловые потери в сетях теплоснабжения, коммерческие потери у потребителей и потребление тепловой энергии нашими собственными производственными зданиями: цехами, гаражами, службами. Что касается графика, то у нас основные температурные графики — это 95/70, 110/70 и 115/70 градусов по Цельсию.

— А каким способом регулировался отпуск тепловой энергии потребителям?

— Мы регулируем отпуск тепла изменением температуры теплоносителя на котельной. Технически правильно такой метод называется качественным методом регулирования. Если же отпуск тепла регулируется одновременно изменением температуры и расхода теплоносителя, то такой метод называется качественно-количественным. И по ряду причин он более эффективен, чем чисто качественный. Мы делаем шаги по переходу к качественно-количественному методу. Но этот переход пока осложнен отсутствием узлов погодного регулирования у части потребителей. На сегодняшний же день наша диспетчерская службы, исходя из прогноза погоды и фактической температуры на улице, дважды в день корректирует температуру теплоносителя по всем нашим котельным.

Далее в каких-то котельных стоит автоматика, где-то операторы регулируют. В составе диспетчерской службы работают порядка 50 человек. Это оперативные и ремонтные бригады, которые круглосуточно и круглогодично контролируют работу автоматизированных котельных и устраняют возникающие дефекты.

— Насколько неизбежны теплопотери?

— Теплопотери в тепловых сетях неизбежны, это законы физики. Другой вопрос — это их величина. Нужно понимать, что существуют нормативные тепловые потери в тепловых сетях — та величина, которую мы защищаем в министерстве энергетики РФ, которая определяется по федеральным расчетным методикам. При этом методика расчета принимает, что тепловая изоляция трубопроводов, сами трубопроводы в нормальном техническом состоянии. Вот эта величина — неизбежные потери, обусловленные теплофизикой и зависящие от протяженности, диаметров, видов прокладок тепловых сетей. Именно данная нормативная величина и включается в тариф, и только ее оплачивает потребитель. Все сверхнормативные потери в тарифе не учитываются, и это наши прямые убытки. У нас величина фактических тепловых потерь и нормативных за 2019 год практически одинакова — около 12 процентов. Но мы ставим перед собой задачу за три года, включая текущий, в целях снижения себестоимости тепловой энергии, повышения энергоэффективности снизить потери на 2 процента. Но потери обусловлены не только потерями в сетях, но и наличием так называемых бесприборников — домов, в которых не установлены общедомовые приборы учета потребления тепла. Их потребление рассчитывается по нормативу, и мы считаем, что потребляют они гораздо больше, чем оплачивают за тепловую энергию.

— Неужели в Казани еще есть дома, где не установлен общедомовой счетчик тепла?!

— Есть какое-то количество таких домов, мы сегодня как раз работаем в этом направлении: оповестили управляющие компании и собственников жилья о том, что счетчики необходимо установить, предлагаем собственные услуги для их установки.

— Сколько процентов таких домов на той территории, которую обслуживает «Казэнерго»?

— Всего АО «Казэнерго» обеспечивает тепловой энергией 3 705 объектов города Казани, в том числе 1 973 многоквартирных дома, 327 объектов социальной сферы. Без общедомовых приборов учета — 354 дома. Как правило, это небольшие дома — двухэтажные, а потребление тепла — до 0,2 Гкал/ч. Коммерческие потери по этим домам составляют около 25 миллионов рублей. Это много, если учесть, что весь наш ремонтный фонд составляет 36 миллионов рублей.

— Выходит, теплопотери бывают не только из-за дырявых труб и морально устаревшего оборудования, как обычно думают люди?

— Дырявые трубы — это уже наши потери: за газ, электроэнергию и воду мы платим, а теплоноситель уходит в землю, не доходя до потребителя. Счет за такие потери мы никому не можем выставить и не выставляем. Но когда начинается течь, аппаратура сразу показывает сбой и на место тут же выезжает аварийная или эксплуатационная бригада. Мы же говорим о неизбежных теплопотерях в сетях, допустимых в определенных пределах.

— Наверное, технология производства труб для теплоносителя изменилась? Все дело в замене устаревших труб на современные?

— Лучшие мировые практики позволяют обеспечить уровень потерь в тепловых сетях 5–7 процентов, а у нас 12. В Японии в одном из районов тепловод большого диаметра укладывают в монолитный канал типа метростроевского. Вот там теплопотери — 5–7 процентов. И робот внутри ездит — контролирует состояние трубопровода.

— Для нас это достижимая цель или недосягаемая фантастика?

— Это сделать можно, но все упирается в финансы. По сути, нужно изменять виды прокладок и применяемую теплоизоляцию по всем нашим тепловым сетям.

«Мы всегда находимся в поиске денежных средств и не только для покрытия наших «дырок» в бюджете, но и для модернизации мощностей в целях повышения качества отпуска тепла» «Мы всегда находимся в поиске денежных средств, и не только для покрытия наших «дырок» в бюджете, но и для модернизации мощностей в целях повышения качества отпуска тепла» Фото: Василий Иванов

«ПЛАТЕЖИ НАСЕЛЕНИЯ В МАРТЕ «ПРОСЕЛИ» НА 10—15 процентов, В АПРЕЛЕ — НА 8 процентов»

— Многие люди из-за режима самоизоляции не имели заработка и, наверное, экономили на уплате за ЖКУ. Сколько недополучило ваше предприятие? За счет чего планируете покрыть «дыру» в бюджете? На чем придется экономить? (Андрей Федоров). Если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года.

— Процентов на 10–15 платежи «просели» в марте, в апреле — процентов на 8. В рублях недоплату мы еще окончательно не посчитали, потому что это достаточно динамичный процесс: часть неплатежей марта оплачено в апреле, часть неплатежей апреля ждем в майской оплате, которую увидим в июне.

Как восполните выпадающие доходы? На чем экономить будете? Ведь подготовиться к следующему отопительному сезону вам все равно надо.

— Конечно, к следующему отопительному сезону мы подготовимся в любом случае, более того — планы свои мы не уменьшили. А за счет чего? Мы вообще всегда находимся в поиске денежных средств, и не только для покрытия наших «дырок» в бюджете, но и для модернизации мощностей в целях повышения качества отпуска тепла.

На сессии Казгордумы, которая прошла с участием президента РТ Рустама Нургалиевича Минниханова, я говорил о том, что есть необходимость в инвестициях порядка 400–500 миллионов рублей на модернизацию ряда наших котельных и сетей, в которых полезный отпуск теплоносителя ниже, чем заложено тарифом. Там старое оборудование, изношенные сети. Сегодня мы находимся в стадии глубокого изучения состояния объектов, которые мы хотели бы заменить.

— И где планируете взять деньги?

— Это могут быть заемные средства. Расчет такой: модернизацией мы не только улучшим надежность теплоснабжения, но и снизим себестоимость тепловой энергии на котельных и за счет более эффективной работы получим некую экономию.

— Заемные средства — это вы имеете в виду кредит в банке?

— Нет, банки на модернизацию деньги нам не дадут, потому что срок окупаемости — 10–15 лет. Самое лучшее, конечно, это привлечение бюджетных средств.

— У Минниханова хотите денег попросить?

— Мы уже попросили, и президент нас поддержал, но в условиях сегодняшних реалий инвестиции из бюджета вообще не предполагаются, и мы уже не рассчитываем на них.

Чаще всего строим и эксплуатируем котельные мы. Некоторые застройщики строят свои котельные. Но теплоснабжение — это не бизнес, оно убыточно «Чаще всего строим и эксплуатируем котельные мы. Некоторые застройщики строят свои котельные. Но теплоснабжение — это не бизнес, оно убыточно» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ВОЗМОЖНА РЕАЛИЗАЦИЯ ЧАСТИ ИМУЩЕСТВА «КАЗЭНЕРГО»

— И где тогда взять средства? Ведь получается замкнутый круг — из-за старого оборудования терпите убытки, поэтому средств на реконструкцию нет…

— Возможна реализация части имущества «Казэнерго» другим игрокам теплоэнергетического рынка. Это в качестве рассуждений…

— А кто потенциальные покупатели?

— Может быть, «Татэнерго» захочет приобрести, ТГК-16 или какая-нибудь другая теплоэнергетическая компания.

— Если инвестиции не найдете и не начнете модернизацию объектов, сколько лет они еще протерпят?

— Не более пяти лет. И с каждым годом они все больше и больше станут тянуть нас вниз, полезного отпуска тепла у них будет все меньше и меньше.

— В каких районах находятся эти устаревшие объекты?

— Их много в Кировском районе, там и сети изрядно изношены. Эти инвестиции пошли бы не только на объекты, но и на ремонт сетей, на решение проблемы теплопотерь.

— Какая у вас протяженность сетей?

— 600 километров, это в однотрубном исчислении и с учетом тех сетей, что у нас находятся на балансе, и тех, что переданы нам городом на обслуживание.

— Напомните нашим читателям, какие районы обслуживает «Казэнерго». Некоторые могут думать, что всю Казань.

— Мы обслуживаем порядка 25 процентов Казани, наши потребители находятся в Кировском, Советском, Приволжском и Вахитовском районах.

— Почему так сложилось?

— Мы работаем там, куда невыгодно и неэффективно прокладывать трубопровод ТЭЦ. А дома-то постоянно строятся, например в районе РКБ. Туда трубы не дойдут, пока не построят четвертый крупный энергоисточник. А жителям отопление требуется сразу, поэтому и ставят котельные.

— Кто строит и обслуживает эти новые котельные?

— Чаще всего строим и эксплуатируем котельные мы. Некоторые застройщики строят свои котельные. Но теплоснабжение — это не бизнес, оно убыточно. Хорошо, когда все новое, но через 15–20 лет оборудование изнашивается, устаревает и деньги на них не заработаешь. Нам достались многие ведомственные котельные — застройщики их эксплуатировали, пока они были новые, а когда пришли в упадок, избавились от них. Город был вынужден их забрать, ведь там дома остались, которые необходимо отапливать.

— Как происходит купля-продажа, когда вам передают не нужные застройщику котельные, — кто кому платит?

— Например, котельная ЖК «МЧС» была передана нам, условно, за рубль. Эту стройку просто надо было вытаскивать из проблем. Мы эту котельную довели до ума, построили сети.

Сегодня средняя температура на предстоящий отопительный сезон закладывается по показателям предыдущих отопительных периодов «Сегодня средняя температура на предстоящий отопительный сезон закладывается по показателям предыдущих отопительных периодов» Фото: «БИЗНЕС Online»

«НУЖЕН КАЧЕСТВЕННЫЙ РЫВОК В МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ И РЕМОНТЕ СЕТИ»

— Есть ли у «Казэнерго» инвестиционные программы развития, а не латания труб и подготовки к очередному отопительному сезону? Какие? (Жуков А.)

— У нас есть инвестиционная программа, формируемая исключительно за счет амортизации, она ежегодно составляет 250 миллионов рублей плюс 36 миллионов на капитальный ремонт. В тарифе за тепло 10 процентов — это как раз инвестпрограмма. Но она содержит и мероприятия подготовки к отопительному сезону. Благодаря этой программе мы можем ежегодно менять порядка 3,5 процента наших сетей. А чтобы сдерживать рост износа, необходимо менять 4 процента ежегодно. Чтобы уменьшать износ, надо каждый год ремонтировать 5–6 процентов трубопровода. К сожалению, фактически наша инвестиционная программа — это как раз программа по «латанию дыр».

Я считаю, нужен качественный рывок в модернизации объектов и тепловых сетей. Но где взять на это средства? Понятно, что за счет одного тарифа подобное сделать невозможно, поскольку есть потолок его увеличения — в год не более 4 процентов. Поэтому мы, повторюсь, находимся в постоянном поиске средств на ремонт и модернизацию.

— И где искать?! Банки кредиты на это не дают, бюджет республики похудел…

— Есть фонд развития ЖКХ, но оттуда деньги дают только городам с населением до 500 тысяч. Если бы было разрешено Казани участвовать, то мы могли бы модернизироваться на федеральные деньги.

— На вашей памяти существовали периоды, когда имелись свободные средства, которые можно было направить на модернизацию?

— Я руковожу «Казэнерго» четыре года и таких периодов не помню. Я, как руководитель, постоянно ставлю перед коллективом задачу — найти дополнительные источники финансирования, включившись в какие-то программы. Но пока сдвинуться в этом направлении не смогли.

— Какие работы запланированы?

— Планируем заменить 11 километров сетей, полностью реконструируем три котельные и отремонтируем здания 13 котельных.

«Я, как руководитель, постоянно ставлю перед коллективом задачу — найти дополнительные источники финансирования, включившись в какие-то программы»Фото: Василий Иванов

— Строительством и ремонтом занимается, наверное, отдельное подразделение «Казэнерго»? Это большой штат?

— Наше ремонтно-строительное управление — это порядка 100 человек, и они круглый год обеспечены работой.

— У вас 123 котельные, 600 километров сетей. Сколько из них в плачевном состоянии? Чтобы представить масштаб инвестиционной программы.

— Требуют модернизации 30 котельных — это одна четвертая часть общего количества. Изношенность сетей составляет 60 процентов, а 6–7 процентов трубопроводов требуют срочной замены. Мы уже начинаем проектирование замены и параллельно будем изыскивать денежные средства. Но в любом случае все запланированное мы сделаем.

— За время прошедшего отопительного сезона были аварии?

— Ни аварий, ни аварийных ситуаций не случалось.

— Жалобы от населения были?

— Конечно. В основном жаловались на низкие температуры в квартирах. Мы замеряли температуру и давление на входе в дом, и везде норма была выдержана в соответствии с графиком поставки тепловой энергии. Как правило, низкая температура батарей связана с состоянием внутридомовой сети отопления.

— А если зима теперь всегда будет теплой, как вы перестроите свою работу?

— Да, тенденция такая есть. Значит, в своих расчетах мы будем исходить из текущих реалий. И сегодня средняя температура на предстоящий отопительный сезон закладывается по показателям предыдущих отопительных периодов.

— В какой части своих расчетов вы будете делать корректировку в связи с потеплением зимы? И скажется ли это на тарифе?

— Снизится объем выработки тепловой энергии, следовательно, будем доказывать необходимость повышения тарифа до разрешенного законодательством максимума — на 4 процента. В текущем году нам дали повышение только на 3,5 процента. Хотя, конечно, повышение тарифа на 4 процента не покроет все наши убытки.

Опрессовка позволяет нам найти слабые точки нашей теплосистемы и залатать проблемные места «Опрессовка позволяет нам найти слабые точки нашей теплосистемы и залатать проблемные места» Фото: kzn.ru

«ДРУГОГО СПОСОБА ПРОВЕРИТЬ ТРУБОПРОВОД НЕТ — ТОЛЬКО ОПРЕССОВКА» 

— Из каких этапов состоит подготовка к отопительному сезону? Какой объем средств в среднем требуется? Приходится ли брать кредиты для этих целей? Какова кредитная нагрузка на данный момент? (Ильгизар Зарипов)

— У нас открыта кредитная линия только для поддержания оборотных средств. Дело в том, что газ мы оплачиваем в конце месяца, а за отопление с потребителей получаем в середине следующего. Мероприятия подготовки к отопительному сезону проводятся на свои средства, поскольку это заложено тарифом.

Что касается непосредственно подготовки, то первый этап — это опрессовка трубопровода увеличением давления в среднем на 25 процентов от рабочего. Соответственно, там, где трубы изношены, они не выдерживают повышенного давления и рвутся. Опрессовка позволяет нам найти слабые точки нашей теплосистемы и залатать проблемные места. Именно с этим связано отключение горячего водоснабжения: для обеспечения нужного давления необходимо отсечь потребителя. Да и внутридомовые сети не выдержат давления, которое мы создадим. А опрессовку внутридомовой системы в это же время проводят подрядные организации УК. Естественно, давление они подают гораздо меньшее.

— Почему отключаете горячую воду каждый год? Неужели нет современных средств опрессовки без отключения? Сколько дней реально требуется для проведения данной процедуры? (Дамир)

— Другого способа проверить трубопровод нет — только опрессовка. Что касается сроков ее проведения и, соответственно, отключения горячей воды, то нормами установлено от 5 до 14 дней. Если участок несложный, то на опрессовку хватает пяти дней и возобновляется подача горячей воды. График отключения потребителя от горячего водоснабжения согласовывается с исполкомом города и находится на сайте мэрии Казани в свободном доступе. В среднем опрессовка занимает 10 дней, но не более 14. Кроме непосредственно опрессовки, в этот же период отключений выполняются регламентные мероприятия по оборудованию котельных и ЦТП, а также в ИТП потребителей: внутренние осмотры, чистка грязевиков и водоподогревателей, ревизия запорной арматуры, замена изношенных участков трубопроводов. Все это невозможно выполнить в период работы оборудования и тепловых сетей. Кстати, бывают ситуации, когда мы уже выполнили все свои работы, например за 10 дней, а жилищные организации не закончили работы по внутридомовым системам. Это можно понять, поскольку у многих УК большое количество домов на обслуживании и большой объем работ, которые нужно выполнять практически одновременно. В таких случаях хотя мы и готовы подать горячую воду на 10-й день, но потребитель получает ее только на 14-й, после того как жилищные организации заканчивают свои работы.

— А если вы нарушили срок и вода отключена более 14 дней?

— Жилищная инспекция сразу же постучится к нам в дверь: разбирательство, штраф…

— Кто должен оповещать жильцов об отключении горячей воды в связи с проверкой/подготовкой к отопительному сезону? (Лилия Владимировна Гумерова)

— Управляющая компания или ее подрядная организация, управляющая конкретным домом.

— Потребление горячей воды за время режима самоизоляции возросло? Насколько? Сказалось ли это как-то на работе и прибыли «Казэнерго»? (Лидия Петровна)

— Потребление тепловой энергии на подогрев воды осталось практически на прежнем уровне. Возможно, «Водоканал» почувствовал рост потребления.

С учетом уровня износа трубопроводов тепловых сетей, в течение отопительного сезона периодически возникают свищи и порывы, которые наши ремонтные службы немедленно устраняют «С учетом уровня износа трубопроводов тепловых сетей в течение отопительного сезона периодически возникают свищи и порывы, которые наши ремонтные службы немедленно устраняют» Фото: kzn.ru

«ЕСЛИ РЕСУРСЫ СТАНУТ ДЕШЕВЛЕ, БУДЕТ СНИЖАТЬСЯ И СТОИМОСТЬ ОТОПЛЕНИЯ»

— Какая разница между себестоимостью отопления и той стоимостью, которую выставляют потребителю?

— У нас в тарифе прибыль не заложена, потребителю выставляется счет по себестоимости. Учитываются все постоянные расходы на подготовку тепла. А поскольку за прошедший отопительный сезон мы получили от потребителей на 210 миллионов рублей меньше, значит, они заплатили ниже себестоимости.

— Люди всегда спрашивают, почему тепло у нас такое дорогое?

— Я уже сказал, что 57 процентов в цене отопления составляет газ, а цена на него постоянно увеличивается. Кроме того, при подготовке теплоносителя есть расходы на воду, электроэнергию, зарплату, содержание сетей и оборудования.

— Вы видите возможность снизить стоимость отопления? Самое эффективное, наверное, — это снизить цену газа?

— Если ресурсы станут дешевле, соответственно, будет снижаться и стоимость отопления.

— Раньше за отопление потребители платили весь год, чтобы ежемесячный платеж был поменьше, а с недавних пор платят по факту — только во время отопительного сезона. А для «Казэнерго» как выгоднее?

— Конечно, лучше по факту, поскольку мы-то поставщикам газа и электроэнергии платим полную сумму за месяц. А если наш потребитель платит только часть за месяц, растянув платежи на 12 месяцев, то получается, что мы в какой-то части субсидируем потребителя.

— В июне в платежке строка за оплату отопления еще будет?

— Будет, поскольку потребитель платит за предыдущий месяц, а в мае 8 дней отопление еще было. При этом надо понимать, что жители тех домов, в которых есть приборы учета теплоносителя, заплатят ровно столько, сколько потребили. А в домах без приборов учета начисление будет по нормативу, в соответствии с графиком начала и завершения отопительного сезона, который устанавливается исполкомом Казани.

— Почему так долго и некачественно производится работа по восстановлению благоустройства после ремонта и перекладки сетей на Ершова, 49а? В нашем дворе после перекладки не только не закрыли ничем трубу (может, конечно, есть такая технология открытой прокладки), но даже не «зачернили» разрытый участок, не забрали укрывные бетонные плиты. Асфальт на улице уложили тоже только после обращения в «народный контроль», а дворовый проезд так и остался разбитым. (Marat Gilmanov)

— С учетом уровня износа трубопроводов тепловых сетей в течение отопительного сезона периодически возникают свищи и порывы, которые наши ремонтные службы немедленно устраняют. Если работы выполняются в зимнее время, то с учетом невозможности соблюдения технологии устройства дорожных покрытий выполняется так называемое временное благоустройство — с окончательным приведением его в порядок в летний период.

Если по теплоснабжению мы обслуживаем только треть Казани, то по уличному освещению весь город, 100 процентов «Если по теплоснабжению мы обслуживаем только треть Казани, то по уличному освещению — весь город, 100 процентов» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПО УЛИЧНОМУ ОСВЕЩЕНИЮ ВЕСЬ ГОРОД ОБСЛУЖИВАЕМ»

— Большая просьба наладить освещение дома 123 по ул. Восстания. (Нина Григорьевна)

— Как только этот вопрос поступил нам, мы сразу же восстановили освещение по этому адресу: около одного из подъездов не горел светильник, мы его заменили. Год назад по этому адресу были ртутные светильники, а сегодня стоят светодиодные. Что интересно, в период самоизоляции обращений по освещению в разы прибавилось. Кстати, если по теплоснабжению мы обслуживаем только треть Казани, то по уличному освещению — весь город, 100 процентов.

— Если производство теплоносителя — это всегда убыток, то на чем вы зарабатываете? «Казэнерго» ведь не только отоплением занимается, но и уличным освещением.

— По уличному освещению за 2019 год мы тоже получили убыток — 15 миллионов рублей. Это связано с тем, что тариф на обслуживание светоточки не повышался порядка 10 лет. Но мы занимаемся не только обслуживанием, но и строительством линий уличного освещения, например вдоль дорог, и вот там в расценках заложена некая прибыль. Она идет на покрытие других наших расходов. Но использовать данные деньги в производстве тепловой энергии мы не можем, бухучет по этим двум направлениям у нас отдельный. Теплоснабжение связано с тарифами и потребителями, а уличное освещение — городское хозяйство, которое надо обслуживать.

— Вакансии у вас есть?

— Вакансии операторов котельных есть, там постоянная текучка кадров. За время режима самоизоляции у нас вырос приток кадров именно на должность оператора котельных.

— Зарплата у вас привлекательная?

— Средняя заработная плата у нас 31 тысяча рублей. Не самая привлекательная в отрасли и городе. Операторы получают порядка 19 тысяч рублей. В прошлом году мы всю прибавку к зарплате отдали им, увеличив ее на 4–5 тысяч рублей. Этот качественный рывок в зарплате позволил уменьшить текучку кадров в этом сегменте штата.

— Рустам Рифгатович, спасибо за обстоятельный разговор!