Найденный в крови Ефремова коктейль алкоголя и психоактивных веществ неслучаен. Это стандартный набор тяжелого алкоголика, вынужденного постоянно выступать на сцене. Из такого состояния почти невозможно выйти. Хороший врач и психотерапевт могут помочь, но довольно редко. Михаил Ефремов, видимо, находится уже в очень глубокой стадии деградации, так что Запольский не верит, что он сможет стать полноценным человеком. Чего он точно заслуживает — так это полного забвения.
Наркотики у Ефремова при анализе не обнаружены. Хватит уже путать стимуляторы и галлюциногены с наркотиками. Кокаин, как и МДМА, — психостимуляторы
БЕГ ПО КРУГУ
Наркотики у Ефремова при анализе не обнаружены. Хватит уже путать стимуляторы и галлюциногены с наркотиками. Кокаин, как и МДМА — психостимуляторы. Тетрагидроканнабиол — действующее вещество конопли — галлюциноген. И к этой группе относятся ЛСД, ДОБ, псилоцибиновые грибы и аяхуаска. Все эти вещества не вызывают физической зависимости, но могут формировать психологическую. Некорректно говорить, что Ефремов употреблял наркотики!
Теперь о «неестественности» сочетания веществ. Увы, обычно картина выглядит именно так: алкоголик, которому требуется какую-то часть суток проводить в максимальной форме — на концертах, спектаклях или съемках, — но который не может в силу образа жизни отказаться от почти ежедневного опохмела, к вечеру бывает сильно пьян. Чтобы привести себя в форму, нюхает кокаин, причем с годами доза возрастает, развивается толерантность. Если в первые годы хватает 1-2 граммов, то постепенно доза растет до 3-5-7 граммов. Опьянение проходит, точнее «прячется» — исчезает вялость, отупение, приходит четкость мысли и яркость эмоций.
Закончены съемки или спектакль, а действие психостимулятора на фоне алкогольного опьянения — нет. Возникает мучительное ощущение «качелей»: от эйфории к слезливости, от бодрости к сонному состоянию агрессии. В этот момент одним помогает большая доза крепкого алкоголя, другим это бесполезно: «качели» возвращаются. И тогда применяют гашиш или эффективную марихуану. Третье по очереди вещество снижает агрессию и нестабильность настроения. В принципе день закончен, трип финишировал, нужно отдыхать.
Но сна нет! Психика перевозбуждена. Человек принимает сильное снотворное. Например, имован. Это действует: нервная система тормозится, можно урвать несколько часов сна. Утром сознание сужено, человек ощущает усталость, раздражительность, экзистенциальную пустоту вплоть до суицидальных желаний. После приема определенной дозы алкоголя настроение сглаживается, появляется аппетит, экзистенциальная проблематика микшируется, наступает короткое просветление, но через какое-то время требуются новые дозы алкоголя. И к вечеру все повторяется.
САМОРАЗРУШЕНИЕ
Так может продолжаться десятилетиями. Дозы медленно растут. Пока не срабатывает социальный фактор: личность деградирует, «кривая» успеха начинает спрямляться, человек осознает, что и заработки растут не прежними темпами, и успех у публики уменьшается (а это естественно — деграданту сложно «воспроизвести» просто вчерашнее, не говоря уж о продвижении вперед). Растет экзистенциальное опустошение, подключается «психосоматика»: тело «слышит», что мозг в тупике, и начинает «помогать» дальнейшей деградации — приходят болезни. Врачи и друзья говорят: завязывай! А как тут завяжешь, если на стимуляторах построен образ жизни, да и мысли?
Исход, как правило, неблагоприятный — ауто-дестракшн. И тут есть несколько развилок. Кто-то пытается действительно уйти в завязку, принеся свой экспоненциальный успех в жертву, но сохраняет себя и свою личность в относительной целостности: меняет круг общения на «скучный», переходит к преподаванию, включается в группы самоподдержки по алгоритму «12 шагов» или «анонимных алкоголиков». Кто-то понимает, что не сможет удержаться и решает «сфокусировать» дозы, ведя старый привычный образ жизни, но уже в узком кругу близких: я знаю многих звезд девяностых, покупающих кокаин раз в неделю и устраивающих «домашние пати» за высокими заборами своих домов по понедельникам, когда заведомо нет концертов. Кто-то просто бросает всякую публичную активность и уезжает в Гоа или Таиланд, где доступ к психоактивным препаратам намного естественнее, несмотря на драконовские меры властей, и там потихоньку деградирует окончательно. Кто-то действительно совершает суицид (чаще всего сначала демонстративный: выпивается «Крот» для прочистки труб, режутся вены, используется заведомо непригодная веревка). В этом случае резко сужается круг общения (говорят: «N поехал кукухой, с ним нужно осторожнее»! И в этом случае продюсеры заносят «звезду» в черный список: длительные контракты уже рискованны). Кто-то, как Наташа Пивоварова или Алексей Тихонов, погибают в пьяных кокаиновых авариях, унося на тот свет несколько жертв. Ефремову не повезло — он выжил и оказался в центре внимания.
У кого-то происходит полнейшая соматизация с последующим инфарктом или инсультом. И можно вспомнить Трахтенберга.
А есть ли «функциональный выход» из такого состояния без помощи врачей и психотерапевтов? Как ни странно, но случается. Человек внезапно теряет интерес к своей публичной жизни и впадает в депрессию с тяжелой ангедонией. Ему больше не хочется хотеть. Ни кокаин, ни алкоголь, ни успех, ни секс, ни еда или путешествия больше не привлекают. Состояние тяжелейшее и долгое — от 2 до 5 лет. С хорошим дорогим профессиональным терапевтом бывают позитивные случаи: чаще всего у бизнесменов, реже — у музыкантов, актеров и художников.
НЕ ПРИХОДЯ В СОЗНАНИЕ
Если вернуться к кейсу Ефремова, я думаю, что он спал. Не только в момент аварии, но и тогда, когда садился за руль. Так сказать, «не приходя в сознание». Во всяком случае, умысла на убийство невинного развозчика деликатесов у него не было. Это трудная моральная коллизия: можно ли осудить и посадить человека, который совершил преступление в невменяемом состоянии? — Ради морального блага общества необходимо.
А с точки зрения честного медицинского подхода? Чем он отличается от шизофреника, убившего прохожего, который показался ему дьяволом? Тем, что у шизофреника биохимия мозга не спровоцирована приемом веществ? Тем, что его мозг отравлен случайно, а не специально?
Мне по-человечески жаль Ефремова, он не заслуживает русской тюрьмы, как и никто не заслуживает ее: это не наказание, а унижение. Он заслуживает лечения в психиатрической клинике, долгого, возможно пожизненного, но такого наказания не существует. Может ли он стать здоровым полноценным человеком? В какой-то степени да, хотя деградация необратима. Я желаю нам всем забыть его имя. Он этого заслуживает в полной мере. И скажите мне, дорогой Васильев и Быков — а вот вы ведь знали/могли знать, предполагать, что ваш коллега сделает из вас посмешище и опозорит. Ау, вы ничего не хотите сказать? Или гонорары так высоки, что игра стоила свеч?
Мне противно. Московская тусовка деградировала ниже плинтуса.
Дмитрий Запольский
«Facebook», 11.06.2020
Дмитрий Николаевич Запольский — кандидат философских наук, инициатор возвращения Ленинграду названия Санкт-Петербург, первый советский журналист, взявший интервью у Пола Маккартни, Рональда Рейгана-младшего, академика Андрея Сахарова, Бориса Ельцина в период опалы, бывший депутат Ленсовета XXI созыва. Бывший главный редактор и вице-президент корпорации «Русское видео», доцент факультета философии человека РГПУ, профессор академии государственной службы при президенте РФ. С 2011-го — эмигрант, проживает в Финляндии.
Родился в 1958 году в Ленинграде.
Окончил философский факультет РГПУ им. Герцена (2000), медицинский факультет Государственной еврейской академии им. Маймонида (2002), аспирантуру при Академии общественных связей и Институт глубинной психологии и сексологии по специальности «сексолог-консультант» (2003).
Служил в специальной военизированной охране министерства финансов СССР, охранял Ленинградский монетный двор, был начальником караула, перевозившего золотые и платиновые слитки по СССР. После увольнения работал фельдъегерем в спеццентре военной связи ЛенВМБ, затем инспектором Ленинградской таможни.
1980 — создал первую независимую молодежную газету в СССР «Перекресток», которая выходила тиражом 30–50 тыс. раз в неделю.
1989 — работал в различных избирательных кампаниях как психолог и политтехнолог.
1990 — был избран народным депутатом Ленсовета XXI созыва, назначен секретарем постоянной комиссии по правам человека. Одновременно работал корреспондентом программы «Факт» на ленинградском телевидении.
1993 — создал ежедневную программу «Хроника событий» на ГТРК «Петербург», которая выходила в эфир всего несколько недель и была закрыта по решению руководства канала после того, как в ней прозвучала критика в адрес Ельцина.
1994 — режиссер регионального телевидения Санкт-Петербурга, впоследствии директор информационного вещания и автор ежедневной программы «Вавилон ДЗ».
1995 — принимал участие в качестве консультанта Анатолия Собчака на выборах губернатора Санкт-Петербурга.
1997 — директор актуального вещания «Русского видео», главный редактор и вице-президент корпорации.
1999 — создал первое интерактивное в России «судебное» ток-шоу «Последняя инстанция» на ГТРК-5. «Последняя инстанция» была закрыта по требованию губернатора Владимира Яковлева после того, как в ней обсуждалось захоронение останков царской семьи.
С 2002 года — психоаналитик и психолог-консультант, в 2003-м возглавлял клинику «Биомед».
2009–2010 — советник председателя ленинградской федерации профсоюзов, редактор петербургской вкладки в профсоюзную газету «Солидарность». Был уволен по решению Совета Федерации за критические публикации в адрес профсоюзных лидеров.
2002–2004 — доцент актерского факультета Государственной академии театрального искусства (ныне Российский государственный институт сценических искусств).
2003 — преподаватель специальных курсов в Институте инженеров кино и телевидения, Гуманитарном университете профсоюзов.
2004–2006 — доцент факультета философии человека РГПУ.
2008–2010 — профессор академии государственной службы при президенте РФ.
2011 — эмигрировал из России после личной просьбы Владимира Путина «не мутить воду в стране», когда группа журналистов во главе с Запольским предложила президенту свое видение общенациональной вещательной корпорации «Общественное телевидение» по модели британской вещательной корпорации BBC. После отъезда из России переехал в Таиланд, где на борту корабля Sea Dragon в окрестностях архипелага Ко Чанг организовал плавучий дайв-центр.
2015 — подвергся ряду нападений, которые сопровождались угрозами в его адрес и адрес его семьи, в связи с оппозиционной деятельностью.
2016 — опасаясь за жизнь семьи, переехал в Финляндию.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.