ОДИН ИЗ ЛУЧШИХ КВАРТАЛОВ НКШ НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ

Самым ярким моментом ежеквартального отчета ПАО «Нижнекамскшина» за январь – март текущего года, безусловно, стал мощный рост его производственных показателей. «Физический» объем выпуска шин на предприятии в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года (АППГ) вырос на 45% до 1,937 млн штук, отмечается в опубликованном на днях отчете компании, который прочитали аналитики «БИЗНЕС Online».

Производство легковых шин в Нижнекамске увеличилось на 36% до 1,567 млн единиц, легкогрузовых шин — на 105% до 346 тыс. единиц. Вместе с «обувью» для сельхозтехники разница с АППГ составляет 598 тыс. шин. Для сравнения: суммарный выпуск шин всей российской шинной отраслью подрос на 420 тыс. до 5,9 млн штук. То есть, если исключить татарстанскую прибавку, прочие заводы — а всего в различных отраслевых каталогах насчитывается от 10 до 15 предприятий — суммарно «отминусовали» квартал к кварталу около 178 тыс. шин.

Вполне логично и доля НКШ в общероссийском производстве шин увеличилась квартал к кварталу с 24,4% до 32,8%, причем последний показатель НКШ уступает только уровню «межкризисного» первого квартала 2018 года (34,8%).

Перспективы второго квартала, увы, не радужные. Из-за борьбы с пандемией COVID-19 нарушено большинство логистических цепочек. А в самой автомобильной отрасли в мире временно было остановлено множество предприятий — как для соблюдения карантинных норм, так и в связи с падением спроса. Например, в России в апреле на неопределенный срок приостановил производство завод Hyundai в Петербурге, паузу также взяли Volkswagen и Peugeot Citroen в Калужской области.

РАЗВОД С ТАИФОМ И ДЕВИЧЬЯ ФАМИЛИЯ ДЛЯ «ДОЧКИ» СИБУРА

Откуда же такая динамика производства «Нижнекамскшины» в первом квартале? Составители отчета НКШ говорят, что подобная динамика роста производства обусловлена слабой базой января – марта 2019-го, возникшей с его перебоев поставок сырья. При этом авторы не вдаются в подробности перебоев и не сообщают, как они были устранены.

Мы же со своей стороны напомним, что до недавнего времени шинный комплекс «Татнефти» зависел от своего единственного поставщика и соседа по нижнекамской промзоне — «Нижнекамскнефтехима» (НКНХ), входящего в группу компаний «ТАИФ». И это партнерство никак нельзя было назвать добрососедским. Шинники несколько лет разбирались с нефтехимиками в ФАС и судах из-за цен на каучук, недаром этот период в СМИ получил название «каучуковых войн». Например, как ранее писал «БИЗНЕС Online», в 2018-м НКНХ поднял цены шинному комплексу «Татнефти» на 10−27%, в зависимости от вида каучука. По нашим сведениям, дополнительные расходы шинников из-за этого за год превысили 500 млн рублей.


Понятно, что такое положение дел «Татнефть» не устраивало, и в конце прошлого года нефтяники объявили о покупке двух активов в Тольятти с совокупным оборотом в 14 млрд рублей в год. Соответствующая  договоренность была достигнута в сентябре, а закрыли сделку 1 ноября. В результате в собственность «Татнефти» перешли завод по производству синтетических каучуков «СИБУР-Тольятти» (которому позднее вернули историческое название «Толяттикаучук»)  и индустриальный парк «Тольяттисинтез». Сумма сделки составила 11,3 млрд рублей.

В итоге команда Наиля Маганова избавилась от опостылевшего «брака по расчету» с ТАИФом. Каучук из Тольятти обеспечит сырьем шинный комплекс «Татнефти», а, кроме того, ТАНЕКО будет получать от родственных структур высокооктановые добавки для производства топлива. Любопытно, что тольяттинские активы, видимо, не прочь был заполучить и ТАИФ: по крайней мере, Rupec называл «Казаньоргсинтез» в числе претендентов.

Что касается НКНХ, то его выручка в первом квартале 2020-го упала на 17% до 38,1 млрд рублей, при этом операционная прибыль компании снизилась на 47% до 5,3 млрд рублей.

СЫРЬЕВЫЕ ЗАТРАТЫ УПАЛИ, УБЫТКИ СМЕНИЛИСЬ ПРИБЫЛЯМИ

Оценим динамику финансов самой «Нижнекамскшины». Ее выручка в январе – марте 2020 года снизилась относительно АППГ на 38% до 1,76 млрд рублей. Самый общий показатель не радует: мало произвести, нужно еще и удачно продать, но основные затраты (в первую очередь сырье — тот самый каучук) упали еще сильнее — на 47% до 1,53 миллиарда. И такое опережающее снижение производственных издержек обеспечило НКШ валовую прибыль в размере 235 млн рублей против 33 млн валового убытка в первой четверти 2019 года. К слову, в этой части отчетности наши эксперты видят странность, о которой речь пойдет ниже.

Далее, управленческие затраты прибавили 14% до 162 миллионов. А после сведения к общему знаменателю расходов и доходов на этом уровне отчетности у компании обозначилась прибыль от продаж в размере 73 млн против прошлогоднего убытка в 175 млн рублей.

Также улучшился баланс прочих статей. Отрицательное сальдо прочих расходов и доходов сократилось на 7 млн до 4 млн рублей. И в сухом остатке в январе – марте 2020 года «Нижнекамскшина» получила чистую прибыль 49 млн рублей против чистого убытка 155 млн в первом квартале 2019 года.

А теперь о том, что в отчетности «Нижнекамскшины» удивило экспертов, об их оценках и прогнозах.

«ШИННАЯ ОТРАСЛЬ БУДЕТ ВЫНУЖДЕНА СНИЗИТЬ ОБЪЕМЫ ПРОИЗВОДСТВА ИЛИ РАБОТАТЬ НА СКЛАД»

Алексей Калачев — аналитик ГК «Финам»:

— Представленная в квартальном отчете эмитента финансовая отчетность по РСБУ за первый квартал 2020 года не дает полной картины происходящих процессов. В частности, в отчете эмитента указывается (на страницах 23–24), что в этот период слуичлся переход на давальческую схему работы с ООО «ТД „Кама“». В консолидированном отчете по МСФО по группе связанных предприятий мы бы не заметили больших изменений. Но в отдельно взятом отчете ПАО «Нижнекамскшина» за январь – март 2020 года видим как бы парадоксальную ситуацию: производство шин в натуральном выражении выросло на 45 процентов, но при этом выручка упала на 37 процентов, а себестоимость — на 47 процентов. В результате предприятие получило по РСБУ чистую прибыль вместо убытка, полученного годом ранее.

А между тем за этот период не произошло существенных и сопоставимых изменений в ценах на сырье и произведенную продукцию. Просто если в первом квартале 2019 года в структуре затрат на сырье и материалы приходилось 48,3 процента, то в первом квартале 2020-го — ноль процентов. А наибольший удельный вес в структуре затрат теперь занимают работы и услуги производственного характера — 27,9 процента, а также затраты на оплату труда со страховыми взносами — 27,8 процента. Ну и продажи, соответственно, должны были снизиться, ведь они тоже должны были перейти к ТД «Кама».

Таким образом, из представленной отчетности сложно сделать вывод о тенденциях, поскольку данные в годовом выражении стали несопоставимы. Но уже можно предположить, что результаты второго квартала 2020 года будут существенно хуже. Спрос на шины в период пандемии сильно упал, поскольку в России и мире в апреле 2020-го в 3–4 раза уменьшились продажи новых автомобилей и автопроизводители снизили объемы производства. Выпуск легковых машин в РФ в январе – апреле 2020 года упал на 33,5 процента, в том числе в апреле — на 79,2 процента. Выпуск грузовых автомобилей за первые четыре месяца уменьшился на 16,7 процента, в том числе в апреле — на 36,5 процента. Шинная отрасль также будет вынуждена снизить объемы производства или какое-то время работать на склад.


Анна Бодрова — старший аналитик ИАЦ «Альпари»:

— Судя по отчетности, первый квартал 2020 года для «Нижнекамскшины» был довольно успешным. Скорее всего, в производственных планах компании опирались на уверенный 2019-й, когда спрос на автомобили и комплектующие был выраженным, а платежеспособность населения — как минимум стабильной. Отсюда, вероятно, и рост объема выпуска шин на 45 процентов. Сомнительно, что компания предполагала работать на склад, хранение тоже требуется оплачивать, а шины не тот товар, который можно хранить бесконечно. Вероятно, себестоимость продукции ранее удавалось сократить и за счет накопленных запасов сырья, и на фоне понижения цены на каучук.

Результаты очень неплохие, но вряд ли они устойчивые: производство сильно зависит от спроса на продукцию, и с этим как минимум до конца года будут проблемы.