Зуфар Хакимзянов — один из ключевых игроков на рынке распространителей печатной прессы Казани. В отрасли он известен почти 20 лет Зуфар Хакимзянов — один из ключевых игроков на рынке распространителей печатной прессы Казани. В отрасли он известен почти 20 лет Фото предоставлено Зуфаром Хакимзяновым

О герое

Зуфар Хакимзянов — один из ключевых игроков на рынке распространителей печатной прессы Казани. В отрасли он известен почти 20 лет — сначала как руководитель ЗАО «Горпечать», а после банкротства предприятия в 2017 году как учредитель и директор ООО «Агентство торговли», под вывеской которого продолжает работу большинство «горпечатных» киосков. По данным сервиса «Контур.Фокус», на конец 2019-го компания зафиксировала чистую прибыль на уровне чуть больше 700 тыс., а выручка составила 30 млн рублей. Сегодня организации Хакимзянова принадлежит порядка 70 уличных торговых павильонов — это 80% уличного рынка распространения прессы Казани (без учета газетных киосков в торговых центрах).

«Мы 6 апреля возобновили работу — а продавать некому! Все на самоизоляции. Наши основные покупатели — люди от 35 лет и старше, большая доля потребителей старше 65 лет, им вообще нельзя выходить на улицу» «Мы 6 апреля возобновили работу, а продавать некому! Все на самоизоляции. Наши основные покупатели — люди от 35 лет и старше, большая доля потребителей старше 65 лет, им вообще нельзя выходить на улицу» Фото: «БИЗНЕС Online»

Об ударе коронавируса

  • Период самоизоляции был для нас катастрофически тяжелый. Мы 30 марта еще уверенно работали. А вечером выступила вице-премьер РТ Лейла Фазлеева, которая объявила о введении режима самоизоляции, и мы в полном недоумении начали звонить во все органы: что делать-то? Нам сказали: «Закрывайтесь». Мы так и сделали, а 1 апреля начали трезветь. Был полный информационный вакуум, никто не понимал, что происходит. Но нам стало ясно, что, если мы не откроемся немедленно, доходов не будет никаких при том же уровне расходов и есть вероятность, что мы вообще больше никогда не откроемся. Мы два дня как сумасшедшие консультировались со всей страной от Хабаровска до Калининграда, кто-то вообще не закрывался, кто-то так и не открылся.
  • В результате мы 6 апреля возобновили работу, а продавать некому! Все на самоизоляции. Наши основные покупатели — люди от 35 лет и старше, большая доля потребителей старше 65 лет, им вообще нельзя выходить на улицу. Получается, что доходов нет никаких, но мы должны оплачивать коммунальные платежи, аренду, зарплаты, налоги, которые для нас остаются на прежнем уровне, без всяких отсрочек.
  • В апреле продажи печатной продукции упали на 70%. В мае ситуация чуть-чуть улучшилась, думаю, что к концу июля мы начнем выходить на статистические продажи. Но апрель нас вообще почти похоронил.
  • В чем еще была большая проблема: у нас многие продавцы старше 65 лет. Им просто нельзя выходить на работу. Поэтому вначале мы запустили часть киосков, а полностью открылись только недели через две — с середины апреля, перераспределив на все павильоны более молодых сотрудников, чтобы работники пенсионного возраста могли оставаться дома и не подвергали себя риску. Трудились в рваном режиме, но не никого уволили. Зарплаты, конечно, у людей уменьшились, поскольку они привязаны к выручке, но главное, что удалось сохранить рабочие места.

«В апреле продажи печатной продукции упали на 70%. В мае ситуация чуть-чуть улучшилась, думаю, что к концу июля мы начнем выходить на статистические продажи. Но апрель нас вообще почти похоронил» «В апреле продажи печатной продукции упали на 70 процентов. В мае ситуация чуть-чуть улучшилась, думаю, что к концу июля мы начнем выходить на статистические продажи. Но апрель нас вообще почти похоронил» Фото: geralt / pixabay.com

Об антикризисных мерах

  • Мы продолжаем двигаться по пути диверсификации продукции. Продажи печатной прессы в России снижаются из года в год, в среднем по стране спад ежегодно составляет 7% (по количеству копий, выручке может быть и сильнее). Еще в 2005-м, когда мы заметили, что продажи газет резко падают, стало понятно, что надо привлекать людей через сопутствующие товары. Тогда правительство республики пошло нам навстречу, и мы стали продавать не только канцтовары, но и снеки, соки, воду. Студентам, например, пресса вообще не нужна, но, когда они видят, что у нас минералка или «Сникерс» дешевле, чем в продуктовом магазине, заходят к нам и импульсно могут приобрести газету или журнал. Однако вузы перешли на дистанционный режим работы, а сейчас вообще летние каникулы, так что эта целевая аудитория исчезла.
  • Уже несколько лет мы, как табачные киоски в Европе, стали пополнять транспортные карты. Доходность от такого — 0,7%, представляете? Если человек положил на карту 100 рублей, мы заработали 70 копеек! Но это тоже трафикообразующий прием, а кроме того, социальная ответственность: людям не надо ехать на почту или искать терминалы самообслуживания. Сейчас услугу пополнения транспортной карты мы оказываем в половине наших киосков. Делали бы во всех, но нет соответствующего оборудования, его просто невозможно купить. В обычной ситуации это все равно нас поддерживало, привлекало людей, но в апреле-мае никто никуда не ездил, и до сих пор общественный транспорт остается местом повышенной опасности с эпидемиологической точки зрения.
  • Когда были введены профилактические меры, мы запустили продажу масок, перчаток, санитайзеров — они помогли нам не закрыться окончательно. Но сейчас и их покупают все меньше и меньше. С прошлой недели начали продавать недорогие солнцезащитные очки: пока магазины и торговые центры закрыты, их хорошо покупают. Даже парфюм ввели в ассортимент.

«Продажи печатной прессы в России снижаются из года в год, в среднем по стране спад ежегодно составляет 7 процентов» «Продажи печатной прессы в России снижаются из года в год, в среднем по стране спад ежегодно составляет 7 процентов» Фото: kzn.ru

О поддержке правительства

  • В таком абсолютно кризисном положении мы стали рассчитывать на меры поддержки. Но выяснилось, что они на нас не распространяются.
  • Мы не получили вообще никакие отсрочки — все налоги заплатили в полном объеме. Налоговая говорит, что мы не подходим ни под один критерий. Нам не пошли навстречу даже с арендными платежами. Кировская область приняла меры поддержки распространения СМИ, в Липецке муниципалитет снизил аренду до 8 рублей за квадратный метр — у нас 400 рублей. Москва, Уфа, даже Челны отменили своим газетным киоскам арендную плату за апрель – июнь. В Казани такого нет. Есть условие, что на федеральном уровне такая отсрочка положена, если у юрлица на тот момент долг не больше 3 тыс. рублей. У нас было чуть больше, а персонально решать вопрос никто не стал. На сегодня у нас долгов нет, но никаких отсрочек так и не увидели.
  • С субсидиями для МСП из пострадавших отраслей вообще получился анекдот! Когда правительство приняло решение субсидировать какие-то вещи, оно, наверное, имело в виду такие предприятия, как мы, — у которых выручка исчезла. Но это реализовано через коды ОКВЭД, а у нас тот код, который попадает под субсидии, был неосновным, хотя мы по нему отчитываемся в налоговую. А значит, получается, что субсидии нам не положены. Мы встречались и с минэкономики, и с городом, и с налоговой — со всеми, объясняли, что поменяли ОКВЭД, но нам сказали только, что мы что-то получим, если появится соответствующий федеральный закон. Единственное, чего удалось добиться, — отмены предоплаты за электроснабжение.
  • Мы по-прежнему участвуем во всех возможных встречах с правительством, пишем письма во все инстанции с надеждой на поддержку, потому что мы прошли мимо всех возможных льгот. Но ведь есть еще люди, которые привыкли читать бумажную прессу, длинные аналитические материалы, и мы очень любим свой бизнес, охраняем культурное наследие. Франция вообще поддерживает газетные киоски, доплачивает им, чтобы эта отрасль сохранилась. В Италии разрешают поштучно торговать сигаретами. У нас в правительстве вроде понимание значимости отрасли тоже есть, но почему-то оно никак ни в чем не проявляется.

О будущем

  • На сегодня наша операционная деятельность позволяет говорить, что мы, скорее всего, не закроемся, прогнозируем постепенное восстановление спроса к концу июля. Но наше дальнейшее развитие зависит не только от нас самих. Перед нами до сих пор стоит вопрос о выживании: тот отрицательный баланс, который у нас образовался, никуда не исчез.
  • Но мы хотя бы как-то работали. Наши коллеги, у которых точки расположены в торговых центрах, хотели бы возобновить работу, но так и не смогли. В отрасли есть игроки, которые, судя по всему, уже не откроются.