ТАКУЮ ЖЕ СУММУ ВЫРУЧКИ В 2011 ГОДУ НАМЕРЕНЫ ПОЛУЧИТЬ И ЕГО РЕЗИДЕНТЫ. ЧАСТЬ 3-Я

Срок окупаемости инвестиций в казанский IТ-парк – 10-15 лет, однако, оценивать его эффективность надо и по другим параметрам. Каким именно, рассказал в ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» директор IТ-парка Динар Насыров. Кроме того, он рассказал о крупнейших резидентах парка и реализуемых ими проектах.

nasirov.jpg
Динар Насыров

ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ У НАС ВПЕРЕДИ ЕЩЕ 9 ЛЕТ

- Как определить тот момент, когда можно будет сказать: "IТ-парк и деньги, в него вложенные, себя оправдали"? Или он уже наступил? (Ильшат Саетов).

- С точки зрения бюджетной эффективности вложений срок окупаемости 10 - 15 лет. Бюджетная эффективность считается объемом налогов и сборов, которые платят в бюджет резиденты IТ-парка. Сейчас по факту 50% остается в республике, 50% направляется в федеральный центр. И инвестиции на строительство здания IТ-парка распределялись примерно так же – 50% - республиканские, 50% - федеральные.

…Поэтому для определения эффективности у нас впереди еще 9 лет. Но точно – не 15.

- А какова сумма инвестиций в здание IТ-парка?

- Около 2,5 млрд.рублей. При 2,5 млрд. рублей выручки резидентов IТ-парка, а этот показатель мы уже сейчас достигаем, около 300 - 400 миллионов рублей – налоговые поступления в год. Причем, не считаются поступления сервис-резидентов, которых у нас пять – банк, почта и т.п. К тому же считаются доходы только тех подразделений IТ-компаний, которые расположены в IТ-парке.

Таким образом, для того, чтобы окупить вложения, потребуется 10 - 15 лет. Для подсчета мы используем методику федеральной налоговой службы, регулярно отчитываемся перед министерством связи и массовых коммуникаций РФ.

- Динар Назылович, я написал проект, как запустить INTERNET2, объединить в одну скоростную сеть все университеты и школы, чтобы иметь доступ к библиотекам... через министерство образования показывал министру... сказал неинтересно. А что интересно? Госзаказы? (Сабаев Марсель Ирекович).

- Показал бы нам этот проект… У нас есть свой сайт – itpark-kazan.ru, где можно найти контакты, зарегистрироваться и подать заявку в бизнес-инкубатор.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ IТ-ПАРКА ИЗМЕРЯЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО ПЛОЩАДЯМИ

- На ваш взгляд, может ли отдача от работы технопарка измеряться в построенных квадратных метрах офисных площадей и мифических цифрах будущих оборотов резидентов, как это делается в большинстве российских технопарков? (Береснев Иван).

- К сожалению, любой объект, построенный нашим государством, сразу воспринимается, как заведомо неэффективное и нечто «распилочное»… Но по мере того, как в IТ-парке проходят различные мероприятия, айтишная среда меняет свое представление о пользе и эффективности парка. Мы меньше чем за год заполнили весь IТ-парк, сейчас даже есть очередь. По результатам аукционов мы уже с кем-то не будем продлевать контракты, потому что они не занимаются тем, чем анонсировали.

- Право войти в IТ-парк продается на аукционе?

- Да, предметом аукциона является право заключения договора аренды. Если на площадь заявляется несколько компаний, то они на аукционе между собой торгуются за право разместиться в IТ-парке. Но аукционная межведомственная комиссия рассматривает заявки с точки зрения соответствия резидентской политики. А арендная ставка утверждена минземимущества РТ.

- Чем же измеряется эффективность вашей деятельности?

- Критериев эффективности много – минкомсвязи РФ запрашивает с нас отчет почти по 20-ти… Основными критериями являются следующие показатели: первый - процент заполнения арендных помещений (у нас 100%), второй – выручка в динамике и в сочетание с резидентской политикой (выручка за неполный 2010 год была 800 млн. рублей, в 2011 ожидается 2,5 млрд. рублей), третий – количество созданных рабочих мест (у нас 1000).

Мы вместе с правительством РТ хотим довести IТ-отрасль до показателя доли в 7% ВРП. А IТ-парк – это только один из элементов системы. Его эффективность не ограничивается только показателем сдачи площадей.

- IТ-парк – это необходимый элемент для развития IТ-отрасли в целом…

- Да! Мы помогаем нашим IТ-компаниям продвигаться за пределами республики. Наверное, эффективность можно мерить количеством субъектов РФ и стран, куда продаются продукты наших компаний. Например, «БАРС Груп» продает свои программные решения в более чем 60 субъектов России. У некоторых компаний по 40 - 50 субъектов распространения своей продукции. Есть и такие, которые работают с зарубежными странами.

- Таких много?

- Нет, на дальнее зарубежье работают единицы, лидер среди которых подразделение Fujitsu в России – компания ICL-КПО ВС. Есть еще три фирмы, которые продают свой продукт на Запад. Около половины резидентов работает на СНГ.

КАЖДЫЕ ДВА МЕСЯЦА ПРОВОДИМ ЗАСЕЛЕНИЕ В БИЗНЕС-ИНКУБАТОР

- Если у человека есть идея в области информационных технологий, но в силу специфики полученных знаний, образования он сам реализовать задумку не может, а может только составить техническое задание. Возможна ли реализация таких проектов у вас? Есть ли у вас кадры, которые могут человеку в этом помочь? (TatarIN.NET).

- Для стартапов у нас есть бизнес-инкубатор. Попасть туда очень просто – надо через наш сайт в простой форме написать заявку – имя, идея. Затем с вами связываются специальные люди, которые занимаются бизнесинкубированием. Если проект вполне реальный, то человека учат, как сделать бизнес-план, консультируют в ходе его подготовки, учат делать презентацию проекта. Все это делается для того, чтобы отобрать наиболее перспективные проекты. Каждые два месяца мы проводим экспертизу проектов и заселение в бизнес-инкубатор. Причем, по количеству отобранных компаний у нас нет лимитов. Но рабочих мест в бизнес-инкубаторе только для 20 компаний.

- Сколько сейчас там компаний?

- Сейчас 12. Для отбора проектов мы приглашаем руководителей венчурных и инвестиционных фондов в основном из Москвы, но были и из Германии, Финляндии, Франции. Причем, они дают не только свою экспертную оценку, но и деньги на IТ-проекты.

- А кто возглавляет экспертную комиссию?

- А там нет главы! Мы приглашаем пять экспертов, которые IТ-парку дают рекомендации. Проекты оцениваются по определенным критериям – насколько проект технически реализуемый, экономически эффективный, наличие команды для его реализации и др. Проект принимается, если за него все члены экспертной комиссии проголосовали единогласно. Представители министерства информатизации и связи РТ и IТ-парка иногда присутствуют, но обязательно в меньшинстве.

- Сколько всего поступило заявок?

- Очень много! Мы их даже уже не считаем… Ведь некоторые ребята «пропадают» после того, как мы им предлагаем разработать бизнес-план к их проекту. На сегодняшний день мы провели три отбора, на каждом из которых рассмотрели по 25 - 30 заявок.

Отбор мы проводим в три этапа: первый - сбор заявок, написание бизнес-планов; второй – работа с местными экспертами, доработка проектов и их презентаций; третий – сам отбор с приглашением внешних экспертов.

Мы собираем 12 - 15 экспертов по маркетингу, дизайну, по разработкам в сфере IТ, по инвестициям, продвижению. Сначала проводятся лекции - ребят учат, как правильно представлять проект. Затем каждый проект отрабатывается с каждым экспертом. Проекты по совету экспертов «доводятся до ума», снова проводится презентация и обсуждение. Цель – за три дня подготовить ребят так, чтобы они сумели за три минуты правильно донести свой проект до внешних экспертов. И только по заключению внешних экспертов мы принимаем людей в бизнес-инкубатор.

В бизнес-инкубаторе у нас нет требования наличия юрлица – это может быть группа студентов. Затем мы помогаем им зарегистрировать юридическое лицо, ведем за них бухгалтерию, если есть такая необходимость. Каждой компании предоставляется до шести автоматизированных рабочих мест. Ограничение в шесть мест не случайно – такое количество достаточно для запуска проекта, а если компания начала развиваться, у нее пошли заказы, то шести рабочих мест им уже не будет хватать. …И нам не придется просить их освободить место – сами уйдут.

ЕСЛИ ПРОЕКТ ПРОШЕЛ ЭКСПЕРТИЗУ, ИНВЕСТОРЫ НАХОДЯТСЯ БЫСТРО

- По сути, они делают бизнес на свои деньги?

- На самом деле они очень быстро находят инвесторов, потому что проект уже прошел экспертизу, а у любого инвестора к таким проектам доверия больше.

- А где они находят инвесторов?

- У нас есть инвестиционно-венчурный фонд РТ, есть гранты агентства инвестиционного развития РТ, есть московские фонды, а у некоторых проектов есть и частные инвесторы из Японии, Франции. Два стартапа, например, приехали из Москвы. Ребята сами деньги находят.

- В области IT есть идеи, которые могут быть в первоначальном варианте больше нацелены на социально-экономическое развитие республики, чем на монетизацию. Работаете ли вы с такими проектами, где в краткосрочной и среднесрочной перспективе монетизация будет слабой, но будут иные эффекты, полезные для республики и ее граждан? (TatarIN.NET)

- Сам IТ-парк никогда не занимался только коммерческими проектами, мы даже больше занимались некоммерческими. Например, высшая школа информационных систем и технологий – социальный проект. Мы проводим много бесплатных мероприятий для студентов и айтишников.

Если говорить про резидентов IТ-парка, то это коммерческие предприятия – они занимаются разработкой IТ, они должны развиваться. Кстати, по итогам 2010 года темп роста составил 40 процентов, в этом году также рассчитываем на такую же цифру. Для бизнес-инкубатора задача – создать бизнес. Если это будет социальный проект, то, скорее всего, эксперты не посоветуют нам взять его в бизнес-инкубатор, потому что один из критериев отбора – экономическая реализуемость проекта.

Но у нас есть и социально ориентированные проекты, например, по автоматизации деятельности различных клиник – стоматологических кабинетов, фельдшерско-акушерских пунктов, которые находятся в муниципальной собственности. Продвижение информационных технологий в деревни – это социальный проект. Но они «сели» у нас в IТ-парке потому, что из этого можно сделать бизнес.

nasirov-1.jpg


И С АЙФОНОМ APPLE БЫВАЮТ ПРОБЛЕМЫ!..

- Пришло время в большую бочку мёда добавить ложку дёгтя – вопрос нашего читателя: «Ваши автоматы удобны, что без процентов, но они «тупят»! Страшные очереди в ГАИ, чтобы оплатить штраф, когда в меню интерфейс стоит выбор наличные или карта, там ждать надо долго или выбрасывает! За бюджетные деньги могли бы и получше сделать! Разве нельзя сделать моментальное нажатие?» (Сабаев Марсель Ирекович).

- Эти инфоматы делали резиденты IТ-парка – ООО «Инфоматика» (инфоматы) и «Управление информационными проектами» (программное обеспечение).

Действительно, проблема такая есть, я сам с ней сталкивался. Но продукт новый. Когда у нас в 2009 году создавали инфомат, в России их еще не было. А новые решения бывают не до конца обкатанными. И с айфоном Apple бывают проблемы, не говоря о том, как «тупили» коммуникаторы с Windows mobile…

Для того чтобы полноценно разработать программный продукт, есть циклы проработки различного уровня приложений. Всё развивается очень интенсивно, в том числе и проекты в рамках электронного правительства. Когда появился инфомат, он снял много административных проблем. Процентов на 80 задача всех электронных госуслуг – это снятие административных барьеров, убыстрение прохождения разных процедур.

На самом деле, вся эта проблема с инфоматами к IТ-парку не имеет прямого отношения, и я не могу на нее повлиять, потому что это проблема резидентов. А заказчиком является правительство РТ в лице министерства информатизации и связи. Разработчики с этими проблемами знакомы и работают над их устранением. Перечень необходимых доработок большой.

Немного объясню. Я раньше работал в центре информационных технологий, который занимался в том числе и тем, что апеллировал к федеральным структурам для внесения изменений в ведомственные инструкции и приказы для того, чтобы можно было оказывать госуслуги в электронном виде. Тогда впервые в России внедрили технологии, когда без изменения федерального закона госуслугу стало возможно оказать в электронном виде, снизив количество хождений до одного.

Многие путают понятия – «электронные услуги» и «электронное правительство». В ЦИТ РТ дали простое и понятное всем определение реализации электронной услуги – это когда при получении услуги из какого-либо органа власти человек совершает ноль хождений, в худшем случае – одно, совсем в плохом – два хождения. Но больше двух хождений быть не должно: сдать документы и получить документы.

- Одно из перспективных направлений IT-сферы - это SaaS-технологии. Какие планы у IT-парка в этом направлении? Может ли Татарстан, в лице IT-парка, оказывать данные услуги клиентам за пределами республики или даже России? (Нургалиев Радмир).

- Мы являемся ярыми сторонниками SaaS-решений, потому что за ними будущее, причем уже недалекое. Мы уверены, что через 5 - 10 лет даже бухгалтерия «в облаках» станет нормой. Мы стараемся предоставить нашим резидентам все возможности для развития именно таких услуг.

К нашему дата-центру уже подведены все федеральные и местные провайдеры, есть договоренности с провайдерами субъектов России. Любому клиенту дата-центра мы даем возможность оказать услугу в любом субъекте страны без дополнительных затрат на каналы связи. У компаний нет головной боли относительно серверного оборудования – этим занимаемся мы, делаем всю виртуализацию.

На сегодняшний день мы поддерживаем любую компанию, которая хочет продавать свой продукт в виде услуги. В пример приведу систему электронного документооборота: всё «крутится» на наших серверах, и подключение дополнительных 100 заказчиков занимает несколько десятков минут. Не составляет труда подключить оперативно и тысячу клиентов, и сотрудников по всему миру. Более 50% наших резидентов большую часть своей выручки получают за пределами Татарстана.

nasirov-3.jpg

ХОТЕЛОСЬ НЕЧТО БОЛЕЕ ИДЕЙНОГО…

- Как вы в столь молодые годы заняли такую ответственную должность? Родители помогли? Наши читатели очень негативно относятся к таким фактам…

- Родители у меня занимают руководящие должности, но в частных небольших компаниях.

Я окончил татарско-турецкий лицей, участвовал и побеждал в олимпиадах по физике, математике и информатике. Хотел стать физиком, но на волне моды поступил на экономический факультет КГУ. Кстати, на экономфаке КГУ мы с вице-премьером - министром информатизации и связи РТ Николаем Никифоровым учились почти в одно время, но не пересекались.

В студенчестве у меня была идея по окончании вуза сначала года два-три отработать на государство, а потом уже работать на себя. Я работал в центре экономических и социальных исследований РТ (ЦЭСИ) под руководством Алевтины Николаевны Кудрявцевой. Это была жесткая школа! Но именно там был наработан опыт и навыки системного анализа, в том числе в рамках проведения административной реформы, за что я остаюсь искренне благодарен.

Когда понял, что на государство я уже отработал, решил уйти в коммерцию. Тогда я выиграл грант правительства РТ на обучение за рубежом – получил МВА в США. Когда вернулся, было несколько предложений работать в коммерческих компаниях. Но произошла встреча с Николаем Никифоровым, который тогда возглавлял центр информационных технологий. В то время перед ЦИТ стояла задача перевода услуг в электронный вид. И со стороны правительства давался полный карт-бланш. Никифоров предложил мне попробовать разрабатывать IТ-услуги. Так я попал в IТ-обойму республики.

Когда Николай Никифоров стал вице-премьером и министром, меня назначили заместителем министра. Но я уже понял, что это не совсем то, чего я хочу – чиновником я быть не хотел. Я еще молод, и хочу заниматься более реальными проектами, а не бюрократическими процедурами. Я просил освободить меня от этого. Правда, я ушел не так далеко – руковожу IТ-парком, но мы параллельно развиваемся как хозяйствующий субъект, как звено системы, позволяющее развивать IТ-отрасль, получая осязаемый результат от своей деятельности.

- Параллельно свой бизнес ведете?

- Свой бизнес вести параллельно не получается – нет времени. Будучи еще студентом я организовывал свои бизнесы, хорошо зарабатывал по своим меркам… Но я тогда поймал себя на мысли, что чистый бизнес не так для меня интересен – хотелось нечто более идейного. У меня есть свои цели и задачи в жизни на много лет вперед – я знаю, к чему иду.

Но пока меня все устраивает – IТ-отрасль в Татарстане развивается очень быстро. И стоит проблема кадров. Например, сейчас нужен руководитель IТ-парка в Набережных Челнах. Я бы не сказал, что это очень интересная и легкая работа – задачи стоят непростые.

- Кто, кроме министра информатизации и связи, спрашивает с вас за работу?

- IТ-парк находится под пристальным вниманием и президента, и премьер-министра республики, а также руководителя аппарата кабинета министров РТ Шамиля Гафарова. Они часто бывают гостями IТ-парка, и за любую провинность приходится серьезно отвечать. Но на самом деле они нам серьезно помогают как в решении проблем, так и предложениями по развитию, помогают и продвижению продукции наших резидентов, когда гостями IТ-парка бывают руководители других регионов страны.

У «БИЗНЕС ONLINE» ЕСТЬ ВСЕ ШАНСЫ ВЫЙТИ НА РОССИЙСКИЙ УРОВЕНЬ

- Являетесь ли вы читателем «БИЗНЕС Online»?

- «БИЗНЕС Online» я начал читать около года назад. У вас публикуется много интересных статей о развитии деятельности в республике. Много статей мы с приятелями пересылаем друг другу. Знаю, что благодаря вашим объективным критическим высказываниям, вас сегодня читают практически все чиновники.

Сегодня «БИЗНЕС Online» позиционируется больше как республиканская газета, а я думаю, что у вас есть все шансы выйти и на российский уровень. Мы и своим айтишникам говорим – не бойтесь выходить за рамки республики! А когда выйдешь – открывается такой простор, и уже не можешь остановиться… Представляете – «БИЗНЕС Online» в каждом субъекте федерации? Это же круто!

- Спасибо за оценку и успехов вам!

Часть 1-я: Динар Насыров: «В IТ-деревне будут жить до 60 тысяч человек»

Часть 2-я: Динар Hасыров: «Парадокс в том, что сегодня инвесторов больше, чем IТ-проектов»