«Справедливый курс рубля по отношению к доллару сегодня в районе 65 рублей», — считают финансисты, анализирующие последствия неожиданного ослабления рубля, совпавшего с окончанием голосования по поправкам к Конституции. О том, что послужило причиной резкого удешевления российской валюты и чего ждать летом от валютного рынка, — в материале «БИЗНЕС Online».
При открытии торгов на Московской бирже доллар в среднем дорожал на 20 копеек, достигнув отметки с расчетами «на завтра» 72,19 рубля, евро — на 11 копеек, или до 81,52 рубля, в сравнении с уровнем закрытия предыдущих торгов
«РЫНОК СЕЙЧАС НА ДЛИННЫЕ СРОКИ НЕ ОРИЕНТИРУЕТСЯ»
Сегодня утром рубль продолжил свое падение к доллару и евро. При открытии торгов на Московской бирже американская валюта в среднем дорожала на 20 копеек, достигнув отметки с расчетами «на завтра» 72,19 рубля, европейская — на 11 копеек, или до 81,52 рубля, в сравнении с уровнем закрытия предыдущих торгов.
Свое «стабильное» положение российская валюта удерживала вплоть до и некоторое время после объявления результатов голосования по поправкам к Конституции РФ. В прошлый четверг, когда голосование завершилось, российский рынок отреагировал небольшим ростом и укреплением рубля. Но накануне курсы евро и доллара без явных на то причин и при повышенных оборотах торгов начали повышаться к российской валюте, достигая отметок в 72 и 81 рубль соответственно. Так, американская валюта обновила свой двухмесячный максимум с 20 мая, а европейская — с 4 мая. Сегодня рубль только усилил свое падение. Цены на нефть остаются пока высокими (на уровне $42,7 за баррель Brent и больше $44 за баррель Urals), хотя и было замечено небольшое отступление — накануне стоимость североморского сорта была выше $43 за баррель.
Аналитики отмечают, что происходящее падение рубля может быть обусловлено несколькими факторами, но ключевой из них — угроза новых санкций в отношении России. Еще в конце июня газета New York Times заявила, что некое подразделение российской военной разведки побуждало талибов совершать нападения на бойцов международной коалиции в Афганистане. По информации издания, американская разведка обнаружила связь между гибелью трех американских военнослужащих в Афганистане и якобы имевшей место быть готовностью России предоставлять денежные вознаграждения исламистам за эти убийства. В Кремле по понятным причинам назвали все эти сведения ложью. Президент США Дональд Трамп также заявил, что его разведка совершила ошибку. Несмотря на это, в начале июля спикер Палаты представителей конгресса США Нэнси Пелоси заявила, что на основании этой информации нужно ввести новые санкции в отношении России.
«Рубль оказался под давлением сразу комплекса факторов. Первый и основной — возможность введения против РФ новых западных санкций. Второй момент — это последствия снижения ключевой ставки Центробанком: инвестиции в российские ОФЗ стали не так интересны, как ранее, и здесь возобновились продажи. Третий момент, вероятно, заключается как раз в том, что к настоящему времени сняты все геополитические факторы, которые ранее могли держать рубль на плаву, и теперь ничто не мешает инвесторам самостоятельно выровнять ситуацию с курсами, — отмечает старший аналитик «Информационно-аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова. — Не стоит также забывать о том, что в России бюджет заметно дефицитен и проще всего этот дефицит перекрыть девальвацией рубля, это всегда работает».
«Какие именно риски давят, сказать сложно. Наверное, нужно учитывать все в комплексе. Это может быть и новая инициатива законодательного органа США относительно России в связи с событиями в Афганистане, и многочисленные другие факторы. Но факт, что ослабление рубля связано именно с этими драйверами. Также нужно учитывать, что в России действует бюджетное правило. Из-за того, что определенным образом учитывается объем интервенций, они могут быть снижены, если нефть перестанет расти, — считает инвестиционный менеджер компании „Открытие Брокер“ Тимур Нигматуллин. — Наши аналитики делали расчет, моделировали справедливый курс рубля по отношению к доллару. С учетом всех факторов, без учета новых санкционных рисков, справедливая стоимость — в районе 65 рублей. Соответственно, влияние может быть спровоцировано санкционными рисками».
Цены на нефть остаются пока высокими, хотя и было замечено небольшое отступление — накануне стоимость североморского энергоносителя была выше $43 за баррель
По словам главного экономиста, руководителя центра макроэкономического анализа Альфа-Банка Натальи Орловой, во главу угла нынешнего падения рубля следует ставить также намерения ряда стран ввести в отношении России новые ограничения. «Конечно, чтобы рубль вернулся до значения 68–69 рублей к доллару, нужно, чтобы капиталы стали перемещаться в другие классы активов: из развитых стран в более рискованные. Тогда в августе – сентябре можно будет увидеть укрепление курса. При этом нужно понимать, что ноябрьские выборы президента в США могут на более длинном горизонте вернуть санкционный курс. В следующем году есть риски, что рубль может оказаться под давлением. Но рынок сейчас на такие длинные сроки не ориентируется», — отмечает Орлова.
При этом аналитики уверены, что ослабление рубля, произошедшее сразу после успешного для властей голосования по поправкам к Конституции, — это совпадение. Весьма удачное, странное, но совпадение.
«Падение рубля совпало с окончанием голосования по поправкам в Конституцию, а также с возросшими санкционными рисками на фоне обвинений России в сговоре с талибами со стороны США и ухудшением эпидемиологической обстановки в ряде стран, прежде всего в ряде штатов США, Австралии и других странах. Поэтому все выглядело так, будто бы рубль посыпался после голосования», — считает ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский. С ним согласен и руководитель операций на валютном рынке Металлинвестбанка, президент ACI Russia Сергей Романчук. По его словам, падение рубля ожидалось, а базируется оно не на искусственной поддержке валют перед голосованием, а скорее на сезонных факторах, среди которых выплаты дивидендов. «В этом году предполагалось, что дивиденды будут запрещены ввиду не очень хорошей экономической ситуации. Но оказалось, что их выплачивается всего лишь на 5 процентов меньше, чем в прошлом, а общая сумма, если перевести в доллары, — около 35 миллиардов долларов. Это достаточно весомая сумма. Если смотреть за период июль – начало августа, за продолжительный промежуток времени, в это время гораздо больше было случаев, когда рубль ослаблялся. Возможно, это связано с дивидендной ситуацией. А может, оказали влияние разговоры о новых санкциях; возможно, кто-то из крупных фондов решил зафиксировать свою прибыль в рубле и выйти, — отмечает Романчук. — Я, честно говоря, не встречал мнений, что результаты голосования как-то могли повлиять. Я бы не связывал напрямую, это лишь совпадение».
Аналитики уверены, что ослабление рубля, произошедшее сразу после успешного для властей голосования по поправкам к Конституции, — это совпадение. Весьма удачное, странное, но совпадение
«ВРЯД ЛИ В БЛИЖАЙШИЕ НЕДЕЛИ МЫ УВИДИМ ВЫШЕ 75 РУБЛЕЙ ЗА ДОЛЛАР»
При этом, по словам экспертов, у рубля в целом достаточно оптимистичные перспективы. До конца лета – начала осени национальная валюта вполне может укрепиться до 67,5 по отношению к доллару и до 75 по отношению к евро. По прогнозу Бодровой, до конца лета доллар США может оставаться и вовсе в пределах 68,5–73 рублей, евро — 78–85 рублей. В основе этого оптимизма — потенциально растущая нефть.
«Высока вероятность, что в июле котировки нефти марки Brent превысят уровень 43,93 доллара за баррель. Главным драйвером роста станет приверженность членов ОПЕК+ сделке. Кроме того, не исключено, что в этом месяце на встрече ОПЕК+ действующие ограничения будут продлены — 9,7 миллиона баррелей в сутки. Эта мера может быть принята как ответные действия на риск снижения спроса на энергоносители со стороны Китая вследствие заполнения нефтехранилищ, а также стран, ужесточающих ограничения из-за усиления пандемии коронавируса. Также по мере роста мировой экономики спрос на рисковые активы продолжит расти, в том числе на отечественные», — отмечает Капустянский.
«Думаю, период неожиданной коррекции на рублевом рынке подошел к концу. По крайней мере, сейчас нет повода для того, чтобы мы опять фиксировали верхние уровни, которые мы достигли весной выше 80. Вряд ли в ближайшие недели мы увидим выше 75 рублей за доллар. Это максимально до чего мы можем дорасти. Равновесный курс, о котором мы можем говорить, — ближе к 70», — отмечает Романчук.
«Текущая слабая российская валюта — скорее плюс в текущих условиях «коронакризиса»
«ОСЛАБЛЕНИЕ РУБЛЯ В ЦЕЛОМ ПОВЫШАЕТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ»
Не исключено, что в течение летних месяцев появятся новые форс-мажоры, которые подкорректируют прогнозы по состоянию рубля. Но в любом случае текущая слабая российская валюта — скорее плюс в текущих условиях «коронакризиса». Негативным последствием может стать повышение инфляции, «причем нездоровой, не связанной с повышением спроса».
«Удешевление рубля, скорее всего, окажет положительное влияние на экономику страны. В основном российская экономика сырьевая, экспортоориентированная. Выручка компании во многом зависит от стоимости тех товаров, которые они продают за валюту. В рублевом эквиваленте выручка тем больше, чем слабее курс рубля. Эти компании также платят зарплаты преимущественно в рублях. Если курс рубля ослабляется, разница между выручкой и расходами увеличивается. Растет прибыль компании. Как правило, ослабление рубля ведет к снижению безработицы, потому что рабочая сила становится дешевле. И, наверное, ослабление рубля в целом повышает конкурентоспособность российской экономики. Это снижает способность к модернизации: зачем модернизировать, если рабочая сила дешевая? Но при всех прочих равных, даже если экономика не модернизирована, повышается ее конкурентоспособность», — считает Нигматуллин.
«Небольшое необвальное ослабление увеличивает конкурентоспособность наших предприятий и стимулирует экспорт, — добавляет Романчук. — С другой стороны, более низкий курс валют затрудняет технологическое переоснащение и инвестиции в основной капитал. Но сейчас это не главный фактор. Потому что экономика находится в стрессе. Скорее всего, мощности недозагружены в силу карантинных мер и в целом влияния эпидемии коронавируса. Думаю, это более важный фактор сейчас. Я бы не преувеличивал влияния курса. Было бы существенно, если бы мы видели сверхволатильную динамику и однонаправленный рост».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 117
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.