В закрытом гробу прощались сегодня с многолетним директором Казанского Гипронииавиапрома Борисом Тихомировым. На панихиду приехали и замы федеральных министров, и посланник афонских старцев, и многие члены татарстанского правительства. 74-летний «генерал» скончался в субботу от сердечного приступа. Теперь его рабочий кабинет на Дементьева, 1 станет музеем, а институт, который он недавно был вынужден продать федералам, получит его имя. Подробности — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Еще одной трагедией 2020 года в Татарстане стала смерть фактически бессменного руководителя АО «Казанский Гипронииавиапром» Бориса Тихомирова
Ни дня без института
Еще одной трагедией 2020 года в Татарстане стала смерть фактически бессменного руководителя АО «Казанский Гипронииавиапром» Бориса Тихомирова. «Генерал» оборонно-строительной промышленности скончался в субботу, 11 июля, на 75-м году жизни. А сегодня в ДК им. Ленина прошла торжественная панихида. Весь первый этаж был уставлен громадными венкам и букетами, а возле гроба прикрепили десятки наград и медалей, которыми он был награжден за полвека работы в институте.
«Кто-то делает двигатели, кто-то — агрегаты, кто-то строит самолеты, а он проектировал и строил заводы, на которых создавали и двигатели, и агрегаты, и самолеты. Та самоотверженность, самопожертвование, с которым он трудился, — всем нам пример. Пандемия не пандемия, выходные не выходные, праздники не праздники — он всегда был на рабочем месте, вел институт вперед. Мы все его ученики», — вспоминал сегодня на панихиде гендиректор холдинга «Технодинамика» Игорь Насенков. И действительно, весь рабочий путь бывшего руководителя Казанского Гипронииавиапрома с апреля 1970 года был связан с институтом — до прошлого понедельника, когда тот оставил должность гендиректора.
Попрощаться с Тихомировым в ДК им. Ленина пришли сотни человек — каждому на входе выдавали маски и перчатки, измеряли температуру
В тот же день Тихомиров попал в больницу с диагнозом COVID-19, из которой так и не вышел. «Его госпитализировали с коронавирусом в понедельник — ровно неделю назад. Он был не на ИВЛ — в нормальном состоянии. С ним утром, в 10:15, в субботу (он умер в 10:45) общались наши сотрудники, обсуждали житейские вопросы. Как будто шел на поправку», — рассказал журналистам новый гендиректор института Сергей Раковец.
В пресс-службе минздрава РТ корреспонденту «БИЗНЕС Online» не стали комментировать диагноз Тихомирова. Однако осведомленный источник издания подтвердил информацию о госпитализации Тихомирова с диагнозом «коронавирус». «У него была диагностирована двусторонняя пневмония, но причина смерти — обширный инфаркт», — заключил источник издания. Соответственно, в статистику смертей от эпидемии Тихомиров не попадет.
Попрощаться с Тихомировым в ДК им. Ленина пришли сотни человек — каждому на входе выдавали маски и перчатки, измеряли температуру, а к самому гробу — закрытому, согласно правилам Роспотребнадзора, — пускали по одному человеку. Лишь в самом конце церемонии, когда в зале уже никого не осталось из гостей, его на несколько секунд приоткрыли, чтобы дать возможность попрощаться родным.
За порядком следили сотрудники института в футболках с черно-белой фотографией легендарного руководителя и надписью на спине «Команда Тихомирова»
За порядком следили сотрудники института в футболках с черно-белой фотографией легендарного руководителя и надписью на спине «Команда Тихомирова». Среди гостей были первый замминистра строительства РФ Ирек Файзуллин, замминистра промышленности и торговли РФ Олег Бочаров, руководитель аппарата президента РТ Асгат Сафаров, вице-премьер Роман Шайхутдинов, министр здравоохранения РТ Марат Садыков, депутаты Госсовета РТ, директора оборонных холдингов, строители, архитекторы. Все выражали соболезнования родным, неподвижно сидевшим слева от гроба, многие плакали, кто-то крестился, вице-премьер РТ Рустам Нигматуллин, возлагая цветы, встал на одно колено. А саму церемонию провел руководитель ассоциации предприятий и промышленников Татарстана Александр Лаврентьев.
Ирек Файзуллин: «Я очень давно его знаю, мы работали как коллеги и постоянно общались. Начиная с 2001-го он каждый год на мой день рождения писал короткие стихи-эпиграммы. Этого будет не хватать»
«Это повесть о настоящем человеке…»
«Я очень давно его знаю, мы работали как коллеги и постоянно общались. Начиная с 2001-го он каждый год на мой день рождения писал короткие стихи-эпиграммы. Этого будет не хватать. Это человек, для которого предприятие было всем. И всегда он шел вперед, и то, что сохранялся коллектив, который умеет работать в оборонной и авиационной отрасли, — его заслуга, он очень много сделал для этого. Очень сложные проекты — даже реконструкция авиационного завода по выпуску Ту-160 — тоже на его плечах и на его сердце. Конечно, сердце не безразмерное, когда-то не хватает сил. Видимо, Борису Ивановичу не хватило сил в этот период. Видите, ситуация очень сложная», — вспоминал в разговоре с «БИЗНЕС Online» Файзуллин. Позже — во время панихиды — он даже прочтет последнюю эпиграмму, полученную от Тихомирова:
Я поздравлял немало лет
Тебя, большого командира,
Сумевшего достичь побед
В делах строительного мира.
Конкретен, четок, деловит,
Профессию прекрасно знает,
Сам разберется, убедит,
Умело сложное решает.
Министр уже десятый год
Зимой суровой, жарким летом,
Он нас в строительстве ведет
К заслуженным в труде победам.
Гитару, песни не забыл
И отдых в духе экстремала,
Имеет крепкий прочный тыл,
Друзей достойнейших немало.
Будь жив-здоров, удачи, смело
Работой Татарстан прославить.
И я мечтаю, чтоб сумел
Тебя еще не раз поздравить.
Позже Раковец отметит, что уговаривал Тихомирова даже выпустить сборник его стихов, но тот так и не успел
Позже Раковец отметит, что уговаривал Тихомирова даже выпустить сборник его стихов, но тот так и не успел. «Мы сейчас об этом думаем, с родственниками разговаривали — к каждому событию, стройке, празднику у него всегда был стих. Получилась бы шикарная книга для поколений: воспевал успехи, проблемы, посмотрел, как идут выборы, происходит развал — все перекладывал в стихи», — вспоминал он.
Замминистра промышленности и торговли РФ Бочаров на панихиде эмоционально проговорил, что вся промышленность России, в том числе ее лидер — авиационная промышленность, сегодня чувствует утрату как никогда и заменить пустоту просто нечем. «Уже нет и не будет того быстрого доступа к огромному опыту, ресурсу знаний, которые производились всего лишь, кажется, одним человеком. Простым, открытым, упрямым, патриотичным — тогда, когда простота была не нужна, открытость считалась слабостью, патриотизм вообще становился оскорблением. Если вдуматься, он же родился в годовщину Победы — и посмотрите, какая жизнь. Каждый новый проект, каждое новое преодоление — как война с новыми вызовами, с новой неизвестностью. Он отдавал себя очередной победе до последней капли крови», — вспоминал он.
Нигматуллин заверил, что дело Тихомирова будет продолжено. «Это бесконечно светлый человек, который всю жизнь отдавал работе, поддерживал ветеранов и просто людей, очень внимательно относился к трудовому коллективу. Это повесть о настоящем человеке, жизнь настоящего человека», — подчеркнул он, перечислив и трудовые заслуги строителя.
Олег Бочаров: «Уже нет и не будет того быстрого доступа к огромному опыту, ресурсу знаний, которые производились всего лишь, кажется, одним человеком. Простым, открытым, упрямым, патриотичным»
Именем Тихомирова назовут Казанский Гипронииавиапром
Борис Обносов, гендиректор корпорации «Тактические ракетные вооружения», вспомнил совместные товарищеские футбольные и бильярдные матчи. «Все держалось на его инициативе и оптимизме. Он прекрасно видел все трудности, которые переживала и переживает наша страна, но благодаря его оптимизму и напору трудности преодолевались. Те предприятия, на которых реализовывались проекты Казанского ГАПа, сегодня выглядят совсем по-другому, — говорил он. — Последний раз я звонил ему во вторник на прошлой неделе. Несмотря на свое не самое лучшее физическое состояние, он шутил, рассказывал анекдоты, мы строили планы на будущее. Этим планам сейчас сложно будет реализовываться, но надеюсь, что те подвижники, которых он воспитал, продолжат его дело».
Насенков сообщил, что принято решение назвать «Гипронииавиапром» в честь Тихомирова. «Институт отделить от имени Бориса Ивановича просто невозможно. В кабинете, где он все эти годы трудился — проработал в институте 50 лет, — мы сделаем музей института. Самое лучшее, что можем сделать для него, — продолжать его развивать, работать так, как работал он. Сегодня это базовый институт в стране, он на голову выше всех остальных», — заверил он.
Свои соболезнования выразил и Николай Савицких, гендиректор КАПО
Свои соболезнования выразил и Николай Савицких, гендиректор КАПО, заммэра Казани Людмила Андреева и многие другие. Почетный архитектор России, иконописец Виктор Морозов, бывший главным инженером института, привез соболезнования от лица афонских старцев: «Программу, связанную с празднованием 1000-летия русского монашества на Афоне, он взял на себя. Его путь будет уложен молитвами святых отцов — не было еще случая, чтобы они не отмолили кого-то. Они занесли его в книгу памяти и будут поминать на всем протяжении существования монастыря». Как сообщил Морозов «БИЗНЕС Online», Тихомиров участвовал в проекте воссоздания собора Святой Софии Константинопольской на Афоне — взял на себя все расходы по обследованию и подготовке рабочей документации, а также обследовал кельи, братские и рабочие корпуса вокруг монастыря. «Он не просто строитель заводов, но и духовный создатель, он способствовал духовному возрождению, помогал прежде всего людям», — вспоминает Морозов. Кстати, в Казани проект духовного центра храма Сошествия Святого Духа на улице Туфана Миннуллина на благотворительной основе разрабатывала именно команда архитекторов КазГАПа при поддержке Тихомирова и под руководством Морозова.
Похоронят Тихомирова в Смоленской области, а отпевание прошло сегодня в храме Смоленской иконы Божией Матери поселка Сухая Река. Изначально ожидалось, что погребение состоится на местном кладбище, где покоится его супруга, но родные Тихомирова решили иначе. «Мы все подготовили на Сухой Реке, — рассказал Сергей Раковец, — но вчера приехали родственники из Смоленской области, это их желание».
Похоронят Тихомирова в Смоленской области, а отпевание прошло сегодня в храме Смоленской иконы Божией Матери поселка Сухая Река
ГАП: от авиазаводов до бассейнов
Тихомиров пришел в КазГАП в 1970 году выпускником Московского энергетического института и, пройдя путь инженера, старшего инженера, руководителя группы, главного специалиста отдела, возглавил институт уже в 1988-м. Среди его заказчиков — ОАК, ОДК, холдинг «Вертолеты России», концерн «Радиоэлектронные технологии», корпорация «Тактическое ракетное вооружение». ГАП реконструировал аэродромные базы «Ульяновск – Восточный», «Таганрог Южный» и ЖЛИиДБ «Туполева» в Жуковском, а в числе проектов — реконструкция аэропортов «Казань» и Бегишево, а также технические центры по ремонту российской авиатехники в Венесуэле, Перу, Индии и Китае.
Постепенно ГАП из узкоспециализированного, заточенного под оборонку института превратился в частное предприятие, успешно вписавшееся в рыночную экономику, — по его проектам возведены казанские кварталы и микрорайоны «Западное Заречье», «Магеллан», «Светлая долина» и другие. В 2012–2014 годах разработана проектная и рабочая документация для возведения объектов Иннополиса, инфраструктуры особой экономической зоны «Алабуга» и компаний-резидентов, например заводов по производству автомобилей и двигателей Ford. Команде ГАПа доверили проектирование важнейших объектов Универсиады-2013, Дворца водных видов спорта, бассейнов и даже проекта реконструкции культового стадиона «Лужники».
Но осенью прошлого года стало известно, что КазГАП, большая часть акций которого, по неофициальным данным, принадлежала Тихомирову, продан: 50% + 1 акцию получил холдинг «Технодинамика» Виктора Григорьева, близкого к «Ростеху». Говорили, что продажа не была добровольной: институт влез в долги, так как не получил в полном объеме средства по контракту на модернизацию КАЗа. А 7 июля пришла новость о том, что Тихомиров сложил с себя полномочия гендиректора института, его место занял Раковец, с момента продажи считавшийся исполнительным директором.
«Последние события вокруг института сильно повлияли, стресс был огромный. Любой стресс провоцирует развитие болезней. Тихомиров согласился быть генподрядчиком по реконструкции Казанского авиационного завода. Не знаю, кто повлиял на такое решение. Понятно, что там бюджетное финансирование, это естественно. К сожалению, у нас в России до сих пор было так, что выделенные деньги где-то крутятся зачастую в коммерческих банках, а распределяются уже в конце второго, третьего кварталов. Примерно то же самое здесь: Бориса Ивановича заставили взять коммерческие кредиты под большие проценты, чтобы выполнять обязательства, а бюджет эти проценты, скорее всего, не принял, да и финансирование шло очень неритмично. Возможно, это была запланированная акция по отъему предприятия, — предположил председатель совета директоров группы компаний „Тулпар“ Азат Хаким. — По сути, его подвели к банкротству компании. И он был вынужден отдать ее в чужие руки».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 82
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.