«Ситуация с пандемией обострила внутриполитическое положение и в Армении, и в Азербайджане», — говорят эксперты, объясняя, почему элитам обеих стран сейчас нужен внешний враг. Счет убитых уже идет на десятки, а раненых — на сотни. О том, кому выгодна эскалация конфликта у российских рубежей и может ли противостояние вылиться за пределы точки кипения, — в материале «БИЗНЕС Online».
Шестой день продолжается обмен ударами на армяно-азербайджанской границе. Вопреки ожиданиям экспертов о скорой деэскалации и начале переговорного процесса, конфликт уже стал крупнейшим с 2016 года
«АРМЯНСКАЯ СТОРОНА НЕ ДОЛЖНА ЗАБЫВАТЬ, ЧТО НОВЕЙШИЕ РАКЕТНЫЕ СИСТЕМЫ СПОСОБНЫ НАНЕСТИ УДАР ПО МЕЦАМОРСКОЙ АЭС»
Шестой день продолжается обмен ударами на армяно-азербайджанской границе. Вопреки ожиданиям экспертов о скорой деэскалации и начале переговорного процесса, конфликт уже стал крупнейшим с 2016 года, когда с обеих сторон погибли не менее 33 человек и около 200 получили ранения.
Напомним, столкновения начались еще 12 июля, Баку винит Ереван в нарушении режима прекращения огня, а армянская сторона заявляет, что азербайджанские военные нарушили границу. Так или иначе, стороны начали обмениваться артобстрелами, в ход пошли также танки и беспилотники. Сайт минобороны Азербайджана пестрит снятыми с летательных аппаратов видео с кадрами уничтожения автомобильной и боевой техники, казарм, полевых пунктов управления и огневых точек противника.
В итоге на вечер четверга стороны заявили о 16 убитых: 12 военных, включая генерала и полковника, потерял Азербайджан; Армения заявила о гибели четверых, включая майора и капитана. В то же время на протяжении всего конфликта стороны постоянно обвиняли друг друга в дезинформации: так, в Баку считают, что армянская сторона потеряла более сотни человек. Начальник пресс-службы минобороны Азербайджана Вагиф Даргяхлы заявил, что большие потери в живой силе вынуждают врага ставить под ружье бывших срочников, инвалидов и даже заключенных.
15 июля в Баку прошли многотысячные митинги сторонников начала полноценной войны с Арменией. В ночь на среду протестующие даже ворвались в здание парламента, но затем полиции удалось вытеснить их на улицу
В ответ на появившиеся в армянских СМИ и соцсетях спекуляции о нанесении удара по Мингечевирскому водохранилищу в Азербайджане Даргяхлы заявил, что в этом случае Азербайджан может нанести удар по Мецаморской атомной электростанции в Армении. «Армянская сторона не должна забывать, что новейшие ракетные системы, имеющиеся на вооружении нашей армии, с высокой точностью способны нанести удар по Мецаморской АЭС, а это обернется для Армении огромной трагедией», — предупредил начальник пресс-службы.
Тем не менее, как заявил посол Армении в России Вардан Тогонян, в целом линия соприкосновения войск пока не сдвигается: «Каких-то глобальных изменений или тактических передвижений в ту или иную сторону не зафиксировано».
НАСТУПАТЬ, А НЕ ОБОРОНЯТЬСЯ
О поддержке Азербайджана вновь заявила Турецкая Республика: 14 июля министр обороны страны решительно осудил атаки армянской стороны и добавил, что, если потребуется, Вооруженные силы Турции поддержат Азербайджан в соответствии с принципом «одна нация – два государства». В тот же день действия Армении против «дружественного и братского Азербайджана» осудил сам президент страны Реджеп Тайип Эрдоган. По его словам, атака Армении была преднамеренной и нацеленной на срыв процесса урегулирования в Нагорном Карабахе.
По мнению Ильхама Алиева, Армению сейчас охватил политический и экономический кризис, правительство таким образом пытается отвлечь внимание населения с внутренних проблем
МИД Украины в заявлении на своем сайте призвал стороны к деэскалации и политическому урегулированию, но «на основе суверенитета и территориальной целостности Республики Азербайджан в ее международно признанных границах». Напомним, международное сообщество не признает Нагорно-Карабахскую Республику государством и считает территорией Азербайджана. В результате члены молодежного союза «Дашнакцутюн» облили здание посольства борщом, а посол Дмитрий Кулеба был вызван в МИД Армении.
Еще 15 июля в Баку прошли многотысячные митинги сторонников начала мобилизации и полноценной войны с Арменией. В ночь на среду протестующие даже ворвались в здание парламента, но затем полиции удалось вытеснить их на улицу. На следующий день президент Азербайджана Ильхам Алиев отправил в отставку министра иностранных дел страны Эльмара Мамедъярова: глава государства отметил, что деятельность дипломата была неэффективна, поскольку носила оборонительный, а не наступательный характер. Во время заседания кабинета министров Алиев озвучил свои соображения о причинах провокации: по мнению президента, Армению сейчас охватил политический и экономический кризис, правительство таким образом пытается отвлечь внимание населения от внутренних проблем.
«ТА СИТУАЦИЯ НА ГРАНИЦЕ МЕЖДУ ДВУМЯ ГОСУДАРСТВАМИ ВОЛНУЕТ ОПРЕДЕЛЕННУЮ ЧАСТЬ ЭТИХ ОБЩИН…»
Те трения, что наблюдаются между Арменией и Азербайджаном, не находят своего отражения в отношениях двух диаспор в Татарстане. По крайней мере, в этом нашего корреспондента заверили сами представители национально-культурных автономий. Связаться оперативно с главой азербайджанской национально-культурной автономии РТ «Азербайджан» Баширом Башировым не удалось — он находится за пределами Казани. Его заместитель Элвин Муслюмов тактично отказался что-либо комментировать, а вот руководитель национально-культурной автономии армян РТ Михаил Хачатурян коротко ответил на вопрос, в каких отношениях пребывает с соседями: «Нормально у нас все». В момент телефонного разговора с нашим корреспондентом Хачатурян находился за рулем, также выезжая за пределы Казани. В разрастание армяно-азербайджанского конфликта до крупных боевых действий он не верит и считает, что ничего экстраординарного за время его почти недельного отсутствия не произойдет.
Ирек Шарипов: «В деятельности наших национально-культурных объединений никаких акций или мероприятий не проводится и не планируется. Это мы точно знаем»
«Отношения между этими диаспорами находятся в самом лучшем своем состоянии за многие годы деятельности ассамблеи народов Татарстана. У обоих председателей, азербайджанской автономии и армянской, и личные отношения самые дружеские и доброжелательные, в принципе, как у других национально-культурных автономий республики, — заверил нашего корреспондента директор Дома дружбы народов РТ Ирек Шарипов. — Понятно, можно предположить, что та ситуация на границе между двумя государствами волнует определенную часть этих общин, но в деятельности наших национально-культурных объединений никаких акций или мероприятий не проводится и не планируется. Это мы точно знаем».
«ДОСТАТОЧНО ВНЕШНИХ СИЛ, НАШИХ «ЗАКЛЯТЫХ ДРУЗЕЙ», КОТОРЫМ ЛЮБОЙ КОНФЛИКТ ИГРАЕТ НА РУКУ»
Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты объясняют причины обострения армяно-азербайджанских отношений, отводя Турции в них далеко не последнюю роль.
Анатолий Несмиян (Эль-Мюрид) — политолог, специалист по ситуации в Сирии и в целом на Ближнем Востоке:
— На самом деле это настолько застарелый конфликт, с таким количеством мелких и крупных сопутствующих факторов, что, скорее всего, какая-то одна из двух или даже десяти причин может [сыграть свою роль]. То есть сложилась совокупность каких-то объективных и субъективных факторов — и так получилось. Обострения там, в общем, насколько я в курсе, достаточно часто происходят в разных районах. То есть обычное обострение в данном конфликте, с подобным ничего не поделаешь. Он не урегулирован, нет механизмов, гарантов этого урегулирования. Россия не справляется и не справилась с ролью гаранта, потому конфликт продолжается.
Естественно, турки с самого начала занимают в противостоянии четкую проазербайджанскую позицию. И Айя-София здесь совершенно ни при чем. Против Турции действительно начинает формироваться коалиция, в которую входят сейчас и Египет, и Саудовская Аравия, и ОАЭ, по конфликту в Ливии. Сейчас происходит обострение отношений с Грецией. Все это связано с политикой Турции по отношению к политике снабжения Европы газом по южному коридору. Республика пытается монополизировать свое в общем-то достаточно выгодное географическое положение, стать ключевым хабом по снабжению Европы газом с юга и, естественно, контролировать данные потоки, зарабатывать на этом. Понятно, что не всем такое нравится. Война в Ливии на сегодняшний момент как раз и ведется со стороны Турции именно как война за контроль над данными газопроводами. И понятно, что у нее есть противники. Насколько там все это связано и обладают ли противники Турции возможностью создать обострение в Нагорном Карабахе, мне сложно сказать.
Иосиф Линдер — президент международной контртеррористической ассоциации:
— Россия не заинтересована в разгорании данного конфликта, а выгоден он может быть только тем людям, которые решают свои политические вопросы через кровь своих сограждан или сограждан сопредельного государства. Другого ответа быть не может. Нашей стране этот конфликт на территории бывшего СССР, сегодняшнего СНГ не нужен, потому что президент [Российской Федерации] неоднократно усаживал за один стол переговоров руководство и Армении, и Азербайджана. Но достаточно внешних сил, в том числе и геополитических, наших «заклятых друзей», которым любой военный и политический конфликт на территории бывшего СССР играет на руку, потому что позволяет управлять ситуацией, вмешиваться и оказывать внешнее воздействие в своих геополитических интересах.
Шамиль Султанов — руководитель аналитического центра «Россия – исламский мир»:
— Я мог бы понять, если бы шла ожесточенная борьба за какие-то рынки сбыта, если бы были колебания на нефтяных, газовых мировых площадках. Такого же нет. Цены на углеводороды сейчас пошли вниз. И они достаточно стабильны. Не думаю, что это ключевая причина. Есть принцип Оккама: если имеется простое объяснение, не надо искать сложных. Главная причина, почему именно сейчас произошло, а не две недели, не месяц назад, заключается в том, что ситуация с пандемией обострила внутриполитическое положение и в Армении, и в Азербайджане. Когда внутренняя напряженность начинает закипать, у властей всегда есть один вариант — нужно найти внешнего врага и на него канализировать. Внешний враг в армяно-азербайджанских отношениях в общем-то ясен, ничего не надо изобретать: для Азербайджана это Армения, для Армении — Азербайджан. Повод — Карабах. Хотя сейчас они перешли на новый уровень: столкновения идут не только в самом Карабахе, но и во многих точках армяно-азербайджанской границы. До большой войны дело не дойдет, хотя в течение всего этого времени обе стороны активно вооружались, но воевать они не могут, потому что тогда резко обострится внутренняя ситуация. Тогда и позиция Алиева, и позиция Пашиняна окажутся взвешенными.
Не думаю, что Россия заинтересована в эскалации конфликта. Армению с РФ связывают юридические отношения в рамках ОДКБ. С другой стороны, Азербайджан является одной из немногих стран, которые платят твердой валютой за российское оружие. Это первый момент. Второй момент заключается в том, что Россия и Иран по разным причинам больше склоняются в сторону Армении. Турция поддерживает Азербайджан. В то же время важным для РФ является альянс Тегеран – Москва – Анкара. Неконтролируемый конфликт между Арменией и Азербайджаном может резко обострить отношения и взорвать этот геополитический треугольник. Подобное невыгодно в нынешней ситуации, потому что внешнеполитическая изоляция Москвы в таком случае усиливается. Я не думаю, что кто-то в Кремле в этом заинтересован. Вопрос в том, что в данном смысле надо делать. Думаю, какие-то подспудные переговоры Баку с Ереваном идут.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 186
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.