В Арбитражном суде РТ прошло основное судебное заседание по иску ТАИФ-НК против Ростехнадзора. Компания готовит к вводу в эксплуатацию комплекс глубокой переработки тяжелых остатков на ТАИФ-НК и пытается в суде оспорить претензии надзорного органа, возникшие в ходе проверки особо опасного объекта. На стороне Ростехнадзора выступил лично новый руководитель исполкома Нижнекамска Айрат Салаватов, который четко заявил: доказательств успешной пусконаладки главного узла — установки гудрона — нет.
В Арбитражном суде РТ прошло основное судебное заседание по иску ТАИФ-НК против Ростехнадзора
«Регулярные возгорания, которые происходят на данной установке, представляют опасность»
Еще на предварительном слушании ТАИФ предсказуемо ходатайствовал о закрытии заседания от прессы, мотивируя это тем, что и в материалах дела, и в устных пояснениях может содержаться коммерческая тайна. Однако ответчик — Ростехнадзор — с такой позицией не согласился. «В нашем случае будут рассматриваться вопросы, связанные с производством ТАИФ-НК, при этом схема действующего производства размещена на официальном сайте и абсолютно открыта для доступа, так что вопрос коммерческой тайны не стоит. Более того, регулярные возгорания, которые происходят на данной установке, представляют опасность и для работников предприятия, и для окружающей среды, и для общества в целом. А у нас в соответствии с Конституцией все вправе получать достоверную информацию, поэтому мы считаем, что пресса должна присутствовать», — парировала представитель Ростехнадзора. Судья поинтересовался, имеется ли у истца корпоративный перечень документов, содержащих коммерческую тайну, и, получив отрицательный ответ, отказался закрывать заседание.
Тогда представитель ТАИФа попробовал отстранить от участия в судебном заседании руководителя исполкома Нижнекамска Айрата Салаватова, который выступал не просто в защиту Ростехнадзора, но и как один из представителей надзорного ведомства. Дело в том, что Салаватов возглавлял нижнекамский территориальный отдел Ростехнадзора до марта этого года, более того, в течение нескольких лет руководил проверками на многострадальной установке ТАИФа.
Представитель ТАИФа попробовал отстранить от участия в судебном заседании руководителя исполкома Нижнекамска Айрата Салаватова (на фото)
«Нас очень смущает тот факт, что Приволжское управление Ростехнадзора допускает к судебному процессу лицо, которое не является сотрудником, не несет ответственности за распространение конфиденциальной информации и не имеет к ней доступа», — отметил юрист ТАИФа. «Приволжское управление Ростехнадзора допустило — мы не знаем, на каком основании, — совершенно постороннее лицо к нашей документации, к участию в данном процессе. Этот гражданин сотрудником Приволжского управления не является, — сформулировал истец и, посмотрев на руководителя исполкома, озвучил и второй аргумент. — Данная проверка проводилась в рамках государственного строительного надзора, и для нас целью проверки было получение акта об отсутствии нарушений при строительстве, для получения впоследствии заключения о соответствии от Ростехнадзора, которое является основанием для подачи документов в Нижнекамский исполком для выдачи разрешения о вводе объекта в эксплуатацию. Если представитель Нижнекамского исполнительного комитета уже сейчас участвует в суде против нас, для нас это создает определенные препятствия, наши права нарушаются, мы считаем».
Тем не менее данная позиция не совсем верна: Салаватов возглавляет исполком Нижнекамска, а разрешение должен выдавать другой орган — исполком Нижнекамского района.
«Айрат Ринатович был долгое время руководителем Нижнекамского управления Ростехнадзора, и одним из объектов, которые он проверял, был тот, по которому сегодня рассматривается дело. Поэтому он полностью в курсе дела, все эти материалы были ему известны ранее и никакого разглашения конфиденциальной информации здесь нет. Кроме того, у него есть юридическое образование, а это один из критериев возможности участия в судебном процессе», — парировала юрист Ростехнадзора.
«С момента осуществления мною обязанностей начальника отдела Ростехнадзора на данном производстве ровным счетом ничего не изменилось, — заверил сам Салаватов. — И тот оспариваемый сегодня пункт по отсутствию проведения комплексного опробования в полном объеме, указанный в акте предписания… Я лично подписывал такие предписания на протяжении последних трех лет как минимум. И этот пункт переходит из одного предписания в другой. Просто ранее ТАИФ-НК никогда не обжаловал этот пункт».
«Согласно проектной документации, КГПТО предназначен в первую очередь для переработки гудрона, который сегодня перерабатывается на другой установке»
«Оборудование до начала эксплуатации должно пройти приемочные испытания»
Интересно, что Салаватов участвовал и в итоговой проверке КГПТО, которая продлилась с 5 марта по 2 апреля, но покинул надзорное ведомство до ее завершения. Суд решил в итоге руководителя исполкома от процесса не отстранять, и Салаватов попросил приобщить к материалам дела выдержки из проектной документации и руководства по эксплуатации установки от лицензиара проекта — компании KBR. «Оно очень детально разъясняет порядок пусконаладочных работ и для чего в принципе предназначена эта установка. Эти вопросы являются основным камнем преткновения в позициях ТАИФ-НК и Ростехнадзора», — пояснил Салаватов, продемонстрировав толстенную, сантиметров 15 в ширину, папку полноформатной проектной документации.
На этом этап ходатайств закончился и суд приступил к рассмотрению дела. «Просим признать недействительным предписание Приволжского управления Ростехнадзора от 2 апреля 2020 года в полном объеме и обязать управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ТАИФ-НК путем выдачи обществу акта об отсутствии нарушений по результатам проведенной проверки КГПТО», — заявил истец. Ростехнадзор, разумеется, претензий не признал, подчеркнув, что требования, выданные по итогам проверки, законны.
Какие же нарушения нашел Ростехнадзор?
— Основной вопрос заключается в том, что на сегодня проведены проектно-наладочные испытания не так, как это предусмотрено проектной документацией, — сообщил Салаватов. Оборудование до начала эксплуатации должно пройти приемочные испытания, осуществляемые приемочной комиссией в установленном порядке. Именно эти приемочные испытания на сегодня не проведены так, как предусмотрено проектной документацией.
— В чем несоответствие проектной документации? — поинтересовался судья.
— Это, Ваша честь, самый основной вопрос. Согласно проектной документации, КГПТО предназначен в первую очередь для переработки гудрона, который сегодня перерабатывается на другой установке. Но сегодня, к сожалению, мы на КГПТО гудрон переработать не можем — по крайней мере, положительных результатов проведенных пусконаладочных испытаний Ростехнадзору не было представлено. Такая ситуация длится уже на протяжении нескольких последних лет, — объяснил Салаватов.
На этом заседание завершилось: сторонам понадобилось время, чтобы ознакомиться с аргументами, и суд объявил перерыв до 23 июля.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 158
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.