Рустам Батыр: «Первое, что бросается в глаза в этой истории — полное небрежение принципами классического ислама. Ляпин и не скрывает, что единственной причиной, побудившей его обособиться от ДУМ РФ, стала жажда власти» Рустам Батыр: «Первое, что бросается в глаза в этой истории, — полное пренебрежение принципами классического ислама. Ляпин и не скрывает, что единственной причиной, побудившей его обособиться от ДУМ РФ, стала жажда власти» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПОЛНОЕ ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ПРИНЦИПАМИ КЛАССИЧЕСКОГО ИСЛАМА»

Как гром среди ясного неба прозвучала новость о выходе ДУМ Ивановской области из-под юрисдикции ДУМ РФ. Мало кто ожидал от руководителя ивановских мусульман Фярита Ляпина, что он станет инициатором нового «раскола» в российской умме. Фярит Усманович, без всякого преувеличения, один из самых успешных региональных лидеров мусульман. В отличие от многих других коллег по цеху, он смог конвертировать свое многолетнее пребывание под сенью муфтия Равиля хазрата Гайнутдина в целый ряд успешных проектов, прежде всего в строительство крупнейшего для центральной России мусульманского культурного центра с большой мечетью. И вдруг — полный разрыв отношений с ДУМ РФ. Увы, головокружение от успехов часто случается с «удельными князьями» от ислама: сначала они рады, по классику, и простому «корыту с новой избой», но затем непременно хотят стать столбовою дворянкой и, наконец, вольной царицей. «Золотая рыбка» им теперь уже и вовсе не нужна.

Конечно, грустно от того, что заслуженный аксакал на старости лет (Ляпину сейчас 73 года) решил вписать свое имя в мрачную летопись российского исламского раскола. Впрочем, ему самому держать ответ перед Богом и получать от Него воздаяние: как за свои немалые достижения, так и, боюсь, за отступничество на склоне жизни. Нас же интересуют не перипетии чужой жизни, а общественная суть происходящих процессов. Поэтому давайте разберемся, что прячется за кулисами ивановской фитны/смуты.

Первое, что бросается в глаза в этой истории, — полное пренебрежение принципами классического ислама. Ляпин и не скрывает, что единственной причиной, побудившей его обособиться от ДУМ РФ, стала жажда власти, или, пользуясь его собственным эвфемизмом, «внутренней самостоятельности». Поэтому главным и, по сути, единственным аргументом ивановского чалмоносца в возникшей дискуссии по поводу учиненного им раскола выступили не нормы шариата, категорично предписывающие мусульманам сохранять единство, а отсылка к ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», который, дескать, «дает любой организации право в соответствии с уставом определять свой статус, органы управления, а также решать, с кем и на каких условиях сотрудничать». Весьма любопытный поворот во внутриисламской полемике.

Как говорится, ничто не ново под луною. Аналогичную гибкость в понимании исламских принципов прежде демонстрировали и другие религиозные деятели ислама наподобие Нафигуллы Аширова, решившие учредить собственные муфтияты. Нет ничего удивительного в том, что желание обзавестись собственным «троном» всегда перевешивало аяты Корана и хадисы Пророка, осуждающие раскол и велящие мусульманам несмотря ни на что держаться вместе. По-человечески мотивы провинциальных иерархов понять можно (у каждого своя слабость), но интересно другое. За последние годы вокруг властолюбивого желания региональных чалмоносцев сформировалась, по сути, отдельная теология раскола, маскирующаяся под рассуждения о демократичном характере исламской системы управления, эффективности горизонтальных структур и прочих новинках, которых классическая мысль ислама прежде не знала. Не берусь в данном посте судить о справедливости такого рода рассуждений. Очевидно одно: фактически мы наблюдаем процесс реформирования традиционного учения ислама.

Любопытно, что ст. 11 ФЗ, к которому апеллирует Ляпин, предписывает религиозным организациям при регистрации указывать сведения об основах вероучения и соответствующей ему практике. Учредительных документов ивановского муфтията, честно говоря, я не видел, но могу предположить, что при регистрации они в качестве исповедуемой ими религии указали ислам суннитского толка. К нему же причисляют себя Аширов и прочие региональные муфтии, некогда отколовшиеся от единого муфтията. А теперь пропустим сквозь суннитское сито все их рассуждения, коими они обосновывают свое право на обособление и местечковый престол муфтия, и мы легко обнаружим, что перед нами либо раскольники, поправшие вековые заповеди ислама о единстве, либо реформаторы, отринувшие то, что нам завещали улемы прошлого и наши предки. Третьего не дано. Ну а поскольку реформаторство для этих деятелей, насколько мы можем судить, есть ругательное слово, то остается только одно — причисление их к раскольникам по критериям сугубо суннитского учения.

Любопытно, что ст. № 11 ФЗ, к которому апеллирует Ляпин, предписывает религиозным организациям при регистрации указывать сведения об основах вероучения и соответствующей ему практике Любопытно, что ст. 11 ФЗ, к которому апеллирует Ляпин, предписывает религиозным организациям при регистрации указывать сведения об основах вероучения и соответствующей ему практике Фото: dumrt.ru

«СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ДАЛЬНОВИДНОСТЬ ТАКОЙ ПОЛИТИКИ В МНОГОКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ СТРАНЕ ОЧЕВИДНА МНОГИМ ЗДРАВОМЫСЛЯЩИМ ЛЮДЯМ»

Жажда власти — неизменное внутреннее топливо исламского раскола. А есть ли внешний фактор, который подтолкнул ивановского деятеля к отмежеванию от ДУМ РФ? Полагаю, что есть.

Все дело в том, что ДУМ РФ — одна из немногих исламских структур федерального калибра, которая не на словах, а на деле отстаивает интересы мусульман, для чего нередко требуется проявлять недюжинную смелость и твердость характера. Многие же исламские деятели России предпочитают не создавать себе проблем и конформистски плывут по течению, направленность которого в религиозных делах нередко задает РПЦ. Если Гайнутдин и его команда выстраивают уважительные отношения с другими российскими конфессиями, но делают это на равных, не теряя достоинства ислама, то отдельные их коллеги предпочитают, например,  в буквальном и переносном смысле целовать ручку уважаемому патриарху и безоговорочно поддерживать все его начинания, даже если те идут наперекор интересам собственно мусульман.

Достаточно вспомнить инициативу РПЦ ввести в общеобразовательных школах уроки религиозной культуры. Чуть ли не все российские муфтии поддержали это начинание, но Равиль хазрат выступил против него, понимая, что подобные уроки, делящие класс на православных, мусульман, буддистов, атеистов и прочих, закладывают основы для сепарирования российских детей по конфессиональному признаку, а кроме того, ускоряют ассимиляцию татар во многих «русских» регионах, ведь для одного ученика в классе никто не будет организовывать отдельный урок по исламу. К слову, этой же позиции придерживается и Татарстан, за что в свое время получил даже отповедь от патриарха Кирилла. Помимо защиты межрелигиозного согласия, выступал Гайнутдин и в поддержку мигрантов, отмечая их трудолюбие и трезвый образ жизни, и за полноту постижения истории, призывая не забывать в том числе и золотоордынские корни нашей страны, и т. д.

Стратегическая дальновидность такой политики в многоконфессиональной стране очевидна многим здравомыслящим людям, но есть центры силы, которым претит сама мысль о равноправии российских народов и отсылки к конституционному принципу федерализма. Некоторым башням Кремля приходится не по душе «дерзость» исламского лидера, возвышающего голос в защиту правды и отстаивания интересов мусульман. Поэтому против ДУМ РФ в последние годы устроена настоящая контркампания. Антимусульманские лоббисты действуют по разным фронтам. Прежде всего они реализуют принцип «разделяй и властвуй». Так, сначала в противовес ДУМ РФ была создана марионеточная организация РАИС, которая, впрочем, не выдержала испытания временем и смогла просуществовать всего лишь пять лет. Затем на его обломках возник новый федеральный муфтият Альбира Крганова с центром в Москве. Далее последовали новые нападки. Так, например, Московский исламский институт, учрежденный ДУМ РФ, в свое время лишали лицензии за ничтожные недочеты. При этом другим исламским вузам «прощали» куда более серьезные нарушения под предлогом необходимости поддержки отечественного исламского образования, которое спасает мусульманскую молодежь от обучения за рубежом, нередко приводящего к их вербовке иностранными спецслужбами. А в этом году первому заместителю председателя ДУМ РФ Дамиру хазрату Мухетдинову не продлили членство в Общественной палате РФ: слишком часто он по примеру своего руководителя заступался в ее стенах за мусульман и религиозное равноправие в целом.

Это скрытое давление перепадает и региональным организациям ДУМ РФ. Добавьте сюда и  ксенофобию отдельных чиновников, которые не дают мусульманам строить мечети, сносят уже построенные, всеми правдами и неправдами выдавливают их из общественной жизни. Естественно, не всем региональным деятелям ислама хватает выдержки противостоять подобному прессингу и они сдаются. К тому же некоторых из них склоняют к предательству помимо кнута еще и пряником, суля различные преференции и поддержку. Поэтому не исключено, что у ДУМ Ивановской области могут найтись и последователи. Правда, они должны помнить, что погнавшись за статусом «вольной царицы», по классику, непременно окажутся у разбитого корыта. Таков неизбежный закон жизни.

Кажется, в городе невест это уже начали осознавать. Как выяснилось в ходе разгоревшейся публичной дискуссии, в ныне действующем уставе ДУМ Ивановской области сохраняется положение о его каноническом подчинении ДУМ РФ. Так что заявление первого о выходе из состава последнего, судя по всему, были преждевременным, юридически не проработанным. В общем, можно смело запасаться попкорном: у истории будет продолжение. 

КОНТРПРИМЕР

На фоне подобных скандалов многие обыватели полагают, что религиозная сфера просто кишит алчными людьми, единственным смыслом существования которых является нажива и власть. Да, в семье не без уродов, но все же подобные суждения весьма далеки от истины. Это искаженное представление об исламских деятелях у широкой публики появляется лишь вследствие искаженного фокуса журналистов: те с большей охотой пишут о грязи и скандалах, нежели о позитивных примерах. И, раз уж их стараниями история с Ляпиным стала резонансной, для равновесия приведем противоположный пример, явленный его соседом — руководством общины вологодских мусульман.

В Вологде мечеть существует с 1998 года. Ее строительство и функционирование стало возможным благодаря семье Мустафиных. Глава семейства Равиль Мустафин, к сожалению, ныне уже почивший, выступил первым председателем местной общины мусульман. Знамя отца подхватили его сыновья: старший сын Альберт, успешный бизнесмен региона, полностью проспонсировал строительство мечети, а младший, Наиль, взялся служить в ней имам-хатыбом. Кстати, последнего широкая аудитория знает как переводчика на русский язык знаменитой книги Ахмадхади Максуди «Гыйбадате исламийя».

Чем интересен пример вологодской общины? С первого же дня работы построенное ими здание мечети было передано на баланс ДУМ РФ (тогда еще ДУМЦЕР). За собой вологодские мусульмане оставили расходы на ремонт и содержание здания, но не владение им. Вот вам и контрпример: пока другие религиозные деятелями трясутся над своим недвижимым имуществом и статусом, переживая, как бы их не сняли с должности и не лишили доступа ко всем этим благам, мусульмане Вологды целиком и полностью вверили судьбу общины своему духовному лидеру. Их никто не просил передавать многомиллионное по стоимости здание на баланс вышестоящей организации. Это был исключительно их собственный порыв. Порыв истинно верующих людей, которые пришли в ислам, чтобы служить ему и отдавать, а не брать и не ставить веру на службу себе. Так что не одними раскольниками жив исламский мир России. В нем есть и немало людей, которые несут проповедь ислама не в громких пафосных речах, а в тихом безвестном служении и бескорыстном жертвовании.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции