Они стирают чужое белье и делают на этом деньги. Прачечная "Аюдаг" зарекомендовала себя надежным партнером. Ее владелец - Эдуард Салахов – и предположить не мог, что, придя в незнакомую ему сферу, он настолько втянется, что создаст свое предприятия, выкупит помещение и приобретет оборудование. Сейчас Эдуард думает о расширении бизнеса, однако, и конкуренты не дремлют…

- Расскажите, пожалуйста, как вы начинали свой бизнес.

- Когда я приехал в Казань в 1997 году после учебы в Москве, мне предложили должность директора прачечной при бане № 3. Это было совершенно незнакомое мне дело, но я втянулся. Сначала работал на хозяина, затем выкупил оборудование и стал работать на себя. Мне нужны были люди, которым я бы мог доверять, и я пригласил своих родителей. В марте 2008 года взял кредит, купил большое помещение и новое оборудование. Всего было вложено более 4 миллионов рублей. Одна вентиляция обошлась в 200 тысяч рублей, со скидкой.

- Каков срок окупаемости бизнеса в вашем сегменте?

- Я думаю, срок окупаемости не менее десяти лет. Мы здесь не золото отмываем. Наши клиенты – это общежития, детские оздоровительные лагеря и другие бюджетные организации. К тому же сегодня конкуренция на рынке очень большая, регулярно открываются новые прачечные. Теперь крупные игроки на рынке душат более мелких. Сейчас стало намного труднее работать. Из-за высокой конкуренции нам приходится постоянно снижать цены.

- Кто ваши крупнейшие конкуренты?

- Это фабрика "Алсу" и ОАО "Комбытсервис".

- На какой период приходится пик заказов?

- Самые большие объемы работ у нас летом, когда открываются загородные лагеря. Да и другие организации тогда более активны. В остальное время мы обслуживаем общежития, гостиницы, есть два лагеря, которые работают круглогодично. К нам обращается и население, но его доля в общем объеме заказов небольшая. Всего же постоянных клиентов у нас 20-30.

- Какие сложности существуют в вашей сфере деятельности?

- Постоянное увеличение оплаты за электроэнергию, а также за коммунальные услуги. Также каждый год для развития бизнеса приходится участвовать в различных тендерах. Но не в этом сложность, а в том, что к каждому конкурсу нужно подготовить большое количество различных документов. При этом, на мой взгляд, тендеры не всегда бывают честными.

- Как на вашем бизнесе сказался финансовый кризис?

- Пока кризис нас не затронул. Мы почувствуем его последствия после Нового года, когда начнем заключать новые контракты. Стиральные порошки, другая бытовая химия подорожает, а это приведет к увеличению стоимости наших услуг. Но хочу отметить, что в течение года мы не поднимаем стоимость наших услуг. Стираем по той цене, на которую договорились при подписании контракта.

- Какой вклад в развитие бизнеса вносит каждый член вашей семьи?

- Мама - заведующая прачечной. Когда меня нет, она работает с клиентами, оформляет квитанции, решает все главные вопросы. Отец – инженер по оборудованию. У нас полная взаимозаменяемость – мы помогаем друг другу. Вклад родителей в бизнес очень большой. Это родные люди, которым я могу доверять. Без них не вижу будущего для нашего бизнеса.

- Возникают разногласия по поводу ведения бизнеса между вами?

- Иногда бывают, но директор организации – я. Конечно, прислушиваюсь к мнению родителей. Но стараюсь разделять личное и производственное.

- Как планируете развивать бизнеса?

- Сейчас я хочу наладить производство. Необходимо, чтобы оно работало без сбоев. В будущем надеюсь приобрести помещение, большее по площади. Недавно я купил небольшой участок земли рядом с прачечной. Возможно, открою магазин хозяйственных товаров. Но это будет после того, как выплатим кредиты, в конце 2009 года.

- Если вы станете победителем конкурса "Семейный бизнес", то получите право на кредит в 10 миллионов рублей на льготных условиях. Как вы им распорядитесь?

- Это хорошая сумма. Деньги направим на расширение производства. Тогда можно будет приобрести помещение побольше. Но мы не будем открывать прачечную в центре города. Скорее, где-то на окраине, где помещение будет стоить не так дорого. Возможно, что часть средств вложим в открытие магазина. Также хотелось бы надстроить над прачечной второй этаж.

Лейсан Сеидова, "где Деньги"