ЛОББИСТСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РУСТАМА МИННИХАНОВА НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ УСТУПАЕТ ТОЛЬКО ГРОМОВУ И СОБЯНИНУ

Сегодня стало известно о дальнейшем скачкообразном росте госдолга РТ – с начала года он вырос на 39% и достиг 80 млрд. рублей. Республика не только вошла в тройку крупнейших субъектов-должников после Москвы и Московской области, но и опередила по размеру своих долгов целые федеральные округа… Эксперты "БИЗНЕС Online" пока не видят, за счет чего может быть сокращена нагрузка на республиканскую казну.

ДОЛГ РАСТЕТ НЕПРЕРЫВНО

Минфин РТ опубликовал данные о госдолге республики на 1 октября 2011 года. На сайте министерства сообщается, что внутренний долг РТ составляет уже 80,3 млрд. рублей. Из них 59,8 млрд. рублей приходится на кредиты, привлеченные в республиканский бюджет из российского (на 1 января 2011 этот показатель составлял 38 млрд. рублей). Еще 13 млрд. рублей – гарантии РТ по обязательствам в российской валюте. 7,4 млрд. рублей - гарантии РТ по обязательствам в иностранной валюте (на 1 января 2011 – 6,7 млрд. рублей).

Отметим, что РТ продолжает входить (можно сказать, со времен Шаймиева, а можно - с периода острой фазы кризиса, когда регионы, в том числе РТ, стали наращивать госдолг) в тройку крупнейших должников среди регионов РФ. Больше долги, по данным на 1 сентября, только у Москвы – 264 млрд. рублей и Московской области – 110 млрд. рублей. Интересно, что долг нашей республики превышает объем заимствований не только других регионов, но и целых федеральных округов (куда входит сразу по 5 - 7 субъектов федерации). Например, субъекты Северо-Кавказского федерального округа должны 23 млрд. рублей (это при том, что на восстановление Чечни направляются десятки млрд. рублей), Уральского - 33 млрд., Сибирского - 72 млрд., Дальневосточного - 38 млрд. рублей.

Если сравнить последние данные с показателями прошлого года, то становится ясно, что долг растет непрерывными темпами. Например, на 1 января 2010 года он составлял 36,5 млрд. рублей, что в два раза меньше, чем сейчас.

В минфине РТ сегодня не смогли прокомментировать «БИЗНЕС Online» детали возникновения такого долга и его структуру, порекомендовав обратиться в министерство с письменным запросом, что неудивительно: минфин – это самое закрытое ведомство в республике. А в комитете по бюджету Госсовета РТ также отказались от комментариев, сославшись на то, что вопрос госдолга будет рассмотрен на ближайшей сессии.

Однако, предположим, что в госдолге какую-то долю занимает финансирование строительства объектов Универсиады, дорог, развязок и т.д. Проще говоря, какую-то часть средств, которые федеральный центр выделил на строительство объектов, возвращать не надо – долги будут списаны после введения этих объектов.

Но все же надо заметить, что суммы, что и говорить, получаются впечатляющие: как заявлял месяц назад на заседании правительства глава минфина РТ Радик Гайзатуллин, доходы бюджета-2011 республики планируются в размере 71,3 млрд. рублей, расходы — 81,4 млрд. рублей (Доходы консолидированного бюджета РТ, то есть доходы республиканского бюджета плюс доходы городов и районов) ожидаются в размере 95 млрд рублей, расходы — 105 млрд рублей.

Напомним, что министр озвучивал прогноз и по дефициту бюджета, который, как ожидается, составит 10,1 млрд рублей, или 12,4% расходов. Причем дефицит стремится уже к своей предельно допустимой отметке - она составляет 15%. Министр также озвучивал и некоторые детали, касающиеся долгов РТ: так, общий долг перед федеральным бюджетом на тот момент составлял 32,7 млрд. рублей. Республике предстоит вернуть займы: в 2011 году — 5,6 млрд. рублей…. А уже в 2012 году — 16,3 млрд. рублей, в 2013 году — 6,6 млрд. рублей и в дальнейшем — еще 4,2 млрд. рублей и т.д.

Если говорить в целом, то очевидно, что вся экономическая политика РТ – это резкий рост ВРП за счет громадных инвестиций, причем бизнес-инвестиций и инфраструктурных. По мнению наблюдателей, к которым обратился «БИЗНЕС Online», в условиях непрекращающегося мирового кризиса и падения спроса – это, возможно, единственная стратегия развития. И ключевую роль здесь играет, конечно, проект Универсиады-2013, поддержанный на самом высоком федеральном уровне. И в этом плане стоит отметить, что уже прошло 1,5 года после смены власти в казанском Кремле, а Татарстану по прежнему удается эффективно лоббировать свои интересы на самом верху российского Олимпа. А ведь там и лежат ключи к «сейфу с госденьгами»…

«РИСКИ ЕСТЬ, НО ОНИ ДОЛГОСРОЧНЫЕ»

Мы предложили экспертам прокомментировать ситуацию.

Марат Галеев - председатель комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству:

- Хочу напомнить, что наша республика, как регион-донор, платит налоги в большом количестве. Татарстан зарабатывает много. А по размеру госдолга, насколько помню, он среди других российских регионов находится недалеко от начала списка - после Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области… Но ведь в республике много делается, очень много строится. Так что не вижу в госдолге чего-то катастрофического - он квалифицированно обслуживается, частично погашается. А при квалифицированном управлении государственным долгом иметь долги - не самое страшное.

Хотя, наверное, жить без долгов все-таки лучше. Но коль скоро у нас начато большое количество строек… Образуются кассовые разрывы между поступлением денег и расходованием. И республика часто прибегает к практике кредитов. Но ведь кредиты всем подряд тоже не дают…

Да, госдолг многоват - я согласен. Это где-то две трети бюджета (видимо, имеется ввиду от реального исполнения ред.). Но все в мире относительно. Во всяком случае, катастрофы тут нет, раз долг обслуживается, речь о дефолте у нас в республике в принципе не идет. Вопрос об этом даже не стоит. Все рейтинговые агентства дают всего двум-трем российским регионам, в том числе Татарстану, категорию рейтинга - инвестиционно стабильный. Такой регион считается достаточно привлекательным для инвестирования. А если бы у нас было положение с госдолгом катастрофическое, и мы не могли бы его обслужить, то нам никто таких инвестиционных рейтингов не дал бы. Поэтому коль скоро идут стабильные рейтинговые оценки, а они, по сути, все независимые, это не дает оснований для беспокойства. Тем не менее, к обслуживанию госдолга надо, конечно, относиться очень внимательно.

Александр Осин, главный экономист УК «Финам Менеджмент»:

- Татарстан сейчас проводит политику экономической экспансии - в преддверии Универсиады 2013. Параллельно правительство вынуждено еще и поддерживать стабильный уровень жизни в республике. Безусловно, нужны государственные инвестиции. Риски есть, но они долгосрочные.

Пока я не вижу, за счет чего долг по бюджету в регионах бы сокращался, потому что не видно, за счет чего можно изменить структуру доходов бюджета, чтобы не наращивать долг. Бюджеты и России, и Татарстана неэффективны, у них доходы получаются за счет налогов, а их достаточно трудно собрать. Нужны неналоговые формы бюджета. Чем менее слабо будет решаться проблема инвестиций за счет частных иностранных инвесторов или госфондов, тем больше будет ложиться нагрузка на бюджет.

Соглашусь, что доля «универсиадских денег» в общем сумме долга весьма высокая, что сдача спортивных объектов повлечет за собой списание некоторой части долга.

Дилюс Шавалиев, руководитель Центра повышения финансовой грамотности населения «Знак»:

- Соглашусь с аналитиками, которые отмечают, что российские регионы сегодня намного хуже готовы к кризису, чем в 2008 году. В первую очередь, из-за возросшей долговой нагрузки. Обязательства субъектов федерации за последние три года выросли в два раза – с 505 миллиардов рублей на 1 июля 2008 года до 1,1 триллиона рублей на 1 июля 2011 года. По абсолютному значению госдолга Татарстан занимает «почетное» третье место среди всех регионов России, уступая лишь Москве и Московской области.

Очевидно, что высокий уровень госдолга Татарстана навевает некоторую тревогу. Особенно в условиях ожидания второй волны мирового финансово-экономического кризиса, который будет вызван именно долговой нагрузкой на бюджеты государств. Негатива добавляет и тот факт, что доходы татарстанской казны крепко завязаны на продаже нефти и нефтепродуктов. С другой стороны, всем известно, почему республика вынуждена занимать – для достойной организации и проведения Универсиады, чемпионата по водным видам спорта и по футболу. Право на проведение этих мероприятий уже сегодня влияет на жизнь казанцев – в городе построены современные спортивные комплексы, новые дорожные развязки, станции метро. При других обстоятельствах вряд ли бы Татарстан смог добиться финансирования такого строительства. Но другое дело, что расплачиваться за все это удовольствие в конечном итоге будем мы с вами, простые налогоплательщики.

Кстати, если посмотреть на такой интересный показатель, как размер госдолга на одного жителя субъекта (по состоянию на 1 июля 2011 г.), республика перемещается с третьего места на шестое в списке субъектов РФ. Как ни странно, на первое место выходит Чукотка (40,6 тысяч рублей на одного жителя региона), на второе - Москва (28,1 тысяч рублей), а на третье - наш сосед Мордовия (20,1). Также выше Татарстана (19,5) в списке оказываются Калужская область (19,8) и Якутия (19,7). Но стоит ли расслабляться? Конечно нет! При таких темпах увеличения госдолга, Татарстан может легко догнать Чукотку.

Альберт Бикбов - генеральный директор ООО «НэоТрейд»:

- Татарстан принял решение идти на Универсиаду самостоятельно. Иначе возникла бы федеральная целевая программа, была бы создана госкорпорация по подобию Сочи, которой было бы доверено строительство объектов Универсиады в Казани. Но поскольку республика решила выступить сама, то федеральный центр решил работать по механизму субсидий. Это означает, что если стоимость объекта составляет 20 миллиардов рублей, то половину выделяет федеральный центр, а половину Татарстан должен найти сам - работает принцип софинансирования. Но эти деньги нам где-то надо находить - и Татарстан просит кредит на эту сумму.

В будущем федеральный центр захочет от регионов «покрыть» долги, а у республики уже 80 миллиардов рублей долга, и маячит угроза возврата кредита в 2012 году. Где их взять? Негде. Остается один путь - приватизация госпакетов - продажа Татнефти, Таттелекома… Весьма велика вероятность того, что если республиканский минфин остановиться не сможет, то придется так и сделать.

У нас есть экономический суверенитет – наша республиканская собственность – госпакеты крупнейших предприятий РТ, которыми мы управляем. Но мы сейчас роем яму, залезая в огромные долги. Есть безопасная планка задолженности – 30%. У нас она уже поднялась за 50%.

Скоро в России может настать момент, когда денег никому не будет хватать. И тогда долги попросят вернуть. Их вряд ли спишут, ведь тогда сразу выстроится очередь из других регионов, а федералам это невыгодно. У Краснодарского края долги, к примеру, маленькие. Финансирование Олимпиады идет за счет федеральной целевой программы, а деньги тратит госкорпорация «Олимпстрой». И местного бюджета это в большинстве своем не касается, нагрузки нет. На примере Универсиады и Олимпиады можно сделать вывод, каким боком для Татарстана выйдут студенческие игры.

Объем государственного долга субъектов РФ и долга муниципальных образований на 01.08.2011

Код

Субъект Российской Федерации

Объем государственного долга субъектов Российской Федерации

Объем долга муниципальных образований в тыс.руб.

внутренний

внешний

Итого

Центральный федеральный округ

508 142 589,9

30 863 714,2

539 006 304,1

37 071 645,7

26

Белгородская область

15 307 587,9

-

15 307 587,9

1 155 849,8

27

Брянская область

5 516 587,6

-

5 516 587,6

1 431 904,3

28

Владимирская область

1 777 057,0

-

1 777 057,0

773 733,7

31

Воронежская область

11 211 736,2

-

11 211 736,2

2 855 933,3

33

Ивановская область

3 957 330,2

-

3 957 330,2

157 052,5

37

Калужская область

19 764 341,7

-

19 764 341,7

622 546,2

41

Костромская область

7 964 312,8

-

7 964 312,8

3 115 235,3

44

Курская область

4 066 608,2

-

4 066 608,2

1 021 808,7

46

Липецкая область

5 684 075,5

-

5 684 075,5

2 481 918,0

48

Московская область

115 651 259,9

-

115 651 259,9

12 176 990,1

54

Орловская область

3 126 594,4

-

3 126 594,4

348 235,1

59

Рязанская область

11 588 798,3

-

11 588 798,3

758 982,8

63

Смоленская область

5 667 995,6

-

5 667 995,6

2 214 987,0

64

Тамбовская область

4 427 866,9

-

4 427 866,9

878 085,3

36

Тверская область

10 714 471,9

-

10 714 471,9

2 014 602,1

66

Тульская область

7 167 961,1

-

7 167 961,1

1 003 615,3

71

Ярославская область

10 364 581,1

-

10 364 581,1

4 055 160,1

73

г. Москва

264 183 423,4

30 863 714,2

295 047 137,6

5 006,2

Северо-Западный федеральный округ

85 335 688,2

-

85 335 688,2

16 573 316,1

06

Республика Карелия

6 635 417,1

-

6 635 417,1

1 105 700,5

07

Республика Коми

5 340 554,1

-

5 340 554,1

1 572 857,9

24

Архангельская область

12 606 257,0

-

12 606 257,0

1 513 336,9

84

Hенецкий АО

нет информации

30

Вологодская область

20 407 422,0

-

20 407 422,0

684 601,6

35

Калининградская область

12 040 278,7

-

12 040 278,7

5 981 669,7

45

Ленинградская область

5 227 614,7

-

5 227 614,7

1 693 035,6

49

Мурманская область

5 751 638,9

-

5 751 638,9

2 254 640,9

50

Новгородская область

7 894 306,9

-

7 894 306,9

1 324 261,7

57

Псковская область

2 818 029,8

-

2 818 029,8

443 211,3

72

г. Санкт-Петербург

6 614 168,9

-

6 614 168,9

-

Южный федеральный округ

64 280 934,9

-

64 280 934,9

19 059 140,1

76

Республика Адыгея

1 017 886,9

-

1 017 886,9

400 886,9

05

Республика Калмыкия

1 290 417,3

-

1 290 417,3

35 924,5

18

Краснодарский край

28 694 703,3

-

28 694 703,3

7 696 133,3

25

Астраханская область

13 152 296,5

-

13 152 296,5

2 729 688,5

29

Волгоградская область

13 304 882,0

-

13 304 882,0

5 458 319,4

58

Ростовская область

6 820 748,9

-

6 820 748,9

2 738 187,6

Северо-Кавказский федеральный округ

22 190 716,1

-

22 190 716,1

2 274 556,5

03

Республика Дагестан

2 647 093,8

-

2 647 093,8

831 076,1

14

Республика Ингушетия

59 304,8

-

59 304,8

-

04

Кабардино-Балкарская Республика

354 091,4

-

354 091,4

30 000,0

79

Карачаево-Черкесская Республика

2 186 894,0

-

2 186 894,0

193 775,9

10

Республика Северная Осетия - Алания

5 624 287,2

-

5 624 287,2

496 412,3

94

Чеченская Республика

5 970 214,3

-

5 970 214,3

370 000,0

21

Ставропольский край

5 348 830,6

-

5 348 830,6

353 292,3

Приволжский федеральный округ

245 900 095,3

714 678,5

246 614 773,8

48 627 549,7

01

Республика Башкортостан

9 314 705,8

691 990,0

10 006 695,8

4 694 400,3

08

Республика Марий Эл

5 269 408,5

-

5 269 408,5

67 959,0

09

Республика Мордовия

16 508 089,3

-

16 508 089,3

989 475,8

11

Республика Татарстан

73 889 848,1

22 688,5

73 912 536,6

27 166 801,4

13

Удмуртская Республика

11 489 560,7

-

11 489 560,7

3 684 231,3

15

Чувашская Республика

7 977 373,8

-

7 977 373,8

876 086,7

56

Пермский край

964 066,9

-

964 066,9

329 659,2

40

Кировская область

5 360 293,9

-

5 360 293,9

420 371,3

32

Нижегородская область

28 846 188,4

-

28 846 188,4

1 033 707,3

53

Оренбургская область

9 337 311,0

-

9 337 311,0

763 499,4

55

Пензенская область

8 989 901,9

-

8 989 901,9

2 006 292,2

42

Самарская область

38 078 532,6

-

38 078 532,6

2 666 282,5

60

Саратовская область

26 445 969,7

-

26 445 969,7

3 408 528,0

68

Ульяновская область

3 428 844,6

-

3 428 844,6

520 255,2

Уральский федеральный округ

33 716 908,5

-

33 716 908,5

13 902 536,9

43

Курганская область

1 739 539,4

-

1 739 539,4

28 844,7

62

Свердловская область

10 928 274,7

-

10 928 274,7

5 325 698,4

67

Тюменская область

1 084 152,6

-

1 084 152,6

31 000,0

87

Ханты-Мансийский АО

10 100 759,4

-

10 100 759,4

3 464 255,7

90

Ямало-Ненецкий АО

-

-

-

2 308 458,8

69

Челябинская область

9 864 182,3

-

9 864 182,3

2 744 279,3

Сибирский федеральный округ

73 970 434,8

-

73 970 434,8

27 044 382,4

77

Республика Алтай

1 147 892,7

-

1 147 892,7

518 575,3

02

Республика Бурятия

4 974 739,0

-

4 974 739,0

2 525 547,9

12

Республика Тыва

311 126,0

-

311 126,0

218 524,3

80

Республика Хакасия

2 535 836,1

-

2 535 836,1

80 126,1

17

Алтайский край

529 853,9

-

529 853,9

807 943,8

91

Забайкальский край

3 907 341,3

-

3 907 341,3

383 904,1

19

Красноярский край

10 748 419,6

-

10 748 419,6

4 730 923,5

34

Иркутская область

5 798 083,0

-

5 798 083,0

3 749 153,2

39

Кемеровская область

19 956 872,6

-

19 956 872,6

1 771 582,1

51

Новосибирская область

5 621 256,1

-

5 621 256,1

7 857 918,5

52

Омская область

12 026 745,7

-

12 026 745,7

2 625 905,1

65

Томская область

6 412 268,9

-

6 412 268,9

1 774 278,4

Дальневосточный федеральный округ

38 323 543,0

-

38 323 543,0

10 585 291,5

16

Республика Саха (Якутия)

18 695 539,2

-

18 695 539,2

1 322 781,1

38

Камчатский край

4 650 986,6

-

4 650 986,6

1 926 083,8

20

Приморский край

575 165,1

-

575 165,1

1 609 142,6

22

Хабаровский край

2 653 290,4

-

2 653 290,4

1 025 973,9

23

Амурская область

6 099 940,4

-

6 099 940,4

415 727,7

47

Магаданская область

1 911 061,5

-

1 911 061,5

1 566 057,1

61

Сахалинская область

1 734 106,4

-

1 734 106,4

2 440 501,0

78

Еврейская АО

31 648,8

-

31 648,8

132 575,4

88

Чукотский АО

1 971 804,7

-

1 971 804,7

146 449,0

Итого

1 071 860 910,6

31 578 392,7

1 103 439 303,3

175 138 419,0