Татарстанский создатель систем электронного документооборота «ТаксНет» сменил гендиректора и владельца: компанию приобрел «СКБ Контур». Накануне екатеринбургского назначенца Максима Пырьева, ставшего во главе поглощенной компании, представил коллективу глава минцифры РТ Айрат Хайруллин. В «СКБ Контур» заверяют: сразу бесследно «ТаксНет» не исчезнет, сохранится его продуктовая линейка. Почувствуют ли смену собственника 100 тыс. клиентов компании, в числе которых ICL, КАМАЗ, Сбербанк и ТАИФ?
ЗАО «ТаксНет» работает на рынке информационных технологий с 2001 года. Основал компанию Султан Салимзянов
«ТаксНет» продан после многолетних переговоров
Один из старейших игроков IT-рынка РТ, серьезный разработчик систем электронного документооборота и систем для сдачи отчетности ЗАО «ТаксНет» в конце июля вошел в орбиту екатеринбургского гиганта — ГК «СКБ Контур». Консолидация компаний пришлась на день рождения татарстанского разработчика — 27 июля «ТаксНет» отметил 19-летие.
ЗАО «ТаксНет» работает на рынке информационных технологий с 2001 года. Основал компанию Султан Салимзянов, скончавшийся в ноябре прошлого года в возрасте 65 лет. Чтобы основать свой бизнес, он в свое время покинул пост крупного менеджера ТАИФа — гендиректора ОАО «Радиотелекоммуникации» — и продал нажитые в 90-е годы активы. «Я снял со сберкнижки очень много, потому что к тому времени уже продал здание Александровского пассажа. И большую часть вырученных денег я вложил в свою компанию. Первое время действительно снимал деньги с книжки и покупал компьютеры, средства связи, средства защиты информации, платил зарплату и так далее. Вот так в 2001 году начинался „ТаксНет“, в основу которого легло, думаю, от 3 миллионов до 5 миллионов рублей», — рассказывал Салимзянов в 2013 году историю создания компании в интервью «БИЗНЕС Online». «ТаксНет» стоял у истоков рынка электронного документооборота в Татарстане. Сегодня в активе компании 17 основных и внутренних продуктов, 209 сотрудников, 570 партнеров в 79 регионах России. Среди ключевых клиентов — ICL, КАМАЗ, Сбербанк, ТАИФ, Альфа-Банк и еще более 100 тыс. компаний по всей стране. Неудивительно, что такой рынок не мог не заинтересовать конкурента.
Но, кроме рынка, у «ТаксНета» есть еще одна сильная позиция — собственный удостоверяющий центр. Это доверенная организация, которая имеет право выпускать сертификаты электронной подписи юридическим и физическим лицам. «„ТаксНет“ — один из немногих оставшихся независимых операторов ЭДО со своим удостоверяющим центром. Это сильный разработчик с большой клиентской базой и развитой филиальной и партнерской сетью. Так что покупка „ТаксНета“ серьезно усилит наши позиции в регионе», — прокомментировал сделку Сергей Домарацкий, руководитель макрорегионального центра «СКБ Контур» в Поволжье (цитата по релизу компании).
Кроме рынка у «ТаксНета» есть еще одна сильная позиция — собственный удостоверяющий центр. Это доверенная организация, которая имеет право выпускать сертификаты электронной подписи юридическим и физическим лицам
Такой интерес к УЦ неслучаен: с 1 января вступает в силу закон, чрезвычайно ужесточающий требования к удостоверяющим центрам, в том числе по размеру уставного капитала — он повышается с 7 млн до 1 млрд (ибо 500 млн рублей — при наличии не менее чем в трех четвертях субъектов РФ одного или более филиала или представительства удостоверяющего центра — прим. ред.) Соответственно, капитализацию компании-владельца УЦ тоже придется повышать до 0,5–1 млрд рублей. «В итоге будет два-три крупных удостоверяющих центра, в них вся информация будет централизовываться. Здесь появляется такой момент: через удостоверение подписи все равно можно собирать достаточно большой объем информации о проходящих сделках, субъектах, времени. И эта информация из частного сектора фактически переводится в государственный, потому что понятно, что компания с уставным капиталом в 1 миллиард, скорее всего, тоже должна быть близка к госструктурам», — отмечает один из экспертов «БИЗНЕС Online».
«Многие годы „ТаксНет“ был конкурентом „Контура“ в Татарстане: у компаний были сопоставимые доли на рынках удостоверяющих центров и передачи отчетности. Переговоры о покупке шли с 2017 года, но состоялась сделка только сейчас», — говорится в релизе «СКБ Контур». Сумму сделки компания не раскрывает, уверяя только, что «условия были справедливые и удовлетворили обе стороны», но, по нашим данным, именно цена вопроса стала причиной затягивания переговоров. Салимзянов якобы не хотел отдавать свое детище слишком дешево, а покупатели считали, что свой звездный час на рынке компания уже прошла. Впрочем, если смотреть по динамике финансов, опубликованной сервисом «Контур.Фокус», выручка компании ежегодно растет, в 2019 году она составила 219 млн рублей, прибыль — в районе 5 млн рублей. В любом случае с наследниками договориться оказалось проще.
Максим Пырьев: «Я рад стать частью успешной команды «ТаксНета». Вместе мы будем работать над тем, чтобы предоставлять клиентам лучший на рынке сервис»
Who is mr Пырьев?
Возглавил поглощенный «ТаксНет» руководитель верхневолжского регионального центра в «СКБ Контур» Максим Пырьев. Накануне в ходе еженедельного совещания министр цифрового развития Татарстана Айрат Хайруллин представил его коллективу ведомства и пожелал успехов на новой должности. Он также подчеркнул, что электронный документооборот становится одной из наиболее востребованных сфер в современной жизни.
«Я рад стать частью успешной команды „ТаксНета“. Вместе мы будем работать над тем, чтобы предоставлять клиентам лучший на рынке сервис. Синергетический эффект от слияния двух таких крупных игроков позволит развивать продуктовую линейку „ТаксНета“, дополняя ее разработками „Контура“. Уверен, это поможет нашим клиентам эффективнее вести бизнес, пользуясь самыми передовыми IT-решениями», — передает слова Пырьева пресс-служба компании.
Биография нового руководителя «ТаксНет» плотно связана с «СКБ Контур». С 2005 года, когда Пырьев активно развивал собственный IT-бизнес, он был партнером «СКБ Контур» в Новосибирске. В 2014 году стал сотрудником «СКБ Контур», участвовал в открытии красноярского филиала, руководил обособленным подразделением. За пять лет филиал стал в компании одним из лучших по годовому приросту выручки. Одновременно с этим он участвовал в открытии еще трех филиалов в Сибири и на Дальнем Востоке. В 2019 году переехал в Казань, где стал руководителем регионального центра — ответственным за весь сбыт в Татарстане, Мордовии, Чувашии и Марий Эл.
Сам «СКБ Контур» точно так же, как и «ТаксНет», сконцентрирован на сервисах для бухгалтерии и бизнеса — на решениях для интернет-отчетности, электронного документооборота, автоматизации торговли, а также сервисах для работы с электронной подписью и торгами. На сайте компании говорится, что она основана в 1988 году, а сервисами «СКБ Контур» пользуются 2,1 млн абонентов по всей стране — от ИП до промышленных холдингов. Выручка за 2019 год — 15,4 млрд рублей.
Отмечается, что, влившись в «СКБ Контур», команда «ТаксНета» будет поддерживать свои разработки и параллельно предлагать клиентам дополнительные сервисы от «СКБ Контур»
как сделка скажется на клиентах?
В «ТаксНете» заверяют: клиенты компании не почувствуют разницы. «Объединившись с компанией „Контур“, „ТаксНет“ продолжит работу над своими программными продуктами и параллельно будет предлагать клиентам дополнительные сервисы от „Контура“. На продуктовой линейке „ТаксНета“ произошедшие изменения никак не отразятся: клиенты по-прежнему смогут пользоваться существующими решениями по отчетности и электронному документообороту», — рассказал нашему изданию Домарацкий. Сам экс-гендиректор компании Марат Гайфуллин в официальном сообщении тоже подчеркнул, что разработки татарстанской компании окончательно не ассимилируются. «У „ТаксНета“ и „Контура“ одинаковые взгляды на качество продуктов и требования к работе с клиентами. Конкуренция всегда была честной и открытой. Важно, что „ТаксНет“ сохраняет всю свою линейку продуктов, а объединение с „Контуром“ позволит делать их еще качественнее и конкурентоспособнее, что положительно отразится на работе наших клиентов».
Впрочем, сохранение фирменных такснетовских продуктов будет лишь временным. «Группа компаний „СКБ Контур“ приобрела бизнес ЗАО „ТаксНет“ вместе с клиентской базой, продуктовым портфелем и сотрудниками. Конечно, в обозримом будущем будет сближение и плановое объединение продуктовой линейки. Но конкретные планы и точные сроки пока назвать сложно. В течение некоторого времени компании будут существовать как разные юрлица со своими продуктовыми линейками. Так будет не один год. А дальше будем смотреть на ситуацию и планомерно объединять векторы развития», — сообщил Домарацкий, отвечая на запрос «БИЗНЕС Online». При этом он подчеркнул, что ценовая политика компании «Такснет» останется той же: она принесла свои плоды в виде солидной клиентской базы, ориентированной именно на эту стоимость продуктов и услуг.
Отмечается, что, влившись в «СКБ Контур», команда «ТаксНета» будет поддерживать свои разработки и параллельно предлагать клиентам дополнительные сервисы от «СКБ Контур». «Мы рады, что к Контуру присоединяется сплоченная и компетентная команда „ТаксНета“. Коллеги из „ТаксНета“ прошли в Татарстане путь, похожий на тот, что прошел „Контур“ в других регионах. У нас схожий продуктовый портфель. Как и мы, они все время ищут новые возможности развивать свой бизнес. Здорово, что теперь мы будем не конкурировать, а усиливать друга друга», — добавил Александр Гощицкий, руководитель отдела M&A СКБ «Контур».
Виктор Дьячков: «Объединение крупных компаний всегда приводит к повышению производительности труда. Сокращается административный персонал, а количество инженерного состава начинает расти»
«С учетом того, что требования растут, на рынке идет сильнейшее укрупнение, эта сделка была предопределена во многом. В Татарстане было два игрока, станет один. Это плохо, когда нет конкурентов», — говорит один из экспертов отрасли.
В то же время Виктор Дьячков, председатель совета директоров ГК ICL, сделку оценивает положительно. В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» он вспомнил, что в 90-е годы многие отечественные IT-компании или переформатировались, как сам ICL, объединившись с американской компанией, или умерли — как завод ЭВМ в части массового производства печатных плат и материнских плат. «Сейчас страна пытается все возродить, и в новых условиях восстановления промышленности начинается консолидация. Сам по себе это процесс позитивный и для рынка, и для людей, которые на нем работают, и для пользователей. Во-первых, объединение крупных компаний всегда приводит к повышению производительности труда. Это происходит за счет того, что сокращается административный персонал, а количество инженерного состава начинает расти. Именно от этой пропорции зависит производительность труда. Во-вторых, компании становятся более надежными, они больше дорожат своим брендом, своей позицией на рынке: рисков обанкротиться гораздо меньше. Консолидация компаний — это всегда длительный процесс, это не мешок картошки купить. Возникает масса вопросов: и интеграция внутренних процессов и информационных систем, и культура управления», — говорит Дьячков.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 27
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.