В БИЛЯРСКОМ ЗАПОВЕДНИКЕ НАПОМИНАЮТ, ЧТО РЕЛИКВИЮ НЕКОГДА ЗАБРАЛИ В КАЗАНЬ «СФОТОГРАФИРОВАТЬ», А ВЕРНУТЬ ЗАБЫЛИ

Компания Coca-Cola и Государственный Эрмитаж начинают региональный этап совместной программы по сохранению российского культурного наследия. Стартовым регионом выбрана РТ. Что конкретно будет сделано, рассказали вчера на пресс-конференции в центре «Эрмитаж – Казань». Ее участники не смогли удержаться от многочисленных острот в адрес напитка, являющегося одним из главных символов общества потребления. За слиянием культурного и кокакольного наблюдал корреспондент «БИЗНЕС Online».

И ХОТЯ КОКА-КОЛУ НЕ ПЬЮ…

Должно быть, Энди Уорхол, когда писал знаменитую ныне картину «Кока-Кола» (продана в прошлом году на аукционе в Нью-Йорке за $35,4 млн.), вряд ли предполагал, что фирма-«вдохновитель», благодаря ему, станет не только одним из «логотипов» эпохи, но и со временем - спасителем артефактов эпох минувших.

В центре «Эрмитаж - Казань» вчера презентовали региональный этап совместной программы Государственного Эрмитажа и The Coca-Cola Company «Сохраним культурное наследие вместе». Суть в том, что, благодаря спонсорству Coca-Cola, реставраторы Эрмитажа проходят стажировку за рубежом, а потом распространяют свои знания по регионам. В Казани своим опытом делилась художник-реставратор лаборатории научной реставрации произведений прикладного искусства Татьяна Шлыкова. Ее стажировка в Лондоне была связана с реставрацией стекла.

Объясняя актуальность проекта, замдиректор Эрмитажа Владимир Матвеев рассказал о катастрофической нехватке в РФ реставрационных кадров, а также о том, что имеющимся специалистам зачастую трудно повышать квалификацию. И помощь Coca-Cola тут весьма кстати. «Вроде бы, делая свое собственное дело, компания, не лукавя, не лицемеря, поддерживает и очень важные культурные инициативы», - заверил Матвеев. Руководитель поволжского бюро кафедры ЮНЕСКО, проректор по научной работе Казанского государственного университета культуры и искусства Рафаэль Валеев тут же взял быка за рога, предложив Coca-Cola материально посодействовать созданию в Казани пилотного проекта по подготовке реставраторов. При этом Валеев «сознался», что продукцию Coca-Cola не употребляет.

МЫ ОРГАНИЗАЦИЯ СЕРЬЕЗНАЯ…

Вообще разговор шел под шутки-прибаутки части президиума на тему «Coca-Cola – культура». «Не знаю, как кока-кола, а компания - совершенно замечательная, удивительная», - острил Матвеев. – Кока-кола помогает от всех абсолютно болезней – просто не остается того, что может болеть, - продолжал он. - Эта компания прекрасно понимает значение культуры и то, что только культурные люди пьют кока-колу. Я правильно понимаю?» - не унимался Матвеев.

Были и остроты с местным колоритом. Говоря о казанских историках, археологах, искусствоведах, Матвеев заметил: «Они тут все находят. До 1000-летия они докопались, а теперь другие задачи поставили перед собой. И их добьются. Даже не буду предполагать, какие цифры они себе наметили». Интересно, что бы ответил на эту шутку государственный советник РТ Минтимер Шаймиев? Он должен был быть на мероприятии, но в последний момент выяснилось, что не сможет прийти.

Видимо, «кокакольные» подколы не очень понравились менеджеру по коммуникациям Coca-Cola в РФ, Украине и Белоруссии Марии Кануковой: «Несмотря на достаточно веселое настроение президиума, хочу сказать, что «Кока-Кола» - серьезная организация, которой исполнилось 125 лет, и 20 лет назад открылось представительство в России. Мы сразу определили приоритеты благотворительной деятельности, один из них – поддержка Эрмитажа. Принято стратегическое решение продолжать реставрационную тему на уровне отношений компании «Кока-Кола» с Государственным Эрмитажем, а это значит, что будет новая лаборатория реставрации керамики, стекла и фарфора, будут инвестиции».

В качестве подтверждения своих слов она тут же вручила сертификат на 300 тыс. рублей. Такого рода гранты будет получать каждый город, который подключится к проекту. Деньги должны быть потрачены на восстановление конкретного предмета искусства.

ermitaj1.jpg
«Кокакольные» 300 тыс. рублей пойдут на реставрацию фаянсовой чаши XI века, найденную на раскопе Билярского городища

БИЛЯРСКАЯ ПРОПАЖА

В Казани научное сообщество выбрало фаянсовую чашу с личинами из Биляра – «уникальное произведение искусства». Изготовлена она в Иране или в Ираке в XI веке. Чаша была найдена на раскопе Билярского городища в 1978 году экспедицией знаменитого Альфреда Халикова. Ныне чаша хранится в археологическом музее КФУ.

Тема тут же получила неожиданный поворот. На предложение из президиума задавать вопросы в зале поднялся директор билярского государственного историко-археологического и природного музея-заповедника Анас Кутуев. Он поблагодарил Coca-Cola за то, что они обратили внимание на чашу. «К сожалению, отторгнутую от нашего заповедника, - добавил он после паузы. - Дело в том, что эту чашу взяли сфотографировать, а потом она стала экспонатом университетского археологического музея». Кутуев намекнул, что неплохо бы чашу вернуть. Но, видимо, понимая трудноосуществимость пожелания, он попросил Coca-Cola заодно с реставрацией сделать и копию чаши. «А может быть, возможен возврат экспоната?» - еще раз спросил директор.