ЧТОБЫ ОЧИСТИТЬ УЛИЦЫ ОТ СНЕГА, КАЗАНИ ПРИДЕТСЯ «СЕСТЬ НА ХЛЕБ И ВОДУ»

С приближением холодов у городских властей входят в моду военные термины. Вчера на специально созданном для этого штабе по борьбе с пробками мэр Казани Ильсур Метшин объявил всеобщую мобилизацию против грядущего транспортного коллапса. Но несмотря на построенные снегоплавильни, закупленную технику и заготовленные реагенты, зимняя кампания под угрозой. Причина – банальная нехватка денег на накладные расходы.

stab.jpg
На совещании Ильсур Метшин объявил о создании штаба, задача которого сделать все, что можно «здесь и сейчас» для борьбы с пробками

ВЛОЖИЛИ МИЛЛИАРД

К решительным действиям городские власти подтолкнула аномально снежная зима прошлого года. Тогда только за декабрь выпало 152 мм осадков - рекорд за последние 100 лет! Всего же за зиму с улиц Казани было вывезено 1,7 млн. тонн снега – это в 2,5 раза больше, чем в среднем за сезон. Но все тщетно: город встал. По данным Яндекс-пробок, средняя загруженность улиц в тот месяц выросла в 1,5 раза.

- Отступать некуда, впереди – зима! Я не хочу пережить еще одно 3 декабря, - грозно оглядел зал, открывая совещание, мэр Казани Ильсур Метшин. – Даже самый яростный злопыхатель не скажет, что мы ничего не делаем для борьбы с пробками. Строятся развязки, пешеходные переходы, метро и так далее. Но все это заработает к первому кварталу 2013 года. А жить надо сегодня. Если мы уже сейчас стоим в пробках, то что же будет, когда снег пойдет?

Мэр напомнил, что по сравнению с катастрофическим 2010 годом автомобилизация города только выросла: продажи легковых машин увеличились на 30% и достигли докризисного уровня. Максимально сгустив краски, градоначальник объявил о создании штаба, задача которого сделать все, что можно «здесь и сейчас» для борьбы с пробками.

Начать решили с главного врага – снегопадов. Как сообщил в своем докладе глава комитета внешнего благоустройства города Игорь Куляжев, уже в феврале началась разработка комплексной программы по модернизации системы уборки снега. В итоге специалисты из Москвы и Казани просчитали цену вопроса: чтобы просто чистить улицы в нормативные сроки, городу нужно 2 млрд. рублей. Эту сумму раскидали на три года, из которых в этом году нашли половину - 1 млрд. рублей (в основном пока виртуально - за счет лизинга и кредитов).

ПАРК ТЕХНИКИ ВЫРАСТЕТ НА ЧЕТВЕРТЬ

На что пошли эти деньги? Главное, сообщил Куляжев, - к началу снегопадов прибудет полку снегоуборочной техники: по сравнению с прошлым годом ее количество вырастет на четверть – до 626 единиц. Хотя до полного комплекта не хватает еще 239 штук. Такого обновления парк дорожных служб не видел уже лет десять-двадцать, признал докладчик.

Основной кусок этого «пирога» отхватило оперативно созданное СП «КАМАЗ-Boshung». Его директор - Евгений Сиваков, лично приехавший представлять технику, выступил довольно невнятно (мэр даже по-отечески призвал его «говорить поувереннее»). Из доклада, впрочем, стало понятно, что приделать швейцарское оборудование к камазовскому шасси оказалось не такой уж тривиальной задачей. Производство удалось открыть только летом, а сама техника прибудет в Казань не раньше середины ноября. Зато каждая машина будет оснащена GPS-маячками, с помощью которых диспетчеры (и, добавим, начальство) сможет следить за работой дорожников.

При этом каждому водителю дадут специально разработанную маршрутную карту. А поднимать их по тревоге будут системы раннего оповещения об угрозе образования наледи. В порядке эксперимента их установили пока лишь в двух местах: на мосту «Миллениум» и Оренбургском тракте.

- Мы сделали выбор в пользу вашей продукции во многом для того, чтобы поддержать республиканского производителя, - без обиняков напомнил Метшин директору СП. – От того, как техника проявит себя в Казани этой зимой, зависит, купят ли ее в других городах. Когда я что-нибудь покупаю, сначала созваниваюсь со своим коллегой, потом отправляю туда директора МУПа, который общается с простыми водителями. Так вот – сделайте все, чтобы они говорили: даже если возникает какая-то поломка, КАМАЗ тут же решает все проблемы.

stab (2).jpg

«ЗАЛЕЗАЙ НА БТР И ДАВИ!»

Тихая революция произошла в вопросе утилизации вывезенного снега. Тут Казань пошла по пути Москвы. По словам одного из соавторов казанской программы Аркадия Лагунова, 50 лет проработавшего в сфере ЖКХ первопрестольной, там таких снегоплавилок построено уже больше 60-ти. Построили бы больше, но места нет.

Напомним, в Казани усиленными темпами (по проекту на строительство требуется 1,5 года) достраивается сразу пять снегоприемных пунктов, которых должно хватить, как минимум, на половину снега. О сооружении этих объектов «БИЗНЕС Online» рассказывал вчера.

Впрочем, мэра докладчик покорил другим московским опытом: борьбой с неправильной парковкой. По словам Лагунова, лет пять об этом шумели на разных уровнях, в том числе на уровне первых лиц. Понемногу водители стали вести себя культурнее. Но все равно в городе работает отдельный ГУП, который занимается только тем, что эвакуирует на штраф-стоянки машины, мешающие чистить снег. Тут мэр набросился на присутствовавшего в зале начальника ГИБДД Казани Юрия Абызова:

- Мне вопросов не задавайте, куда машины девать. Вот они не должны там стоять – есть знаки? Выкорчевывайте! Сядь на БТР, Юрий Владимирович и, как мэр Вильнюса, проедь по машинам разок!.. - без тени иронии проговорил Метшин.

По мнению дорожников, машины, оставленные ночью на обочине, - настоящий бич. Прошлой зимой на одной из снежной свалок «оттаяла» целая окушка.

«ЗВОНИ МНЕ И ДОКЛАДЫВАЙ: ВЫ ЗРЯ ТРАТИТЕ ДЕНЬГИ»

Для борьбы с гололедом подрядчики помимо традиционной песко-соляной смеси закупили 4,5 тыс. тонн современного реагента от крупнейшего производителя – Уральского завода противогололедных материалов.

По словам его гендиректора, реагентами вовсю пользуются Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Ижевск, Самара, Магадан, Киров, а с этого года – Владивосток и Челябинск. В Казани же закуплено лишь 10% от потребности. Метшин горячо поддержал саму идею реагентов, а прижимистость объяснил тем, что нужно отработать технологию:

- У нас как в колхозе. Дай бабе Мане инсектицид по 300 евро бутылка, который по капле надо разводить, – она литрами лить будет. Поэтому приезжайте сюда, следите за нашими дорожниками днем и ночью. Я вам дам свой мобильный. Если какое-то нарушение, звоните и говорите – вы зря тратите деньги.

«НА ХЛЕБЕ И ВОДЕ БУДЕМ СИДЕТЬ»

Впрочем, как выяснилось, все эти глобальные начинания могут не дать эффекта по банальной причине: в бюджете не заложено достаточно денег на то, чтобы все это разросшееся хозяйство нормально эксплуатировать.

Начав доклад за здравие, Куляжев кончил за упокой. По его словам, тариф на содержание, по которому получают плату обслуживающие организации, не повышался с 2003 года.

- В Нижнем Новгороде и Самаре - 28 копеек за квадратный метр, Чебоксарах – 26 копеек, Перми – 35 копеек. У нас – 15 копеек, - перечислил он скорбные цифры.

Даже ЦЭСИ под руководством не склонной к расточительству Алевтины Кудрявцевой, со слов Куляжева, признало экономически обоснованным тариф в 44 копейки.

- Сколько у нас получает водитель снегопогрузчика? - перешел к конкретике мэр.

- 15 тысяч – это самый максимум, - проронил Куляжев.

- Ну, о чем мы говорим? Вы верите, что человек за эти деньги будет работать день и ночь? Да еще на новой технике! Снег сам с улиц не исчезнет. Мы должны испробовать все. Еще раз отработать этот вопрос с минфином, пойти к премьеру и президенту. Если нет, мы будем вынуждены принять самые кардинальные меры. Придется идти на секвестр других статей, резать по-живому. Что мы там можем? Может, детей бесплатными обедами не кормить? Или улицы меньше освещать? На хлебе и воде будем сидеть, но снег чистить! – заочно обратился мэр к бессердечному минфину.

Закончился штаб грозным внушением:

- Поверьте моему чутью: зима будет очень тяжелая. У людей нервы и так натянуты, как струна. А тут снегопады, пробки. Коммунальные службы в очередной раз распишутся в собственном бессилии. За год мы сделали все, что было в наших силах, чтобы этого избежать. Сейчас надо собраться с силами и дать результат, каждому на своем месте, - сказал Метшин.

Штаб он пообещал проводить каждую неделю.