Международному аэропорту Казани после почти полугодового карантина, наконец, приоткрыли двери в зарубежные страны Международному аэропорту Казани после почти полугодового карантина наконец приоткрыли двери в зарубежные страны Фото: «БИЗНЕС Online»

КАЗАНИ СТАЛ БЛИЖЕ БЕРЕГ ТУРЕЦКИЙ

Международному аэропорту Казани после почти полугодового карантина наконец приоткрыли двери в зарубежные страны. Накануне минтранс России сообщил о расширении Росавиацией перечня пунктов, из которых возобновляется международное авиасообщение. К уже открытым воздушным гаваням Москвы, Санкт-Петербурга и Ростова-на-Дону добавились аэропорты Калининграда, Новосибирска и Казани.

«Инфраструктура и персонал аэропорта полностью подготовлены к росту объемов перевозок и обслуживанию пассажиров и самолетов, направляющихся за рубеж», — сообщили в пресс-службе аэропорта Казани. Сегодня рано утром уже состоялся первый после снятия ограничений международный рейс из столицы РТ — это был борт авиакомпании AZUR air, который перевез 238 пассажиров в турецкую Анталью. И в ближайшее время, судя по онлайн-табло аэропорта, других международных рейсов из Казани не предвидится, не считая дневного рейса в узбекистанский Ташкент. «В настоящее время аэропорт „Казань“ совместно с авиаперевозчиками в оперативном режиме прорабатывает вопросы слотирования (согласования графика движения воздушных судов) международных рейсов», — отметили в казанском аэропорту, попросив пассажиров внимательно следить за новостями и обновлениями в расписании полетов. Не исключено, что сетка полетов будет меняться в режиме онлайн.

Авиасообщение России с другими странами из-за угрозы распространения новой коронавирусной инфекции было приостановлено еще 27 марта. Первыми для рейсов в другие страны 1 августа открыли Москву, Санкт-Петербург и Ростов-на-Дону. При этом вылететь можно было только в Турцию (сначала лишь в Стамбул, с 10 августа — в Даламан, Бодрум и Анталью), Великобританию и Танзанию. Разумеется, основным спросом среди россиян в отпускной период сразу же начала пользоваться Турция, куда только в Анталью с 1 августа вылетели уже более 120 тыс. российских туристов.

На сегодняшний день свои двери для россиян открыла Австрия, но только при условии соблюдения 5-дневного карантина и наличия отрицательного теста на Covid-19 На сегодняшний день свои двери для россиян открыла Австрия, но только при условии соблюдения пятидневного карантина и наличия отрицательного результата теста на COVID-19 Фото: pixabay.com

На сегодняшний день свои двери для россиян открыла Австрия, но только при условии соблюдения пятидневного карантина и наличия отрицательного результата теста на COVID-19. С 7 августа открылась Черногория, с 15-го — Швейцария, с 17-го числа — Казахстан. Известно, что в настоящий момент авиакомпаниями прорабатываются вопросы возобновления авиасообщения с Китаем и Вьетнамом. Однако тут следует напомнить, что для всех вылетающих из российских аэропортов действуют строгие санитарно-эпидемиологические правила Роспотребнадзора. Сейчас прорабатывается отдельно вопрос, чтобы тестировать всех прибывающих из других стран на COVID-19 прямо в аэропорту.

Еще до того как мир узнал коронавирус, международный аэропорт «Казань» выполнял прямые рейсы по меньшей мере в 15 стран, среди которых Турция, Испания, Венгрия, Чехия, Иран, ОАЭ, Греция, Кипр, Тунис, Китай, Болгария и ряд государств СНГ. За весь 2019-й казанский аэропорт обслужил почти 3,5 млн человек. По состоянию на 13 августа эта цифра с начала года достигла лишь отметки в 1 млн пассажиров, разумеется, преимущественно по внутренним направлениям. Как сообщали в воздушной гавани, в начале августа наблюдался 6-процентный рост пассажиропотока на рейсах внутри страны по сравнению с прошлым годом.

За весь 2019 год казанский аэропорт обслужил почти 3,5 млн пассажиров. По состоянию на 13 августа, эта цифра с начала года достигла лишь отметки в 1 млн пассажиров За весь 2019-й казанский аэропорт обслужил почти 3,5 млн человек. По состоянию на 13 августа эта цифра с начала года достигла лишь отметки в 1 млн пассажиров Фото: «БИЗНЕС Online»

«СЕЙЧАС ПОЛЕТЕЛИ ТЕ ТУРИСТЫ, КОТОРЫЕ ЗАБРОНИРОВАЛИ СВОИ ТУРЫ ЕЩЕ В ЯНВАРЕ – ФЕВРАЛЕ…»

«Это, безусловно, радостная новость для всей нашей отрасли, что есть такой вылет из Казани», — приветствовал открытие казанской воздушной гавани для зарубежья президент ассоциации турагентств РТ Рамиль Мифтахов.

По его словам, основной поток из аэропорта Казани сейчас закономерно будет устремлен в Турцию, все-таки до средиземноморских курортов которой из столицы Татарстана без малого четыре часа лету. Татарстанские турагентства уже фиксируют повышенный спрос на турецкое направление в осенний период — чего только стоит сегодняшний рейс в Анталью со 100-процентной загрузкой. По оценке Мифтахова, активный туристский сезон с вылазками за рубеж продлится примерно до ноября.

«На самом деле сейчас полетели те туристы, которые забронировали свои туры еще в январе – феврале на август с вылетом из Казани, — пояснил Мифтахов. — На сегодняшний момент это позволит туроператорам выполнить свои обязательства перед теми клиентами, которым они продали туры в начале года. Единственное, что этих туров отправлено не больше 10–15 процентов от того объема, который был. Но уж какой есть, такой есть. Я думаю, что на сегодняшний момент колоссального потока уже не будет. Это связано с тем, что люди, которые хотели поехать заграницу, но не смогли, перенесли туры на следующий год. Есть и туристы, которые хотели бы полететь в Турцию, но никуда не поехали из-за финансового состояния страны и собственного бюджета. Поэтому мы ожидаем какой-то всплеск, но, будет ли он большим или небольшим, покажет время».

«В Турции, в отличие от нашего курортного направления, Краснодарского края, Крыма, сезон намного длиннее, продолжительнее. То есть, если никаких ограничений не введут, рейсы в Турцию будут летать до ноябрьских праздников, а возможно, и в сами праздники. И если останется спрос, то, может быть, эти полеты поставят и на зиму. Поэтому то, что открылись прямые рейсы из Казани, сильно облегчит и даст возможность жителям Татарстана вплоть до декабря ездить на море. Пусть они в декабре не станут купаться, но, по крайней мере, смогут дышать воздухом. Это будет а-ля санаторно-курортный отдых», — отметил директор по продажам турагентства «Салават City Center» Рустем Тарзиманов. По его словам, далеко не все жители Татарстана, что хотели в этом году поехать на море, воспользовались услугами черноморских курортов — многие, уже ранее побывавшие в Сочи и Крыму, сравнив цены на российском юге с Турцией, предпочли до последнего ждать открытия зарубежья. Немало и число тех, у кого туры уже были куплены на август и сентябрь еще до марта и потом отложены, и кто теперь захочет все же исполнить свою мечту об отдыхе на море.

«Если никаких ограничений не введут, рейсы в Турцию будут летать до ноябрьских праздников, а возможно и в сами ноябрьские праздники» «Если никаких ограничений не введут, рейсы в Турцию будут летать до ноябрьских праздников, а возможно, и в сами праздники» Фото: «БИЗНЕС Online»

По словам директора компании «Компаньон СП» Сергея Пасечника, часть туристов уже отдохнули в Крыму, Сочи, Краснодарском крае. Но эти люди — из той прослойки, которых можно назвать массовым покупателем, которые предпочитают массовый туризм. А Турция в этом году с учетом короткого оставшегося сезона рассматривается уже не как доступный вариант, а скорее как «лакшери–продукт». «Потому что оставшиеся два месяца бархатного сезона не станут дешевыми, как раньше. Когда сезон заканчивался, когда  были полупустые борта и когда можно было наудачу и с надеждой на хорошую погоду купить в начале октября путевку в Турцию. Я думаю, что в этом году станет все плотно. Но многие из тех, кто хотел и ждал, все равно слетают. Я знаю это по своим туристам, предпочитающим прямые перелеты, хорошие авиакомпании. Они все равно полетят, выбирая прямой перелет. Я имею в виду Турцию», — отметил Пасечник.

Как отметил глава ассоциации турагентств РТ, помимо любителей отдыха на море, где скоро, к слову, заканчивается сезон, среди отечественных туристов есть множество поклонников и городов Европы. Однако эта вторая часть из сообщений СМИ понимает, что ситуация по коронавирусу там приближается ко второй волне. «Люди решают не рисковать и просто ждут, когда ситуация в мире глобально изменится. Поэтому и принимают решение лететь на Байкал, Камчатку, в другие дальние туры по РФ. И это радует. Как сказал один наш турист, наконец-то появился повод увидеть Россию», — заметил Мифтахов.

«Это хороший знак, что расширяется список городов, откуда будут выполняться международные рейсы. Подобное показывает, что правительство в целом удовлетворено результатами первой части открытия международных рейсов. Огромной волны заболевших ковидом, видимо, не обнаружилось. Поэтому правительство и сделало этот следующий шаг и расширило количество городов, откуда разрешены полеты», — отметил Тарзиманов.

«Турция в этом году с учетом короткого оставшегося сезона рассматривается уже не как доступный вариант, а скорее как «лакшери–продукт» «Турция в этом году с учетом короткого оставшегося сезона рассматривается уже не как доступный вариант, а скорее как «лакшери–продукт» Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС

«КАЗАНЬ ПОЛУЧИЛА ПРЕИМУЩЕСТВО»

Поможет ли активный спрос на вылеты из Казани в дальние страны, открывшиеся уже под занавес отпускного сезона, восстановить татарстанскому аэропорту прежние объемы пассажиропотока? Как заверили опрошенные эксперты, нет. Восстановление прежнего потока в целом по миру ожидается не раньше, чем к 2024–2025 годам, считает ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта ВШЭ Федор Борисов. По его словам, сильный финансовый провал сейчас ощущают именно те аэропорты, которые были завязаны на международные рейсы, поскольку пока открылась лишь мизерная часть от прошлого авиасообщения. Ориентированные же на внутренние рейсы воздушные гавани начнут выходить на докризисный уровень заметно раньше. Сколько же потерял казанский аэропорт из-за пятимесячного простоя? Оценить сложно, нужно ждать выхода отчетности за второй квартал 2020 года, оной пока нет.

В целом по отрасли худшие периоды по снижению трафика были в апреле, говорит исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, а ряд аэропортов сократил объемы пассажирских перевозок до 20 раз, вплоть до полного обнуления на международных линиях. Но темпы восстановления трафика как минимум обнадеживают, считает Пантелеев. Выигрышнее в том плане смотрится цифра аэропортов в российских городах-курортах, восстановление трафика на внутренних линиях в августе практически состоялось. «Более того, симферопольский аэропорт и в июле, и в августе установил два последовательных абсолютных рекорда по числу обслуживания за день пассажиров. У них были пиковые дни, когда количество прибывших и отправившихся пассажиров превышало самые высокие показатели предыдущих лет. Так что можно говорить, что внутренний российский трафик летом восстановился полностью до высокого уровня, в ряде случаев даже превысил докризисный», — отмечает Пантелеев.

«Мы отлично понимаем, что из Казани, кроме как в Турцию полетов никаких не предвидится международных, до тех пор, пока не будут открыты новые линии. И Казань преимущество получила» «Мы отлично понимаем, что из Казани, кроме как в Турцию, полетов никаких не предвидится международных, до тех пор пока не будут открыты новые линии. И столица РТ преимущество получила» Фото: «БИЗНЕС Online»

Но темпы восстановления докризисного трафика в середине августа уже серьезно замедляются. Отчасти это связано с перетоком пассажиров на международные линии. И здесь, по словам Пантелеева, безусловный лидер — Турция. «Мы отлично понимаем, что из Казани, кроме как в Турцию, полетов никаких не предвидится международных, до тех пор пока не будут открыты новые линии. И столица РТ преимущество получила», — говорит эксперт и добавляет, что курортный сезон в Турции в середине октября, вероятно, закончится, если не будет новых ограничений по коронавирусу. Поэтому проблем с оттоком пассажиров из Бегишево в столицу Татарстана не ожидается.

В целом же в авиаотрасли, по мнению Пантелеева, сейчас складывается чрезвычайная ситуация — это риски банкротства авиакомпаний, несмотря на обещанные перевозчикам 23,4 млрд рублей на возмещение убытков, а также 10,9 млрд рублей аэропортам для поддержания операционной деятельности. По словам эксперта, никогда еще раньше в августе авиакомпании не проводили распродажи, не снижали тарифы до уровня зимы. «Авиакомпании сейчас летают почти в ноль. Цены на сентябрь-октябрь заметно ниже, чем в прошлом году, на внутрироссийских линиях. Это говорит о том, что компании сейчас столкнулись с кассовым разрывом и пытаются его парировать откровенно демпинговыми ценами. То, что в ближайшую неделю у кого-то из перевозчиков могут возникнуть проблемы, — уже почти неизбежная ситуация», — считает Пантелеев.

По мнению исполнительного директора агентства «Авиапорт», люди в целом стали меньше перемещаться. Для авиаиндустрии серьезным вызовом является то, что за несколько месяцев многие бизнесмены научились решать вопросы с помощью видеосвязи, а ведь деловой пассажир — самый доходный по сравнению с обычным туристом. «Если говорить о конкуренции с наземными видами транспорта, я бы в большей степени имел в виду то, что может быть ценовая конкуренция. Но на фоне низких цен на авиабилеты железная дорога и автомобильный транспорт прямо сегодня не выглядят сильно привлекательным. Если человеку нужно ехать, я думаю, что он с высокой долей вероятность выберет авиатранспорт именно из-за цен», — предполагает Пантелеев.  Другое дело, если начнется вторая волна: люди будут бояться, что их рейсы отменят, и если начнутся банкротства компаний, то очевидно, что оставшиеся авиакомпании скорректирует тарифную политику и поднимут цены. Это, по словам собеседника, обернется снижением доступности и востребованности авиаперевозок.