32-летний Ильназ Тимербаев вместе с братом Ильдаром более пяти лет развивают сеть цветочных магазинов с сервисом доставки под брендами «Ботаника» и «Многороз» 32-летний Ильназ Тимербаев вместе с братом Ильдаром более пяти лет развивает сеть цветочных магазинов с сервисом доставки под брендами «Ботаника» и «Многороз» Фото предоставлено Ильназом Тимербаевым

О ГЕРОЕ

32-летний Ильназ Тимербаев вместе с братом Ильдаром более пяти лет развивает сеть цветочных магазинов с сервисом доставки под брендами «Ботаника» и «Многороз». Общий оборот магазинов — 2,7 млн в месяц, маржинальность «плавает» в зависимости от сезона.

Уже накануне 8 марта чувствовалось, что спрос ниже, чем должен быть — он был не таким активным, как в прошлом году «Уже накануне 8 марта чувствовалось, что спрос ниже, чем должен быть, — он являлся не таким активным, как в прошлом году» Фото: «БИЗНЕС Online»

НАСКОЛЬКО ТЯЖЕЛО КРИЗИС УДАРИЛ ПО ВАШЕЙ КОМПАНИИ?

  • Карантинные меры стали для нас неожиданными. Уже накануне 8 марта чувствовалось, что спрос ниже, чем должен быть, — он являлся не таким активным, как в прошлом году. В конце марта объявили карантин и нам пришлось закрыть два магазина, после чего серьезно задуматься об оптимизации расходов в новых условиях. 
  • В одном магазине мы принимали все заказы — все это через доставку и самовывоз. Люди могли приходить, но без доступа в магазин, и мы им выносили на улицу букеты. В таком режиме работали полтора месяца, пока нам не разрешили открываться и работать снова, соблюдая все необходимые меры. Сейчас у нас сотрудники используют перчатки, маски, с соблюдением всех мер мы обслуживаем клиентов. Также закупили для клиентов антисептики. Тем, кто пришел без масок, мы их выдаем. Наверное, так поступает любой нормальный бизнес. 
  • За счет того, что мы потеряли офлайн-трафик (а он сократился на 90%), прямых продаж в магазине уже не было. Большинство клиентов покупали цветы онлайн, использовали наш сайт, социальные сети, и у нас заказы даже увеличились. Мы еще до кризиса принимали через онлайн 70% заказов. Но, т. к. мы закрыли два магазина, на один пришлась большая нагрузка. Мы работали в очень загруженном режиме. Объем выручки, который был до карантина, сократился процентов на 25. Объем продаж уменьшился за счет снижения уличного трафика. Но в период пандемии доставок было в 2 раза больше, достигало до 40 в день. Сейчас же у людей есть возможность приехать в магазин.
  • Серьезно помогла цифровизация бизнес-процессов. Менеджеры работают в CRM-системах, передают флористам и курьерам заказы через телеграм-бот, нет никаких бумажек: все через телефон, компьютеры. Для нас не было таким критичным работать в закрытом режиме, т. к. и раньше умели это делать и так работаем, для нас не стала сильным ударом потеря клиентов с улицы. Пришлось лишь усовершенствовать систему. 
  • Всего у нас работают 14 человек, из компании уволился только один, который планировал свой уход заранее. Флористы непосредственно трудятся в магазине, соответственно, их мы на «удаленку» перевести не могли, т. к. им нужно собирать букеты. А часть менеджеров направили на «удаленку». Они из дома принимали заказы и передавали на сборку флористам. Тем самым мы не только смогли сократить издержки, но и изменили даже систему мотивации во время карантина, т. е. платили за результат. Это тоже хороший опыт для нас.
  • В период карантина работать никого не заставляли. Вся команда отнеслась очень лояльно и поддержала новые меры по оптимизации расходов, в том числе изменение системы оплаты труда. Сейчас все вернулось на прежнюю систему.

В период карантина работать никого не заставляли. Вся команда отнеслась очень лояльно и поддержала новые меры по оптимизации расходов, в том числе изменение системы оплаты труда «В период карантина работать никого не заставляли. Вся команда отнеслась очень лояльно и поддержала новые меры по оптимизации расходов, в том числе изменение системы оплаты труда» Фото предоставлено Ильназом Тимербаевым

ЧТО ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ ДЕЛАТЬ И ЧТО ПРОИСХОДИТ НА РЫНКЕ СЕЙЧАС?

  • Более 80% продаваемых цветов — это импорт. В начале апреля были сложности у производителей, т. к. границы в Европе закрыты. Тот объем цветов, который произведен для поставки в Европу, пришлось уничтожать. В кризис некоторые поставщики обанкротились, другие просто сократили объемы производства. Имелись временные сложности с логистикой товара из Эквадора. Ассортимент был, но он очень узкий. В основном это базовые цветы: гвоздики, хризантемы, эустомы, розы.
  • С экзотикой, например гортензиями, пионовидными розами, тоже поначалу было непросто, потом поставки наладились. Поэтому нам пришлось закупаться у местных российских производителей. Мы и раньше у них брали, но теперь увеличили объем закупок российских роз.
  • Нам удалось договориться о снижении арендной платы, с кем-то даже о 100-процентной скидке на месяц. Это тоже поспособствовало тому, что мы смогли перекрывать наши текущие расходы.
  • В цветочном бизнесе основные затраты, естественно, завязаны на курсе доллара. Поэтому закупочные цены тоже меняются. К сожалению, с увеличением закупочной цены нам приходится увеличивать розничную стоимость. Тут страдаем не только мы, но и конечный потребитель. Помогает большой объем закупок — тогда можно получить скидку и предложить нашим клиентам хорошую цену.

ПОМОГУТ ЛИ ВАМ МЕРЫ ПУТИНА И ПРАВИТЕЛЬСТВА?

  • Что касается государства, мы получил субсидии на зарплаты сотрудникам — и всё на этом. Отсрочка по налогам? Слово «отсрочка» мне не совсем нравится, это же не скидка. Налоги придется выплачивать рано или поздно, а если ты сейчас не можешь заплатить, то потом легче не будет. Мы платили вовремя и в полном объеме.
  • Я считаю, что у нас в Татарстане развита поддержка предпринимательства. Во время самоизоляции проводились онлайн-семинары по переводу бизнеса в интернет. Карантин как раз был резким стартером по переводу бизнеса в онлайн, предпринимателям пришлось быстро перестраивать свои бизнес-процессы. Мы ищем в подобном возможности для прогресса и поняли, что все-таки лучше развиваться в том направлении, в котором у нас лучше всего получается, — это онлайн.

Средний возраст нашей целевой аудитории — это 23-35 лет. Средняя стоимость букетов — 2,5 тыс. рублей «Средний возраст нашей целевой аудитории — это 23–35 лет. Средняя стоимость букетов — 2,5 тысячи рублей» Фото: «БИЗНЕС Online»

ВАШ ПРОГНОЗ ПО СИТУАЦИИ

  • Тем компаниям, которые не смогли или не захотели перейти на онлайн-каналы продаж, будет сложно в дальнейшем. Им рано или поздно придется это сделать. Развивать социальные сети, интернет-магазины, вкладывать в онлайн-рекламу. Сейчас клиенты поняли во время карантина, что заказывать доставку цветов — это удобно. И сегодня количество онлайн-заказов только увеличивается.
  • Согласно принципу Парето, 80% всех продаж делают 20% всех постоянных клиентов. У нас клиентоориентированный сервис, и за счет этого около 85% покупателей к нам возвращаются и делают повторные покупки: самое важное для цветочного бизнеса — чтобы они были довольны качеством букетов. Не скажу, что это премиум-магазин — он выше среднего, хотя работаем на любой кошелек. Средний возраст нашей целевой аудитории — это 23–35 лет. Средняя стоимость букетов — 2,5 тыс. рублей.
  • Впереди День знаний — должен сказать, что у нас никогда не было больших ожиданий. Средний чек в этот день падает до 1,5 тыс. рублей. В любом случае будем готовить новую коллекцию букетов. Уже начинаем принимать предзаказы.
  • Основная цель нашей компании — стать лучшим сервисом по доставке цветов в Казани. Для этого необязательно открывать много розничных магазинов. Можно открыть 20 и зарабатывать столько же, как один большой онлайн-проект с одной точкой.
  • Мы сейчас также развиваемся по франшизе, открываем наших партнеров в других городах. Во время кризиса мы запустили магазины в Санкт-Петербурге и Великом Новгороде.

ВАШ СОВЕТ ДРУГИМ БИЗНЕСМЕНАМ, ОКАЗАВШИМСЯ В ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ

Кризисы бывают не так часто, каждые 4–5 лет, потому нужно воспользоваться этим моментом и фокусироваться на новых возможностях. Постараться перевести свой бизнес в онлайн. Что касается цветочников, нужно больше развивать соцсети, активно работать со своей клиенткой базой и повышать клиентский сервис. Если уж действительно ваш проект генерирует только убытки, думаю, надо остановиться и зафиксировать результаты, оценить дальнейшие перспективы и, как говорится, слезть с дохлой лошади.