«Да, действительно, все заведения на Кремлевской набережной закроются в ближайшее время. Будет переформатирование, другие концепции» Все рестораны, размещенные на Кремлевской набережной, прекращают свою работу. Сама набережная остается в прежнем виде, прогулочная зона будет доступна Фото: «БИЗНЕС Online»

РЕСТОРАНЫ КРЕМЛЕВСКОЙ НАБЕРЕЖНОЙ ЗАКРЫЛИСЬ НА «ПЕРЕФОРМАТИРОВАНИЕ»

Все рестораны, размещенные на Кремлевской набережной, прекращают свою работу. Эту информацию корреспонденту «БИЗНЕС Online» подтвердил директор по маркетингу Кремлевской набережной Павел Дистель. «Да, действительно, все заведения на набережной закроются в ближайшее время, — сообщил он. — Произойдет переформатирование, другие концепции». По словам Дистеля, сама набережная остается в прежнем виде, прогулочная зона будет по-прежнему доступна.

Сколько времени займет «переформатирование» и какие концептуальные перемены ожидают посетителей набережной, собеседник издания уточнить затруднился. Из разговора с ним осталась неясной и причина, по которой принято решение изменить концепцию заведений. Известие о закрытии ресторанов именно сейчас, судя по всему, стало внезапным. Это следует из анонса гастрономического фестиваля татарских продуктов «Татар-Ча», опубликованного на сайте kremlinnab.ru. Фестиваль, стартовавший 30 августа в честь празднования Дня республики, должен был продлиться до 30 сентября. Теперь его придется прервать.

На официальном сайте набережной сообщается, что на территории работает 8 кафе (блинная, бургерная, «Квас-Бар», французская пекарня, вафельная, французская кондитерская, «Госпожа Пышкина», «Господин Пельмешкин») и 6 ресторанов (лаунж-бар The Snob, азиатский ресторан Mio, восточный «Бахча», итальянский La Famiglia, ресторан национальной татарской кухни «Чирэм» и средиземноморский «Пирs»). Еще один ресторан, размещенный на набережной, — Love Story, но он после снятия коронавирусных ограничений и не открывался. Перечисленные заведения проработали не один год. В начале 2015-го открылся Love Story, летом того же года — La Famiglia, The Snob и «Бахча», а осенью — Mio. В 2017-м ближе к линии воды открылись рестораны «Чирэм» и «Пирs». 

Напомним, в 2017 году набережная в рамках концессионного соглашения была передана в аренду на 49 лет фирме Адели Зайнутдиновой — дочери застройщика набережной, главы ПСО «Казань» Равиля Зиганшина. Владельцы большинства из перечисленных ресторанов так или иначе связаны родственными узами. Например, как следует из базы данных справочного сервиса «Контур.Фокус», 100-процентный учредитель ООО «Пирс» (одноименный ресторан) — сама Зайнутдинова. С 2017 года, когда открылся ресторан, по 2019-й его выручка и прибыль выросли до 58,5 млн и 14,5 млн рублей соответственно. Другой ресторан, в котором Зайнутдинова является учредителем, а Лилия Зиганшина — директором, ООО «Берег», чувствует себя не так уверенно. Выручка общества упала с 68 млн рублей в 2017 году до 35 млн в 2019-м, чистая прибыль в прошлом году сократилась с 18 млн до 16 миллионов. Рестораном La Famiglia управляет ООО «Восток», 100-процентным учредителем которого выступает зять Зиганшина Тимур Зайнутдинов. У последнего в собственности есть еще одно ресторанное общество — ООО «Ривер».


«Закрыты мы, вроде все уже знают»

Корреспондент нашего издания в полдень прогулялся по Кремлевской набережной — раньше этого времени рестораны и павильоны не открываются. Это логично: даже в 12 часов дня по набережной гуляют от силы 10–15 человек. Правда, удалось встретить и пару туристов, которые с нетерпением ждали открытия хоть какого-либо из заведений. «Время еще 11:45, а кушать уже хочется», — говорила женщина своему спутнику, голодными глазами рассматривая меню одного из ресторанов, выставленное на стойке перед входом.

Под видом посетителя наш корреспондент обошел все заведения. Так, например, в ресторане итальянской кухни La Famiglia нам сообщили, что действительно закрываются, и уже в это воскресенье. Официант заверил, что точно не из-за коронавируса, но причину назвать не смог, ограничившись фразой: «Ну вот так вот». Что будет на месте ресторана? Персонал не знает ни этого, ни своей дальнейшей судьбы.

В японском ресторане Mio также сообщили, что в воскресенье работают последний день. А на вопрос о том, не разместят ли на их месте условный «Макдоналдс», хостес лишь усмехнулся, пожав плечамиФото: Андрей Титов

В японском ресторане Mio также сообщили, что в воскресенье работают последний день, та же судьба ждет «Бахчу» и «Чирэм». В последнем заведении наш корреспондент застал момент демонтажа кофейной машины. Операция проводилась при полной посадке в зале — заведение татарской национальной кухни явно пользуется успехом. Но это не помешало рабочим погрузить кофемашину в незатейливое устройство-каталку и увезти в неизвестном направлении. 

В средиземноморском ресторане ПИRS наш корреспондент наткнулся на закрытую дверь, за которой виднелись бирюзовые занавески. В этот момент около заведения появился мужчина с ключами в руках, но дверь все же не открыл В средиземноморском ресторане «ПИRS» наш корреспондент наткнулся на закрытую дверь, за которой виднелись бирюзовые занавески. В этот момент около заведения появился мужчина с ключами в руках, но дверь все же не открыл Фото: Анастасия Гусева

Другие заведения на набережной уже не работают. Например, в средиземноморском ресторане «ПИRS» наш корреспондент наткнулся на закрытую дверь, за которой виднелись бирюзовые занавески. В этот момент около заведения появился мужчина с ключами в руках, но дверь он все же не открыл. «Закрыты мы, вроде все уже знают», — бросил он и скрылся за зданием. Не принимает гостей и бар The Snob: около входа нас встретила красная лента, перекрывающая проход. Впрочем, внутри заведения раздается музыка. Попав внутрь, корреспондент не обнаружил ни души, хотя в зале горел свет. На оклики так никто и не появился.

Также не принимает гостей и бар The Snob. Впрочем, изнутри заведения раздается музыка. Попав внутрь, корреспондент ни обнаружил ни души, хотя в зале горел свет. На оклики так никто и не появился Также не принимает гостей и бар The Snob. Впрочем, внутри заведения раздается музыка. Попав внутрь, корреспондент не обнаружил ни души, хотя в зале горел свет. На оклики так никто и не появился Фото: Анастасия Гусева

На набережной также есть павильоны, где можно перекусить или выпить кофе. Но работал только один — «Трдельник» в самом конце набережной. На вопрос корреспондента о том, закрываются ли и они тоже, две сотрудницы за стойкой удивленно переглянулись и пожали плечами. Не менее удивленный вид сделали они, услышав, что все рестораны прекращают работу — может, до конца длинной набережной еще не все новости дошли?

На павильонах висели одинаковые по форме и содержанию таблички: «Закрыто по техническим причинам»Фото: Андрей Титов

На павильонах с незатейливыми названиями «Лимонадная», «Блинная», «Бургерная», «Вафельная», «Квас-бар», «Французская пекарня» висели одинаковые по форме и содержанию таблички: «Закрыто по техническим причинам». Видно было, что некоторые из них не работают продолжительное время: стулья сдвинуты в один край зала, столы — в другой, а грязные стекла, казалось, должны были все это скрыть от прогуливающихся туристов. А два павильона, встретившиеся нам по пути, и вовсе уже были без вывесок: внутри — пустота, которую разбавляли лежавшие на полу провода.

А два павильона, встретившиеся нам по пути, и вовсе уже были без вывесок: внутри была пустота, которую разбавляли лежавшие на полу провода А два павильона, встретившиеся нам по пути, и вовсе уже были без вывесок: внутри — пустота, которую разбавляли лежавшие на полу провода Фото: Анастасия Гусева

Ресторан Love Story, который занимает на набережной довольно приличное по площади место, оказался закрыт наглухо. Вход на веранду преграждала железная стойка меню, но списка блюд на ней не имелось. Впрочем, и без того было понятно, что делать внутри нечего — веранда пуста. Еще одно помещение, которое занимал ресторан — двухэтажный банкетный холл, — изнутри был занавешен серыми шторами. По информации в соцсетях, он рассчитан на 180 посадочных мест, плюс караоке-зал на 25 человек. Ведущая в помещение дверь была закрыта, за ней виднелась такая же серая пустота. Судя по соцсетям ресторана, закрылся он еще в прошлом году: последний пост, приглашающий гостей отдохнуть в заведении, опубликовали 31 мая 2019 года. А открывающийся по ссылке сайт гласит: «Извините, мы закрыты. Домен продается».

Ресторан Love Story, который занимает на набережной довольно приличное по площади место, оказался закрыт наглухо. Вход на веранду преграждала железная стойка меню, но списка блюд на ней не былоФото: Андрей Титов

«ИНВЕСТИРОВАТЬ В БИЗНЕС, КОТОРЫЙ НАХОДИТСЯ В НЕСТАБИЛЬНОМ СОСТОЯНИИ, ОЧЕНЬ ОПАСНО»

«Руководители [ресторанов] открывают новые проекты», — так, по словам источника «БИЗНЕС Online», накануне персоналу заведений объяснили причину закрытия. О том, что будет с арендуемыми помещениями и какие рестораны могут появиться на их месте, наш собеседник не знает. Но он добавил, что давно ходят слухи об открытии на набережной ресторана «Макдоналдс». Впрочем, если он и появится, то не на месте одного из закрываемых заведений — по словам источника, для него обсуждается локация на месте ресторана LoveStory, который принадлежит другой компании. На обращение «БИЗНЕС Online» в пресс-службу «Макдоналдса» с просьбой прокомментировать эти сообщения мы получили ответ: «Нет комментариев».

Руководитель ночной мэрии Казани Артур Хосровян отмечает, что потенциал места и так все понимают — «он прекрасен». По его словам, Кремлевская набережная — одна из лучших локаций города для прогулок, но, к сожалению, там практически нет жизни в ночное время. «Вся активность затухает к 9 вечера, что тоже очень странно для главной набережной города, — сетует он. — То, что происходит с закрытием и переформатированием ресторанов, — вполне естественная попытка сделать что-то с очевидной проблемой этого места. Нужно менять сам подход. Чтобы набережная зажила интересной жизнью, надо заводить туда интересных операторов и тех, кто способен создавать концепции, а не удерживать рестораны в руках коммерчески заинтересованных лиц. Одна из главных проблем нежизнеспособности набережной была в этом».

Артур Хосровян: «Чтобы набережная зажила интересной жизнью, нужно заводить туда интересных операторов и тех, кто способен создавать концепции, а не удерживать рестораны в руках коммерчески заинтересованных лиц» Артур Хосровян: «Чтобы набережная зажила интересной жизнью, нужно заводить туда интересных операторов и тех, кто способен создавать концепции, а не удерживать рестораны в руках коммерчески заинтересованных лиц» Фото: «БИЗНЕС Online»

Собеседник издания отмечает, что раньше было очень сложно договориться о каких-то интересных активностях, мероприятиях на данной территории. «Мы несколько раз пытались выйти на руководство Кремлевской набережной, но сталкивались с обычными нанятыми менеджерами, которые заинтересованы исключительно в получении зарплаты, а не в развитии территории. А поскольку владельцы всего места — люди занятые и сконцентрированные на других задачах и полетах, это не работало. Надеюсь, что новая схема принесет удачу», — сказал Хосровян.

На вопрос, какие концепции прижились бы на набережной, собеседник ответил, что контент определяет себя сам в зависимости от потребностей аудитории. «Там могут быть и рейв-площадки, и джазовые истории, и Bazzar, и ночные маркеты, — перечислил Хосровян. — Важно, чтобы содержание привлекало разные аудитории. Статус набережной обязывает к тому, чтобы работать на максимально мультиформатную аудиторию, поэтому говорить, что бы там пошло, а что нет, не совсем корректно. Важно, в каком качестве это все будет происходить».

Ресторатор Константин Иванов считает, что информация о закрытии и переформатировании имеет под собой техническую и административную причину. «У этих ресторанов ничего не должно поменяться, и в скором времени они будут работать в том же составе, — говорит собеседник. — Вряд ли кто-то в такое время — пандемию коронавируса, которая будет еще продолжаться полтора года, — станет вкладывать деньги в ребрендинг ресторанов. Инвестировать в бизнес, который находится в нестабильном состоянии, очень опасно. Решат свои внутренние проблемы, и заново все прекрасно заработает».

На просьбу оценить, кто мог бы разместиться на набережной, например, из известных фастфуд-сетей, Иванов категорично заявил, что «Макдоналдс» там располагаться не будет. «Потому что трафик там не ежедневный и зависит от погоды и праздничных дней. Возможно, часть помещений можно было бы сдать в аренду, чтобы кто-то другой, новые арендаторы открывали интересные проекты, — считает ресторатор. — Управлять всеми ресторанами и придумывать и генерировать что-то новое очень сложно».

Зуфар Гаязов: «Это профессионалы, они сами во всем разберутся. От спроса зависит предложение, исходя из этого, наверное, изучили конъюнктуру рынка, и так решили» Зуфар Гаязов: «Это профессионалы, они сами во всем разберутся. От спроса зависит предложение, исходя из такого, наверное, изучили конъюнктуру рынка и так решили» Фото: «БИЗНЕС Online»

Председатель правления ассоциации рестораторов и отельеров Казани и РТ, генеральный директор компании ООО «Татинтер Ресторантс» Зуфар Гаязов заметил, что любой предприниматель делает все необходимое, чтобы предприятие было рентабельным, и, если принято такое решение, «значит, для него есть основание». «Это профессионалы, они сами во всем разберутся. От спроса зависит предложение, исходя из такого, наверное, изучили конъюнктуру рынка и так решили», — говорит собеседник.

На вопрос, какие ресторанные концепты сам Гаязов разместил бы на набережной, ресторатор не отвечает. «Надо уважительно относиться ко всем слоям общества в городе и под все бюджеты давать достойную, хорошую и вкусную кухню, — говорит он. — Нужно считаться со всеми, всех любить, и все будет нормально. Я постоянно говорю об этом своим руководителям, которые не всегда подобное слышат, но я стараюсь убедить их. И жизнь подсказывает, что принимаю верные решения в данных вопросах».