Государственный симфонический оркестр РТ под управлением художественного руководителя и главного дирижера, народного артиста России и Татарстана Александра Сладковского открыл 55-й концертный сезон. Для встречи со слушателями после долгого перерыва выбрали Людвига ван Бетховена. Сладковский объяснил, как его музыка поможет укрепить дух во время пандемии и какие артисты приедут в Казань в новом сезоне.
«Сегодня будет 50 процентов зала, и билеты купили настоящие фанаты. Поэтому я думаю, что сегодняшний концерт станет откровением»
«Я думал, что буду рыдать»
На полгода затянулся перерыв в концертах Государственного симфонического оркестра РТ из-за пандемии коронавируса. Последним выступлением перед карантином была премьера оперы Рихарда Вагнера «Летучий голландец» в концертном исполнении. После этого люди, как Голландец в море, оказались заперты в своих квартирах, а оркестру пришлось перенести концерты. «Мы попали в „ковидную“ временную яму, перестали репетировать. И у меня было очень странное ощущение — я все время думал о том, когда это все закончится, как мы увидимся, встретимся, начнем репетировать, — рассказал „БИЗНЕС Online“ художественный руководитель и главный дирижер, народный артист России и Татарстана Александр Сладковский. — Я думал, что буду рыдать. Но, к счастью, мы уже в августе радостно встретились. Полгода не работали, очень мобильно собрались, сразу пошли серьезные проекты. На слезы времени не осталось — появилась потрясающая радость».
Да, формально первой встречей со слушателями стала очередная «Казанская осень» у Дворца земледельцев 30 августа, которую не смог отменить даже коронавирус. Однако это не концертная площадка, а билеты на выступление не продавались. Потому истинным возвращением можно считать именно открытие 55-го, юбилейного сезона. «Сегодня будет 50 процентов зала, и билеты купили настоящие фанаты. Поэтому я думаю, что сегодняшний концерт станет откровением. Мы не привыкли играть в полупустом зале, конечно, за 10 лет мы от такого отвыкли, но что делать. Я играл в Москве, и там тоже полупустой зал. Думаю, что наши настоящие поклонники и в половине зала будут хлопать за троих, потому эффект должен оказаться еще более сильным. Но это испытание, которое надо пройти. Мы очень переживаем, чтобы никто не заболел, и будем переживать за зрителей. Сейчас очень опасно, и мы начнем как-то подобное преодолевать».
Для открытия сезона был выбран последний представитель «венской классической школы» Людвиг ван Бетховен — в декабре исполняется 250 лет со дня рождения композитора. В программе значились увертюра «Эгмонт», концерт для скрипки с оркестром и знаменитая симфония №5. «Музыка, которую мы сегодня будем играть, очень жизнеутверждающая. Несмотря на то, что симфония №5 Бетховена про зло рока, фатум, заканчивается она в чистейшем мажоре, она мощная, красивая и наполненная жизнью. Думаю, зрители сегодня получат двойное удовольствие — во-первых, от радости встречи, во-вторых, от музыки Бетховена, потому что она абсолютно уникальная. Она на все времена», — считает Сладковский.
Почетным гостем концерта-открытия по приглашению Сладковского стал виртуоз и лауреат международных конкурсов Павел Милюков. Скрипач — давний друг ГСО РТ
«Огромное спасибо, что вы дождались»
Ведущим стал музыковед, лектор, кандидат искусствоведения Ярослав Тимофеев. Он работает в Московской филармонии и читает авторские лекции перед концертами в залах им. Чайковского и им. Рахманинова. Выбор кандидатуры был очень удачным — лекции Тимофеева обладают драматургией, наполнены шутками и небанальными фактами. Хочется надеяться, что это не последний его концерт в Казани.
В первом отделении концерта прозвучали увертюра «Эгмонт» и концерт для скрипки с оркестром. Темой трагедии Гете «Эгмонт» и, соответственно, музыки Бетховена стали исторические события — Фландрия XVI века боролась против власти испанской короны, а оппозиционный граф Эгмонт был вероломно убит испанским наместником герцогом Альбой. Сюжет актуален для Бетховена — его родная Австрия заключила унизительный мир с Наполеоном, потому в увертюре композитор прославляет жертвующего собой героя, имеющего мужество противостоять притеснениям и приговоренного за это к смерти. Сладковский чутко уловил эмоциональную составляющую музыки — пронзительные струнные рисуют картину страданий угнетенного народа, столкновение двух миров звучит необыкновенно ярко, а победа нидерландцев — поистине жизнеутверждающе.
Почетным гостем концерта-открытия по приглашению Сладковского стал виртуоз и лауреат международных конкурсов Павел Милюков. Скрипач — давний друг ГСО РТ: кроме многочисленных совместных концертов, они вместе записали бокс-сеты произведений Петра Чайковского и Дмитрия Шостаковича, а на открытии вместе исполнили концерт для скрипки с оркестром Бетховена. «Я когда-то говорил, что у оркестра все впереди, и это „впереди“, по-моему, наступило. Сегодня ГСО РТ — оркестр высочайшего уровня! Я же еще хочу сказать про глубину, чувства, с которыми играет оркестр. После пятой симфонии я думал не о нотах, а о чем-то гораздо, гораздо более высоком. Я безмерно счастлив приезжать в Казань и играть с ГСО РТ и маэстро Сладковским», — поделился Милюков.
Симфония №5 со знаменитой темой судьбы в исполнении ГСО РТ звучала очень свежо — видимо, потому что даже в самых драматических ее эпизодах ощущалась надежда на просветление и преображение. «Любая музыка очищает душу и поднимает дух, даже самая грустная, — считает Сладковский. — Очень многие люди — наши друзья и знакомые, которые не могут жить без живой музыки, — говорили мне, как скучают по нам, как истосковались. Когда человек ждет встречи и полгода может слушать только записи, этот живой контакт абсолютно бесценен».
«Мы так скучали!» — сказал после концерта Сладковский. «Мы тоже!» — отозвался зал. «Я очень признателен за вашу любовь, — продолжил маэстро. — За вашу верность нам и музыке. Я не знал, как мы встретимся, но, несмотря на то, что сейчас у нас заполнено ползала, звучит, как два зала. Огромное спасибо, что вы дождались. Мне кажется, мы нормально подготовились». На бис оркестр приготовил верным слушателям небольшой подарок — в зале выключили свет, оставив только подсветки для пюпитров, которые, как свечи, подчеркивали интимность момента. Далее зазвучала знаменитая вторая часть оркестровой сюиты №3 ре мажор Иоганна Себастьяна Баха, более известная как «Ария» (Air). В темноте она звучала еще более завораживающе и создала правильное настроение для финала концерта — сказочное и многообещающее. Зрители это почувствовали и отблагодарили оркестр долгими стоячими овациями.
«Мы так скучали!» — сказал после концерта Сладковский. «Мы тоже!» — отозвался зал. «Я очень признателен за вашу любовь, — продолжил маэстро. — За вашу верность нам и музыке»
Презентация записи Рахманинова и немцы на «Рахлинских сезонах»
Впереди у ГСО РТ грандиозные планы — музыканты и дирижер подготовили слушателям поистине праздничную программу концертного сезона. В новом сезоне будет исполнено более 15 премьерных произведений, в числе которых симфония №5 Чайковского, вариации на тему Гайдна для виолончели с оркестром Денисова, «Танцы из Галанты» Кодаи, концертные вариации для оркестра Хинастеры и многие другие.
ГСО РТ под управлением Сладковского продолжит выступления в рамках собственного абонемента в Московской филармонии. В сезоне 2020/21 в рамках абонемента под номером 22 состоится три концерта: 16 октября, 16 января и 25 мая 2021 года. Оркестр исполнит произведения Рахманинова, Сен-Санса, а на концерте 25 мая, где вместе с ГСО РТ под управлением Сладковского выступит народный артист Башкортостана и Татарстана Ильдар Абдразаков, прозвучат арии и увертюры из итальянских и французских опер. Весной 2021 года ГСО РТ под управлением Сладковского проведет концерт-презентацию бокс-сета «Рахманинов. Белая Сирень» — симфонические произведения Рахманинова, запись которых проходила с 17 по 22 августа 2020 года на престижном лейбле Sony Classical.
На очереди запись симфонических произведений Бетховена. «Я думаю, симфонические циклы Рахманинова и Бетховена окажутся очень показательными — не помню, кто представил такие целостные программы в последние годы. В этом смысле поддерживаю идею записывать симфонии циклами. Я думаю, данного материала будет вполне достаточно, чтобы зафиксировать то состояние, в котором мы находимся, и показать, в какой оркестр сейчас форме и состоянии. С циклом Бетховена задача немного усложняется, потому что 9-я симфония требует огромного хора и квартета солистов. Но я уже придумал, как это сделать. Пока не стану раскрывать секреты, но для меня подобное не представляет проблемы», — рассказывал Сладковский.
Кроме того, маэстро анонсировал исполнение Бетховена на фестивале «Рахлинские сезоны». «На „Рахлинские сезоны“ приедут немцы-дирижеры — думаю, в апреле все окажется открыто. Я буду рад показать публике Бетховена в аутентичном исполнении, чисто немецком, а я отойду в сторонку. Так что, думаю, это будет круто», — поделился дирижер.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 34
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.