В КАЗАНИ НОВАЯ ВЕТКА МЕТРО ПРОЙДЕТ ПОД ПРОСПЕКТОМ ЯМАШЕВА К ФУТБОЛЬНОМУ СТАДИОНУ УНИВЕРСИАДЫ, ВОЗМОЖНО, К 2015 ГОДУ. ЧАСТЬ 1-Я
В 2012 году в РТ стартует новая программа жилищного строительства – на этот раз речь идет об арендном жилье. В первую очередь оно будет строиться там, где востребованы услуги приезжих специалистов – речь идет о проектах "Аммоний", "ТАНЕКО", ОЭЗ "Алабуга", сообщил в ходе интернет-конференции с читателями "БИЗНЕС Online" министр строительства, архитектуры и ЖКХ Ирек Файзуллин. Также министр рассказал о планах строительства уличной сети Казани, метро, аэропорта, жилья и о состоянии стройкомплекса РТ.
СТРОЙКОМПЛЕКС «КОРМИТ» 350 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК
- Ирек Энварович, говорят, что поддержать на плаву стройкомплекс РТ в кризисные годы помогло строительство "ТАНЕКО". Насколько это верно? А какие силы будут задействованы на этой стройке в дальнейшем? Способны ли местные организации своими силами осваивать такие объекты "под ключ"? (Анвар Маликов)
- По данным Госкомстата, в строительном комплексе работает порядка 105 тысяч человек.
Количество работающих на стройке надо как минимум умножить на два – это предприятия стройиндустрии, которые поставляют материалы. И все они получают заработную плату. А если взять с семьями, то работа стройкомплекса обеспечивает средствами для жизни как минимум 350 тысяч человек.
Естественно, все реализуемые в республике программы - и в 90-е годы, и в кризисные, и предкризисные годы – это поддержка строительного комплекса. В 90-х годах у нас появилась президентская программа ликвидации ветхого жилья, по которой работали 50 - 60 тысяч строителей по всей республике. Только в Казани из ветхих домов центра было переселено 34 тысячи семей, а всего по республике было построено более 52 тысяч квартир.
Программа ликвидации ветхого жилья плавно «перетекла» в программу социальной ипотеки, на которой сегодня работает порядка 10 тысяч человек. Программа подготовки Казани к 1000-летию – это тоже поддержка стройкомплекса. В городе был выполнен гигантский объем работ. На "ТАНЕКО" в самый максимальный пик работало 8 тысяч человек.
И надо отметить, работают в основном наши строители. Например, в период подготовки к 1000-летию Казани мы не умели лить монолитные конструкции, а сегодня практически все подрядные организации делают это. В начале 2000-х годов мы мало применяли современные отделочные материалы, а сегодня практически нет сторонних организаций на этих видах работ – осталось только несколько турецких компаний в Казани и Альметьевске. Да и то их можно пересчитать по пальцам одной руки.
Наши строители сегодня умеют делать весь комплекс работ. К примеру, на строительстве футбольного стадиона работает московская компания "Интэкс" и наш "Камгэсэнергострой". Конструкция очень ответственная - 40 тысяч квадратных метров кровли. Будут работать монтажники со всей России, потому что это высококвалифицированные работы.
ИЗ 100 ТЫСЯЧ СТРОИТЕЛЕЙ ТОЛЬКО ОДНА ТЫСЯЧА СТОРОННИХ
- Почему «Аммоний» строят китайцы?
- Строительство «Аммония» - это серьезная работа и для наших строителей, и для китайской компании China National Chemical Engineering Group Corporation, которая выиграла международный конкурс у компании «Мицубиси». Конкурс продолжался более года. В китайской компании работает 68 тысяч строителей, имеющих опыт возведения именно химических заводов по всему миру. Причем эта государственная китайская компания входит в сотню сильнейших строительных предприятий мира.
- Сколько в процентном соотношении местных и сторонних строителей работает сегодня в республике?
- Сложно сказать, сколько сегодня у нас внешних строителей… Из 100 тысяч, думаю, меньше 1000 человек.
- Это из тех, кто работает официально?
- И официально, и неофициально. Мы сейчас их уже не фиксируем.
- Извините, на каждой стройке у нас работают таджики…
- Нет. На "ТАНЕКО" их практически нет, на футбольном стадионе из полутора тысяч работающих - сторонних не более 150 человек, причем есть и украинцы, и белорусы. На объектах, где нужны высококлассные специалисты, не удается привлекать неквалифицированную рабочую силу.
Но есть и другие примеры - по монолитному строительству и вязке арматурного каркаса на футбольном стадионе нам приходится привлекать специалистов извне. Там очень сложные работы, далеко не у всех наших строителей есть опыт таких работ. "Камгэсэнергострой" и ПСО «Казань» сегодня имеют определенное количество таких строителей, но их недостаточно для данного объекта – это более 100 тысяч кубов бетона.
- На строительстве «Аммония» будет задействован и «Камгэсэнергострой»?
- Там сложная схема: технологическое оборудование на генподряде будет вести китайская компания, а на подготовительные работы конкурс выиграл «Камгэсэнергострой» – это земляные работы, работы по фундаментам.
- А сколько китайских рабочих будет задействовано на этой площадке?
- Сегодня мы говорим о том, что в самый пик будет чуть более 500 человек на монтаже оборудования и его пуско-наладке. Что можно сделать силами наших строителей, мы будем настаивать на том, чтобы работали местные специалисты.
Нам нужно удешевить стоимость работ по трем станциям - «Московская», «Декабристов», «Заводская», не в ущерб, естественно, потребительских качеств метрополитена |
НЕТ НИКАКИХ СОМНЕНИЙ, ЧТО ПРОЕКТ «АММОНИЙ» СОСТОИТСЯ
- А вы верите в «Аммоний»? Почему дважды закладывали камень? Помнится, первый раз это было в кризис в 2008 году…
- Второй раз закладывали не камень, а начало фундамента. Сегодня уже есть освоение на этом объекте. Очень долго шли переговоры по выбору технологий. Не всегда можно быстро принять правильное решение по технологическому процессу – надо выбрать самое современное производство, причем, с учетом «насыщенности» той территории - рядом особая экономическая зона «Алабуга», «Нижнекамскнефтехим», "ТАНЕКО". Эта зона и так перенасыщена производствами, поэтому нужно было выбирать наиболее экологичные технологии. Такие заводы в СССР строились более 30-ти лет назад.
«Аммоний» - это очень современное производство, и нет никаких сомнений в том, что проект состоится. Все схемы – и финансовые, и технические, и проектные – сегодня понятны. Согласован график работ до 2015 года, и он будет выполняться. Наше министерство руководит штабом строительства, как и на "ТАНЕКО".
- То есть вы возглавляете этот штаб?
- Я - председатель этого штаба, а объект будет строиться под непосредственным контролем президента республики.
- Планируете предприятие запустить в 2015 году? А если кризис помешает?
- Сейчас финансовая схема уже работает, и оплачено оборудование. Процесс пошел, и его остановить, думаю, уже невозможно.
ТРИ СТАНЦИИ МЕТРО СТАНУТ ДЕШЕВЛЕ НА 16 МЛРД.РУБЛЕЙ
- Наша газета писала о том, что нет ясности, кто проектирует станцию метро «Московская» - разъяснений мы так и не получили. Так кто же все-таки?
- Сегодня актуальнее, даже чем проектирование, вопрос принятия технических решений. Было время, когда по конкурсу этим проектом занимался "Казгражданпроект", который и сейчас продолжает работать над тем, что было им сделано. Но когда вопросы строительства метрополитена были переданы в наше министерство, передо мной была поставлена задача оптимизировать имеющиеся технические решения.
Стоимость проекта этих трех станций составляет 28 млрд.рублей. Таких денег нет. Институт «Татинвестгражданпроект» сегодня выполняет задачу не проектирования, а адаптации тех проектных решений, которые по нашему мнению являются дорогими для строительства метро. Я считаю, нужно уложиться в 12 миллиардов рублей.
- 12 миллиардов на три станции?
- Да – «Московская», «Декабристов», «Заводская». Остается недоделанной работа и по другим станциям, мешающая нормальной эксплуатации метро. На станции «Заводская» будут находиться разворотные механизмы, депо. Мы должны к маю 2013 года всё запустить в работу и обеспечить не техническое, а нормальное рабочее движение.
Сейчас готовится конкурсная процедура, и проектировать будет тот, кто выиграет тендер. Знаю, что в конкурсе будут участвовать и "Казгражданпроект", и "Татинвестгражданпроект", и московский институт "Гипродорнии", который уже прислал свои предложения. А до этого была выполнена первая стадия – стадия проекта. Сегодня параллельно принимаются решения, которые позволят нам удешевить стоимость работ, не в ущерб, естественно, потребительских качеств метрополитена.
- Была новость, что "Казметрострой" вышел в Москву.
- Да. Этим занимается и министерство строительства, и дирекция строительства метрополитена, учредителем которой с недавнего времени выступает минстрой.
- А где и что будет строить "Казметрострой" в Москве? Какова сумма контракта?
- Сейчас начинается работа на площадке станции метро «Битцевский парк» - проходка под парком составляет почти шесть километров. Прошли предконтрактные работы.
Первый этап работ – проходка и две станции – стоит около 15 млрд.рублей. А третью станцию делает субподрядчик по отдельному контракту.
НА НОВЫЙ ФУТБОЛЬНЫЙ СТАДИОН ПРОТЯНУТ ВЕТКУ МЕТРО
- Прозвучала информация, что все три щита задействованы в Казани. Предполагается переброска щитов в Москву?
- Планируется приобрести еще один щит, который будет работать в Москве. А когда будут освобождаться щиты в Казани, мы будем иметь возможность перебросить их в Москву. Естественно, все это не в ущерб нашему метро, потому что у нас тоже напряженный график работы. Но проходка метро всегда идет опережающими темпами, чтобы обеспечить строительство станций. После проходки еще много внутренней работы в тоннелях. Мы предполагаем, что один щит освободится, и мы сможем его перебросить на московское метро.
Если мы решим вопрос дальнейшего финансирования, хотим обеспечить движение метро на новый футбольный стадион. И задача такая стоит, чемпионат мира по футболу 2018 года требует организации большого пассажиропотока, который пока полностью не просчитан. Думаю, эта задача будет выполнена.
- То есть к 2018 году появится еще одна станция?
- Это будет не одна станция, а целая ветка метро, которая пройдет под улицей Ямашева. Сегодня мы пока не можем сказать, сколько будет станций, но проходку делать придется. Мы приложим максимум усилий, чтобы привлечь для этого средства, в том числе и федерального центра. Да и чемпионат мира по водным видам спорта 2015 года очень статусное мероприятие и тоже требует организации пассажиропотока в ту часть города, где расположен дворец водных видов спорта и большой футбольный стадион. Причем, финальные соревнования будут проходить именно на футбольном стадионе – мы соберем временные конструкции двух 50-метровых бассейнов.
- То есть, возможно, метро туда будет проложено уже к 2015 году?
- Конечно, хотелось бы, но пока финансовые возможности не позволяют сказать, что это будет так.
ЧЕРЕЗ 1,5 ГОДА ДО АЭРОПОРТА БУДЕТ ХОДИТЬ ЭЛЕКТРИЧКА
- До 2018 года строители обеспечены работой. А нет опасений, что в связи с кризисом бюджетное финансирование объектов сократится?
- Сегодня строители пока не ощущают движение этого кризиса. Но если говорить о кризисе, он обязательно настанет. Давайте лучше не будем о нем!..
- А просчитывать? А соломку подстелить?
- Просчитывать должны специалисты. Министерство финансов при жесткой политике все-таки сумело воспользоваться высокой ценой на нефть. И это снизило последствия для страны, когда имелись средства, которые можно было запустить в банки. Просто экономисты-финансисты сегодня должны вести грамотную политику контроля расходования.
Но раз мы выиграли проведение универсиады, должны вести подготовку. И чемпионат 2015 года выиграли мы. Нарабатывая опыт проведения таких международных мероприятий, мы будем готовы принять и 2018 год. У нас и город будет готов. Сегодня мы видим, что все процессы – в активной фазе.
Да, конечно, у нас есть некоторые задержки. Например, есть отставание по аэропорту, но терминал с объемом финансирования в 1 миллиард 27 миллионов рублей к весне мы должны построить. Железнодорожники уже возводят эстакаду – через 1,5 года электричка будет ходить из центра Казани до аэропорта. Причем, она будет иметь остановки, и пассажиры смогут выезжать в населенные пункты по пути следования. Поток машин в городе снизится, когда будет такая возможность.
- А трафик будет? Скептики говорят, что пассажиров на эту электричку будет мало…
- «Аэроэкспресс» все просчитывал. Сейчас определяется стоимость билетов. Но процесс уже пошел – утверждена рабочая документация, через два месяца будет готов мост, и к этому терминалу подойдет эстакада. К моменту строительства терминала должны сделать все подходные пути. Сегодня мы формируем и новый генплан аэропорта – необходимо создавать комфортную среду на этой территории.
ПО БОЛЬШОМУ КАЗАНСКОМУ КОЛЬЦУ ПУСТЯТ ТРАМВАЙ
- А если скажут, что нужно оптимизировать затраты на все строящиеся объекты, которые финансируются из бюджета? Сказали же, что затраты на станции метро надо сократить…
- Относительно метро речь идет только о более дешевых отделочных материалах. Например, мрамор. Отечественный стоит 1436 рублей за квадратный метр, а итальянский - порядка 6 тысяч рублей за квадратный метр. Мы можем найти более дешевые отечественные материалы, тем самым оптимизировав стоимость. Поэтому и было поручение президента РТ проработать такую оптимизацию. Это не «усыхание» средств! Если мы сэкономим деньги на отделке, то сможем купить больше вагонов.
- То есть это решение самой республики?
- Конечно! Федеральный центр такой задачи перед нами не ставил. Может быть, наши станции не будут «шедеврами», но они будут дешевле. И технически мы нашли несколько решений, которые удешевляют строительство. Мы уже накопили опыт метростроения, поэтому и Казметрострой пришел в Москву конкурентоспособной организацией, которая реально построит дешевле.
- Мы правильно вас поняли – министерство строительства о кризисе не думает и антикризисных программ не разрабатывает?
- Надо просто работать и не думать о плохом… Сегодняшняя ситуация и программа 2012 года показывают, что наши строители работой будут обеспечены.
Министерство строительства ведет и программу строительства уличной сети Казани. Финансированием мы обеспечены – здесь и федеральные займы, и субсидии, и республиканские средства. Работы еще очень много! Но и здесь, конечно, мы оптимизируем технические решения, а на сэкономленные средства построим дополнительную развязку на Фермском шоссе. В итоге это позволит нам проложить маршрут трамвая по большому казанскому кольцу.
На следующий год у нас очень большая программа строительства жилья. И в этом-то году планка высокая – 2 миллиона 390 тысяч квадратных метров. Сегодня нет никаких сомнений в том, что мы сдадим это количество жилья. Но план следующего года – почти 2,5 миллиона квадратных метров. И здесь появляется необходимость формирования новых программ, потому что, если будет кризис, некоторые бизнес-структуры просто не будут строить жилье. Сегодня мы думаем о замене этого количества жилья.
В 2012 ГОДУ «ЗАПУСТЯТ» ПРОГРАММУ АРЕНДНОГО ЖИЛЬЯ
- Строительство жилья будет вестись через государственный жилищный фонд при президенте РТ?
- Будут разные механизмы. Государственный жилищный фонд при президенте РТ продолжит реализацию программы социальной ипотеки, важными направлениями останутся строительство инвестиционного жилья и малоэтажное строительство, включая индивидуальное. Сегодня также стоит задача развития рынка арендного жилья.
- Вы считаете, это уже осознанная необходимость?
- Я считаю, что мы уже опоздали… Такое жилье обязательно должно быть, оно есть во всех развитых странах.
- Речь идет о социальном арендном жилье или для богатых?
- Сегодня арендное жилье есть для разных слоев населения. Этот рынок существует, но он не организован. Стоит задача – государству простимулировать эту работу, чтобы начать двигаться вперед.
- Арендное жилье заменит соципотеку? Некоторые говорят, что уже хватит государству строить людям жилье – это задача бизнеса. Просто надо платить нормальную зарплату, чтобы люди могли купить себе жилье через классическую ипотеку …
- Нет, соципотека будет развиваться и дальше. Арендное жилье выполняет свои задачи. Не все же хотят быть собственниками жилья.
Мы решаем задачу выбора территории для строительства арендного жилья. Нам сегодня надо развивать камский промышленный узел, значит, арендное жилье мы в первую очередь будем строить в Елабуге и Набережных Челнах, чтобы привлекать туда трудовые ресурсы. Активно развивается особая экономическая зона «Алабуга».
- По арендному жилью уже есть рабочая группа, которая занимается проработкой механизмов реализации проекта?
- Проработкой механизмов развития рынка арендного жилья занимается наше министерство. Сейчас мы отрабатываем источники финансирования. С банкирами из Внешэкономбанка, Сбербанка, Газпромбанка мы рассматриваем длительные схемы, которые позволят запустить этот проект.
- А каковы сроки запуска программы арендного жилья?
- Запуск – 2012 год, а о схеме реализации мы сможем сказать, думаю, к концу года.
- Какими могут быть расценки на этом рынке?
- Минрегионразвития РФ считало, что квартира в 35 кв.метров должна стоить 10 тысяч рублей. Это примерно так, как есть сейчас на рынке. И это позволяет работать схеме.
Сегодня для этого выделены средства, которые Внешэкономбанк пока не расходовал, так как нужно осуществить несколько законодательных решений. В минрегионразвития тоже есть рабочая группа, но пока до конца не выстроены все механизмы.
В 2012 году в РТ стартует новая программа жилищного строительства – на этот раз речь идет об арендном жилье |
КУПИТЬ КВАРТИРУ БУДЕТ ТАК ЖЕ ПРОСТО, КАК КУПИТЬ АВТОМОБИЛЬ…
- С другой стороны, расценки за арендное жилье сопоставимы с платежом по ипотеке…
- Соципотека – это программа, которая будет «ужесточаться» с точки зрения участия в ней. А развивать классическую ипотеку – наша задача. Мы же говорим и об экономической ипотеке, где нужно построить жилье не дороже чем по 30 тысяч рублей за кв.метр. Эти механизмы также отрабатываются нашим ипотечным агентством.
- Вы имеете в виду малоэтажное жилье?
- И малоэтажное, и обычное.
- Для социальной ипотеки или для классической?
- Для классической.
- А зачем перед вами ставят такую задачу?
- Рынок до конца не регулирует стоимость. Если мы уменьшим количество вводимого жилья, то цена резко возрастет, а спрос упадет. Поэтому здесь комплексная задача. Банки, которые очень активно работали на рынке жилья до 2008 года, сегодня ужесточили все свои условия по отношению к жилью. Строить стало рискованно. И эта жесткость банков привела к тому, что бизнес стал меньше строить, потому что уменьшилась прибыль на квадратный метр. Эту ситуацию нужно выравнивать, вводить более цивилизованные отношения.
- Вы считаете, что на рынок жилья не повлияли более глобальные причины? Ведь все строительные компании выросли на экономическом «пузыре»… Мы же не можем мечтать о том, чтобы всё восстановилось, как это было до кризиса 2008 года?
- Мы должны сегодня думать о том, чтобы купить квартиру можно было бы так же просто, как купить автомобиль. Причем, должны быть разные спектры – соципотека для определенной части граждан, экономическая ипотека, ипотека малоэтажного жилья и т.д. Свою нишу займет и арендное жилье, причем, квартиры не должны быть большими, потому что это старт. А дальше у человека появляются финансовые возможности для другой ипотеки.
- Какие перспективы у соципотеки в Татарстане?
- В этом году мы сдадим чуть больше 600 тысяч кв.метров жилья, из них в Казани – до 250 тысяч.
- Вызывают опасения сроки сдачи одного из дома по соципотеке в Зеленодольске по ул.Королева (квартал Б). Неужели повторится прошлогодняя ситуация? (Руслан)
- Этот дом по программе должен был сдаваться на следующий год, но мы его сдадим в декабре этого года.
- Прежний министр строительства подписывал постановление о том, что все жилье должно сдаваться в чистовой отделке. А как сейчас?
- Очень бы хотелось сдавать все жилье в чистовой отделке, но покупатели жилья хотят самостоятельно решать некоторые вопросы планировки. Считаю, здесь нам надо разработать общие правила. Ведь проектная документация разрабатывается на определенное количество комнат. Если кто-то, к примеру, начнет переносить батарею отопления, это может нарушить всю тепловую схему дома… Поэтому правила перепланировки должны быть более жесткими. Я считаю, в этом вопросе и мы недорабатываем, и муниципалитеты.
Конечно, сегодня более жестко работают и жилищная инспекция, и Роскомнадзор, поэтому нет серьезных нарушений при перепланировке помещений. В этом году не было ни одной подобной жалобы. Технические изменения можно внести в любую конструкцию, просто всегда это вопрос цены и разумной необходимости.
В 2020 ГОДУ ПЛАНИРУЕТСЯ СДАТЬ 3,9 МЛН. КВ. МЕТРОВ ЖИЛЬЯ
- Почему в Татарстане не запущены стройсберкассы?
- Соципотека примерно так и работает! Это не ипотечная программа в чистом виде, а именно сберегательная. По большому счету, это контролируемая пирамида.
Конечно, по вопросу стройсберкассы мы не доработали, но это движение мы все равно будем осуществлять. Если получится, то в 2012 году. Потому что нам необходимо расширять спектр и ниши разных направлений в строительстве жилья. Ведь программа жилищного строительства, которую мы приняли, предусматривает в 2020 году строительство одного квадратного метра жилья на человека, для чего необходимо сдать 3,9 миллионов квадратных метров.
- А нужно ли столько? Ведь многие передают жилье по наследству…
- Даже в советское время не строили такого количества жилья. В 1988 году мы построили 1,8 миллиона квадратных метров жилья, а сегодня все эти рекорды уже побиты, и ежегодно объемы вводимого жилья увеличиваются. Жилье сегодня востребовано, просто вопрос цены…
Сегодня, чтобы строить, нужен не обремененный земельный участок и легкое подключение к сетям. В Казани, к сожалению, таких территорий стало очень мало.
Сегодня цена объектов в центре выше именно потому, что нужно решить вопросы инженерной инфраструктуры. Бюджетная поддержка в этом вопросе есть, но, мы думаем, что в центре и по соципотеке механизмы должны быть более рыночными. То есть люди, участвуя в аукционе, сами должны формировать цену, но надо установить предельную.
- Когда наша газета написала про строительство IT-деревни в районе ГСОК «Казань», многие читатели раскритиковали выбор места ее строительства. А вы как считаете?
- Но нельзя же всех поселить в Казани! 35 километров – это очень близко, и когда не идет реконструкция моста через Волгу, движение не затруднено. Но и дорожностроительные работы становятся все цивилизованнее. Да и места там очень красивые. К тому же есть задача соединить мостом берег Свияги с островом Свияжск, чтобы можно было ездить туда не вокруг, а напрямую.
ФОРМИРОВАНИЕ СОБСТВЕННИКА ЖИЛЬЯ – ЭТО ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА
- Ирек Энварович, гендиректор фонда содействия реформированию ЖКХ Константин Цицин сообщил 13 октября в Казани, что в 2012 году Республике Татарстан будет выделен 1 млрд. рублей. Уже есть программа освоения этих средств?
- Финансовые средства, которые мы получаем от фонда ЖКХ, являются частью средств для реализации программы капитального ремонта и переселения из аварийного жилья. У нас пока нет окончательного решения по их распределению.
В прошлом году мы получили чуть меньше 1 миллиарда рублей на 2011 год. Из них 272 миллиона рублей стало софинансированием капремонта, остальная часть – почти 693 миллиона рублей - направлена на программу ликвидации аварийного жилья в республике.
По формированию этой программы у нас были некоторые проблемы. Ее условия жесткие – они связаны с тем, что «аварийщику» нужно бесплатно предоставить такую же площадь нового жилья. И это по цене, установленной министерством регионального развития РФ для нашей республики – 26200 рублей за квадратный метр (в случае покупки жилья у застройщика или если строит муниципалитет). Если происходит выкуп у собственника «аварийных метров», то цена за квадратный метр не должна превышать 19650 рублей.
Необходимо было очень ответственно отнестись к формированию программы, чтобы готовое жилье, которое, к примеру, строится по соципотеке, имелось в наличии. Чтобы человек переехал на те площади, которые ему положены по закону. Потому что, в том случае, если «аварийщики» соглашаются на площади большие, предоставляемых по программе – они должны доплачивать за разницу. Программа сложная – в одном доме жилье может быть как приватизированным, так и неприватизированным, и в этом случае, механизмы переселения разные.
Не везде получилось. Например, Казань в июле отказалась от этих средств и перенесла программу на 2012 год, потому что не было подготовленного жилья. Сейчас Казань строит жилье для реализации программы.
- Наш читатель спрашивает: «Есть ли при минстрое школа подготовки специалистов по ЖКХ и технической экспертизе именно управленческого уровня, и как она формируется?»
- Задача формирования образовательного кластера была поставлена перед министерством первым президентом и премьер-министром республики два года назад. В этот кластер входит несколько училищ профессионального образования, строительные университет, техникумы и колледж. В республиканском инженерно-техническом центре (РИТЦ) находится центр обучения по направлениям жилищно-коммунального хозяйства.
Сегодня перед нами стоит задача сформировать обучение управляющих компаний и товариществ собственников жилья (ТСЖ). К сожалению, многие дома управляются неквалифицированно. Формирование собственника жилья – это основная задача.
- На обучение нужно подавать заявки?
- Да, министерство соцзащиты принимает и формирует заявки, а потом дает нам госзаказ по обучению.
ЕЖЕДНЕВНОГО ВНИМАНИЯ МИНИСТРА ТРЕБУЮТ 350 ОБЪЕКТОВ
- Вы общаетесь со своим предшественником – Маратом Хуснуллиным, который сегодня работает в правительстве Москвы?
- Постоянно общаемся – минимум раз в неделю.
- А предмет вашего общения?
- Например, когда по московскому метро мы вышли на конкурсы и предложили свои услуги, естественно, Марат Шакирзянович помог в этом вопросе. Наши строители очень много работают в Москве – «Камгэсэнергострой», «Ак Барс Девелопмент». Эти компании работают и как застройщики, и как подрядчики.
- Что в вашей жизни изменилось после того, как вы стали министром?
- Я всегда в таком ритме работал… Когда мы готовили Казань к 1000-летию, казалось, что это предел напряжения. Потом у нас пошел проект особой экономической зоны в Елабуге, и тоже казалось, что предел. А когда началась подготовка к универсиаде, и надо было в быстром темпе строить объекты…
Порядка 350 объектов требуют ежедневного внимания министра. Идет реконструкция многих объектов здравоохранения, построено 29 детских садиков. Такого никогда не было! Сдаем сразу по нескольку объектов универсиады. Конечно, такой период бывает не всегда - сейчас строительная отрасль работает на «пике», а потом, думаю, будет более спокойная работа. Но за последние 10 лет спокойной работы не было…
…Мне кажется, что ритм моей работы не изменился. Только совещаний больше стало – став министром, приходится больше на них ходить.
- Что вы успели сделать в должности министра?
- Во-первых, Марат Шакирзянович в должности министра работал 10 лет и сумел сформировать все процессы работы по реализации больших проектов – 1000-летия Казани, ОЭЗ "Алабуга", "ТАНЕКО". В министерстве была сформирована сильная команда, члены которой по своему направлению отрабатывали задачи, стоящие перед министерством. Ведь еще огромный пласт вопросов – это ЖКХ, о котором мы сегодня не говорили. Реформирование ЖКХ, программа капитального ремонта, установка счетчиков и т.д.
У нас в министерстве каждый заместитель министра отвечал за свой блок. У меня были особая экономическая зона, архитектурное проектирование и все объекты универсиады со стадии проектных работ.
Сейчас в дополнении к строительству появился блок ЖКХ, который надо и понимать, и формировать все ситуации. И при этом нельзя потерять принятый темп работы!
Мне о моих заслугах говорить сложно, да и рано пока. Темпы работы очень приличные, большинство направлений президент республики контролирует лично. Его поддержка, доскональное понимание им всех процессов, происходящих в отраслях, - для нас большая подмога.
Продолжение следует.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 18
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.