Сегодня в Казани продолжается подготовка к открытию выставки «Иноземье» российской художницы EVA, больше известной как Евгения Васильева Сегодня в Казани продолжается подготовка к открытию выставки «Иноземье» российской художницы EVA, больше известной как Евгения Васильева Фото: Антон Новодережкин / ИТАР-ТАСС

«Посмотрев наши выставки, она сказала: «а давайте я сделаю экспозицию к 100-летию ТАССР»

Сегодня в Казани продолжается подготовка к открытию выставки «Иноземье» российской художницы EVA, больше известной как Евгения Васильева, героини громкого коррупционного скандала в минобороны. Экспозиция откроется 3 декабря в галерее современного искусства Татарстана. В описании на сайте государственного музея изобразительных искусств РТ Евгению представляют как современную российскую художницу, почетного академика Российской академии художеств (РАХ), члена творческого союза художников России. Критики отмечают, что Васильева творит в разных стилях — в ее работах присутствуют примитивизм, экспрессионизм, постимпрессионизм и импрессионизм. «Евгения быстро вошла в число признанных художников на международном уровне — ее произведения находятся в коллекциях Пьера Кардена (Франция), музея современного искусства города Гибеллина (Италия), епархиального музея города Кальтаджироне (Италия), фонда Ибрагима Кодры (Швейцария), а также в частных собраниях ценителей современного искусства по всему миру», — говорится в аннотации к выставке, а произведения EVA были представлены на крупнейших частных и государственных арт-институциях по России и миру. 

Директор ГБУК «Государственный музей изобразительных искусств РТ» Розалия Нургалеева не исключила в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online», что Васильева сама приедет на открытие. «Может так случиться, что в самый последний момент она примет решение, сядет в самолет и прилетит в Казань, это возможно», — надеется руководитель музея.

Васильева создает новые экспозиции для городов, где выставляются ее произведения. Так и в Казани — работы, входящие в экспозицию «Иноземья», созданы специально для столицы РТ, над ними EVA работала последние два с половиной месяца. «Выставки у нее проходят практически по всей России, в том числе и за рубежом, и, что любопытно, они все разные, художница очень активно трудится, и для нас сделала специальный проект „Иноземье“, — добавила Нургалеева. — Правда, некоторые работы Евгения не успела закончить, и они, к сожалению, не войдут в экспозицию…»

Выставка откроется 3 декабря в галерее современного искусства Выставка откроется 3 декабря в галерее современного искусства Фото: «БИЗНЕС Online»

«Посмотрев наши выставки (в ГМИИ — прим. ред.), она сказала: „А давайте я сделаю экспозицию к 100-летию ТАССР“, — говорит Нургалеева. — Я ответила, что не надо приспосабливаться к темам, которые уже существуют, создайте свой проект, который в вашем представлении связан с новыми местами, где вы не бывали. Она ответила: „Хорошо, я сделаю“. И проект получился абсолютно романтический, сюрреалистический, там совершенно беспредметный мир. Нет конкретики, присутствуют цветовые пятна, музыкальность в сочетании цветов. Евгения работает с таким куражом, не так, как некоторые. Человек просто не может остановиться».

Экспозиция содержит фотографии, графику, видео и скульптуру. Все работы исследуют понятия противостояния добра и зла, правды и лжи, единства вечного и сиюминутного. «В проекте исследуются связи между миром гармонии и обыденности, духовной энергией и значимостью в ней человека. Посредством художественных работ открывается „Иноземье“, где личность и ее развитие являются высшими ценностями мироздания в бесконечном космосе Вселенной», — говорится на сайте галереи. Выставка продлится до 3 февраля.

Директор ГМИИ подчеркнула, что не вникала в криминальное прошлое Васильевой. «Я с сомнением отношусь к очернениям в ее адрес, т. к. в ином мире совсем живу, и меня прежде всего волнует ее творчество, — заметила Нургалеева. — Бывает так, что человек ставит очень жирную черту над прошлым, и начинает заниматься другим делом. Я думаю, то, что с ней случилось, сыграло роль мощного толчка, который позволил открыть Евгении для себя часть жизни, в которой есть радость творчества, разные задачи, теперь она освобождена от чиновничьей жизни. Васильева совершенно удивительная женщина: много читает, работает, думает, свободно говорит на нескольких языках, без труда общается с Пьером Карденом, и ее принимают (за рубежом — прим. ред.). А на венецианских биеннале есть с чем сравнить работы Евгении, не сомневайтесь. На выставках народ очень надолго останавливается около ее работ, рассматривает их. Есть в них драма».

Розалия Нургалеева: «Посмотрев наши выставки она сказала — «а давайте я сделаю выставку к 100-летию ТАССР»  Нургалеева: «Посмотрев наши выставки, она сказала: «А давайте я экспозицию к 100-летию ТАССР» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Это обычно называется свойством Леонардо да Винчи, когда у художника получается все»

С Евгенией Васильевой художник, арт-критик, искусствовед Елизавета Плавинская работает много лет. «Она художник очень динамично развивающийся и все время открывающий какие-то новые темы, таково свойство ее художественного дара, что он не направлен в какую-то одну сторону, — заметила Плавинская. — Подобное обычно называется свойством Леонардо да Винчи, когда у художника получается все — и графическое, и живописное, и более объемные воплощения. И, соответственно, к темам, с которыми Евгения работает, это тоже относится. Но, наверное, основной вопрос ее как творческой личности состоит в том, как художник чувствует себя в данном мире как человек. И, наоборот, как человек может почувствовать себя в нашем мире художником. Я несколько упрощаю ее мысль, но примерно так. И проект „Иноземье“ как раз этому и посвящен».

К примеру, другой проект Васильевой «Нонреализм, или Нереальная реальность»  посвящен поиску «большого стиля в искусстве сейчас, каким он может быть». «При работе над ним Евгения исследовала, в каким стиле художник имеет возможность творить сегодня, то есть в 2020 году, а когда создавала „Иноземье“, она поставила перед собой вопрос выяснения нового места искусства в жизни человека и нового места человека в искусстве, — объяснила Плавинская. — Потому что мы все-таки живем в мире, который очень сильно изменился. Даже за 20 лет нового столетия. И „Иноземье“ имеет в виду не географическое, а духовное и пространственное. Творческие способности, данные человеку от природы, позволяют почувствовать космос, который нас окружает, или открыть его внутри себя. А дальше возникает вопрос — а зачем нам этот космос нужен? И проект „Иноземье“ дает ответ на данный вопрос. Ощущение дискомфорта, которое мы испытываем в современной ситуации, у каждого разное. Школьник не сделал домашнее задание — ему это неприятно. Кто-то живет в горячей точке, вокруг кого-то ковид, и он испуган… Разные обстоятельства бывают в жизни, но Евгения обращает внимание на то, что искусство дает возможность выхода мозгу человека, озабоченного проблемами, в какую-то гармоничную ситуацию».

Плавинская подчеркнула, что выставки Васильевой позитивно влияют на зрителей и «успешны настолько, что это даже поражает». «Казань — один из важнейших и прекраснейших городов нашей большой России, — объяснила искусствовед выбор города для экспозиции „Иноземье“. —  И для художника, тем более интеллектуально настроенного, это большая честь — иметь выставку в Казани. Поэтому, когда появилась возможность сделать выставку у вас, Евгения с большим удовольствием согласилась из уважения и из восхищения Казанью».

Плавинская подчеркнула, что выставки Васильевой позитивно влияют на зрителей и «успешны настолько, что это даже поражает» Плавинская подчеркнула, что выставки Васильевой позитивно влияют на зрителей и «успешны настолько, что это даже поражает» Фото: «БИЗНЕС Online»

СТРОИТЕЛЬНЫЙ ВЗЛЕТ И ОБОРОННОЕ ПАДЕНИЕ ВАСИЛЬЕВОЙ

Евгения — выпускница юрфака Санкт-Петербургского государственного университета. В 2006 году переехала в Москву и пришла на работу в инвесткомпанию «СХолдинг», которая специализировалась на строительстве. В столице Васильева проявляла потрясающую работоспособность. В 2007-м она заняла должность гендиректора петербургского филиала московской строительной компании СУ-155, данную должность она совмещала с руководством петербургским ООО «Балтикстрой». Одновременно была советником вице-мэра Москвы Владимира Ресина.

С 2009 года Васильева служила советником замруководителя администрации президента РФ Александра Беглова. В 2010-м перешла на работу в министерство обороны РФ, где заняла должность советника – начальника аппарата министра обороны Анатолия Сердюкова. С апреля по сентябрь 2011-го возглавляла департамент имущественных отношений минобороны. Васильева также вошла в совет директоров «Оборонсервиса», «Славянки» и ряда других подконтрольных ведомству предприятий. С сентября 2011-го  по январь 2012 года была руководителем аппарата минобороны. После увольнения из ведомства вернулась в строительный бизнес.

23 ноября 2012-го Васильевой предъявили обвинение по статье «мошенничество в особо крупном размере». Она стала основным фигурантом так называемого дела Оборонсервиса. Следственный комитет РФ вменял ей в вину хищение вместе с сообщниками более 3 млрд рублей при продаже недвижимости военного ведомства. Экс-чиновница все обвинения отвергала, настаивая, что сделки были законными.

В ходе следственных мероприятий у бывшей чиновницы изъяли коллекцию картин, 3,5 млн рублей наличными и наручные часы на 127 млн рублей. Отдельного внимания стоит изъятая коллекция драгоценностей — почти 51 тыс. бриллиантов, рубинов, сапфиров и изумрудов. В общей сложности в квартире фигурантки дела «Оборонсервиса» хранилось 19 кг золота и платины. Также было арестовано 6 объектов недвижимости в Москве и Санкт-Петербурге, банковский счет на сумму в 25 млн рублей и счета подконтрольных Евгении организаций на сумму более 300 млн рублей.

В процессе расследования пресса смаковала детали не только служебных отношений Васильевой и Сердюкова, которого оперативники застали у нее в квартире во время обыска. Пикантности этому придавало то, что на тот момент министр обороны приходился зятем вице-премьеру Виктору Зубкову. Так или иначе на фоне скандала Сердюкову пришлось уйти в отставку, однако уголовного преследования он избежал. 

4 октября 2013 года Васильевой и другим пяти фигурантам дела было предъявлено обвинение — сумму ущерба оценили в 360 млн рублей. Суд признал Васильеву виновной по 6 эпизодам мошенничества в особо крупном размере, легализации незаконно полученных денежных средств, а также в злоупотреблении должностными полномочиями и приговорил к 5 годам колонии общего режима. В 2015-м суд освободил Евгению условно-досрочно после одного месяца пребывания в колонии.

В 2018 году Васильева вышла замуж за Сердюкова. Через год пара стала многодетными родителями, они воспитывают сразу троих детей: двое из них приемные, еще один ребенок был рожден суррогатной матерью. 

Бывший министр обороны — частый гость в Татарстане. Он председатель совета директоров ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» и КВЗ, входит в совет директоров КАМАЗа.


ВАСИЛЬЕВА — ПЕВИЦА И ХУДОЖНИЦА, ВЫДАЮЩАЯ ПО пять ХОЛСТОВ ЗА НОЧЬ

Еще под арестом у Васильевой проснулись способности к творчеству, она начала рисовать и петь. До суда в 2014 году в Москве у нее прошла собственная выставка картин. Экспозиция живописи носила название «Цветы из неволи» и была представлена в галерее «Экспо-88», сообщали СМИ. Для выставки отобрали около 20 работ Васильевой, написанных в разных стилях, среди которых импрессионизм и экспрессионизм. Директор галереи Елена Яковлева в эфире радио «РСН» говорила тогда, что за ночь начинающая художница может выдать пять холстов и что при таком темпе работы не все холсты удачные, «но может родиться чудо».

Для художественной деятельности Васильева провела «ребрендинг», подписываясь псевдонимом EVA. В 2018-м ей удалось разом окончить факультет искусств Московского госуниверситета им. Ломоносова, Британскую высшую школу дизайна, Open College of the Arts (Открытый колледж искусств, Лондон) и аспирантуру МГУ, сообщала «Новая газета».

В августе 2019 года в Государственном музее Востока под эгидой минкульта открылась очередная выставка художницы под псевдонимом EVA. Это картины, металлические скульптуры, видео-арт, писал МК. Летом 2020-го была организована выставка «Другое» в Московском музее современного искусства (ММСИ). По сообщению «Сноба», 2 этажа музея «заполнили работы Васильевой до отказа: видео-арт, скульптуры, графика, масло». Имелись даже вариации на тему картин именитых российских художников XIX века — Валентина Серова, например.

Казань не первый регион, где выставится экс-чиновница. Совсем недавно — в начале ноября — в культурном пространстве Екатеринбурга международный центр искусств «Главный проспект» представил персональную выставку Васильевой «Нонреализм, или Нереальная реальность». Как написала «Областная газета», ни одна работа, выставленная в Екатеринбурге, не имеет названия, а «фантазии у автора хватило только на то, чтобы придумать загадочное название серии — «Плоды познания», «Нонреализм». Были у художницы и другие выставки — всех не перечесть. Кроме того, согласно открытым источникам, она выпустила более 15 художественных монографий, посвященных современному искусству в различных направлениях (видео, фото, инсталляция, скульптура и т. д.).

Работы «Уверенность», «Не случайно» и «Мысли» (слева направо) на выставке живописи и графики «Ева в стране чудес» Работы «Уверенность», «Не случайно» и «Мысли» (слева направо) на выставке живописи и графики «Ева в стране чудес» Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

Васильева также пишет стихи и поет. Во время пребывания под домашним арестом в 2014 году она сняла клип на свою песню «Тапочки» с аллюзиями на Сердюкова — на Youtube он набрал почти 3 млн просмотров.

Осень 2020-го принесла Васильевой новое звание. В октябре она стала почетным академиком Российской̆ академии художеств (РАХ), о чем рассказала в своем «Инстаграме». «Благодарю Российскую академию художеств за оказанную честь быть почетным академиком Российской̆ академии художеств (орфография и пунктуация автора сохранены прим. ред.)», — написала Евгения. На опубликованном фото бывшая чиновница в академической шапочке и мантии держит удостоверение и диплом почетного члена академии.


Критики и искусствоведы, как правило, благодушно оценивают работы Васильевой. В 2015-м в ЖЖ писатель, художник, искусствовед Кирилл Шаманов писал, что, как и Энди Уорхол, Евгения любит изображать себя. «Нарциссизм и самолюбование всегда были свойственны художникам поп-арта, фактически нарциссизм стал маркером данного направления, хотя Уорхол все еще дает Васильевой фору и в размере своих автопортретов, и в их количестве», — пишет Шаманов. Зато реакция представителей профессионального сообщества не так однозначна. Екатеринбургская журналистка в октябре этого года описала, как проходило открытие выставки в уральском городе. «Было интересно слушать, как арт-критики и художники, отвечая на вопросы журналистов, изощрялись в эпитетах, оценивая творчество „коллеги“. С одной стороны, они не могли позволить себе назвать его прямо тем, чем оно является, с другой — выглядеть дураками тоже не хотелось. И если приезжие кураторы аттестовали подопечную „гением“, то художники вздыхали и осторожничали: „Работы несут элемент творчества… Есть приятные… Ощущения, положительные… Тут нескучно“», — цитирует журналистку «Российская газета».

К слову, «Инстаграм» творческой личности пока слабо раскручен. У аккаунта с ником evahomealone всего 3,6 тыс. подписчиков. Публикует Васильева в основном свои художества и анонсы выставок.