Екатерина Гусева: «Я благодарна этому фильму за то, что мне удалось побывать в Богородицком мужском монастыре, поклониться и приложиться к иконе Казанской Божьей Матери» Екатерина Гусева: «Я благодарна этому фильму за то, что мне удалось побывать в Богородицком мужском монастыре, поклониться и приложиться к Казанской иконе Божией Матери»

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ТРИЛОГИИ СО ЗВЕЗДАМИ

В Казани, в павильоне на базе КазГИКа, продолжаются съемки документального проекта продюсера и режиссера Алексея Барыкина, посвященного первому казанскому митрополиту, патриарху Московскому и всея Руси Гермогену — одному из ключевых участников событий Смутного времени, канонизированному Русской православной церковью. Это третья картина Барыкина из большой трилогии, посвященной Казанской иконе Божией Матери. И, как и в первых двух проектах, «Заступнице» и «Осанне», в фильме о патриархе Гермогене «Святитель» задействованы звездные актеры. Уже приезжал в Казань Александр Балуев, занят в проекте и Дмитрий Певцов, а в конце прошлой рабочей недели на два съемочных дня в столицу Татарстана приезжала заслуженная артистка России, актриса театра и кино, а также многочисленных проектов Первого канала Екатерина Гусева.

«И ШУЙСКИЕ, И МСТИСЛАВСКИЕ — ВСЕ НАШИ, ВСЕ, КАК ГОВОРИТСЯ, СВОИ»

— Екатерина, вы приехали в Казань для съемок в документальном фильме «Святитель» Алексея Барыкина, что значит для вас участие в этом проекте?

— Я благодарна, что пригласили, доверили рассказать о святом патриархе Гермогене, который стал непоколебимым столпом православия в Смутное время на Руси. Наша Родина смогла выстоять благодаря своей вере. А это очень ответственно — рассказать так, чтобы тебя услышали, тебе поверили, ничего не играя, оставаясь просто собой.

Сейчас тоже время непростое и также есть желание на что-то опереться. И этот фильм очень нужный, важный, необходимый нам сегодня. Хочу, чтобы его посмотрели как можно больше людей, потому что, как ни крути, мне кажется, слово, сказанное от человека, который тебе близок, знаком — мы же все часто в телевизоре, и Саша Балуев, и Дима Певцов, — будет услышано. Есть зрители, которым мы, может быть, интересны, они к нам прислушиваются. И, когда мы говорим не какие-то проходные слова в сериалах, а важные, необходимые, у меня есть надежда, что это слово зернышком попадет в сердце слушателя, зрителя и прорастет. Здесь нельзя быть назидательной, заискивающей, заниматься нравоучениями, все должно быть просто. Хотя просто как диктор не получается, все равно подключается индивидуальная природа, личное отношение к происходящему, эмоции.

«Он [Алексей Барыкин] буквально в двух словах по телефону сумел меня заинтересовать. Я прониклась, доверилась» «Он [Алексей Барыкин] буквально в двух словах по телефону сумел меня заинтересовать. Я прониклась, доверилась»

— Насколько мы знаем, вы согласились сниматься в фильме, даже не прочитав сценарий. По словам режиссера, с первого звонка сказали: «Все, я в теме». Что вас так заинтересовало?

— Это режиссер и автор проекта Алексей Барыкин. Он буквально в двух словах по телефону сумел меня заинтересовать. Я прониклась, доверилась.

— И вроде бы кино о патриархе Гермогене из истории России 400-летней давности как-то перекликается и с вашими театральными работами?

— Фантастическим образом. Дело в том, что я играю в Москве, в театре имени Моссовета, в спектакле «Царство отца и сына» Ирину Годунову, сестру Бориса Годунова и жену Федора Иоанновича, сына Ивана Грозного, — русского царя, который так недолго находился на троне, но его время было таким светлым для России, таким прекрасным (царя Федора в этом спектакле режиссера Юрия Еремина по произведениям Алексея Толстого играет Виктор Сухоруков прим. ред.). А потом началось Смутное время. И поэтому я в пространстве 1580-х годов нахожусь уже давно, в пространстве данного исторического времени, этого спектакля, роли. И об убиенном царевиче Димитрии у нас повествуется. И Шуйские, и Мстиславские — все наши, все, как говорится, свои. Но вдруг они для меня как будто заново раскрылись.

— Каковы ваши впечатления от Казани и работы с местной командой?

— Так быстро мы снимаем, молниеносно. Обычно съемки занимают несколько месяцев, а я не так скоро схожусь с людьми, очень осторожно, я вообще интроверт и, как улитка, прячу рожки. А здесь всего лишь два дня, мы малой группой снимали в Москве и только как-то все потеплели друг к другу, познакомились в работе, а нам уже пора разбегаться. Это жалко, надеюсь, что обязательно еще встретимся.

Я благодарна этому фильму за то, что мне удалось побывать в Богородицком мужском монастыре, поклониться и приложиться к Казанской иконе Божией Матери.


«УВЕРЕННОСТИ В ЗАВТРАШНЕМ ДНЕ СОВСЕМ НЕТ, ОСТАЕТСЯ ПОКОЙ И НАДЕЖДА НА ЛУЧШЕЕ»

— Конечно, нельзя не спросить о том, как пандемия отразилась на вашей профессиональной жизни. Много ли проектов пришлось отложить или даже отменить? Как вы себя чувствуете, когда выходите на театральную сцену, а зрительный зал заполнен на 25–50 процентов, согласно требованиям Роспотребнадзора?

— Мы не смогли доснять фильм «Аманат», а планировали. У нас накрылась экспедиция в Дагестан, там сейчас сложная ситуация в связи с пандемией, и мы не успели. Режиссер фильма — Антон Сиверс, картина повествует о войне на Кавказе в XIX веке, историческая драма.

Театры в Москве, как вы знаете, сейчас заполнены на 25 процентов. У меня такого опыта раньше не было, мы все понимаем, что нельзя закрыть метро, но без театров можно и обойтись. Без культуры, искусства, творчества, спорта обойтись можно, это не жизненно необходимые вещи, лишь бы все были живы и здоровы. Я не в обиде на время, принимаю с благодарностью все, что происходит. Я готова чаще бывать дома, со своей семьей. Концертов сейчас нет, съемок стало меньше, но на сцену Московского театра оперетты в мюзикле «Анна Каренина» и в театре имени Моссовета в спектаклях текущего репертуара я выхожу регулярно, без изменений. Сейчас поеду на гастроли в Санкт-Петербург с рок-оперой «Карамазовы».

У нас есть 25 процентов самых дорогих нам зрителей, которые без театра не могут. Оказывается, есть не только актеры, но и публика, которая не представляет свою жизнь без театра.


— Планы на будущее строите сейчас, это вообще возможно? Есть проекты, которые вы репетируете?

— Да, и в театре, и в кино есть заделы. Все спланировано, распределено, но.....Я живу сегодняшним днем.

— Есть какие-то вещи, стимулы, которые заставляют работать и в такой непростой, можно даже сказать, опасный для здоровья актеров период?

— Моя семья. Муж, дети, родные наполняют меня своей любовью и заботой.

— За вами давно уже закрепился имидж артистки, которая умеет находить баланс между семейной жизнью и работой.

— За многие годы я уже научилась это делать, потому что действительно, самое главное для меня — гармония, чтобы я из дома не рвалась на работу, а с работы — домой. Если есть баланс, ничто не перевешивает, если распределить грамотно свою занятость, можно найти и покой, и уверенность. Конечно, уверенность — неподходящее сегодня слово, уверенности в завтрашнем дне совсем нет, остается хотя бы покой и надежда на лучшее.

— А еще складывается ощущение, что перед вами открываются все двери, легко достаются роли, со времен «Бригады». Да и заслуженной артисткой России вы стали еще в нулевые годы…

— Вот и пусть такое ощущение у вас и, может быть, у кого-то еще остается. Что все в моей жизни происходит по мановению волшебной палочки. (Смеется.)

— Сейчас много говорят о новой этике, меняющей отношения между людьми в деловом мире, в том числе на съемочной площадке или в ходе репетиционного процесса в театре. Чувствуете подобные изменения?

— Что вы имеете в виду? Общение в режиме онлайн? Или на расстоянии социальной дистанции в 1,5 метра? Нет, эта так называемая новая этика актеров не коснулась. И вообще, страдаю сегодня, я теплый человек, мне необходимы дружеские объятия, я очень тактильный человек. Мне так хочется обнять, если я кого-то люблю!