Спасибо «коронакризису»: IV форум о проблемах государственно-частного партнерства обошелся Татарстану более чем в 2 раза дешевле, чем предыдущие. А все благодаря онлайн-формату! Впрочем, ГЧП в Татарстане буксует не по-детски, хотя такой формат позволяет бюджету снизить затраты, а бизнесу — получить господдержку, считает премьер Алексей Песошин. Тем не менее глава АИР РТ Талия Минуллина пока видит больше рисков, чем пользы. О том, как так получилось, — в материале «БИЗНЕС Online».
Талия Минуллина: «Игра, в которой нельзя проиграть, если знать правила. У нас все вроде бы есть: люди пришли, законы готовы, идеи какие-то есть, а по факту ГЧП практически не работает в нашей стране»
«Лихая тройка» от Минуллиной
«Игра, в которой нельзя проиграть, если знать правила», — так звучала тема дискуссии вокруг государственно-частного партнерства. Начался этот IV отраслевой форум по ГЧП с 20-минутным опозданием. «Это очень символично, с точки зрения развития ГЧП в России, — задала тон встречи руководитель агентства инвестиционного развития Татарстана Талия Минуллина. — У нас все вроде бы есть: люди пришли, законы готовы, идеи какие-то есть, а по факту ГЧП практически не работает в нашей стране».
Собственно, о правилах и попытались рассказать приглашенные спикеры. В прошлом году их собирали в отеле Kazan Palace by Tasigo, в 2018-м — на стадионе «Казань Арена». В связи с пандемией в этом году решено было уйти в онлайн. В результате сэкономили: по данным сайта госзакупок, максимальная цена контракта на организацию мероприятия с 4 млн рублей опустилась до 1,7 миллиона. Что ж, хоть поговорили подешевле — а вдруг будет результат?
Поприветствовал гостей по видеосвязи премьер-министр РТ Алексей Песошин. Он сообщил, что форум является для бизнеса и представителей консалтинговых компаний площадкой для обмена опытом в вопросах применения схемы ГЧП. В Татарстане уполномоченный орган в этой сфере — АИР. Совместно с отраслевыми ведомствами и муниципалитетами его задача стать проводником механизма ГЧП. «Это перспективное направление для привлечения инвестиций, снижения государственных капитальных вложений, направление высвобождаемых средств в решении социальных вопросов», — полагает Песошин. По его словам, для эффективной реализации проектов ГЧП необходимы механизмы финансовой поддержки инвесторов. В основе проектов должен быть проработанный бизнес-план, который был бы интересен не только инвестору, но и государству.
В Татарстане, с точки зрения поддержки инвестора, «все более, чем просто хорошо». Талия Минуллина отметила налоговые льготы, работу резидентов ТОСЭРов и особых экономических зон
Открывая форум, Минуллина с ходу заявила, что в Татарстане, с точки зрения поддержки инвестора, «все более, чем просто хорошо». Она отметила налоговые льготы, работу резидентов ТОСЭРов и особых экономических зон. Но только не для ГЧП: в юридическом сопровождении механизма пока что больше вопросов, чем ответов.
«Вопросы кроются в основном в окупаемости и планировании. С точки зрения частного бизнеса — да, когда у тебя есть гарантии по возмещению, с точки зрения банков тоже понятно, а кто эти гарантии дает? Их предоставляет на сегодняшний день субъект России, — подчеркнула Минуллина. — Как может регион гарантировать, что будет через 10 лет, когда мы с вами сейчас, в ситуации с коронавирусом, даже через год не сможем понять, какая будет рыночная конъюнктура? Как осуществлять долгосрочное планирование — если учесть, что бюджет планируется на краткосрочный период, а долгосрочные гарантии предполагают, что мы будем возмещать из бюджета Татарстана? Поэтому, как регион-донор, Татарстан предпочитает бо́льшую часть проектов, необходимых для республики, исходя из нужд по повышению качества жизни, из задач, которые поставлены, осуществлять за бюджетные инвестиции».
В общем, получается, что пока в схеме ГЧП Татарстан видит больше рисков, чем пользы! Минуллина предложила три направления, по которым нужно работать дальше, сравнив их с тройкой лошадей. Первая из них, по словам главы АИР, — это новое постановление правительства России, которое предполагает возможность погашения госдолга в счет реализации инвестиционных проектов (и здесь предусмотрен механизм ГЧП). Вторая — рейтинг регионов по инвестклимату, куда бы входило число проектов по государственно-частном партнерству. Третьей «лошадкой» (уж не темной ли!) Минуллина назвала частных инвесторов.
Что уже сделано? Минуллина отметила сферу здравоохранения, где проекты окупаются за счет системы ОМС, а также спортивную отрасль и ЖКХ. Всего в Татарстане заключено 175 концессионных соглашений (такова форма ГЧП). Преобладающее большинство относится к сфере коммунального хозяйства — 155 соглашений. Остальные — в сфере здравоохранения (12), есть энергосервисные контракты (5), культура и отдых (3). Одно соглашение заключено в рамках муниципально-частного партнерства в Челнах.
Бизнес очень осторожен со сферой ЖКХ, говорит Сердюк. Сейчас в стране реализуется около 100 проектов на 28 млрд рублей, средства фонда из них — 14 млрд и еще 9 млрд — внебюджетные источники
ПЛАН МИНСПОРТА РФ: долю ИНВЕСТОРОВ НАДО УДВАИВАТЬ
Как реализуются проекты в жилищно-коммунальной сфере, рассказала замгендиректора фонда содействия реформированию ЖКХ Ольга Сердюк. Форма ГЧП здесь является основной и практически единственной. Но, для того чтобы она развивалась успешно, нужны не только деньги.
«Шутка „не учи меня жить — помоги материально“ для этой сферы не работает. ГЧП — та сфера, где необходима поддержка со стороны государства. Она должна быть и методическая, и организационная, и техническая, и экспертизу с привлечением экспертов государство должно обеспечивать», — считает Сердюк. Фонд ЖКХ создавался для переселения людей из аварийного жилья и поддержки программ капремонта. Позже ему пришлось заниматься и модернизацией коммунальной инфраструктуры. Функция государства в последнее время усложняется. У многих все еще остается недоверие к частным инвесторам. Да и сам бизнес очень осторожен со сферой ЖКХ, говорит Сердюк. Сейчас в стране реализуется около 100 проектов на 28 млрд рублей, средства фонда из них — 14 млрд и еще 9 млрд — внебюджетные источники.
Выходец из Татарстана — первый замминистра спорта России Азат Кадыров рассказал, что сейчас по схеме ГЧП финансируется 12 проектов в России. На каждый вложенный рубль бюджетных средств привлечено 4,5 рубля частных инвестиций. Со следующего года минспорта начнет запрашивать регионы о проектах, где нужны крупные вложения. По словам Кадырова, долю внебюджетных средств нужно довести до 20%, сегодня это только 10%.
«Мы выступили с инициативой о сокращении сроков рассмотрения предложений по реализации проектов ГЧП уполномоченными органами. По концессиям пока коллеги в профильных министерствах не особо поддерживают, по ГЧП первый шаг сделали — со 150 на 30 дней удалось сократить процедурные вопросы», — сообщил Кадыров. Следующий шаг, по его словам, — введение налоговых преференций для тех, кто участвует в этих проектах.
Еще одна инициатива связана с правилами субсидирования затрат по оплате процентов по кредитам. Сегодняшний норматив предполагает компенсацию процентов заемщику. «Мы хотим внести предложение по установлению правил, по которым возмещение процентов будет напрямую отправляться кредитной организации, что позволит упростить соответствующие правила игры», — добавил спикер.
Владимир Леонов: «Очень много сложностей на разном уровне законодательства — начиная с федерального, заканчивая муниципальным уровнем. Как это все, говоря по-русски, «поженить»? Но мы такую схему нашли»
Подселить частника к школе, а школу — к частнику: «как это все, говоря по-русски, «поженить»?
О проектах в Татарстане доложил и республиканский министр спорта — Владимир Леонов. По его словам, до сих пор объекты строятся по классической схеме — за государственные деньги. А потом передаются в муниципальную или федеральную собственность. Но один проект по ГЧП все же удалось реализовать в Челнах.
«Очень много сложностей на разном уровне законодательства — начиная с федерального, заканчивая муниципальным уровнем. Как это все, говоря по-русски, „поженить“? Но мы такую схему нашли, ее „поженили“ и можем тиражировать. Опытом нужно делиться, как это летает», — рассказал Леонов о деталях. Так, в Челнах появился фитнес-центр. Муниципалитет предоставил земельный участок и вложил около 50 млн рублей в его строительство. Общая же сумма всего проекта, по словам Леонова, — порядка 400 миллионов. Затем город смог получить софинасирование из федерального центра и в рамках соглашения может приглашать в этот центр льготников.
Точку роста в спорте минспорт видит в общеобразовательных школах. По словам Леонова, в стране много учебных заведений, которые не имеют спортзалов или им нужен ремонт. И здесь нужно подключать механизм ГЧП! «Зачастую у школ есть свободная территория, которую они готовы, так скажем, отмежевать и передать муниципалитету, — говорит министр. — Муниципалитет уже может найти частного инвестора, который заинтересован и готов в определенном формате построить спорткомплекс и управлять им на паритетных условиях. Грубо говоря, полдня — на уроки физкультуры в школе, а полдня инвестор реализует его как бизнес. По экономике, нужно где-то 10 лет, чтобы уйти на концессию и отдать объект обратно в муниципалитет».
Первый такой пилотный проект появится в Казани. Площадка уже найдена, есть договоренность с городом, осталось подготовить финансовую схему. В рамках ГЧП есть также проект по строительству плавательного бассейна. По словам Леонова, в возведении спортивных сооружений заинтересованы и международные компании, которые могут управлять объектами, а государство не несет эксплуатационных расходов. По такой схеме были построены «Баскет-холл» и Дворец единоборств. «Сегодня мы не несем никаких издержек. Наши спортшколы занимаются там на льготных условиях, мы платим только за коммунальные услуги, аренды нет. Мы нашли золотую середину, когда государство не несет издержек, но имеет свой интерес в части расположения там спортшколы», — заключил Леонов.
По словам исполнительного директора АНО «Национальный центр ГЧП» Максима Ткаченко, сейчас в России реализуется 3,5 тыс. проектов по схеме ГЧП. Большой спрос именно на социальные проекты. Ткаченко говорит, что в последнее время усугубляется уровень бюджетной поддержки. «Если на федеральных проектах на 1 рубль бюджетного участия приходится 1,5 рубля частных инвестиций, на муниципальном уровне — 8,6 рубля частных, — отмечает спикер. — Можно было бы порадоваться, что на муниципальном уровне выше, но на самом деле это показывает, что у нас недостаточно инструментов с федеральным софинансированием муниципальных проектов, их просто практически нет».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 218
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.