Максим Булатов: «Люди уже давно не смотрят конкретный канал в YouTube. Они смотрят то, что нравится, причем этот выбор неочевиден»

«ПОТРЕПАЛО НОРМАЛЬНО, ПОДУШКИ БЕЗОПАСНОСТИ НЕ БЫЛО»

— Максим, первый вопрос о злободневном: ситуации с «коронакризисом». Вы основатель веб-студии Alto Vision, занимаетесь развлекательным контентом для YouTube, развиваете в Казани пространство «Спартак Спейс». Как на вашем бизнесе отразились ограничительные меры, пандемия?

— Потрепало нормально! Подушки безопасности не было, поэтому урезали расходы и действовали по принципу «упал, поднялся, отряхнулся, пошел дальше». С другой стороны, отвлеклись от рутины, иначе взглянули на рынок, придумали новые проекты. Сразу после самоизоляции погрузились в съемки нашего первого документального фильма про шизофрению, премьера прошла на канале «Секреты».

— Как снимали видео во время жесткой самоизоляции?

— Пришлось адаптироваться, конечно. Автор и партнер канала «Космос просто» Андрей Кузнецов снимал себя сам, с «Секретами» было сложнее — для каждого выпуска нужны два-три героя и съемочная группа из трех-четырех человек. Пробовали снимать по Zoom, но формат «не зашел», поэтому ушли на каникулы. Для YouTube важны стабильность и постоянство выпусков, так что сейчас делаем запас из трех-четырех сюжетов — а вдруг опять всех закроют?! Конечно, в самоизоляцию у людей стало больше времени, практически у всех выросли просмотры, но реклама не продавалась. В целом из-за «коронакризиса» мы потеряли до половины наших ежемесячных доходов.

— Что смотрели пользователи во время жесткой самоизоляции, что после, что сейчас?

— Люди уже давно не смотрят конкретный канал в YouTube. Они обращают внимание на то, что нравится, причем этот выбор неочевиден. Многие смотрят не все выпуски «ВДудь» или юмористического шоу «Что было дальше», а только с интересующими героями. И так происходит во всем YouTube.

«Три года назад разработчики сайтов ринулись в приложения и сервисы, а мы пошли делать развлекательный контент на YouTube и разрабатывать интерфейсы. Сайты никому не нужны — это давно не главный инструмент продаж»

«БИЗНЕС ДОЛЖЕН ПРЕВРАТИТЬСЯ ИЗ РЕКЛАМОДАТЕЛЯ В МАЛЕНЬКУЮ МЕДИАКОМПАНИЮ»

— Отвлечемся от темы «коронакризиса». Вы с 2012 года делали в Казани сайты. Но портфолио на сайте Alto Vision не обновлялось с 2016-го. Больше этим не занимаетесь?

— Продолжаем, просто стали брать меньше проектов. С 2016 года сделали сайты Visit Tatarstan, Иннополиса, банка «Аверс», WorldSkills. Вообще, многие IT-компании в какой-то момент уходят на свой продукт. Три года назад разработчики сайтов ринулись в приложения и сервисы, а мы пошли делать развлекательный контент на YouTube и разрабатывать интерфейсы. Сайты никому не нужны — это давно не главный инструмент продаж.

— Почему?

— Потому что шикарный сайт можно собрать в конструкторе Tilda. Главное — наполнить его качественным содержанием об опыте компании, экспертизе в той или иной сфере. Решает не сайт, а медиаконтент! Потому бизнес должен превратиться из рекламодателя в маленькую медиакомпанию и не пренебрегать соцсетями. «Инстаграм», «Фейсбук», «ВКонтакте» закрывают до 80 процентов потребностей продвижения продукции, а то и все 100. При этом ряд успешных компаний вообще не говорит о своих продуктах в социальных сетях, хотя производит много полезного контента.

— И еще о веб-страницах. В какой-то момент Alto Vision запустила сайт LikeYou Media, похожий на Adme. Почему проект не пошел?

— Люди читают все меньше и меньше, переходят на видео, в соцсети. Выход на падающий рынок был ошибкой. Кроме этого, поменялись алгоритмы «Фейсбука», «ВКонтакте» перестала выводить трафик наружу и варит все внутри себя, «Яндекс.Дзен» тоже непонятно как себя ведет: то дает кучу трафика, то забирает. В России есть «Лайфхакер», Adme и «Пикабу». Все остальные уже не вырастут из «развлечения».

«Единственный способ делать деньги на YouTube в России — это рекламные интеграции или показ рекламных роликов внутри сюжетов» «Единственный способ делать деньги на YouTube в России — это рекламные интеграции или показ рекламных роликов внутри сюжетов» Фото: © © Igor Golovniov / Keystone Press Agency / globallookpress.com

ЦЕНА ВХОДА НА РЫНОК, ДОХОДНОСТЬ, ВАЖНОСТЬ АНАЛИТИКИ И ПОНИМАНИЯ АУДИТОРИИ

— Какие YouTube-каналы развиваете?

— «Секреты», на который подписаны 680 тысяч человек, и один из крутых научпоп-каналов русского YouTube «Космос просто» — у него 440 тысяч подписчиков. Есть еще канал «Чикипау» с треш-видео, на который подписаны 385 тысяч пользователей, но туда прибежали индонезийцы, дали миллионы просмотров и все испортили. Почему? Трафик из Индонезии бесполезный. Мы не можем его монетизировать! До пандемии запустили канал про отношения «Соль», набрали 15 тысяч подписчиков, сотни тысяч просмотров. Из-за «коронакризиса» его пришлось заморозить, но скоро возобновим съемки. У нас три «серебряных кнопки» YouTube, еще немного — и получим золотую за миллион подписчиков канала «Секреты».

— Как привлекали пользователей на YouTube-каналы?

— Первые подписчики пришли сами — спустя три месяца YouTube сам подобрал аудиторию, и пошло-поехало. Трафик на наших каналах — чистая органика, мы не вкладываем деньги в продвижение. А самый эффективный способ раскрутки — сотрудничество с другими авторами, каналами.

— У вас уже есть чутье, что выстрелит?

— На наших каналах — да, потому что я, коллеги научились анализировать статистику, понимать, что пошло не так или помогло росту. А в целом никто не может гарантировать, что вот это видео точно зайдет, а вот это — нет, потому я с большим скептицизмом отношусь к ребятам, которые говорят блогерам, компаниям о том, что «мы точно знаем, что вам нужно сделать, чтобы появилось много просмотров». Такого просто не бывает! Нельзя прийти на голую землю и без аналитики, без понимания аудитории выстроить стабильные просмотры с первых видео. За три года мы совершили много ошибок, зато сейчас монетизируем знания и экспертизу, помогаем компаниям и блогерам развивать свои каналы.

— Сколько стоит выход на рынок развлекательного контента?

— На порядок дороже выхода на рынок дизайна и разработки сайтов. Первые продажи рекламы пошли спустя полтора года. В ноль мы вышли через два. Ежемесячно каналы приносят до 1,5 миллиона рублей дохода — а до пандемии речь шла о 2,5–3 миллионах рублей. Единственный способ делать деньги на YouTube в России — это рекламные интеграции или показ рекламных роликов внутри сюжетов. «Секреты» зарабатывают на рекламе 80 процентов, «Космос Просто» — половину, остальное — добровольные пожертвования, «партнерка» (всплывающая реклама над кнопкой «пропустить»), продажа продукции с символикой каналов.

«К сожалению, многие традиционные СМИ Татарстана и регионов относятся к YouTube как к помойке всех типов видеоконтента, как к файлохранилищу. А зря! Это платформа дистрибуции»

«КОНКУРЕНЦИИ ЗА РЕКЛАМОДАТЕЛЯ НЕТ, ЕСТЬ КОНКУРЕНЦИЯ ЗА ВРЕМЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ»

— Как продаете рекламу? С кем конкурируете?

 —  Рекламодатели приходят сами, когда канал достигает в среднем 100 тысяч просмотров на ролик, но работаем через агентство. Так удобнее, экономически выгодно — менеджеры загружают рекламой на много выпусков вперед. Конкуренции за рекламодателя нет — обычно бренды заходят сразу ко всем, есть конкуренция за время пользователей. Нужно понимать, что у нас с вами есть конкретное количество минут или часов, которое мы можем потратить на просмотр контента в интернете. И вот тут возникает момент выбора из гигантского количества контента. И YouTube неважно, кто ты: продакшен с людьми и зарплатами или мамочка с телефоном.

— Что скажете о рынке интернет-рекламы?

—  Когда я в 2017 году выстраивал бизнес-модель, бюджет на рекламу в интернете догонял бюджет рекламы на телике. В мире интернет-реклама победила в 2018 году, в России — в 2019-м. И пандемия коронавируса только закрепила такой тренд. Новые медиа — это не что-то такое эфемерное, это уже не будущее, а настоящее. И чем раньше корпорации, медиакомпании и традиционные СМИ это поймут, тем у них больше шансов встать впереди конкурентов. Например, «Газпром медиа» и его «дочки» уже перестраивают бизнес-модели под цифровой контент.


— А как в регионах?

— К сожалению, многие традиционные СМИ Татарстана и регионов относятся к YouTube как к помойке всех типов видеоконтента, как к файлохранилищу. А зря! Это платформа дистрибуции. Бессмысленно заводить канал на YouTube и скидывать туда видеофайлы без стратегии и плана. Нужно развивать эту площадку для подачи аудитории качественного контента. То же самое касается «Инстаграма» и TikTok. В последнем, кстати, информационная повестка набирает миллионы просмотров.

— Какие планы в сфере развлекательного контента?

— Ближайшие — развивать каналы и запускать новые. Понравилась съемка первого документального фильма, поэтому в планах еще три картины. Глобальная цель — найти нишу на массовом рынке, чтобы наши ролики смотрели миллионы людей во всем мире.

«Концепцию «Спейса» можно описать одним словом «ютубошная». Хотим, чтобы профессиональное сообщество, все, кто занимается развлекательным контентом, приходили сюда»

«МЫ ХОТИМ, ЧТОБЫ ВСЕ, КТО ЗАНИМАЕТСЯ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫМ КОНТЕНТОМ, ПРИХОДИЛИ СЮДА»

— Почему открыли «Спартак Спейс»?

— Негде было снимать видеоролики! Сначала искали подходящие места в городе, но это тяжело и очень дорого. Требовалась студия, а «Спартак» как раз начал сдавать площади, вот мы и арендовали подходящее пространство. Концепцию «Спейса» можно описать одним словом «ютубошная». Хотим, чтобы профессиональное сообщество, все, кто занимается развлекательным контентом, приходили сюда. После снятия «коронавирусных» ограничений возобновляем мероприятия по YouTube и видеопродакшену. В «Спартак Спейс» можно прийти и просто поработать, из окон открывается шикарный вид на озеро Кабан.

— Что есть «Спартак Спейс»?

— Это креативное пространство с конференц-залом на 150 человек, циклорамой, двумя студиями и помещениями в аренду. Можно устраивать крупные съемки в нескольких локациях. Например, в наших студиях снимали волейбольную команду «Зенит-Казань». Волейболист Лоран Алекно узнал Артема (Артем Ермолаев — продюсер каналов — прим. ред.), говорит: «Ты же с канала „Секреты“? Это здесь снимается?» Было приятно, оказался нашим фанатом.

— Сколько потратили на ремонт?

— Около 10 миллионов рублей. Вообще, здания фабрики «Спартак», внутренний двор идеально подходят для центра креативной индустрии. Это потенциальная точка притяжения молодежи, где можно творить и создавать все: от одежды до видеоконтента.

— Будем завершать. Вы как потребитель что смотрите на YouTube?

— Каналы про путешествия, мотоциклы, у Дудя интервью с теми, кто мне интересен, и «Что было дальше».

— И наш традиционный вопрос: три секрета успешного бизнеса.

— Команда. Любить то, чем ты занимаешься. Быть честным.