Активным участникам и наблюдателям эксперимента по маркировке уже понятно, что оборот контрафактной продукции — далеко не единственная причина внедрения государственной маркировки Активным участникам и наблюдателям эксперимента по маркировке уже понятно, что оборот контрафактной продукции далеко не единственная причина внедрения государственной маркировки

МАРКИРОВКА — ЭТО МИРОВОЙ ТРЕНД

Активным участникам и наблюдателям эксперимента по маркировке уже понятно, что оборот контрафактной продукции далеко не единственная причина внедрения государственной маркировки. Контрафакт действительно наносит серьезный урон и добросовестным производителям, и бюджету. Но объективно не во всех товарных группах эта проблема является ключевой. Как тогда принимается решение о выборе отраслей, которые первыми входят в маркировку?

Олег Тухватуллин, заместитель директора Департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга России, пояснил, что первыми в эксперимент входят товарные категории, наиболее чувствительные к обороту контрафактной продукции. «И речь не только о проценте этой продукции в обороте, но и критичность подделок. В фокусе социально значимые товары, товары широкого потребительского спроса».

«Маркировка — это вообще не про защиту от подделок, а про трансформацию государственных сервисов, — считает Равиль Гимадиев, генеральный директор инвестиционно-технологического холдинга Original Group (Ориджинал Груп). — За возможностью создания сервисов, которые оптимизируют логистику, управляют качеством товарооборота, — будущее. Но обязательным условием для этого является идентификация каждого продукта.

Пока мы не научимся идентифицировать каждый пакет молока, не появится возможность отследить его перемещение от контрагента к контрагенту, проконтролировать его качество. Если для молочников это в предлагаемом виде невозможно, значит, нужно искать другое приемлемое решение. Мы настолько верим в технологию маркировки, что занимаемся ей с 2006 года, задолго до государственных инициатив».

Маркировка — это мировой тренд. Инициатива трансформации штрих-кода EAN-13 (European Article Number — общеевропейская организация, созданная для стандартизации и регистрации кодов UPC национальными организациями европейских стран) в код DataMatrix (Дата Матрикс) родилась не в России и не в какой-либо другой стране мира. Это стандарт глобального консорциума GS1 и лишь один из этапов долгого цифрового пути. А то, что мы строим систему маркировки с имплементацией в мировую, дает возможность товарам, произведенным и промаркированным в России, свободно обращаться на мировом рынке.

Олег Тухватуллин, заместитель директора Департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга России пояснил, что первыми в эксперимент входят товарные категории, наиболее чувствительные к обороту контрафактной продукции Олег Тухватуллин, заместитель директора Департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга России, пояснил, что первыми в эксперимент входят товарные категории, наиболее чувствительные к обороту контрафактной продукции

ЧТО ДАЕТ МАРКИРОВКА ПОТРЕБИТЕЛЯМ?

Во-первых, идентифицируется не номенклатура продукта, а каждый экземпляр продукта. При этом каждый экземпляр становится неподделываемым, благодаря тому что на упаковке есть два поля:

  • серийный глобальный идентификационный номер торговой единицы SGTIN (закодированный товар с серийным номером, используется при маркировке отдельных экземпляров продукции);
  • криптохвост, который не позволяет этот код предугадать и нанести его заранее контрафактным способом.

Во-вторых, появились новые возможности построения систем точной доставки и создания цепочки бизнес-ценности товара, определение стоимости товара с доставкой в РЦ и поступление в торговые точки. Это максимально удобно в первую очередь для ретейла.

В-третьих, невозможной становится не только подделка продукта, но и любые искажения в производственном процессе, хранении и транспортировке. Маркировка — по факту это идентификация и прослеживаемость каждого производственного процесса, которые все международные компании внедряют прямо сейчас. Фиксируется не просто факт отправки товара, но и другие обязательные бизнес-операции внутри предприятия и требования к хранению для гарантии качества продукта.

В России регулятор не требует пока фиксировать внутренние бизнес-процессы. Но эти требования обязательно возникнут, если не со стороны власти и регуляторов, то со стороны потребителей, которые получат такую прозрачность от ваших конкурентов.

Равиль Гимадиев: «Для создания высоко интегрированных систем сериализации и агрегации, не достаточно разработчиков, нужна команда аналитиков, тестировщиков, конструкторов, проектных менеджеров, продакт оунеров» Равиль Гимадиев: «Для создания высокоинтегрированных систем сериализации и агрегации недостаточно разработчиков, нужна команда аналитиков, тестировщиков, конструкторов, проектных менеджеров, продакт оунеров»

ОСОБЫЕ ВЫЗОВЫ ДЛЯ МОЛОЧНОЙ ОТРАСЛИ И ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ УПАКОВАННОЙ ВОДЫ

Можно сказать, что внедрение маркировки стало драйвером для развития технологий печати и распознавания образов. Ранее не было спроса как на высокоскоростные системы печати, так и на системы машинного зрения, распознающие значительный объем кодов на огромных скоростях в режиме онлайн. «Специалистов, которые могут написать сложную прошивку для FPGA (программируемая логическая интегральная схема), тоже крайне мало. Поэтому в нашей структуре есть сильный инженерный центр One En (компания One En входит в холдинг Original Group, реализует полный цикл по созданию и интеграции высокотехнологичных решений) с сильными компетенциями в области электроники, матриц машинного зрения, нейросетей и распознавания образов. Новые рынки, входящие в маркировку, требуют принципиально другого уровня решений и прорывных технологий. Для создания высокоинтегрированных систем сериализации и агрегации недостаточно разработчиков, нужна команда аналитиков, тестировщиков, конструкторов, проектных менеджеров, продакт оунеров» — говорит Равиль Гимадиев.

«Для нашей компании предпосылки маркировки родились еще в 2018 году, когда они впервые обратились в Минпромторг, — рассказал на Межотраслевом форуме по маркировке Денис Хаутов, директор юридического департамента компании „Холдинг Аква“. — Возможно, стоит рассмотреть адресную маркировку. Так как основная проблема в области контрафакта в их отрасли лежит в плоскости наименований по географическому происхождению (реестр НМПТ), в нашем случае это „Ессентуки-4“, „Ессентуки-17“, „Нарзан“. Мы выиграли 16 судебных дел против производителей контрафакта, такой продукции все меньше. Это проблема подсвечена и Советом Федерации, ей активно занимаются».

«Так как мы внедряем маркировку в нескольких отраслях, могу уверенно сказать о том, что технологические вызовы, которые стояли, например, перед фармацевтической отраслью, несравнимы с тем, с чем сталкиваются сейчас производители молока и безалкогольных напитков», — рассказывает Гимадиев.

В фарме проблемы были в основном интеграционные, на стыке оборудования, программного обеспечения, обучения персонала и изменяющейся среды. Производители решений имели дело со стандартизированными упаковками на относительно небольших скоростях. Что касается молока и воды, то речь идет не только о высокой скорости производственных линий (30–60000 упаковок в час) и больших объемах выпуска, но и о работе с крупными, тяжелыми упаковками с большой инерцией.

Решения, которое было бы на стыке «быстро, качественно, недорого», для этих отраслей сегодня не существует. Если упустить фактор стоимости, то на рынке есть решения. По нанесению кодов и агрегированию вообще нет вопросов. Но стикерование определенно не закрывает всех потребностей рынка.

«Поэтому уже 1,5 года мы инвестируем в разработку на территории России высокоскоростных систем печати и систем машинного зрения, которые могут распознавать огромный массив кодов на высоких скоростях. Работа над решениями для высокоскоростных линий закончится до окончания эксперимента по молоку и воде. Такие разработки ведет сразу несколько российских компаний, в том числе Original Group», — говорит Гимадиев.


ЧТОБЫ ВСЕ ЗАРАБОТАЛО, БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ ДОЛЖНЫ ИЗМЕНИТЬСЯ В РЕАЛЬНОСТИ

«Система принципиально новая. Этот опыт в мировом масштабе абсолютно все участники данного процесса проходят впервые. Сейчас нельзя просто пойти и купить готовое решение. При этом внешние условия среды и требования регуляторов постоянно меняются. Несмотря на то что оператор заблаговременно выкладывает всю информацию, разработчики не всегда успевают за этими изменениями. К тому же есть еще и этапы разработки, тестирования, обкатки алгоритма, когда вскрываются ошибки с обеих сторон. В этих условиях классический сценарий разработки не работает, мы используем гибкие методы», — рассказывает директор инженерного центра OneEn Чингиз Кариев.

Но дело не только в этом. Несмотря на все технологические сложности, основная причина, по которой не работает маркировка, это все-таки не оборудование и не программное обеспечение. Для того чтобы все заработало, бизнес-процессы должны измениться не только в информационной программной среде, но и в реальности. Информационная система контролирует ошибки на всех этапах и не дает им выйти за пределы производственного предприятия. Но вместе с развитием информационной системы должны коренным образом меняться старые привычки, приобретаться новые навыки, дотачиваться производственные процессы. Технологии, подобные Track& Trace (Трэк энд Трейс), действительно позволяют резко поднять качество бизнес-процессов, если только при этом требования ко всем участникам данных процессов становятся жестче.