В Казани завершается второй международный проект «Кино за 7 дней», который проводится при поддержке министерства культуры РТ. В рамках проекта 10 команд из разных стран снимают в Татарстане короткометражные фильмы, и три лучших работы получат денежные призы. Итоги конкурса подведут уже завтра. В 2020 году проект проходит на базе КГИК, а директором фестиваля стал казанский кинорежиссер и продюсер, президент АНО «Регион-Кино» Алексей Барыкин, рассказывающий о проекте читателям «БИЗНЕС Online».
Открытие фестиваля «Кино за 7 дней» (на фото: Алексей Барыкин (слева) и Станислав Ершов)
НАША МЕЖДУНАРОДНАЯ КОМАНДА РИСКНУЛА
Для меня участие в проекте «Кино за 7 дней» было очень волнительным. Честно говоря, и сам проект находился под угрозой: ведь, согласно регламенту, в Казань планировали приехать творческие группы из разных стран, чтобы снимать в Татарстане короткометражное кино. Но в коронавирусный год это стало невозможно: даже если бы иностранцев согласились впустить в Россию и не посадить на долгий карантин, их бы попросту не выпустили из собственной страны. Потому «Кино за 7 дней» приходилось либо переносить на будущий год, до лучших времен, либо использовать технологии, которые позволили бы иностранным режиссерам снимать кино в Татарстане, не выезжая за пределы собственных государств.
И все же наша международная команда при поддержке министерства культуры РТ рискнула провести данный проект в нынешнем году, используя дистанционные технологии, и сегодня уже можно констатировать: задумка удалась. Лично для меня это был огромный опыт переосмысления киноискусства как такового, как с технической, так и с организационной точки зрения. А совместное мероприятие в Иннополисе с такими продюсерами, как Сергей Сельянов, Никита Трынкин, Олег Березин или Владимир Николаев, позволило буквально заглянуть в кинематограф будущего, так называемый «кинематограф 4.0». И меня это будущее очень впечатлило. Попробую объяснить свою мысль.
Я, как, наверное, большинство традиционных кинематографистов, привык видеть производство фильмов линейно: собрали команду, провели подготовку, поехали с актерами на одну локацию, отсняли, поехали на другую… ну и так далее. Но если мы возьмем современные международные проекты, такие как «Игра престолов», они снимаются по-другому: десятки команд ведут совместную параллельную работу на территории разных континентов, причем они могут работать над разными эпизодами разных серий, но в итоге их кадры безупречно сойдутся друг с другом — по истории, по костюмам и локациям, по всем параметрам. Допустим, Королевская гавань снималась в Хорватии, Винтерфелл — в Шотландии, Край одичалых — на леднике Исландии, Красный замок — на Мальте, а Залив работорговцев — в пустынях Марокко. Ни режиссер, ни продюсеры физически не могли находиться во всех этих локациях одновременно, но они управляли проектом при помощи сложнейшей системы коммуникаций.
Съемочная группа фильма Tea leaves («Чайные листья»), Новая Зеландия, реж. Джейк Мокомоко
На больших проектах такая система действительно сложная, недостаточно просто передать друг другу планы и раскадровки. Режиссер удаленно контролирует каждый кадр, руководит игрой актеров, а всю работу на местах проводят так называемые second unit, независимые команды со своим оператором, осветителями, художниками, костюмерами. Все эти специалисты имеют свои каналы коммуникации.
Казанский second unit того же новозеландского фильма снимает в Национальной библиотеке
Приведу простой пример: допустим, некий герой сломал свой меч, от него остались обломки, и данные кадры снимались в Исландии. В тот же день в Марокко другая команда снимает кадр из будущей серии, где этот сломанный меч передают какому-нибудь королю. Оба меча должны быть идентичными, но меч-то по-настоящему сломался в Исландии, а его точную копию немедленно нужно иметь в Марокко. Как это сделать? А так: по своим каналам художник из Исландии передает художнику из Марокко детальные фотографии и параметры осколков меча, и художники в Африке его в точности воссоздают. Так в один день возникает два идентичных сломанных меча на двух континентах, дело лишь в том, насколько хорошо отлажены коммуникации.
Съемочная группа фильма «Искра» в Нормандии (Франция), реж. Адриан Реплански
В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ И ЛОКДАУНА МЫ НЕ ЧУВСТВУЕМ СЕБЯ ОГРАНИЧЕННЫМИ ОДНИМ ГОРОДОМ ИЛИ РЕСПУБЛИКОЙ
Мы давно мечтали хотя бы начать осваивать эти технологии мирового кинопроизводства. Конечно, дистанционные съемки в Татарстане используются не впервые: я знаю многих людей, которые договаривались снять в других странах кадры для роликов, клипов или рекламы. Но в данном случае речь шла о полнометражном игровом альманахе, команда которого состояла более чем из 250 человек в 6 странах, к тому же в период коронавируса. Это был серьезный риск. Мы предложили иностранным участникам адаптировать их сценарии таким образом, чтобы их получилось разбить на разные юниты. First unit снимал свою часть фильма в собственной стране, например в Германии. Second unit, сформированный в Казани, работал под удаленным управлением иностранного режиссера. Ну а кураторы фестиваля направляли работу всех этих юнитов одновременно.
Таким образом, при помощи десятков видеотрансляций, чатов, программ обмена документами и облачных технологий мы за эту неделю одновременно вели съемки 15 съемочных групп на территории 6 государств: России, Германии, Франции, Румынии, Новой Зеландии и Китая, причем в России мы снимали не только в Татарстане, но и в Санкт-Петербурге. Надо сказать, что наша команда тоже была международной: скажем, съемки во Франции курировал продюсер Том Палмен из Риги. И в это же время тот же фильм снимал татарстанский second unit под руководством режиссера Солтана Сунгатуллина, создателя фильма «Айсылу».
Съемочная группа фильма Insta-girl («Инстаграмщица»), реж. Чыонг Тхе Тхиен, Вьетнам
Представьте, сколько сложностей возникает при такой технологии! Скажем, разница в часовых поясах или разные языки, с которыми надо работать синхронно. А вот еще пример: в Китае не работают все привычные нам сервисы: WhatsApp, Google Drive, Skype, соцсети, и с ними приходится взаимодействовать через непривычные нам системы, WeChat и Voov. Представьте, что ежедневно приходится перекидывать между континентами от 200 до 500 Гб видеоматериала, а для этого нужны большие облачные хранилища и по-настоящему скоростной канал.
Поскольку мы не могли перевозить актеров между странами, приходилось искать для съемок двойников. Надо было искать одежду, полностью копирующую, например, облик героини из Румынии; требовалось изготавливать копию ювелирного украшения, только сегодня отснятого в Новой Зеландии. Это оказался трудный, но невероятно увлекательный опыт для всех членов нашей команды.
Парадокс, но коронавирус открыл для татарстанского кинематографа мир без границ. В период пандемии и локдауна мы не чувствуем себя ограниченными одним городом или республикой. Где создан полнометражный альманах «Кино за 7 дней»? Прошлогодний — в Татарстане, а нынешний — на территории всего земного шара. Если владеешь организационными и коммуникационными технологиями, вся планета Земля — твоя творческая песочница. Почему бы не снять часть следующего татарского фильма на территории Зимбабве, часть — в Японии, часть — в Никарагуа, пригласить сценариста из Италии, режиссера из Польши, композитора из Индии, а премьеру провести в Финляндии? Мы все это можем, границ нет, технологии освоены.
Съемочная группа фильма «Нулевые», Юдино, реж. Оксана Синчугова
УНИКАЛЬНЫЙ ОПЫТ ДЛЯ ДЕСЯТКОВ ТАТАРСТАНСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Наверное, ради этого и создается проект «Кино за 7 дней»: он открывает новые возможности, новые каналы, новые коммуникации и технологии. И он дает уникальный опыт десяткам татарстанских специалистов. Вы не поверите, но на прошедшей неделе мы одновременно снимали танки в Нормандии, цветущие джунгли в Новой Зеландии, улицы Пекина и свадьбу в Юдино в 2000-е. Конечно, это не масштаб «Игры престолов», но начало положено, мы выходим на глобальный уровень копродукции.
Хочется сказать огромное спасибо за этот опыт министерству культуры Республики Татарстан, лично Ираде Хафизяновне Аюповой, Казанскому институту культуры, нашему международному офису, вдохновителю и продюсеру проекта Станиславу Ершову, Тому Палмену, Ольге Мельниковой, Ксении Кольцовой. И, конечно, нашей казанской команде, Олегу Сурову, Лейсан Барыкиной, всем нашим участникам, администраторам, членам съемочных групп second unit, всем, кто внес свой вклад в этот проект. Я с радостью перечислил бы всех, но в нашей команде действительно больше 250 человек!
Я планировал продолжить в данной статье разговор про технологии «кинематографа 4.0», реализацию которых мы обсуждали в Иннополисе в рамках «Кино за 7 дней», про LED-экран, съемки сериала «Мандалорец» и фильма «Салют-7», про квадрокоптер, изобретенный в Татарстане и купленный компанией Disney. И даже о том, что кино будущего будет сниматься прямо внутри смартфона в тот момент, когда мы его смотрим! Но такой материал слишком объемный, так что продолжу о нем в следующей статье.
Алексей Барыкин
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 18
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.