BIS опубликовало список из 103 компаний и ведомств из России и Китая, которые сотрудничают с вооруженными силами своих государств. Есть в санкционном перечне компании, связанные с Татарстаном BIS опубликовало список из 103 компаний и ведомств из России и Китая, которые сотрудничают с вооруженными силами своих государств. Есть в санкционном перечне компании, связанные с Татарстаном Фото: tatarstan.ru

КВЗ И авиазавод попали в санкционный список 

Бюро промышленности и безопасности при министерстве торговли США (BIS) в понедельник 21 декабря опубликовало список из 103 компаний и ведомств из России и Китая, которые сотрудничают с вооруженными силами своих государств. Включение в перечень означает, что эти организации не смогут приобретать ряд товаров и технологий у США. В перечень BIS вошли 58 китайских и 45 российских организаций, в том числе служба внешней разведки (СВР), минобороны, специальный летный отряд «Россия», госкорпорация «Ростех» и др. С полным списком можно ознакомиться на сайте BIS.

В сообщении говорится, что список компаний и структур, признанных «конечными военными пользователями», может быть расширен по решению межведомственного комитета по проверке конечного пользователя (состоит из представителей минторга, Пентагона, Госдепартамента, минэнерго США), пишет РБК. Но возможно и исключение из этого списка.

Есть в санкционном перечне компании, связанные с Татарстаном, — это Казанский вертолетный завод (входит в группу «Вертолеты России») и ПАО «Туполев», находящееся в составе Объединенной авиастроительной корпорации (ПАО «ОАК»). Один из ее филиалов — Казанский авиационный завод им. Горбунова.

Изначально в черновой список минторга США входило 28 российских организаций, сообщало месяц назад агентство Reuters. Итоговый перечень призван информировать экспортеров США и реэкспортеров американской продукции, что для поставки определенных товаров и технологий в адрес включенных в список компаний и структур потребуется лицензия BIS. Категории товаров, подлежащих экспортному контролю, и детали лицензионной политики будут опубликованы сегодня.

Как пишет РБК, на практике значительная часть российских организаций, включенных в перечень BIS, уже находится под американскими санкциями — секторальными или блокирующими. Кроме того, большинство структур включено в отдельный список Госдепартамента США. Это означает, что за сделки с ними иностранным компаниям и ведомствам могут грозить санкции по линии закона CAATSA.

Напомним, это не первая порция санкций, которые коснулись КВЗ. В 2014 году крупнейший мировой концерн Akzo Nobel отказал вертолетному заводу в поставках краски Напомним, это не первая порция санкций, которые коснулись КВЗ. В 2014 году крупнейший мировой концерн Akzo Nobel отказал вертолетному заводу в поставках краски Фото: «БИЗНЕС Online»

помешают ли санкции модернизации КАЗа? 

Судя по подборке российских компаний, попавших в санкционный список, Госдеп намерен прижать гражданскую авиацию. Помимо КВЗ и «Туполева», упоминаются и сама Объединенная авиастроительная корпорация, ОАО «Вертолеты России», АО «Авиация Сухого», «Гражданские самолеты Сухого» (разработчик Sukhoi Superjet 100), Российская авиастроительная корпорация «МиГ», ПАО «Авиационное предприятие им. Бериева», ПАО «Корпорация „Иркут“» (разработчик программы семейства ближне-среднемагистральных самолетов МС-21) и «дочка» корпорации — ООО «РАпарт Сервисез». 

Напомним, это не первая порция санкций, которые коснулись КВЗ. В 2014 году крупнейший мировой концерн Akzo Nobel отказал вертолетному заводу в поставках краски. В марте 2020-го американский минфин наложил ограничения на Зеленодольский завод им. Горького (тогда среди «провинившихся» компаний оказались также концерн «Океанприбор», завод «Фиолент», «Судокомпозит», «Новые проекты», «Консоль-Строй», «Звезда», Ярославский судостроительный завод). Причиной введения новых ограничительных мер назвали инцидент с задержанием 25 ноября 2018 года в Керченском проливе украинских кораблей. Но, как говорят эксперты, реальных причин было две. Первая — активное участие в строительстве кораблей для ВМФ России и ФСБ. Вторая — наличие крымских активов: зеленодольское предприятие фактически руководит керченским заводом «Залив».

Буквально месяц назад в санкционный список минфина США попал казанский «Элекон». Как сообщил госсекретарь США Майкл Помпео, российские компании оказывают «содействие иранской ракетной программе». В Вашингтоне считают, что казанская компания нарушает национальное законодательство США о нераспространении оружия массового уничтожения в отношении Ирана, КНДР и Сирии. 

Новый собрат по санкциям КВЗ — казанский авиазавод — находится в особенном положении. Еще в начале года мы писали о модернизации предприятия, которая к этому времени уже должна была завершиться. В 2016-м президент ОАК Юрий Слюсарь обещал, что в обновление завода до 2020-го вложат «несколько десятков миллиардов рублей» и уже в 2019-м мы увидим предприятие другого технологического уровня, по сути, новый завод. По открытым данным, предполагались «комплексная реконструкция всех основных производств — сборочного, механического, заготовительно-штамповочного, гальванического и термического, сварочного, подготовки производства — с их оснащением наиболее передовым технологическим и инженерным оборудованием», новая энергетика завода и реконструкция и строительство ряда модулей и комплексов.

Источники нашего издания в январе сообщали, что «по отдельности что-то делают, запускают, ремонтируют, а в целом нет». И заверили, что с переходом проектного института под крыло «Ростеха» работа возобновилась. «С января „Ростех“ плотно заходит на завод, начинает проверять все договоры, смотреть, куда деньги идут, зачем тот или иной станок покупается», — говорили собеседники. И именно накануне начала обновления предприятия ударили новые санкции. 

«Почему подобные санкции были введены именно сейчас — есть разные по данному поводу версии. И одна из них — что Трамп таким образом хочет затруднить Байдену работу на новом посту»Фото: © White House / via Globallookpress.com / www.globallookpress.com

«причина в кампании постоянного усиления санкционного давления Госдепа США в отношении России»

По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты объяснили, по какому принципу подобраны компании для санкционного списка и как введенные ограничения повлияют на модернизацию казанского авиазавода.

Роман Гусаров — главный редактор портала «АвиаРу»:

— Ростех и раньше попадал под санкции, а, соответственно, и корпорация «Вертолеты России», в которую входит КВЗ, тоже. Поставка всего оборудования уже была под санкциями. То есть все это раньше оказалось предпринято, потому все планы по модернизации КВЗ уже реализуются с учетом данного факта. Так что трудно сказать, повлияют ли на что-то эти дополнительные санкции США, поскольку мы редко закупаем какое-то оборудование оттуда. Чаще всего это какие-то другие страны. И вот тут все зависит уже от каждой конкретной компании. Готова она, несмотря на санкции, продолжать с нами работать? Потому что прямых запретов (на торговлю с нами — прим. ред.) для таких стран нет, это всего лишь санкции США. И тут уже какие-то компании продолжают сотрудничество, какие-то — отказываются, боясь попасть под американские санкции тоже. Но в целом я не думаю, что уже сейчас есть какие-то планы в отношении «Вертолетов России» или ПАО «Туполев», которые могут помешать модернизации производств.

А насчет зарубежных покупателей наших вертолетов и самолетов могут быть различные ситуации. На какие-то страны эти санкции США способны повлиять, на какие-то — нет. В конце концов, если мы говорим о военно-техническом сотрудничестве, то оно реализуется не с какими-то частными компаниями. Решения о приобретении техники принимаются на государственном уровне. И мы знаем примеры, когда оказывались сорваны сделки о приобретении боевых самолетов, в частности «Сухого». Если не ошибаюсь, это была сделка с Индонезией — несколько лет назад планировали закупки самолетов «Сухого», но из-за санкций сделку заблокировали. И не столько даже из-за самих санкций, сколько из-за невозможности проведения оплаты через международные банки. Так что да, это не исключено.

Не надо искать мотивы, почему такие санкции были введены в отношении именно данных компаний. Причина в кампании постоянного усиления санкционного давления, которую ведет Госдеп США в отношении России. И делается это уже много лет, системно и постоянно. Даже не особо ищется конкретный предлог или причина. Просто вводятся определенные санкции. Видимо, есть некий определенный пакет санкций, который постепенно реализуется, постоянно усиливается давление. Если бы они сразу ввели все санкции, то потом, наверное, подобное бы уже не действовало. Потому это делается медленно, постепенно, по какому-то определенному плану. И я не исключаю, что здесь учитываются какие-то конкретные контракты. Задача всех этих санкций — ограничить возможности России на рынке, затормозить ее экономическое и технологическое развитие. 


Виктор Литовкин — военный обозреватель ТАСС, полковник в отставке:

— Безусловно, американцы могут перекрыть поставки необходимого нам оборудования. Но мы способны сделать свой двигатель для «Ансата».

Эти санкции создаются для того, чтобы убрать конкурентное преимущество России перед западными фирмами, они не новы для нашей страны. Еще в 1947 году в США был создан такой орган — КоКом, комитет по экспортному контролю, который запрещал поставлять Советскому Союзу любую технику, связанную с прогрессом, со строительством наших оборонных предприятий и так далее и тому подобное. Но, несмотря на это, у нас и ракеты улетели в космос, и первый спутник мы запустили, и Гагарин полетел. Эти санкции не прекращались до сегодняшнего дня, просто у них появлялись новые названия и новые поводы для того, чтобы объявлять нам санкции. Но мы все равно развивались. Просто мы в 90-х годах поддались на заманчивое предложение включиться в международное разделение труда. Мы даже пассажирские самолеты перестали делать. А зачем нам это, если есть «Боинг»? И угробили свое пассажирское самолетостроение. Слава богу, что боевые продолжали создавать. Да, нам будет трудно, нам будет сложно. Возможно, чуть-чуть задержится производство того же «Ансата». Но мы справимся. Надо понимать, что мы жили, живем и продолжим жить, опираясь на собственные силы. Сотрудничая с тем же Китаем, в отношении которого тоже наложили санкции, с Южной Кореей, со многими другими странами. А потом, у нас есть большой опыт обхода всех этих санкций еще с советских времен. Так что я думаю, что мы сможем жить и останемся конкурентоспособны с Соединенными Штатами, как бы они ни злились, как бы они ни ревновали и ни завидовали. 

Могут ли возникнуть сложности у других государств с закупкой наших гражданских вертолетов? Есть государства, которые плюют на эти санкции. Китай, Индия, Египет, Ирак, Алжир и прочие, прочие. Надо понимать, что не весь мир лег под США. Остаются страны, которые продолжают иметь свой суверенитет и независимость в решении тех или иных вопросов. А почему подобные санкции были введены именно сейчас — есть разные по данному поводу версии. И одна из них — что Трамп таким образом хочет затруднить Байдену работу на новом посту. Это месть Трампа Байдену, а не России. Чтобы демократ не вернул те договоры, из которых его соперник вышел: договор об открытом небе, договор о ракетах средней и меньшей дальности, соглашение по мирному ядерному синтезу с Ираном. И с Китаем такие же вещи происходят. Это попытка усложнить Байдену работу на новом посту. Так хлопнул дверью на прощанье «наш дорогой Дональд», за которого шампанское пила наша Госдума, когда он победил Хиллари Клинтон.