КТО 10 ЛЕТ НАЗАД «РАЗВЕЛ» КАЗАНЬ НА ФРАНЦУЗСКОЕ АЭРОНАВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ THOMSON, НЕЯСНО ДО СИХ ПОР

Сегодня специалисты Казанского центра организации воздушного движения начинают эксплуатацию нового аэронавигационного оборудования. На этом как будто закончилась скандальная эпопея с установкой в Казани аэронавигационной системы Thomson. В этой истории переплелись торговля нефтью, многомиллионные аферы, дело Дракона, громкие посадки, загадочная смерть Бориса Чуба. В Казани и по сей день стараются не говорить о том, кому принадлежит Thomson. Газета «БИЗНЕС Online» попыталась понять, почему.

РОССИЙСКОЕ НЕБО ДЕЛАЮТ ЕВРОПЕЙСКИМ

Сегодня вступают в силу изменения к федеральным правилам использования воздушного пространства РФ. В России (а также в странах СНГ и в Китае) вводятся сокращенные интервалы вертикального эшелонирования. То есть если еще вчера на высотах от 8 тыс. 100 до 14 тыс. 100 м самолеты разлетались на минимальном расстоянии по вертикали в 500 м, то теперь они будут идти более плотно — в 300 м друг от друга. Таким образом российское небо «приводится в соответствие» с европейскими стандартами (ИКАО) — тем самым увеличивается пропускная способность, облегчается работа диспетчеров. Кстати, казанская зона по интенсивности воздушного движения уступает только Москве и Санкт-Петербургу.

Сегодня же в Казани начал работать «Орион» - новое аэронавигационное оборудование, заменившее французскую технику Thomson, на которой до сего дня работали казанские диспетчеры. Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» начальник службы управления воздушным движением Казанского центра организации воздушного движения Дамир Ахметшин, для замены есть минимум три причины. Первая: новое оборудование больше соответствует новым правилам эшелонирования. Вторая: по решению правительства РФ российская система аэронавигации должна работать на оборудовании отечественного производства. Третья: аппаратура Thomson в нынешнем своем виде выработала ресурс. А ведь 10 лет назад это был настоящий прорыв для РТ.

СПОТКНУЛИСЬ НА ТАМОЖНЕ

Казанская история аэронавигационного комплекса Thomson столь загадочна, что прокомментировать ее затруднились и в казанском центре организации воздушного движения, и в министерстве транспорта и дорожного хозяйства РТ. Попробуем восстановить события по публикациям СМИ.

В конце 90-х татарстанское руководство решило модернизировать аэропорт «Казань». В результате ОАО «Сувар», которое возглавлял небезызвестный предприниматель Борис Чуб, по поручению РГП «Татаэронавигация» приобрело у французской фирмы Thomson-Csf-Airsys аэронавигационное оборудование, рассчитавшись за него сырой нефтью. В феврале 2001 года аппаратура была смонтирована в аэропорту.

Но вдруг выяснилось, что за Thomson надо заплатить еще $4,5 млн. таможенных пошлин. Денег на это в РТ не нашлось, и чтобы спасти ситуацию, региональное отделение Российского фонда федерального имущества в РТ (РФФИ), действовавшее на основании договора поручения, утвержденного распоряжением кабинета министров РТ, выставило оборудование на торги (через РФФИ традиционно реализовывалось имущество, конфискованное на таможне). Их победителем стало московское ОАО «Центральная компания финансово-промышленной группы «Российский авиационный консорциум», возглавляемое Татевосом Суриновым.

1 апреля 2002 года РФФИ в РТ и «Росавиаконсорциум» заключили договор купли-продажи - Thomson ушел за те самые $4,5 млн. Но уже 17 сентября 2002 года «Росавиаконсорциум» реализовал оборудование другой коммерческой структуре за $10,5 млн., а потом выкупил за те же деньги обратно. Зачем это было нужно Суринову, объясняется туманно: дескать, таким образом он обошел изначальное условие договора купли-продажи: оборудование запрещается отключать и демонтировать, арендная плата за его пользование не должна превышать государственных цен.

Какие уж там были изначально договоренности у Суринова с продавцами, неизвестно, но, видимо, предприниматель отчего-то взбрыкнул и на правах собственника стал требовать от «Татаэронавигации» денег за использование оборудования. Что было дальше, неизвестно, но в октябре 2002 года «Росавиаконсорциум» потребовал прекратить эксплуатацию Thomson. В Казани это сделать отказались, в аэропорту, опасаясь несанкционированного отключения системы, ввели усиленные меры безопасности. Суринов предупредил о том, что обвинит оппонентов в получении незаконного дохода и нанесении ущерба в особо крупных размерах. Видимо, за угрозой что-то стояло, поскольку руководство минтранса РФ заявило, что готово выкупить оборудование за все те же $10,5 миллионов.

ПО СЛУХАМ, ЦИРКУЛИРУЮЩИМ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КРУГАХ

Что произошло далее, неизвестно, но появилось уголовное дело. В Генпрокуратуре решили, что «Росавиаконсорциум» покупал и перепродавал аппаратуру по сильно заниженной цене (по версии следствия, она стоила не менее $30 млн.) и вообще Суринов по хитрым схемам продавал и перепродавал исключительно себе. В октябре 2004 года предпринимателя (к тому времени он стал еще и гендиректором российской футбольной премьер-лиги) и его заместителя Ибрагима Сулейманова обвинили в легализации имущества, приобретенного в результате совершения преступления, хищении (по другому делу были добавлены «самоуправство» и «незаконное хранение оружия»). 9 февраля 2007 года Басманный суд Москвы приговорил Суринова к 10 годам и 6 месяцам, а Сулейманова — к 10 годам и 10 месяцам лишения свободы в колонии строгого режима. При этом суд признал сделку с навигационным оборудованием незаконной изначально, поскольку «звенья единой системы контроля за воздушным движением не могут передаваться в частные руки», однако не указал, в чьей собственности оборудование должно находиться и кто виноват в его продаже. Помимо глав «Росавиаконсорциума» перед судом должны были предстать руководитель РФФИ по РТ Рубен Бедретдинов, которого обвинили в злоупотреблении служебным положением и превышении должностных полномочий, а также Чуб (соучастие в мошенничестве), но этого не произошло.

Весной 2008 года главное следственное управление следственного комитета при прокуратуре РФ вернулось (почему — не объясняется) к делу. 16 мая Чубу предъявили обвинение в мошенничестве в особо крупном размере, а также в подстрекательстве к превышению должностных полномочий, совершенном с причинением тяжких последствий. 19 мая он был допрошен еще и по делу Радика Юсупова по кличке Дракон (его задержали за 12 дней до этого). В тот же день Чуб отправился на рыбалку и пропал. В июле 2008 года СУ СК при прокуратуре РФ по РТ озвучило официальную версию исчезновения Чуба: он скрывается от следствия по уголовному делу о хищении аэронавигационного оборудования. 29 мая тело Чуба обнаружили в Каме. Кстати, в расцвете сил неожиданно для всех скончался и Бедретдинов.

РОССИЙСКОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ С КОРЕЙСКИМИ КОРНЯМИ

После посадки Суринова и Сулейманова кабмин РТ заявил о необходимости передачи оборудования в госсобственность, но после многократных судебных слушаний ему было отказано в удовлетворении требований. В постановлении ФАС Поволжского округа от 22 января 2009 года говорится, что истец не доказал... свое право собственности на спорное имущество. Доводы о том, что оборудование выбыло из госсобственности в результате противоправных действий организатора торгов и руководства «Росавиаконсорциума», не приняты, поскольку из материалов дела не следует, что на момент реализации оборудования собственником являлся Татарстан(!). Установление судом вины руководства «Росавиаконсорциума» и факта недобросовестности отчуждения имущества не могут являться основанием признания права собственности РТ на спорное оборудование. То есть приобретение оборудования на торгах и его последующая перепродажа признаны законными.

Как сообщили вчера газете «БИЗНЕС Online» в СУ СК РФ по РТ, в настоящее время уголовное дело о хищении аэронавигационного оборудования приостановлено «ввиду неустановления лица, подлежащего к привлечению к уголовной ответственности».

Также суд установил, что оборудованием фактически владеет Госкорпорация по организации воздушного движения, которая его и эксплуатирует. Как сообщил газете «БИЗНЕС Online» Ахметшин, казанский центр «как бы арендует» Thomson у «Росавиаконсорциума». Эта аппаратура остается в качестве резервной, но в дальнейшем будет списана, ведь она не отвечает требованию о российском происхождении.

Впрочем, и «Орион» можно назвать российским только при очень сильном желании. Как объяснил газете «БИЗНЕС Online» один из казанских диспетчеров, комплектующие аппаратуры – иностранного производства: «Русские там, наверное, только столы будут». Эту информацию частично подтвердил Ахметшин. По его словам, «Орион» частично состоит из южнокорейских комплектующих, но это допустимо, если проект, сборка и программное обеспечение — российские, а комплектующие прошли проверку на наличие «жучков».

Интересно, что Казань — первый российский город, где будет работать оборудование молодой питерской фирмы «Азимут». А вот за границу подобная техника уже поставлялась, в ту же Корею. «Да, наверное, корейцы могут сделать подобное сами. Но зачем, если наше стоит дешевле, а по качеству не хуже?» - ответил Ахметшин на недоуменный вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online». Вообще же в России монополистом в области аэронавигационного оборудования считается фирма «Нита». «Азимут», по словам начальника службы, был выбран во многом потому, что его инженеры максимально приблизили «Орион» по интерфейсу и программному обеспечению к оборудованию Thomson, которое хорошо себя зарекомендовало.

В конце прошлой недели «Орион» закончил прогон и прошел приемо-сдаточные испытания. Соответствующий акт подписан представителями казанского центра, Госкорпорации по ОрВД, Межгосударственного авиационного комитета. «По первым впечатлениям — хорошее, перспективное оборудование, ребята-производители — очень компетентные», - говорит начальник службы. По оценке Ахметшина, в автоматизации «Орион» пока уступает Thomson, но в дальнейшем после получения разрешения МАК будет доработан до автоматизированной системы управления воздушным движением.