Тарифы на коммунальные услуги пока удается принимать в рамках официальной инфляции, впрочем, долго ли еще их смогут удерживать в узде, чиновники откровенно не знают. На «коронавирусное» снижение потребления энергоресурсов накладываются масштабные проекты по распределенной энергетике ТАИФа. Об этом тревожились вчера участники коллегии госкомитета РТ по тарифам. Корреспондент «БИЗНЕС Online» узнавал, когда тарифный комитет переведет все свои услуги в цифровой вид, а сотрудники выучат татарский язык.
Коллегия госкомитета по тарифам РТ по итогам 2020 года накануне прошла в здании министерства культуры республики
тарифное поле
Коллегия госкомитета по тарифам РТ по итогам 2020-го накануне прошла в здании министерства культуры республики. Скромная выставка в фойе третьего этажа была украшена видеоэкраном, на котором мелькали слайды с принятыми в РТ тарифами на 2020–2021 годы, которые наглядно показывали, что татарстанцам еще повезло: многие регионы страны платят за газ, свет, тепло и прочие блага гораздо больше. В назначенный час в президиуме разместились первый вице-премьер РТ Рустам Нигматуллин, глава совета муниципальных образований РТ Экзам Губайдуллин и глава республиканского тарифного ведомства Александр Груничев, замруководителя ФАС России Сергей Пузыревский подключился к совещанию посредством видео-конференц-связи. Вот основные тезисы доклада министра, дополненные материалами коллегии.
Среднеотпускные тарифы на тепловую энергию на 2021-й для населения были приняты с ростом 104% к уровню 1 полугодия 2021-го
Тарифы на ЖКХ вырастут, но в пределах 4,4%
Природный газ с 1 июля вырастет в цене на 3%. Электрическая энергия станет дороже на 4,6%. Среднеотпускные тарифы на тепловую энергию на 2021-й для населения были приняты с ростом 104% к уровню 1 полугодия 2021-го. При этом, как отметил руководитель госкомитета, благодаря работе с предприятиями 23 тарифа (21% от общего числа тарифов) на 2021 год были утверждены без роста либо со снижением. Например, существенное снижение тепловых тарифов произошло в Актанышском, Альметьевском, Высокогорском, Пестречинском и Спасском районах, уточняется в пресс-релизе.
Тарифы на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами вырастут летом на 7%. При этом тарифы в сфере захоронения и обработки ТКО с июля повысятся на 16,36%, это с учетом того, что с 1 января произошло их снижение на 7,52% (к уровню декабря 2020-го).
В целом уровень платы граждан не превысит предельного роста, установленного правительством РФ в размере 4,4%, заверил Груничев. При этом первоначальные «хотелки» регулируемых организаций содержали рост тарифов на 9,2%.
Повышение тарифов вернут с 1 января?
Тарифная кампания 2022-го будет непростой: из-за снижения объемов потребляемых ресурсов себестоимость услуг неизбежно начнет расти. «Предварительные данные за 2020 год, поступившие от „Татэнергосбыта“, уже подтверждают снижение объемных показателей в сфере тепловодоснабжения в пределах 2 процентов и свыше 10 процентов в сфере электроэнергетики», — сообщил Груничев. Но пояснил, что более точные данные будут в мае, когда организации станут подавать тарифные заявки на будущий год.
Как он считает, это возвращает к дискуссии о целесообразности возврата к прежней схеме повышения тарифов — с 1 января, а не с 1 июля, как сегодня. После коллегии он пояснил журналистам, что это связано с цикличностью показателей производства и потребления некоторых коммунальных услуг. «У некоторых компаний образуются „ямы“. Например, происходит провал объемов продажи какой-то коммунальной услуги, это приводят к росту ее стоимости, а в следующем году, когда объемы реализации увеличиваются (например, происходит ввод нового жилья), случается снижение тарифа», — рассказал Груничев. Чтобы сгладить эту цикличность, он считает целесообразнее перейти на пересмотр тарифов с 1 января. Впрочем, это прерогатива федеральных органов власти, госкомитет по тарифам здесь может выступать только в порядке законодательной инициативы.
«Перевозчики и другие коммерческие структуры всегда хотят, чтобы стоимость тарифообразуемых услуг была выше, наша задача, чтобы они стали экономически обоснованными»
Плату за проезд в общественном транспорте повышать ежегодно и на 1 рубль
В транспортной сфере сложилась такая ситуация, что тарифы изменялись не ежегодно, как например, в сфере ЖКХ, а один раз в три-пять лет, после чего неизбежно следовал большой рост, отметил Груничев. Он озвучил ряд предложений, которые помогут систематизировать тарифообразование в транспортной сфере. Во-первых, были изменены сроки подачи тарифных заявок (не когда захотят транспортные организации, а один раз в году, в мае).
«Мы говорим: давайте сделаем рост ежегодным, но в пределах предельной платы граждан, которую доводит до нас правительство РФ» (4,4% в год — прим. ред.)», — пояснил глава госкомитета журналистам после заседания коллегии.
«Второе предложение, которое я бы хотел озвучить и, надеюсь, кабинет министров его поддержит, — чтобы ежегодный средний размер платы за перевозку пассажиров повышался на рубль», — заявил Груничев. По его расчетам, такое повышение как раз укладывается в рамки разрешенного ежегодного повышения тарифов на коммунальные услуги. Глава госкомитета пояснил, что пока идет проработка данного вопроса.
Также Груничев ответил на вопросы журналистов о том, будет ли принято предложение перевозчиков Казани об очередном повышении платы за проезд — до 35 рублей. «Перевозчики и другие коммерческие структуры всегда хотят, чтобы стоимость тарифообразуемых услуг была выше, наша задача, чтобы они стали экономически обоснованными. Мы свои расчеты подготовили в кабинет министров и считаем, что тот рост, который они (перевозчики — прим. ред.) просят, — пока основания для такого нет», — ответил Груничев.
«Раньше что было: если машина попадала в ДТП, стоимость хранения автомобиля иногда становилась больше цены самого ТС и у потребителя не было никакого интереса (это авто забирать)»
Штрафстоянкам показали знак «Стоп»
С 2021 года госкомитет изменил долгосрочные тарифы на перемещение и хранение задержанных транспортных средств в РТ. Была введена новая дифференциация тарифов: с первого дня по третий день включительно владельцы автотранспортных средств категории А станут платить 29,82 рубля в час, категории В — 59,63 рубля в час, категории С, D — 119,27 рубля, за час стоянки негабаритного транспортного средства придется отдать 178,9 рубля. (При этом вводятся коэффициенты размера транспортного средства, например, для категории В этот коэффициент равен 1.)
С 4-го по 30-й день плата составит фиксированную сумму 1,2 тыс. рублей в сутки, с 31-го дня для всех категорий вводится бесплатное хранение.
«Мы договаривались, что хранение транспортного средства на стоянке после первого месяца станет бесплатным. Раньше что было: если машина попадала в ДТП, стоимость хранения автомобиля иногда становилась больше цены самого ТС и у потребителя не было никакого интереса [это авто забирать]», — пояснил Груничев журналистам после коллегии.
В ушедшем 2020 году тарифы на хранение задержанных транспортных средств в Республике Татарстан были не дифференцированы. Например, при хранении авто категории B плата составляла 57,6 рубля в час, С — 115,19 рубля, а негабаритного транспортного средства — 172,78 рубля с НДС.
Бум инвестиций на фоне кризиса
Предприятия РТ, работающие в рамках регулируемого тарифного поля, в 2020 году реализовали 25 инвестпрограмм на общую сумму 13,2 млрд рублей. Как это ни странно, в 2021-м ожидается прямо-таки бум инвестиций — всего компании заявили 29 инвестпрограмм на 18 млрд рублей, что выше уровня ушедшего года на 36%.
Вместе с тем у Груничева много вопросов к тому, как именно реализуются данные инвестпрограммы. Из-за ошибок при планировании часть мероприятий не удается выполнить или их заменили на другие, не предусмотренные программой. Ряд компаний освоил тарифный источник менее чем наполовину. Министр промышленности и торговли РТ Альберт Каримов в свою очередь назвал «низким» исполнение инвестиционных программ среди субъектов электроэнергетики — начиная с 2018 года оно не превышало 73%.
«Горьковская дирекция по энергообеспечению, являющаяся структурным подразделением РЖД, действующая на территории Татарстана, систематически не обеспечивает исполнение своей инвестпрограммы. За 2018–2019 годы — 31 процент, по новой программе на 2020–2024-е по итогам прошедшего года прогнозируется исполнение 34 процентов, требуемая корректировка программ не производилась», — критиковал Каримов.
В 2021 году госкомитет по тарифам планирует перевести в электронный формат все 13 госуслуг, которые оказывает
Трансформации: цифровая и языковая
В 2021 году госкомитет по тарифам планирует перевести в электронный формат все 13 госуслуг, которые оказывает. Причем изначально предполагалось провести эту работу до конца 2022-го, но потом в ведомстве решили «не растягивать на два года» и полностью оцифроваться уже в текущем.
Любопытно, что в числе задач, которые руководитель поставил перед сотрудниками госкомитета на 2021-й, помимо всего прочего, оказалось усилить изучение татарского языка.
«Зима нынешняя похолоднее, чем прошлая, соответственно, граждане получили по тому же тарифу новую квитанцию и посчитали, что с 1 января произошло повышение тарифа»
Угрозы распределенной генерации и рост платы за тепло
Отдельной угрозой, которая в будущем может привести к росту тарифов, министр промышленности Каримов в своем докладе назвал увеличение числа объектов распределенной энергетики (собственные энергообъекты крупных промышленных предприятий).
«Установленная мощность распределенной генерации в РТ в настоящее время составляет порядка 350 МВт, или пока 4 процента от всей установленной мощности. При этом с учетом реализации ТАИФом крупных проектов на „Нижнекамскнефтехиме“ и на „Казаньоргсинтезе“ к 2023 году суммарная установленная мощность объектов распределенной генерации составит 1 167 МВт, или 13 процентов от всей мощности энергосистемы Татарстана», — сообщил Каримов.
Это приводит к снижению отпуска электроэнергии сетевыми организациями. Каримов с тревогой думает о том, как же это скажется на тарифах для оставшихся потребителей. «Может так случиться, что для оставшихся потребителей передача электроэнергии окажется еще более дорогой», — заявил Каримов. По его словам, с таким вызовом Татарстан уже сталкивался на рынке тепловой энергии, когда предприятия переходили на собственные котельные. «Нам нужно оценивать долгосрочные последствия инвестиционных решений, на то, каким образом будет обеспечиваться электроснабжение республики в целом», — заключил министр.
Первый вице-премьер Нигматуллин вслед за Каримовым высказался в том смысле, что инвестиционная активность крупных компаний не должна «привести к еще одному росту тарифов для потребителей». В своем заключительном слове он затронул еще одну горячую (и в прямом, и в переносном смыслах) тему — тарифов на тепло для населения. Правда, речь, увы, не шла об их снижении.
«Зима нынешняя похолоднее, чем прошлая, соответственно, граждане получили по тому же тарифу новую квитанцию и посчитали, что с 1 января произошло повышение тарифа. Я прошу и госкомитет, и профильное министерство разъяснительную работу не снижать, потому что не все граждане являются профессиональными потребителями, разъяснять им — наша совместная работа», — попросил Нигматуллин коллег-чиновников.
Далее руководители перешли к традиционной и самой приятной части итоговых коллегий, а именно: раздаче ведомственных наград и благодарностей. Дважды к трибуне за наградой выходил первый зампредседателя комитета по тарифам Александр Штром.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 113
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.