Валерий Чалый возглавил «Рубин» осенью 2015 года после отставки Рината Билялетдинова и проработал в клубе до конца сезона 2015/16. Он последний на данный момент тренер, с которым казанцы выступали в еврокубках. Сегодня специалист работает генеральным директором ФК «Севастополь». В интервью «БИЗНЕС Online» Валерий Александрович рассказал о том, как ему работалось в Казани, о матчах против «Ливерпуля», проблемах российского футбола и современном «Рубине».
Валерий Чалый: «Наш тренерский штаб принял команду в 2015 году после 7 игр на последнем месте с тремя очками. Задолго до завершения сезона мы решили задачу и показали качественную игру»
«САМЫЙ ПРИЯТНЫЙ ОТРЕЗОК В МОЕЙ ТРЕНЕРСКОЙ ЖИЗНИ»
— Валерий Александрович, не скучаете по тренерской работе?
— Я сейчас подтвердил лицензию Pro в онлайн-режиме с наставниками, которые обязаны подтверждать ее каждые три года. В «Севастополе» главный тренер высокой квалификации и тоже с лицензией Pro, поэтому, когда мы обсуждаем футбольные вопросы, диалог идет как между коллегами. По мере возможности смотрю занятия и обмениваюсь мнением с главным тренером. Основная же функция гендиректора — финансово-хозяйственная деятельность.
— У вас были предложения из России после ухода из «Рубина»? При вас ведь команда спаслась от вылета, достойно играла в Лиге Европы…
— Да, мы спасли команду, и она играла достаточно неплохо. На мой взгляд, достойно выступили в Лиге Европы — набрали 6 очков в группе с «Ливерпулем», «Бордо» и «Сьоном» — и могли выйти в плей-офф. Не хватило одного очка… У меня имелось несколько предложений, но возглавить команду по разным причинам не удалось.
— Как часто вспоминаете времена в «Рубине»?
— Это был самый приятный отрезок в моей футбольной тренерской жизни, хотя в Молдавии я выиграл с командой Кубок страны и участвовал в Лиге Европы. Но «Рубин» совсем другой уровень. Это премьер-лига, лучшие команды России, наставники и футболисты. Наш тренерский штаб принял клуб в 2015 году после 7 матчей на последнем месте с тремя очками. Задолго до завершения сезона мы решили задачу и показали качественную игру.
«На мой взгляд, достойно выступили в Лиге Европы — набрали 6 очков в группе с «Ливерпулем», «Бордо» и «Сьоном» — и могли выйти в плей-офф»
— Самый памятный момент — «Энфилд»?
— Это самый знаковый матч, который я провел в должности главного тренера. Мы могли взять три очка: в первом тайме при счете 1:0 Благо не забил из убойной позиции, потом мы пропустили гол со штрафного после фола, за который удалили Кузьмина. Внести коррективы в игру оказалось сложно: полный стадион, тебя слышат только футболисты на бровке. Было очень важно дотерпеть до перерыва, чтобы поговорить в раздевалке. Во втором тайме мы играли в меньшинстве, поэтому имелось преимущество «Ливерпуля». Но мы выстояли и добились ничьей.
— Общаетесь с кем-то из того состава?
— Я слежу за всеми футболистами, которые продолжают карьеру. С кем-то на связи. Больше общаюсь с коллегами, которые работали со мной в «Рубине». Часто звоню, поздравляю с праздниками, всегда жду в гости. У меня дружеские отношения с тренерами Дмитрием Кузнецовым, Валерием Клейменовым, Алексеем Семеновым, Николаем Николаевичем Рябцевым. Прекрасные отношения с Александром Айбатовым и Айратом Гараевым.
«Эльмир в «Рубине» был любимчиком. И психологически в «Зените» он надломился, как мне показалось»
«НАША ОШИБКА — ВЫЕЗД К «СЬОНУ»
— Вы работали с Кузьминым, Караденизом, Девичем, Рыжиковым. Как находили к ним подход? Они все со своим темпераментом, опытные лидеры. Как они вас приняли?
— Имелись определенные моменты и с Геком, и с Кузьминым. Бывают претензии аргументированные, а бывает, нет — и их футболист может не принимать. Каждый спортсмен по-хорошему эгоист и хочет играть. Но есть те, кто профессионально к этому относился. Тот же Карадениз — он не всегда играл, был недоволен, но понимал, что важен. Он выходил на несколько минут и делал результат. Дома он вообще незаменимый футболист, на выезде чуть сложнее. А Кузьмин попал в сборную, забил важный гол, капитан команды. У каждого существовали свои сложности. Если со стороны казалось, что у нас все нормально, значит, так и было. Это внутреннее дело клуба, о подобном говорить даже спустя столько лет я не стану.
— Набиуллин играл у вас, вы хорошо видели, как он начинал. Что с его карьерой происходит сейчас?
— Эльмир в «Рубине» был любимчиком. И психологически в «Зените» он надломился, как мне показалось. Там футболисты более высокого уровня, другие условия. Он впервые уехал из дома, а не каждый футболист может это психологически принять, влиться. Характер у всех разный. У него — более домашний. Он слушает, выполняет установки, хороший парень. А в больших клубах нужно быть наглым. На мой взгляд, Эльмиру спортивной наглости не хватает. Нужно себя проявить. Ему не хватило характера, как мне кажется.
— Кто из того состава вас больше всего впечатлил?
— Достаточно было хороших футболистов. Например, меня очень удивило, как «Рубин» в 2015 году мог расстаться с Цезарем Навасом и Сердаром Азмуном — я работал в штабе, но не главным тренером, и нас это потрясло. Как таких футболистов можно было отпустить? Это стало ударом для команды. Отметил бы Благо — классный игрок. Мы с ним переписываемся до сих пор. И Карлос Эдуардо — он вышел на хороший уровень в «Рубине», помог команде, был лидером. Их в 2016 году по каким-то причинам отлучили от команды, хотя они имели действующие контракты.
«Отметил бы Благо — это классный игрок. Мы с ним переписываемся до сих пор. И Карлос Эдуардо (на фото) — он вышел на хороший уровень в «Рубине», помог команде, был лидером»
— Как удалось реанимировать Эдуардо после травмы и нескольких лет аренды?
— У него было доверие тренерского штаба и коллектива. Когда игрок — лидер, то футболисты ему отдают мяч. Его ведь все искали передачей, потому что он может сам обыграть, пробить, сохранить мяч под давлением. Карлос проявил себя как лидер команды. Кто чаще оказывается с мячом? Лидер, потому что он не теряет мячи, делает результат, ведет за собой партнеров.
— Вы последний тренер «Рубина», с которым команда выступала в еврокубках…
— Да, хотя вывел команду в Лигу Европы Ринат Билялетдинов, мы прошли «Работнички» и «Штурм» в квалификации. В группе набрали 6 очков, но не вышли в плей-офф. На мой взгляд, наша ошибка в той еврокубковой кампании — игра на выезде со «Сьоном». Мы разместились очень высоко в горах на горнолыжной базе. И когда поехали на тренировку, а затем вернулись — это привело к перепаду давления и повлияло на общее самочувствие команды. Мы не только со «Сьоном», но и в следующей игре с «Динамо» физически выглядели неважно, хотя и не проиграли. Из-за данной осечки «Рубин» уступил второе место в группе «Сьону», который вышел в плей-офф. Хотя дома мы обыграли их 2:0. Но на выезде уступили 1:2 и по личным встречам могли обойти «Сьон».
«Мы уступили со счетом 0:1. Хотелось порадовать зрителей хотя бы голами, и жаль, что не забили, хотя моменты были»
«КЛОПП ЗАШЕЛ В МОЮ ТЕХНИЧЕСКУЮ ЗОНУ. Я ЕГО ПОДВИНУЛ»
— Перед матчем с «Ливерпулем» была какая-то особенная подготовка?
— К каждой игре отдельная подготовка, и лучше, конечно, не ломать ее, не делать форс-мажорных действий. Нужно планово готовиться и не дергать футболистов. Не нагнетать, спокойно делать то, что мы тренируем, и все получится. В день игры представители клуба прошлись по Ливерпулю, зашли в фан-шоп клуба, даже посетили музей «Битлз». Это нормально, отвлекает. Подготовка уже проведена, так что лучше было, наоборот, отпустить ситуацию.
— Клопп в метре от вас, на поле состав с Коутиньо, Фирмино, поющий «Энфилд». Что чувствовали, когда очутились во всем этом?
— Когда находишься в технической зоне, то не думаешь о тех, кто рядом. Я думал о том, как играет команда. Пытался что-то подсказать, чтобы футболисты вовремя перестроились в переходных фазах матча. А то, что Клопп рядом, ну и ладно. Ну что на него смотреть?
— Вы же испортили ему дебютный матч в «Ливерпуле». Как он реагировал?
— Он тоже весь в игре, сосредоточен на своей команде. Техническая зона была поделена обычной линией, мы находились рядом. В первом тайме Клопп зашел в мою зону на эмоциях. Я его подвинул, и он ушел к себе. Перед матчем на мою пресс-конференцию пришли «полтора» журналиста и ни одного иностранца. А после был полный зал, и, когда я зашел, все аплодировали. Это оценка нашей игры на «Энфилде».
«То, что Клопп рядом, ну и ладно. Ну что на него смотреть?»
— Какие другие игры «Рубина» памятны для вас?
— Первый матч с «Локомотивом», который шел без поражений, но мы выиграли 3:1. Запомнился матч со «Спартаком» в Казани, когда мы сыграли 2:2.
— Матч с «Ливерпулем» в столице РТ по-прежнему держит рекорд по посещаемости…
— Мы уступили со счетом 0:1. Хотелось порадовать зрителей хотя бы голами, и жаль, что не забили, хотя моменты были. Они привезли почти всех ведущих игроков, для них это был важный матч за выход в плей-офф. В итоге «Ливерпуль» дошел до финала Лиги Европы, где уступил «Севилье»… А еще вспоминаю матч с ЦСКА — он чуть ли не самый знаковый.
— Почему?
— Эта игра, где нам не засчитали чистый гол Ткачука в первом тайме из-за офсайда, которого не было. По какой причине — вопрос к судьям. В том матче мы могли сыграть вничью. Портнягин пробил, Акинфеев выручил и Ткачук на добивании мог забить гол, но Акинфеев выставил руку и совершил сейв, спас для ЦСКА чемпионство. Мы могли повлиять на чемпионскую гонку и сделать чемпионом «Ростов».
«У «Рубина» есть лидеры, на которых приятно смотреть болельщикам, есть общекомандные действия, которые приносят результат. Мне импонирует работа Слуцкого»
«КОМАНДЫ БЫСТРО НЕ СТРОЯТСЯ»
— Как часто смотрите матчи «Рубина»?
— Часто и с большим удовольствием, если игры не пересекаются с матчами моего клуба.
— Что думаете о нынешней команде?
— Игра обычно оценивается по результату, и сейчас «Рубин» идет на 9-м месте. Да, не особо высокий показатель, но если сделать хотя бы поверхностный анализ (29 очков, впереди 11 матчей), то до зоны еврокубков осталось 5 очков — это два выигрыша. Ну и «Рубин» играет интересно. Если бы не коронавирус, зрителей бы явно было больше. У клуба есть лидеры, на которых приятно смотреть болельщикам, есть общекомандные действия, которые приносят результат. Мне импонирует работа Слуцкого. А то, что место пока такое – ну команды быстро не строятся! Хвича, Абильдгор, Деспотович, Макаров — имеются лидеры, которые прилично выглядят. Есть молодые игроки, как Бакаев, Самошников. А Самошников — это футболист уровня сборной: скоростной, с подкатом, подключениями, видением. В целом мне симпатична игра «Рубина».
— Ваше мнение о Хвиче Кварацхелии?
— Думаю, он хочет уехать в Европу, и у него есть хорошие качества для переезда в топ-чемпионат. Он вообще не боится играть один в один, умеет это делать на высокой скорости, не отпуская мяч далеко, меняя направление. Он очень сильный футболист, и, думаю, что скоро уедет из «Рубина». Агенты наверняка уже стоят в очереди. Главное теперь, чтобы у Хвичи голова не закружилась. Ему нужно найти команду, где он по-новому себя раскроет с хорошим тренером. Теперь важно, чтобы он не получил травму и проявил себя, развивался.
— Вы работали внутри клуба и знаете систему. Почему пять лет «Рубин» топчется на месте и не побеждает? Почему в Татарстане футбол в упадке и не удается сделать скачок?
— Условия в Казани сумасшедшие, есть ресурсы, профессиональный уровень клуба. Все на самом высоком уровне. Но везде есть свои нюансы.
— Скучаете по «Рубину»?
— Конечно, скучаю! И по Казани — очень классный город! После ухода из клуба так ни разу и не приезжал. Ностальгия по клубу у меня остается, что обманывать себя. Это отличная команда, великолепные условия, задачи. Хорошее было время!
«Приятно смотреть на него [Кварацхелию], и, когда он не играет, «Рубин» выглядит совсем иначе. За ним бегут, хватают руками, два человека пытаются сбить, а он несется. И это в 19 лет. Вот таких игроков нам надо растить»
— По-вашему, российская лига ослабла с тех пор, как вы уехали? Стала ли более оборонительной? Интересно ли смотреть матчи РПЛ?
— Раз мы не набираем очки в еврокубках, проигрываем и никуда не выходим, то, значит, уровень упал. Причин много. Вообще, мне интересна философия игры Клоппа, и она близка российскому футболу. Этот стиль нам ближе, чем философия Гвардиолы и, например, «Барселоны». В техническом плане мы уступаем иностранцам еще на уровне детского футбола. В советские времена наши клубы и сборные не были техничнее ведущих зарубежных команд, но чем мы отличались? Физической подготовкой и тактическими перемещениями, дисциплиной.
Если анализировать выступления наших клубов в еврокубках и сборной России, то что мы можем противопоставить соперникам? Мы должны повысить свой функционал, интенсивность и нагрузку. Зачастую в данных качествах очень сильно проигрываем нашим соперникам. Либо мало тренируемся, либо что-то не то делаем в тактическом плане. На мой взгляд, последний провал наших клубов связан именно с подобным. Считаю, что приглашение иностранных тренеров и посредственных игроков — путь в никуда. Я не вижу в этом никакого позитива и пользы для нашего футбола. Откуда они приезжают, что выиграли? У наших наставников досье хуже? Дорожите нашими наставниками и спортсменами. Приглашайте иностранца, только когда он на голову выше российского специалиста. Иначе зачем? Мы захламляем наш чемпионат тренерами и игроками, которые не соответствуют уровню. О каком развитии говорим? Надо в себе покопаться и уважать себя.
— Кто сейчас лучший игрок в РПЛ?
— Кварацхелия. Приятно смотреть на него, и, когда он не играет, «Рубин» выглядит совсем иначе. За ним бегут, хватают руками, два человека пытаются сбить, а он несется. И это в 19 лет. Вот таких футболистов нам надо растить.
— А лучший тренер?
— Выделил бы Черевченко. На сегодня он удивляет своими результатами. Команда по всем меркам должна была вылетать, испытывала много проблем, но он пришел, и она начала играть, набирать очки. «Химки» уже уважают. Главное, чтобы после каникул ничего не сломалось.
«В профессиональном клубе товар — футболист, которого можно продать, и деньги использовать на развитие клуба»
«В КРЫМУ ЖИТЬ СТАЛО СПОКОЙНЕЕ»
— Крым так и не включили в РФС и российские турниры. Для вас это проблема?
— Даже если не копать глубоко, то это политический момент. Политика в спорте — это ужасно. Страдает футбольная молодежь в Крыму. В нашем клубе «Севастополь» в отличие от всех других работают профессиональные сотрудники. У нас 10 человек в штате, не считая футбольной команды. И мы выполняем по несколько функций. У меня обязанности генерального директора, спортивного директора, технического директора, селекционера и тренера-наставника.
Команды, которые играют по эгидой КФС, — это формально любительские команды, в том числе наш клуб, хотя по работе это очень профессиональный уровень. Чем отличается профессиональный клуб от любительского? В профессиональном клубе товар — футболист, которого можно продать, и деньги использовать на развитие клуба, а у нас игрока продать нельзя. Мы нигде не зарегистрированы, не входим в РФС, у нас нет профессиональных контрактов. В итоге спортсмены уезжают в ФНЛ, ПФЛ, высшие лиги Молдавии, Эстонии и так далее, и клубы не получают компенсаций. Это раздолье для агентов. А как нам жить и развиваться? Мы готовим игроков, а их бесплатно забирают. С нами даже никто не говорит. Футболиста захотел профессиональный клуб – он написал заявление и ушел.
— Как думаете, что будет дальше с крымским футболом?
— Честно говоря, мне уже все равно, признают ли Крым или нет. Мы живем в России — прекрасной стране и развиваемся. Мост построили и теперь есть прямая связь с континентом, развивается транспортная система и экономика. Если Крым и Севастополь войдут в состав РФС, то пострадать может весь футбол высочайшего уровня в России, начиная от сборной, заканчивая низшими клубами, поэтому, думаю, никто не будет рисковать.
— После того, как Крым стал российским, вам стало лучше жить? Это стоило того?
— Конечно! Стабильно, жить стало спокойнее. Нет той угрозы, что была раньше. Крым развивается: дороги, освещение, инфраструктура, спортивные сооружения. Все строится, модернизируется, смотрится по-другому. Смотришь и радуется глаз.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 17
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.