Ферри, Чиро. Обрезание Господне. Италия, около 1660 года Холст, масло. 130×100,5 см БСИИ ASG, инв. № 04-1360

Гораздо более длительным процессом стало определение авторства картины. Искусствоведческое исследование, проведенное директором МИА  Алиной Булгаковой, позволило отнести произведение к творчеству итальянского мастера  римской школы Чиро Ферри (1634 – 1689), ученика одного из крупнейших мастеров живописи и архитектуры Пьетро да Кортона. Картина нуждалась в реставрации, которую осуществил художник Андрей Сульдин. О процессе атрибуции картины и ее восстановлении они рассказали редакции «Мира искусств».

- В каком состоянии была работа на момент реставрации?

- Впервые в моей практике случилась картина, покрытая толстым слоем лака. Видимо, перед тем, как выставить ее на аукцион, решили освежить, скрыть дефекты и сделали это с помощью мебельного или паркетного лака.

- Он въелся в красочный слой или застыл тусклой пленкой и заслонил живопись? И каким образом его удалили?

- Я предпочитаю не работать с химическими растворителями, поэтому небольшими участками размягчал этот лак и удалял его механическим способом.

- Красочный слой остался неприкосновенным?

- Если не считать, что картина была «замыта», поскольку земляные краски легко водорастворимы, и во время предыдущих реставраций с ними работали, то да, красочный слой в процессе моей реставрации остался невредимым.

- Какой процент от общей площади полотна занимает подлинная живопись автора?

- Примерно 35% площади картины – это результат реставрационных вмешательств, а остальное - работа автора. К счастью, время не так сильно  затронуло центральные образы картины, они сохранились в первоначальном виде. Единственное, повторюсь, она была сильно «замыта» - старые мастера сначала выполняли имприматуру – цветную тонировку грунта или первого красочного слоя, затем следовала отделка каждого персонажа, так вот эта картина местами была смыта до имприматуры. Больше всего пострадали второстепенные персонажи – служители храма, участвующие в таинстве, и херувимы.

- А общий неяркий колорит картины получается из-за того, что краски земляные? Во время создания она была в таких же приглушенных тонах, как сейчас?

- Да, в процессе  реставрации я дошел до авторского слоя, все поздние реставрации ушли вместе с лаком, поэтому работал целиком в авторской колористике, устраняя дефекты – «следы» времени.

- Сейчас картина покрыта лаком? Создается впечатление, что его нет, поскольку поверхность картины матовая.

- Очень тонкий слой лака, это мой принцип, чем тоньше слой лака, тем меньше искажений и меньше работы следующему реставратору. И потом реставрация только-только завершена, краски еще свежи и если покрыть картину лаком сейчас, он соединится с красочным слоем. Через некоторое время, когда краски подсохнут, будет нанесен еще слой лака, но опять очень тонкий.

- А что Вы скажете о холсте? Картине почти 400 лет, холст столько не живет, она перенесена на другой холст?

- Да, она дублирована, причем не очень удачно, но чтобы не травмировать картину очередной раз, реставрационным советом было принято решение дубляж сохранить, я его подклеил, устранил прорывы, заломы и т.д., стараясь максимально выровнить картину.

- Вам понравился художник? С кем бы Вы его сранили по уровню мастерства из художников нашего собрания, Вы ведь «осваивали руку» многих из них, - с Сементи, Тозини, Джордано?

- Трудно сказать однозначно, что-то интегральное, с кем-то сходно композиционное мастерство, с кем-то – техника мазка… Уподобить Чиро Ферри кому-то полностью невозможно.

- Но он талант или крепкий ремесленник, по-Вашему?

- Скорее, второе, он – не гений, но хороший мастер.

- Мне понравилось, как он тщательно и индивидуализированно выписал второстепенных персонажей, например, вот этот не полностью вошедший в полотно служитель, как хорошо написаны руки и лицо…Нередко художник как-то схематично изображает второстепенных персонажей, а здесь не только лица проработаны, но даже их мимика передана.

- Автор очень профессионален, он тщательно выписывает все, включая мелкие детали, не говоря уж о лицах. Мы читаем эмоциональное состояние персонажей, что уже говорит о его мастерстве.

- Общеизвестно, что старые мастера не были сильны в передаче анатомии человека, не существовало еще академической школы. Вот здесь, например, персонаж в красной тунике имеет очень условное телосложение, Вы согласны?

- Возможно, он писал с модели такого телосложения, а возможно, это дань эстетике маньеризма – удлиненное тело, шея, вычурная поза и т.д., но согласитесь, что в этом нет уродства, а напротив, есть своеобразная красота.

- Согласна.

- Здесь вообще все сделано профессионально, посмотрите, есть несколько источников света – льется свет с неба, справа и снизу и плюс еще светится ореол вокруг головы младенца, и зажжен факел в руке одного из служителей, пять источников света! Если бы не мастерство Ферри, получилась бы мешанина, а так все гармонично, светотеневые эффекты не противоречат друг другу.

- Сколько продолжался  реставрационный процесс?

- Около трех месяцев.

- что заняло больше всего времени – удаление лака?

- да.

- Вы сами создали эту методику удаления старого лака?

- Да, и уже неоднократно ее использовал, потому что картины поступают к нам после коммерческой реставрации, с аукционов и бывают покрыты, что называется, чем угодно… однажды был лак тоже не известного происхождения с вкраплениями песка, видимо, его просыпали в лак, не заметили вовремя, а потом просто не стали переделывать. Встречаются картины, натертые воском, был случай, когда холст приклеили к фанере, использованной в этом случае как дубляж. Одна картина в нашем собрании была наклеена на оргалит – разновидность ДВП, который мне пришлось срезать слоями. В итоге оказалось, что картина не очень-то и нуждалась в дублировке холста, никаких серьехных повреждений его я не нашел.

- А чем Вы размягчали лак?

- «Химико-термическим» способом: подогревал лак феном, составлял раствор из нескольких химических элементов, наносил на лак, снова пологревал, и когда лак начинал пузыриться и отслаиваться, счищал его пластмассовым стеком.

- Аматти и Страдивари варили лак, а Вы, получается, ищете секрет «антилака»?

- Да, чтобы исправить чужие огрехи.

- Нас очень впечатлила рама – очень деликатная, не перетягивающая внимания на себя, но если всмотреться – очень тонкой работы, как Вы считаете, где она была сделана и когда?

- Рама, конечно, намного моложе картины, но ей больше ста лет, она сделана в голландско-фламандском стиле, темный цвет рамы позволяет неяркому колориту картины стать более светлым. У меня было несколько вариантов восстановления рамы, сначала хотел сделать ее матовой, но тогда картина «пропадает», поскольку сама матовая. А блеск рамы дополнительно придает картине объем и глубину.

- В собрание часто поступают картины измененного формата, обрезанные и т.п., а эта работа того формата, какой задумал Фиро Черри?

- Натурального формата, хотя бы за одно могу сказать «спасибо» арт-дилерам, что не срезали кромки, как часто делают: срезают кромку вплоть до края картины. К подрамнику мы прикрепляем дубляж и благодаря раме это остается не заметным, а здесь все сохранено.

- Картина итальянской работы, а рама, способ крепления на подрамник, Вы же легко определяете "национальность" работы?

- Подрамник французской работы, он более поздний, видимо, периода дубляжа.

Андрей Сульдин: «Коллекция итальянских маньеристов Большого собрания изящных искусств ASG пополнилась работой римской школы»

- Уважаемая Алина Вячеславовна, поделитесь с нашими читателями, трудно было установить авторство картины? И сколько уже у Вас атрибуций произведений старых мастеров?

- Я подробно раскрыла процесс атрибуции на нашем портале «Мир искусств», если кратко, то авторство было установлено на основании подготовительного риснка Ферри из Музея искусства «Метрополитен». Кроме этого помогла гравюра, снятая с нашего полотна французским мастером Мишелем Обером. Сейчас она хранится в Художественном музее Гарварда. На сегодняшний день у меня уже несколько десятков атрибуций живописи старых мастеров. Сейчас я активно вовлечена в исследовательский процесс, поскольку работаю над VIII томом каталога живописи Большого собрания изящных ASG. Многие картины ещё не атрибутированны и ждут своего часа.

Партнерский материал

18+