«Основной причиной введения санкций станет желание США повлиять на транзит власти в России, который вступит в решающую фазу в этом году», — так интерпретировали эксперты «БИЗНЕС Online» первую речь Джо Байдена, посвященную внешней политике. 46-й президент США заявил о возвращении Америки на арену мировой политики и использовании дипломатии для выстраивания альянсов. О том, какой будет внешнеполитическая программа США на ближайшие четыре года, — в материале «БИЗНЕС Online».
Джо Байден: «Америка вернулась. Дипломатия вернулась. Как я сказал в инаугурационной речи, мы восстановим наши союзы и снова воссоединимся с миром»
«Америка вернулась. Дипломатия вернулась. мы восстановим наши союзы и снова воссоединимся с миром»
Новый президент США Джо Байден, наконец, смог добраться до здания Государственного департамента США и обратиться к миру с речью о внешней политике Америки. Напомним, речь была запланирована на понедельник, 1 февраля, но из-за снегопада в Вашингтоне ее решили перенести (хотя от Белого дома до Госдепа можно доехать за 3 минуты).
Госсекретарь Энтони Блинкен поблагодарил президента и вице-президента Камалу Харрис за «столь ранний» визит в его ведомство, несмотря на «остатки снега на улице». «Наш президент и вице-президент знают, как жизненно важен Государственный департамент для безопасности и процветания Америки», — отметил Блинкен. Представляя Байдена, он рассказал, что работал с ним два десятилетия и было большой привилегией наблюдать, как Байден «действовал по всему миру, от Багдада до Баграма, от Парижа до Претории».
Поблагодарив дипломатов за работу и расставив перед ними нужные акценты, Байден поднялся на восьмой этаж Госдепа, откуда произнес речь уже для всего мира. «Америка вернулась. Дипломатия вернулась. Как я сказал в инаугурационной речи, мы восстановим наши союзы и снова воссоединимся с миром, — провозгласил Байден. — Не для того чтобы отвечать на вызовы вчерашнего дня, но сегодняшнего и завтрашнего. Американское руководство должно соответствовать этой новой ситуации наступающего авторитаризма, включая амбиции Китая соперничать с США и нацеленность России нанести ущерб и разрушить нашу демократию».
Основа «всемирной власти» США, ее преимущество и неисчерпаемый источник силы — это ее демократические ценности: защита свободы и универсальных прав, главенство закона и уважение к каждой личности, заявил Байден. Последние события (очевидно, имеется в виду захват конгресса сторонниками предыдущего президента, Дональда Трампа) поставили ценности под угрозу, но Байден уверен: американцы от этого станут только сильнее и смогут лучше «объединять мир в борьбе за демократию».
Глава государства рассказал, что за последние две недели говорил с лидерами стран-союзников о том, чтобы «нарастить мышцы демократических альянсов, которые атрофировались за последние несколько лет пренебрежения и плохого обращения». Президент заверил, что за демократию США будет стоять плечом к плечу со всеми своими союзниками.
Важно выстраивать дипломатические отношения и с противниками: поэтому вчера США и Россия продлили договор СНВ-3 еще на пять лет. Но это не значит, что Байден будет мил с нашей страной. «Я дал ясно понять Владимиру Путину, в манере, очень отличной от моего предшественника, что дни, когда США поддавались перед лицом агрессивных действий России — вмешательства в наши выборы, кибератак, отравления ее граждан, — закончились. Мы без колебания увеличим издержки для России (т. е. предполагается, что Россию заставят сильнее расплачиваться за такие действия — прим. ред.)», — заявил Байден и добавил, что противодействие России окажется более эффективным, если США будут действовать сообща с теми партнерами, кто «думает так же».
«Политически мотивированное заключение Алексея Навального и российские попытки подавить свободу высказываний и мирных собраний вызывают у нас и мирового сообщества сильное беспокойство, — продолжил президент. — Мистеру Навальному, как всем гражданам России, даны права Конституцией России. Его преследуют за разоблачение коррупции. Он должен быть освобожден немедленно и без условий».
Следом за Россией Байден перешел к другому «заклятому другу» США. И если в остальных действиях Байден пока придерживается принципа «делай противоположное тому, что делал Трамп», то на Китай это не распространяется. Байден признал, что это самый серьезный соперник США. «Мы будем противостоять экономическим злоупотреблениям Китая, его агрессивным, принудительным действиям, атаке Китая на права человека, интеллектуальную собственность и мировое управление», — заявил президент США. По его словам, Америка готова работать с Пекином только тогда, когда это в американских интересах, и будет говорить с Поднебесной «с позиции силы».
Также Байден повторил, что США возвращаются во все международные организации, не будут передислоцировать свои войска из Германии и приложат дипломатические усилия, чтобы закончить войну в Йемене. США больше не будут поддерживать наступательные операции на эту страну и продавать саудовской коалиции оружие для соответствующих целей.
Но и Саудовскую Аравию не оставят без поддержки перед атаками спонсируемых Ираном вооруженных формирований. «Мы будем продолжать поддерживать и помогать Саудовской Аравии защищать ее суверенитет, территориальную целостность и народ», — заявил Байден.
Ну и на десерт американский лидер пообещал восстановить лидерство США «по вопросам гомосексуалистов» (или LGBTQI, как загадочно выразился сам президент) во всем мире. Внешнеполитические ведомства страны будут бороться с криминализацией этого явления.
«Мистеру Навальному, как всем гражданам России, даны права Конституцией России. Его преследуют за разоблачение коррупции. Он должен быть освобожден немедленно и без условий»
«ОСНОВНОЙ ПРИЧИНОЙ ВВЕДЕНИЯ САНКЦИЙ СТАНЕТ ЖЕЛАНИЕ ПОВЛИЯТЬ НА ПРОЦЕСС ТРАНЗИТА ВЛАСТИ В РОССИИ»
По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты оценили последствия речи президента США.
Виктория Журавлева — руководитель центра северо-американских исследований ИМЭМО РАН, кандидат политических наук:
— Слова Байдена следует понимать напрямую. Проект санкционного указа типа «списка Магнитского», только теперь это «список Навального», готовился в конгресс уже давно. Байден подтвердил, что собирается действовать совместно с Европой. Они объединят усилия, готовить единый санкционный список и достаточно быстро принимать закон — ограничивать возможности [России]. Как это будет выглядеть? Расширенные персональные списки, скорее всего, точно сформируются, но что будет помимо этого, предположить сложно.
Все инструменты, которые имелись, США уже использовали за время президентства Дональда Трампа. Остается только ограничение по SWIFT (отключение России от системы обмена банковской информацией), и это достаточно болезненный для обеих сторон инструмент, который может отразиться и на Соединенных Штатах. Думаю, этот шаг они пока не предпримут, но то, что он будет по-прежнему в запасе и им станут угрожать, — это точно.
Требование освободить Навального совершенно четко воспримут как вмешательство во внутренние дела — тезис, который постоянно повторяется. Менять внутреннюю политику России — это то, что хотят Соединенные Штаты, и то, чего не желает Россия, и не будет этого делать. Россия — это суверенное государство, которое само принимает решение не только на международной арене, но и прежде всего в отношении своих граждан, и того, что происходит внутри страны. Давление может только еще больше подстегнуть какие-то более резкие меры в отношении общества. Такое возможно, хотя Штаты традиционно используют инструмент давления в отношении тех государств, внутренним поведением которых они недовольны. Они использовали его всегда, в отношении России — тоже. И в отношении Советского Союза мы тоже это помним — ограничивающие законы. У СССР на то, чтобы ответить на поправку Джексона – Вэника (поправка 1974 года к Закону о торговле США, ограничивающая торговлю со странами, препятствующими эмиграции, а также нарушающими другие права человека), ушло более 20 лет. Вот примерно так Россия реагирует на попытки воздействовать на то, что у нее происходит внутри страны.
Александр Петров — историк-американист, главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН:
— Джо Байден в ходе предвыборной кампании заявил несколько вещей. Он сказал, что необходимо объединять Америку, республиканцев и демократов, пообещал пересмотреть многие положения, которые связаны с администрацией Трампа. и что по отношению к России будет предложен новый, прагматичный подход, в котором максимально задействуют американские интересы и решат те вопросы, которые не удалось решить при администрации Трампа. Но все это будет выполнять не сам Байден, а его администрация. Байден — не «сам по себе», в отличие от Трампа, который принимал самостоятельные решения. Байден — это команда, и, с точки зрения внешней политики, она состоит из Джейка Салливана, Энтони Блинкена, а сейчас мы ждем назначения Уильяма Берна, который работал послом США в России и наверняка будет принимать очень серьезное участие в принятии тех или иных решений. Это один из самых интеллектуальных и интеллигентных американских политиков, в его лице я вижу взвешенную точку зрения (на развитие российско-американских отношений — прим. ред.).
Прагматичный подход [этой команды администрации] заключается в возобновлении договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3 — прим. ред.), и это большой плюс, с его помощью мир был отодвинут от края пропасти, которая привела бы к дальнейшей гонке вооружений. А данный договор несет определенную стабильность, в которой заинтересованы Россия и Соединенные Штаты Америки. Мне не кажется, что Байден станет наращивать антироссийские санкции только потому, что это выражает его мировоззрение. Он будет опираться на ту точку зрения, которая доминирует в сенате, в Палате представителей и вообще в целом в конгрессе, который во многом и определяет вопросы внешней политики. Было бы ошибкой считать, что именно Байден заявляет то-то и то-то и потом это выполняется. Этого не удалось сделать даже Трампу с его стремлением к самостоятельным действиям. Байдену тем более не удастся, это коллективный игрок. Поэтому мы с вами должны следить за тем, что происходит в стенах конгресса США.
Павел Салин — директор центра политологических исследований Финансового университета:
— Заявление Байдена не повергнет в шок российские власти. Информацию о том, что новая американская администрация готовит новые санкции в отношении России, причем носящие персональный характер и способные затронуть персонально Владимира Путина и его окружение, Кремль получил еще в декабре прошлого года. И с тех пор лучшие умы различных ведомств ищут ответ на вопрос, какие инструменты конкретно США готовятся использовать для подобного рода давления.
Чем ценно выступление Байдена для широких кругов обывателей — он перечислил основания для введения подобных санкций. Навальный и прочее стоит в этих основаниях не на первом месте. Так оно и есть — риторика западных стран, и США тоже, сильно отличается от практики. Как бы ни шумел Запад по инциденту вокруг Навального, сама эта ситуация причиной для введения санкций не будет. Слова отдельно, бизнес отдельно. А такие причины, как вмешательство России в выборы, хакерская атака, действительно могут подтолкнуть американскую администрацию к введению санкций. Но это тоже скорее будет дополнительной причиной. А основной возможной причиной введения санкций станет желание американцев оказать влияние на процесс транзита власти в России, который, по их информации и расчетам, вступит в решающую фазу в этом году. В этот период верхушка российской элиты будет находиться в наиболее уязвимом и непрочном положении. Дополнительная причина — возможные истории об атаках на американскую демократию со стороны Москвы. А риторическим сопровождением всего этого послужит озабоченность о Навальном, хотя к реальным причинам это отнести нельзя.
Сейчас продолжается ситуация, которая сформировалась в декабре прошлого года, когда все ждут: российские элиты — решения Путина по транзиту, которое оттягивается и, судя по всему, будет оттягиваться до послания. Владимир Путин ждет определенности от американцев по поводу санкционного инструментария, а американцы — определенности по российскому транзиту. Европейцы же ожидают, что американцы будут делать с санкциями, и готовы к ним присоединиться. Сами они вводить санкции в отношении России не готовы. Все ждут, а ожидания цепляются друг за друга крючочками, и получается замкнутый круг.
В России изменится внутренняя политика, но вряд ли вследствие усилий Байдена. Это будут внутренние причины. Политика вообще-то уже начала меняться. Мы видим, что власть фактически уже отказывается от политических инструментов управления обществом и делает ставку исключительно на силовые. Это началось с 2014 года, но в видимую фазу вошла в январе. Не факт, что такой тренд будет доминировать в России долгое время. Во многом влияние окажут действия элитных групп, но они пока тоже ждут транзита, и всех карт пока не раскрывают.
Андрей Федоров — бывший замминистра иностранных дел, член совета по внешней и оборонной политике:
— Речь Байдена — это не просто слова. Проект санкций уже находится в конгрессе на рассмотрении, но, кроме того, есть так называемый закрытый проект, который американская сторона не хочет пока обнародовать. Он тоже включает в себя персональные санкции в отношении примерно 20 лиц. Более того, там есть раздел, связанный с запретом на покупку российских ОФЗ (облигации федерального займа — прим. ред.). Пока проект они хотят согласовать с европейцами во время предстоящего визита госсекретаря США Энтони Блинкена в Европу. Фактически санкции становятся неизбежными, потому что это в том числе вопрос о политическом лице Байдена, который находится под очень сильным давлением и со стороны демократов, и со стороны республиканцев. Ключевой вопрос сегодня заключается только в том, когда и насколько широко санкции будут применены.
Мы сейчас выходим на новый уровень конфронтации с Западом, мы сейчас входим в стадию «прохладной войны». Встреча Сергея Лаврова (руководитель МИД РФ — прим. ред.) и Жозепа Борреля (верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности — прим. ред.) будет прелюдией к дальнейшему развертыванию «прохладной войны», которая начнется с пакета санкций со стороны США и Европейского союза. Худший для нас вариант — если ЕС и США, как и предлагают американцы, составят единый пакет санкций, тогда нам не удастся играть на некоторых противоречиях, которые существуют между ними.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 160
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.