МИХАИЛ ПОГОСЯН ПРОЯСНИЛ ДАЛЬНЕЙШУЮ СУДЬБУ КАПО И КАИ-КНИТУ

Сегодня на VI международном лин-форуме в Казани прозвучал ряд интересных новостей о деятельности татарстанской машиностроительной отрасли и профильных вузов. КАИ будет выпускать не отдельных студентов, а проект и сопровождающую его команду. КАПО уже в 2012 - 2013 году сможет поставлять комплекты деталей для Boeing и Airbus. А убыточный по итогам 9 месяцев 2011 года КАМАЗ отчитался о каких-то невероятных 16 млрд. рублей эффекта. Об этом и многом другом рассказали участники лин-форума, на котором побывал корреспондент "БИЗНЕС Online".

IMG_9641.jpg

Рустам Минниханов Андрею Реусу и Михаилу Погосяну: «С нас - кадры, с вас – передовые технологии»

БОЛЕЕ 80 КОМПАНИЙ РТ И ЭТО НЕ ПРЕДЕЛ

Лин-форумы в РТ – это модное увлечение, которым наша элита заболела несколько лет назад. Чаще всего в последние годы они проходили в Закамье, в Набережных Челнах и Елабуге, что неспроста: КАМАЗ стал одним из первых в республике, начав внедрять принципы бережливого производства (БП), причем еще до кризиса. Напомним, о системной работе по внедрению подобных принципов Рустам Минниханов заявил в 2009 году, когда бизнесмены РТ сами начали считать каждую копейку. На сегодня лин-менеджмент на предприятии, как официально заявляется, используют более 80 компаний республики. Однако это, по словам министра промышленности и торговли РТ Равиля Зарипова, «не предел». А по словам президента РТ Минниханова, принципы бережливого производства применимы не только в промышленности, но и в других отраслях, и даже в муниципальном управлении. Ведь ориентир у нас к 2016 году известный - республика должна увеличить объем производства до 2 трлн. рублей и производительность труда в 2 раза.

«НЕУЖЕЛИ 16 МИЛЛИАРДОВ?!»

Перед открытием пленарного заседания форума в «Корстоне» Минниханов ознакомился с результатами работы отдельных компаний. Выставка достижений представляла собой ряд экранов, слайды на которых комментировали специалисты и руководители производств. Начал смотр президент РТ с президентом ОАО «Объединенные авиастроительные корпорации» Михаилом Погосяном, разумеется, с КАМАЗа. Первым ответ держал замгендиректора автогиганта Юрий Клочков, рассказавший о том, как в соответствии с принятой декларацией они внедряют у себя БП, ежегодно поднимают цели, улучшают рабочие места.

- Улучшая, да?…Это как мне Когогин говорит – военные заказали машину, а ты или кто-то говорит: а мы не можем эту машину сделать, потому что наш программный продукт этого не позволяет, - посмотрел на Клочкова глава республики, прищурив глаза.

- Но все равно сделаем, - тут же ответил топ-менеджер автогиганта.

- Пришлось сломать немножко систему, да? – поймал топа Минниханов.

Клочков кивнул и продолжил. Указал на монитор и заметил, что красным выделены затраты на внедрение принципов БП: «а затраты очень низкие» - 0,7% от полученного эффекта. Когда речь зашла о полученном КАМАЗом эффекте, выраженном в денежном выражении (16 млрд. рублей!), Минниханов, как здравый финансист, который явно в голове держал цифру в 2,7 млрд. рублей убытков КАМАЗа за 9 месяцев 2011 года (а для республики это связано с незаплаченным налогом на прибыль) засомневался:

- Неужели 16 миллиардов?!

Клочков (который производственник, а не финансист) как-то безучастно подтвердил эту цифирь. Ему на помощь пришел Зарипов, который напомнил, что автогигант высвободил 360 тыс. свободных производственных площадей.

- Ну да, все новые производства, СП мы сейчас открываем и на площадях КАМАЗа. За счет того, что они уплотняются, - сообщил президент РТ Погосяну.

30 СВОБОДНЫХ ГЕКТАРОВ КМПО

У стенда компании «Алнас», посмотрев на цеха республиканского предприятия, глава РТ вспомнил о тех красивых цехах, которые он видел на производстве Первоуральского новотрубного завода (президент посещал его в феврале этого года ред.):

- Вы не были? – поинтересовался у Погосяна Минниханов. - Вообще! По культуре производства, по промышленному дизайну просто равных нет! И работа с персоналом какая! Если будете в тех краях, советую заглянуть.

Гендиректор КМПО Дамир Каримуллин начал рассказ с того, что после внедрения принципов БП вывезли с предприятий 6,5 тыс. ед. металлолома и 1,2 тыс. ед. устаревшего оборудования, 1,5 тыс. ед. было перемещено. В итоге освободили 30 га территории.

- На сегодняшний день эффект – 700 миллионов рублей, - торжественно заявил топ-менеджер КМПО.

- А что будете размещать на освобожденных площадях? – тут же поинтересовался Минниханов, услышав о 30 свободных гектарах. О цифрах он не рискнул после КАМАЗа больше спрашивать.

- Пригласили малый и средний бизнес, - ответил Каримуллин после некоторой заминки.

- Может быть, компонентщиков? – подсказал президент. – Авиационные компоненты бы производили тут, объединить – и для вертолетчиков, для вас, посмотрел Минниханов на главу ОАК (Погосян с удовлетворением кивнул ред.).

- Программа рассматривается, - с готовностью заявил Каримуллин.

НОВЫЙ ПРОДУКТ КАИ: КОМАНДА И ПРОЕКТ

Предпоследним был стенд ТПП Набережных Челнов и Закамья. Представлял его лично руководитель палаты Юрий Петрушин.

Петрушин, помня о регламенте, дал старт своему докладу. О том, что открыли на базе ТПП четыре кафедры по бережливому производству, сколько человек в этом году обучили…

- В Челнах? В следующий раз, когда будем там, заглянем! - пообещал президент РТ Погосяну и уточнил. – Это помимо КАИ?

Зарипов ответил, что в Набережных Челнах есть две точки, где готовят подобные кадры, - в КАИ и «у Петрушина».

– А ты недурной политический деятель, оказывается! - заключил впечатленный Минниханов польщенному главе ТПП Набережных Челнов и Закамья.

У последнего стенда Минниханова с готовностью ждал Газиз Мингалеев - завкафедрой экономики и управления на предприятии КГТУ-КАИ, который одним из первых в РТ организовал курсы повышения квалификации сотрудников промышленных предприятий. Он, в частности, рассказал о новой технологии обучения студентов, когда вуз выпускает не отдельных студентов, а проект и группу специалистов, его сопровождающих, которую, (в теории, разумеется) на предприятии примут с распростертыми объятиями. На экране три фигурки студентов радостно маршировали вслед за «проектом» на завод. Минниханов с Погосяном застыли в восторженном изумлении. Возможно, потому, что это была единственная анимация на выставке.

- То есть, новый продукт КАИ – не новый специалист. Он дешево стоит. А команда и еще проект, - объяснил Мингалеев. – И поэтому студенту не надо на предприятие приходить. Не понравился он руководителю, два года поработал и ушел. Это же большие потери – государство-то платит!

АПЛОДИСМЕНТЫ КАМАЗУ И ВТО

На пленарном заседании глава РТ вновь предупредил республиканский бизнес о том, что внедрение принципов БП необходимо им самим, чтобы те были конкурентоспособны. В особенности вопрос остро встанет после вступления РФ в ВТО. «Да, это требует затрат, но результат того стоит, - заявил президент РТ. – По этому пути идут крупнейшие мировые и российские компании». И заметил, что если бы лин-менеджмент был неэффективным, Сергей Когогин и Погосян не стали бы им заниматься. А после выступления Юрия Клочкова президент даже посоветовал залу «поаплодировать КАМАЗу»: «Хотя далось им это тяжело – результаты впечатляют - 16 миллиардов рублей экономического эффекта!».

НОВАЯ СТРАТЕГИЯ ДЛЯ КАПО

Выступивший также с докладом о результатах внедрения принципов БП на предприятиях «ОАК» Погосян озвучил стратегические направления КАПО. И признался, что без лин-менеджмента осуществить масштабные планы на казанском предприятии не удастся. Всего для КАПО определены четыре направления: 1) центр компетенции по ремонту и модернизации самолетов стратегической авиации, 2) центр компетенции по производству самолетов специального назначения, 3) центр компетенции по изготовлению механизмов крыла и хвостового оперения и 4) центр компетенции по производству крыла и оперения.

Центр по изготовлению механизмов крыла и хвостового оперения будет запущен уже в третьем квартале 2012 года, а первый комплект поставлен к концу 2012 года (для SSJ-100). Проектная мощность составит 200 комплектов в год. Поначалу центр будет работать на компании ОАК, однако предполагается, что КАПО сможет выполнять заказы и со стороны Airbus и Boeing. Центр компетенции по производству крыла и оперения запустят в октябре следующего года. Первый комплект крыльев для SSJ-100 КАПО, по словам Погосяна, поставит в октябре 2012 года, комплект оперения - в декабре. Крылья и оперение для самолета МС-21 КАПО выпустит в сентябре 2013 года. По словам Погосяна, перед КАПО сегодня стоят «масштабные задачи». ОАК необходимо будет добиться обеспечения эффективной работы предприятия и оздоровления финансового состояния КАПО. Планируется, что к 2020 году в КАПО увеличат число рабочих мест до 3500.

IMG_9438.jpg

Михаил Погосян с сожалением отметил, что сейчас ОАК по объему производства находится на 5-6 месте, уступая не только американским и европейским компаниям, но и канадской Bombardier и бразильской Embraer

Чтобы решить задачи, по мнению Погосяна, необходимо внедрять передовые технологии и готовить профессиональные кадры. ОАК, конечно, планирует опираться на КНИТУ-КАИ. Но для этого КАИ должен (и может, по мнению Погосяна) стать центром подготовки кадров не только для Татарстана, но и для других заводов ОАК. В правительстве РТ с этим согласились и подписали соглашение по вопросам кадрового обеспечения авиационной отрасли между министерством промышленности и торговли РТ, КАИ и ОАК.

В завершении пленарного заседания Минниханов в шутку напомнил собравшимся бизнесменам, что пока лекции бизнес-тренеров и глав крупных российских и татарстанских компаний читаются им бесплатно – «денег брать не будем»: «Потом придется платить».

P
.s.
В редакцию газеты "БИЗНЕС Online" обратилась пресс-служба КАПО с уточнением, что к 2020 году число рабочих мест увеличат до 3500 только в направлении центра компетенции по производству крыла и оперения, а общее число рабочих на заводе КАПО - больше 3500.