Как оказалось, скоро имя Мусы Джалиля, может прозвучать в отечественном кино Как оказалось, скоро имя Мусы Джалиля может прозвучать в отечественном кино Фото: © Ф. Акчурин, РИА «Новости»

«РАБОТА НАД СЦЕНАРИЕМ К ФИЛЬМУ О МУСЕ ДЖАЛИЛЕ ЗАВЕРШЕНА»

«Надеемся, играть будет не Безруков», — такой была реакция внучки Мусы Джалиля на новость о будущих съемках художественного фильма про ее деда, о которой она узнала от корреспондента «БИЗНЕС Online». Татьяна Малышева обещала обязательно рассказать об этом своей маме, Чулпан Залиловой.

Действительно, накануне 115-летия Джалиля, которое будет отмечаться в ближайший понедельник, появилась информация о начале реализации кинопроекта, который вполне можно сравнить — и в части амбиций, и в плане участия Татарстана — с нашумевшим сериалом «Зулейха открывает глаза», а также фильмом «Девятаев», над которым сейчас работает Тимур Бекмамбетов.

Кинопроект вполне можно сравнить — и в части амбиций, и в части участия Татарстана — с нашумевшим сериалом «Зулейха открывает глаза», а также фильмом «Девятаев» Кинопроект вполне можно сравнить — и в части амбиций, и в плане участия Татарстана — с нашумевшим сериалом «Зулейха открывает глаза», а также фильмом «Девятаев» Фото: «БИЗНЕС Online»

Вот и узник берлинской тюрьмы Моабит удостоится собственного байопика. Причем речь, по нашим данным, идет о заявке на блокбастер, бюджет которого собеседники издания, знакомые с ситуацией, оценивают примерно в 400 млн рублей. Это не рекордные цифры: к примеру, если брать хиты новогоднего российского проката, то здесь можно встретить и более солидные суммы: «Последний богатырь – 2: Корень зла» — 650 млн, «Огонь» — 550 млн, «Серебряные коньки» — 500 миллионов. Тем не менее, и обладая суммой в четыре сотни миллионов рублей, можно снять достойное историческое кино, подразумевающее съемки на разных локациях в ряде городов и даже стран. Источники «БИЗНЕС Online» утверждают, что Татарстан готов взять на себя половину бюджета картины, правда, пока непонятно, идет ли речь о государственных средствах или деньгах формально частных инвесторов, которых «попросят» взять на себя часть расходов. В любом случае заинтересованность властей республики данным проектом подтверждает в том числе тот факт, что целый ряд встреч с будущими авторами фильма проходил в минкульте РТ с участием татарстанских чиновников высокого ранга.

В министерстве культуры Татарстана официально ограничились нейтральным комментарием: «Работа над сценарием к художественному фильму о Мусе Джалиле, который планирует снять продюсерский центр „Синема Продакшн“, действительно, завершена. Что касается главного режиссера и самих съемок: фильм был отобран к постановке художественно-экспертным советом с условием доработки. Для этого сформирован экспертный совет, после внесения корректировок будет окончательно принято решение о начале съемок и финансировании. О деталях сообщим дополнительно».


Что известно о москвичах из «Синема Продакшн»?
Самый известный фильм данного продюсерского центра — «Собибор» Константина Хабенского, который Россия даже выдвигала на «Оскар». События и этого фильма происходят во время Второй мировой войны в нацистских застенках. Также собеседники газеты отмечают, что руководитель компании и, судя по всему, генеральный продюсер картины о Джалиле Эльмира Айнулова из нижегородских татар. Возможно, сей факт и повлиял на установление хорошего контакта с Татарстаном.

По информации «БИЗНЕС Online», уже утвержден режиссер нового фильма — это 39-летний Андрей Волгин, снимающий в основном жанровое кино — боевики. Самый известный из них — «Балканский рубеж», посвященный марш-броску российских десантников в Приштину в 1999 году в разгар конфликта вокруг Косово.

Оперативный комментарий от «Синема Продакшн» редакции получить не удалось.

Лейла Фазлеева: «Тут требуются и консультации, и вопросы, связанные с его судьбой, бытом. Сегодня есть и родственники Джалиля, которые, в том числе, будут принимать участие в консультировании» Лейла Фазлеева: «Тут требуются и консультации, и вопросы, связанные с его судьбой, бытом. Сегодня есть и родственники Джалиля, которые в том числе примут участие в консультировании» Фото: «БИЗНЕС Online»

ВИЦЕ-ПРЕМЬЕР РТ: «ЧАСТЬ СЪЕМОК БУДЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»

Вице-премьер РТ по социальным вопросам Лейла Фазлеева подтвердила в разговоре с нашим корреспондентом, что работа над фильмом в Татарстане идет на самом высоком уровне.

— Лейла Ринатовна, правда ли, что вы лично принимали участие в консультациях по будущей картине о Мусе Джалиле?

— Последние позиции, которые обсуждались, связаны и с консультативной частью, и с работой историков, и с работой представителей культуры РТ. Фильм же снимается про человека, судьба которого непосредственно связана с Татарстаном, с Советской Татарией. Соответственно, тут требуются и консультации, и вопросы, связанные с его судьбой, бытом. Сегодня есть и родственники Джалиля, которые в том числе примут участие в консультировании. Стандартная работа проводится. Часть съемок будет осуществляться на территории Республики Татарстан, по крайней мере такой есть замысел.

— Будет ли республика финансировать данный проект?

— Если соответствующее решение примут, то об этом точно заявят, на данный момент вопросы еще обсуждаются.

— Не боитесь, что в блокбастере от московских кинематографистов получится карикатурный образ татарского поэта-героя? Смогут ли авторы отразить душу Мусы Джалиля? И можно ли из Казани это как-то контролировать?

— В любом случае при производстве совместных фильмов однозначно можно и нужно на такую тему размышлять, консультироваться и редактировать. Так что авторы душу в данный фильм точно вложат, вне зависимости от того, москвичи это или татарстанцы.

— Со сценарием фильма вы знакомы?

— Да. Я свои комментарии по данному сценарию тоже проговорила, с моей точки зрения, с позиции человека, который знаком с творчеством и судьбой Мусы Джалиля. Как раз меня волнует то, о чем вы говорите, — душа поэта! Я, соответственно, свое мнение озвучила, имела такую счастливую возможность.

«Они хотят сделать экшЕн»

Автор сценария — режиссер-документалист Насур Юрушбаев, который мечтал снять художественный фильм о Джалиле уже много лет и периодически рассказывал об этом татарстанским СМИ. Он с конца 1980-х жил в Германии, а недавно спустя 30 лет после эмиграции вернулся в Россию и сегодня живет в Казани.

«Я долго писал сценарий, около 10 лет, обращался в министерство культуры, — рассказал Юрушбаев „БИЗНЕС Online“. — В 2019 году сценарий закончил, его проверили 8 историков в Казани, все они были у меня консультантами, и они все поставили высшую оценку. Сценарий я отдал в министерство [культуры РТ] — они прочитали и решили подключить москвичей из «Синема Продакшн».

Наш собеседник подтвердил, что продал сценарий «Синема Продакшн», источник газеты в кинематографических кругах считает, что речь идет о 2 млн рублей — таких денег местные авторы за подобные проекты еще не получали. Юрушбаев указывает, что останется автором сценария фильма, но теперь все вопросы по нему только к его московским создателям, тем более что, с большой долей вероятности, сценарий может еще очень сильно поменяться. «Они хотят сделать такой экшен, а мой фильм был более элитарным», — уверен режиссер-документалист.

Насур Юрушбаев: «Мне сказали: «Насур Андарзянович, это очень большой фильм, очень ответственный, у вас нет команды, даже реквизитов нет. Для такого фильма нужно скооперироваться с Москвой» Насур Юрушбаев: «Мне сказали: «Насур Андарзянович, это очень большой фильм, крайне ответственный. У вас отсутствует команда, даже реквизитов нет. Для такого фильма нужно скооперироваться с Москвой» Фото: Андрей Титов

При этом режиссер-документалист (а его картины даже участвовали в казанском фестивале мусульманского кино) самостоятельно хотел реализовывать собственный проект, но финансовой поддержки от властей не получил. «Я желал снимать самостоятельно, хотел даже сам музыку написать, потому что в  некоторых своих фильмах выступаю и композитором, но в министерстве мне сказали: „Насур Андарзянович, это очень большой фильм, крайне ответственный. У вас отсутствует команда, даже реквизитов нет. Для такого фильма нужно скооперироваться с Москвой“», — передает Юрушбаев слова чиновников. Он уверен, что все вопросы можно было решить.

Интересно, что те, кто видел первоначальный сценарий, расходятся в оценках его качества. «У Юрушбаева был очень хороший сценарий, не знаю, чем все закончится, используют ли его. Я думаю, можно экранизировать чисто юрушбаевский сценарий», — уверен директор Института татарской энциклопедии и регионоведения Искандер Гилязов. Одновременно, по информации «БИЗНЕС Online», данный текст не раз обсуждался на художественно-экспертном совете по кино при минкульте РТ, постоянно получая отрицательные характеристики относительно кинематографичности, качества диалогов и т. д.

Что касается актеров, то соответствующий вопрос тоже, по словам Юрушбаева, будут решать в «Синема Продакшн». Так что, вполне возможно, в главной роли мы сможем увидеть одну из актуальных российских звезд кино. Интересно, что когда собеседник газеты собирался стать режиссером фильма, то предлагал сыграть одного из организаторов входившего в состав вермахта легиона «Идель-Урал», белоэмигранта Шафи Алмаса… профессору Гилязову, который также свободно владеет русским, татарским и немецким языками! «Я бы с удовольствием сыграл Шафи Алмаса. Почему бы и нет, это же новый опыт», — заметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» сам директор Института татарской энциклопедии и регионоведения.

Именем Джалиля называли улицы, а самый знаменитый памятник литератору-антифашисту, скульптора Владимира Цигаля, находится у входа в казанский Кремль Именем Джалиля называли улицы, а самый знаменитый памятник литератору-антифашисту, скульптора Владимира Цигаля, находится у входа в Казанский кремль Фото: «БИЗНЕС Online»

«НАСТОЯЩИЙ РУССКИЙ! НУ КАКОЙ ОН МУСА, РАЗВЕ ЭТО ПОЭТ…»

Напомним, известный поэт, заведующий литературной частью Татарского оперного театра Джалиль в 1941 году был призван в Красную Армию. В звании старшего политрука воевал на Ленинградском и Волховском фронтах, являлся военным корреспондентом. Летом 1942-го оказался тяжело ранен и попал в плен. Вступил в созданный нацистами легион «Идель-Урал», где вел подпольную работу и устраивал побеги военнопленных. В результате гестапо раскрыло деятельность антифашистов, среди арестованных был и Джалиль, которого заключили в берлинскую тюрьму Моабит. 38-летнего поэта казнили на гильотине 25 августа 1944 года в тюрьме Плетцензее вместе с еще 10 татарами из Советского Союза, признанными государственными преступниками в нацистской Германии.

Сначала на родине Джалиля и его товарищей считали изменниками. Но знаменитый литератор и общественный деятель Константин Симонов узнал о существовании «Моабитской тетради» — книге стихов, написанных поэтом в тюрьме. Далее начался период реабилитации Джалиля, сам он стал символом антифашистского сопротивления, а в 1956-м посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Именем Джалиля называли улицы, а самый знаменитый памятник литератору-антифашисту, скульптора Владимира Цигаля, находится у входа в Казанский кремль.

Не забывали о поэте и театр, и кино. Народный артист РСФСР, одна из живых легенд театра им. Камала Ринат Тазетдинов играл на родной сцене Джалиля в спектакле по пьесе Туфана Миннуллина «У совести вариантов нет». Но сам он, размышляя о том, кому бы подошла роль поэта в новом фильме, вспомнил о другом кинопроизведении — фильме Леонида Квинихидзе 1968 года «Моабитская тетрадь». «Москва не будет прислушиваться к нашим предложениям, она сама выбирает. В свое время сняли, но там не понимают татарскую душу. Да, играл такой актер, Чернов, — настоящий русский! Ну какой он Муса, разве это поэт…» — уверен Тазетдинов, который сам в той картине мог сыграть главную роль. Помимо актера МХАТа Петра Чернова, в «Моабитской тетради» снимались и татарские артисты — Азгар Шакиров, Рафкат Бикчантаев, Ильдар Хайруллин. Впрочем, тот фильм не стал удачей.

Ринат Тазетдинов: «Кто из нынешних актеров театра им. Камала мог бы сыграть Джалиля Возможно, Искандер Хайруллин (на фото) мог бы, как раз ему за 40, других артистов не могу назвать» Ринат Тазетдинов: «Кто из современных актеров театра имени Камала мог бы сыграть Джалиля? Возможно, Искандер Хайруллин (на фото) мог бы, как раз ему за 40, других артистов не могу назвать» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Кто из современных актеров театра имени Камала мог бы сыграть Джалиля? — продолжает Тазетдинов. — Возможно, Искандер Хайруллин мог бы, как раз ему за 40, других артистов не могу назвать».

Возвращаясь к казненным в Плетцензее: авторы фильма, да и все мы как потенциальные зрители, должны быть готовыми к потенциальным идеологическим баталиям вокруг картины. У героического байопика о Джалиле могут найтись и противники. Да, татарский поэт давно вошел в пантеон советских героев Великой Отечественной войны, как и погибший с ним в один день лидер антифашистского подполья Гайнан Курмаш, посмертно награжденный орденом Отечественной войны первой степени. Тем не менее «Идель-Урал» воевал на стороне гитлеровской Германии, так что даже документальный фильм Дениса Красильникова «Война непрощенных» (на его премьере в Москве в 2015 году побывал президент Татарстана Рустам Минниханов, а рассказчиком в картине стал главный режиссер театра им. Камала Фарид Бикчантаев), повествующий о судьбе татар-легионеров, оказавшихся на службе у вермахта, но осуществлявших активную подрывную работу против фашистского режима, вызвал немало негативных откликов в сети.

Ильдар Ягафаров: «В Москве киноиндустрия развита лучше, единственное,  чтобы я хотел сказать — продюсирование должно быть местное» Ильдар Ягафаров: «В Москве киноиндустрия развита лучше. Единственное, что хочется сказать, — продюсирование должно быть местным» Фото: «БИЗНЕС Online»

«КУЛЬТУРНАЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ НИКАК НЕ УЧАСТВУЕТ В СОЗДАНИИ ТАТАРСТАНСКИХ ФИЛЬМОВ»

Татарстанские кинематографисты тоже без восторга отнеслись к тому, что фильм о Джалиле будут делать москвичи.

«В Москве киноиндустрия развита лучше. Единственное, что хочется сказать, — продюсирование должно быть местным, — уверен председатель союза кинематографистов РТ Ильдар Ягафаров. — У нас есть люди, которые могут найти тех же режиссеров, актеров и операторов. У нас же целиком и полностью деньги отдаются в Москву». Также собеседник нашей газеты опасается, что авторы фильма не смогут адекватно рассказать историю татарского поэта и татарской культуры: «Частенько это снимается так: помните фильм со Шварценеггером „Красная жара“? „Какие фаши докасательстфа...“ Надо, чтобы не было наивных глупостей». Ягафаров не знаком с руководителями «Синема Продакшн», но полагает, что татарская фамилия главного продюсера тут могла сыграть свою роль.

«Но тогда, если вы отдаете в Москву, то отправьте в хороший продакшен, отдайте Сельянову, Роднянскому, которые сделают хорошее кино, Бондарчуку, — продолжает удивляться глава союза кинематографистов РТ. — Иногда, бывает, заходят в татарский регион абсолютно какие-то странные персонажи, которые объявляют себя мегапродюсерами из Москвы. И все двери сразу открываются, ты можешь и к мэру попасть, и к президенту. Ты просто из Москвы, это такой входной билет. А когда ты хочешь дома работать, то двери закрываются. Странный момент».

Режиссер Салават Юзеев считает, что для многих киношников обращение к теме войны — это такая шабашка: «Тем более национальная тема, она для нас особенно ранима. Это национальный наш поэт. Думаю, лучше было бы, если б снимали наши. Я не в курсе насчет данного проекта, не знаю, кто там задействован, каким образом там участвует Татарстан. Но, если он станет финансировать, уже ясно, что оплатят московских шабашников». В последнее время, по словам Юзеева, идет процесс сворачивания остатков игрового кино в Татарстане. «И вообще у нас, в Татарстане, тема какая-то закрытая: кто-то куда-то ходит, потом выскакивает какой-то фильм. Как это решается, где решают? — задается вопросом собеседник „БИЗНЕС Online“. — И в целом культурная общественность (скажем, не только кинематографисты) никак не участвует в создании татарстанских фильмов. Непонятно, как это все происходит».

В то же время руководитель дирекции форума «Время кино» Альбина Нафигова с некоторым оптимизмом смотрит на будущее проекта: «Смотря какова целевая аудитория фильма с точки зрения команды создателей и главного инвестора. Если цель — создать „Кандагар“ (фильм 2010 года, основанный на реальной истории побега из афганского плена экипажа Ил-76 казанской авиакомпании „Аэростан“, — прим. ред.), то в принципе на данном материале при подходящем бюджете она достижима». Нафигова считает, что Татарстан финансово не потянул бы в одиночку данный проект, поэтому и были приглашены московские продюсеры.

«Как-то с тревогой немного смотрю, — говорит внучка Джалиля, выпускница Академии им. Гнесиных, педагог фортепиано Малышева. — У нас к этому довольно щепетильное отношение, делать американскую войнушку не хочется. А у нас часто такое кино и получается».