«У нас до сих пор существует 11 вакансий начальников отделов и отделений. А это ключевые вакансии!» — нажимала на больные мозоли накануне заместитель главного пристава РФ на коллегии управления по РТ. Анвар Закиров отчитался об итогах года: служба стала силовой структурой, взыскала 12 млрд рублей долгов при средней нагрузке на пристава почти в 2 раза больше, чем по России. А центральный аппарат службы в ответ указал на недочеты — нежелание сотрудников подняться вверх по карьерной лестнице.
Неожиданно прямолинейной, а местами критической со стороны центрального аппарата стала итоговая коллегия управления судебных приставов по РТ
Четверть миллиона невыездных татарстанцев и 300 изъятых за долги машин
Неожиданно прямолинейной, а местами критической со стороны центрального аппарата стала итоговая коллегия управления судебных приставов по РТ. Накала в мероприятие добавила заместитель главного судебного пристава РФ Елена Захаркина. Ее ждали в Татарстане лично, однако она не смогла приехать и подключилась по видеосвязи.
Правда, тему для аналитики и небольшой критики дал в своем выступлении новый главный судебный пристав Татарстана Анвар Закиров, который в мае сменил на этом посту Игоря Безуевского. Фактически Закиров возглавил управление в «переломный» год — в середине 2020-го судебные приставы официально стали силовой структурой. Непривычно было видеть в зале не зеленые мундиры, которыми отличались приставы, а новую форму — темно-синюю, почти как у сотрудников МВД, с эмблемой службы на предплечье и погонами на плечах. Но, даже несмотря на новый статус, свою открытость УФССП сохранила — наряду с сотрудниками в просторном конференц-зале минкульта РТ собрались и журналисты. Всех предусмотрительно рассадили через одного. Пока в зале шли последние приготовления, Закиров на правах хозяина встречал гостей коллегии в холле. Здесь были представители прокуратуры, судебного департамента, налоговой и других ведомств. Вместе с Закировым вошли в зал и расположились в президиуме заместитель премьер-министра РТ Рустам Нигматуллин, председатель Верховного суда республики Ильгиз Гилазов и начальник курирующего ФССП управления минюста РФ по РТ Максим Скирда.
Закиров рассказал, что в 2020 году приставы взыскали с должников 12 млрд рублей, это всего чуть меньше 50% от всех производств, по которым были исполнены требования. Работа была напряженная — на каждого пристава в управлении приходилось почти 7 тыс. исполнительных производств (ИП), хотя еще в 2019-м нагрузка была 5,8 тысячи. А в среднем по РФ этот показатель и вовсе 4 тысячи. И это даже несмотря на то, что впервые за несколько лет число ИП, которые поступили на исполнение, уменьшилось на 7%. Причина снижения практически очевидна — сократилось количество документов от налоговой (из-за пандемии проверки были приостановлены) и постановлений ГИБДД о взыскании штрафов. Всего на исполнении приставов в 2020 году было почти 3 млн производств.
Вместе с Закировым вошли в зал и расположились в президиуме Рустам Нигматуллин (слева), Ильгиз Гилазов и Максим Скирда (справа)
Приставы за год арестовали имущества почти на 3,5 млрд рублей — это на 1,5 млрд (или 79%) больше, чем годом ранее. От реализации части этого имущества выручили 543 млн — рост в 2 раза. Еще одна действенная мера — ограничение на выезд за границу: в прошлом году вынесли более 255 тыс. таких запретов. Получается, невыездным оказался каждый 15-й татарстанец.
Кроме того, была введена новая практика: у должников изымали автомобили. За год забрали почти 300 транспортных средств. По словам Закирова, изъятие машины заставляет должников активнее выплачивать долги.
3,5 тыс. татарстанцев ограничили в праве управления автомобилем, большинство из них были должниками по алиментам. К слову, по алиментам остаток производств за год сократился на 3,5% (на 700): было взыскано более 327 млн рублей — это на 4 млн больше, чем годом ранее. В отношении таких должников возбуждают и уголовные дела: всего в 2020-м дознаватели УФССП возбудили 928 уголовных дел по ст. 157 УК РФ, из них 97% — в отношении неплательщиков алиментов.
Анвар Закиров напомнил, что с прошлого года на прием в УФССП можно записаться предварительно и онлайн — такой услугой воспользовались 27 тыс. человек
«количество поступивших исполнительных документов по сравнению с прошлым годом уже выросло на 24 процента»
Большое количество производств, активное применение мер исполнения (аресты и т. д.) сказались и на числе обращений в УФССП, отметил Закиров. Их количество выросло на 9%, или почти на 500. Еще одна причина — приостановка личного приема на время из-за пандемии. Правда, большинство таких обращений — от банков и МФО, которые интересуются ходом исполнительного производства (около 10 тыс). Еще часть — от граждан, которые просят сообщить о том, как работает пристав по их производству. Закиров напомнил, что с прошлого года на прием в УФССП можно записаться предварительно и онлайн — такой услугой воспользовались 27 тыс. человек.
Закиров также сообщил, что с прошлого года все приставы, которые работают в судах, несут службу с боевым ручным стрелковым оружием — такое решение было принято директором ФССП. И если на момент перехода службы в новый статус количество приставов в судах составляло 327 человек (71% от полного комплекта), то сейчас — уже 427 (94%).
В прошлом году сократилось количество уголовных дел в отношении сотрудников УФССП по РТ: таких было возбуждено 7 (против 8 годом ранее). «Работа с кадрами имеет первостепенное значение, поэтому так важно своевременно устранять негативные факторы. Ведь именно люди стоят за цифрами и показателями, которых нам удалось достичь», — обозначил свою позицию Закиров.
Он призвал своих коллег не расслабляться в новом году. «Наступивший год не обещает быть простым — количество поступивших исполнительных документов по сравнению с прошлым годом уже выросло на 24 процента. Поэтому одной из основных задач будет оптимизация работы структурных подразделений, чтобы никакие трудности не отразились на результативности нашей работы», — завершил доклад Закиров.
Елена Захаркина: «За год ни у кого из проживающих в Татарстане не возникло желания потратить свое время для того, чтобы сказать «спасибо» сотрудникам, которые работают на территории республики!»
За что критиковала Москва
Общую положительную обстановку разрядила зам главного пристава РФ Захаркина. «Мы с вами понимаем, что коллегия — это парадная часть работы, где можем показать ее уровень. Но мы прекрасно осознаем, что все не так гладко бывает, как в нашем отчетном докладе, — начала она свой спич. — Хочу, чтобы все понимали, что то, о чем мы не говорим о коллегии, не значит, что мы об этом не знаем или не догадываемся». Казалось, что каждый сидящий в зале принял данные слова на свой счет. В рядах было заметно оживление.
Первый момент, на который она обратила внимание, — это прием граждан. Да, появилась предварительная запись на прием, которая должна минимизировать живые очереди, отметила она. «Но, к сожалению, не везде начальники отделов при организации таких электронных услуг понимают, что запись в электронную очередь — это не самоцель!» — заявила Захаркина. Она отметила, что пристав заранее знает, с какой проблемой записался к нему на прием гражданин, и ничего не мешает ему подготовиться к приему. И это должно быть как домашнее задание — посмотреть, распечатать, изучить, приложить все усилия, чтобы помочь человеку. «Если судебный пристав-исполнитель не готов к разговору, то гражданину приходится все с начала объяснять, зачем пришел, кто он», — обрисовала она ситуацию и попросила обратить внимание на то, что пристав работает в первую очередь с «живыми людьми».
Второй момент — это рассмотрение электронных заявлений от граждан. В 2020 году УФССП по РТ рассмотрела 12,5 тыс. таких заявлений. Из них 902 — с нарушением сроков. «Это чуть меньше 10 процентов. Коллеги, это катастрофически огромная цифра, мы не можем себе такого позволить!» — чуть повысила голос Захаркина. Она попросила Закирова провести анализ и понять, почему был «сбой». Кроме того, она поручила определить, какие отделы больше всего «отличились» в этом вопросе, и принять необходимые меры. «Мы вместе с руководством республики работаем на единую цель — для того чтобы гражданам было комфортнее, удобнее, чтобы у них было меньше проблем в общении с властями. Для многих людей вы являетесь лицом федеральной службы судебных приставов. Большая просьба быть не только ухоженным, с красивым лицом и в форме, но и грамотным лицом, желающим помочь!» — обратилась она к коллегам.
Третий момент — отзывы о работе УФССП по Татарстану. На специализированном сайте «Ваш контроль» за 2020 год в адрес службы оставили 13 комментариев. Все они негативные. С одной стороны, хорошо, что их так мало, отметила Захаркина, а с другой — плохо, что нет ни одного положительного. «За год ни у кого из проживающих в Татарстане не возникло желания потратить свое время для того, чтобы сказать „спасибо“ сотрудникам, которые работают на территории республики!» — возмутилась зам главного пристава России, хотя судить по 13 комментариям на далеко не самом популярном сайте весьма сомнительно. По ее словам, приставы должны относиться к татарстанцам с большей заботой — и тогда получат «отдачу».
«Не нужно просто искусственно не иметь вакансий, надо, чтобы коллеги, которые трудятся, умели, хотели работать и знали, для кого они это делают»
«Не все поняли, что надеть погоны — это не только получить форму, но и принять на себя большую ответственность»
Дальнейший спич Захаркиной касался в большей степени идеологических проблем. Да и не только республиканского управления, но и службы в целом.
«К сожалению, не все поняли, что надеть погоны — это не только получить форму, но и принять на себя большую ответственность», — продолжила Захаркина. По ее словам, Татарстан стал лидером по числу людей, уволенных из УФССП во время перехода службы в силовые структуры. Однако все, что происходит, — только к лучшему, заверила она. «В этой ситуации мы разделяем позицию руководства управления. Не нужно просто искусственно не иметь вакансий, надо, чтобы коллеги, которые трудятся, умели, хотели работать и знали, для кого они это делают», — добавила Захаркина. По ее словам, сейчас «некомплект» в УФССП — 128 человек. «Вроде и цифра небольшая, но каждая из 128 единиц — как золотая, — сказала она. — У нас до сих пор существует 11 вакансий начальников отделов и отделений. А это ключевые вакансии!»
По ее словам, с учетом озвученных проблем отбор кандидатов нужно проводить более тщательно. Т. е. начальники отделений должны быть «не просто юристами и экономистами, но и чуткими людьми», обладать глубокими знаниями и заниматься самообразованием.
«Мы столкнулись с тем, что коллеги, которые хотят получить должность, расти карьерно, не готовы вкладывать силы и усилия для того, чтобы этот карьерный рост получить. Они не хотят ничему учиться, заниматься самообразованием. Нам не нужны такие руководители! Мы не собираемся проводить социальный эксперимент. Если вы хотите двигаться дальше, то вам надо заниматься самообразованием», — заявила она. По словам Захаркиной, с этого момента назначение на должность начальников отделов и отделений будет проходить после собеседования — на предмет обладания управленческими способностями.
Рустам Нигматуллин: «Необходимо также принять меры по взысканию задолженности за услуги ЖКХ»
Закончила Захарова на весьма печальной ноте. Она рассказала, что к 155-летию службы в прошлом году президент РФ учредил ведомственную награду — почетное звание «Заслуженный судебный пристав РФ». «В прошлом году служба была поощрена президентом 55 раз. Если бы я приехала к вам, то мне нечего было бы привести вам в качестве государственной награды…» — отметила Захарова. Она подчеркнула, что управление по Татарстану хоть и активно работает, но не представляет своих сотрудников к наградам. «Большая просьба подумать об этом, использовать все возможные службы для поощрения своих сотрудников», — завершила она.
В заключение к приставам обратился заместитель премьер-министра РТ Нигматуллин. Своим выступлением он слегка разрядил немного напряженную обстановку. Так, Нигматуллин отметил хорошие результаты по взысканию долгов, несмотря на высокую нагрузку приставов. Усилилась работа по взысканию алиментов, хотя это, впрочем, не предел, подчеркнул вице-премьер. Также положительные результаты и во взыскании задолженности по зарплате, отметил он, и работу надо продолжить еще активнее.
«Необходимо также принять меры по взысканию задолженности за услуги ЖКХ, — поставил задачу Нигматуллин. — Несмотря на кризис, пандемию, в целом произошло несущественное снижение платежей. Однако просили бы, особенно к злостным неплательщикам, применять как арест имущества, так и ограничения».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 91
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.