РєРіСѓ.jpg

На выборной конференции К(П)ФУ голосовали 400 делегатов, среди них 155 докторов и 147 кандидатов наук

ЕСТЬ УЧЕНЫЙ СОВЕТ БОЛЬШОГО УНИВЕРСИТЕТА!

На вчерашнюю конференцию Казанского университета, которой предстояло избрать новый ученый совет КФУ, были выбраны, как уже писала газета «БИЗНЕС Online», 400 делегатов. Среди них, сообщила мандатная комиссия, оказались 155 докторов наук и 147 кандидатов наук - а это 75,5%, между прочим, квалифицированное большинство.

При регистрации делегаты получили так называемые раздаточные материалы, в том числе солидную, чуть не на сто страниц, брошюру с данными о кандидатах в члены совета - с портретами, короткими биографиями, стажем работы в университете, количеством публикаций, наградами и т.д. Так что каждый из делегатов мог спокойно познакомиться с претендентами…

Наверное, поэтому рассмотрение вопроса повестки дня о выборах ученого совета прошло молниеносно - буквально за несколько минут. А, может, уложились бы вообще в пару минут, но директор институт физики (раньше - физфака) КФУ профессор Альберт Аганов немного попытал президиум на предмет исключительно теоретической ситуации: какая предполагается процедура, если кто-то из кандидатов не наберет необходимых 50% плюс один голос?..

Кстати, всего в новом ученом совете будет 89 человек, но в бюллетень для тайного голосования внесли фамилии 78-ми: 11 входят в совет по должности - это ректор, президент и проректоры КФУ.

Сама процедура голосования заняла полчаса, и после подсчета голосов мандатной комиссии стало ясно, что Альберт Вартанович мог не волноваться: и речи не было о том, что кто-то не доберет не то, что половину, даже четверть голосов. Самое большое число «против» было всего 32 голоса. У самого Аганова - 344 «за», лишь 12 «против» и 5 недействительных бюллетеней…

Ректор КФУ Ильшат Гафуров, выступая на конференции, сказал: «По сути, с сегодняшнего дня… есть ученый совет большого университета. Поскольку до последнего времени ученый совет университета был сформирован, как вы знаете, по простому принципу - принципу прямого сложения ученых советов, которые действовали до момента слияния вузов».

гафуров.jpg

Ректор К(П)ФУ Ильшат Гафуров

МЫ И ТОГДА ОБЯЗАЛИ БЫ ИХ ПОСЕЩАТЬ ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА, НО БЕЗ ПРАВА ГОЛОСА

Новый ученый совет «БИЗНЕС Online» прокомментировал проректор по научной деятельности КФУ Данис Нургалиев.

- Данис Карлович, с чем связано сокращение состава ученого совета?

- Ученый совет в принципе создается для того, чтобы люди творческие, которые действительно могут что-то дельное сказать, собирались и работали вместе. Нам нужен работающий ученый совет, который конструктивно может решать текущие вопросы, выдвигать предложения, обмозговывать и критиковать эти предложения, а не аморфный орган типа «одобрямс». Нам именно сегодня нужен такой совет, потому что сегодня мы закладываем вектор развития федерального университета. Нам нужен ученый совет, состоящий из профессионалов, которые хотят развивать университет.

До сего дня собирался огромный ученый совет, и это была просто сумма людей. Но зачем такой огромный совет для университета, в котором не так уж много людей работает? Для сравнения: в ученом совете МГУ более 120 членов, при почти 15 тысячах работающих ученых и преподавателей! У нас до объединения было 65 членов ученого совета, потом стало 72, сейчас будет 89. Маленькая структура представлялась одним человеком, большая – двумя-тремя, мы такого критерия придерживаемся и сейчас. На факультете, как минимум, может быть два мнения, они должны быть представлены, а в более крупных – три-четыре.

– Почему теперь директора институтов и деканы факультетов избираются в состав ученого совета на общих основаниях, а не решением совета?

- Да, раньше в ученый совет деканы и директора входили по должности, а сейчас будут проходить на общем основании. Уверен, если мы оставим все, как прежде, совет будет не работающим, действующим по принципу: что начальник сказал, то и хорошо. Тогда большая часть совета была бы назначаемой….

– А если бы директоров институтов или деканов вдруг не избрали в состав ученого совета?

- Мы и тогда обязали бы их посещать заседания совета, но без права голоса.

нургалиев.jpg

Проректор по научной деятельности К(П)ФУ Данис Нургалиев

ПОДНЯТЬСЯ ДО УРОВНЯ НЕПЛОХИХ ЕВРОПЕЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ

– Изменились ли функции ученого совета – в связи с изменением статуса Казанского университета?

- Университет остался университетом, поэтому основные функции совета не изменились. Но от того, что он стал федеральным, у него появились новые задачи, поставленные перед коллективом КФУ правительством и президентом РФ. Кроме того, чтобы поднять уровень и образовательных и научных услуг до уровня неплохих европейских университетов, мы должны стать в Приволжском округе координатором многих процессов: образовательных, научных, просветительских, культурных…. В области образования мы должны стать одним из первых, ведущих и подтянуть более слабые (ведомые) вузы, участвовать в планах развития округа. То есть мы должны стать сейчас более ответственными не только за себя.

– Какие вопросы обычно рассматривает ученый совет, и насколько открыты его заседания? Могут ли присутствовать на них преподаватели, студенты, журналисты?

- На заседаниях ученого совета рассматриваются сейчас вопросы, связанные со структурой университета, она сейчас формируется, это важнейший вопрос; рассматриваются и обсуждаются различные регламенты (локальные законы), по которым будет жить университет, открытие новых направлений в образовании, науке, инновационной деятельности, и, конечно же – выборные дела.

На ученом совете могут обсуждаться как открытые, так и закрытые вопросы. У нас бывает несколько видов заседаний ученого совета: расширенные, когда приглашаются все желающие; обычные, куда можно попасть как студентам, так и преподавателям, но заранее предупредив об этом. Но мы не исключаем того, что могут быть и закрытые заседания ученого совета, потому что образование сегодня – это бизнес, и, как у любого предприятия, у нас могут быть свои корпоративные секреты.

На новый ученый совет мы возлагаем большие надежды, от его решений будет зависеть развитие университета. Завязнем мы в мелочах, или будем быстро двигаться вперед, зависит от его решений. Он суперважен сегодня для жизни университета!