«Наш приоритет — парк, а не застройка», — анонсировал благоустройство вдоль улицы Сибгата Хакима мэр Казани Ильсур Метшин. «Парк Горизонтов» на 40 га представил знаменитый ландшафтный архитектор Мишель Пена — он укладывается в концепцию 12 парков на Казанке, разработанную под эгидой Наталии Фишман-Бекмамбетовой. Попутно стало известно, что проект комплекса с концертным залом у «Ривьеры» от «камчатских миллиардеров» пройдет горнило международного конкурса. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
«СЕГОДНЯ — ОДИН ИЗ 12 ПАРКОВ. НАТАЛИЯ ЛЬВОВНА, ДЕРЖИМ ПАЛЬЦЫ, ЧТОБЫ ВСЕ ПОЛУЧИЛОСЬ!»
Накануне с презентацией концепции «Парка Горизонтов» на Казанке выступил известный ландшафтный архитектор, выпускник Версальской школы, член ученого совета ЮНЕСКО в области ландшафта Мишель Пена.
40 га земель вдоль улицы Сибгата Хакима между Кремлевской дамбой и мостом «Миллениум» сегодня представляет собой в основном песчаный (хорошо хоть, не бетонный!) пустырь. И задача одного из наиболее известных французских ландшафтных архитекторов — рука об руку с казанскими специалистами превратить все это в экологичное и функциональное пространство. Вся эта территория входит в куда более глобальную концепцию национального парка на Казанке. Такую концепцию разработки франко-российского консорциума Orchestra, которую курировала помощник президента РТ Наталия Фишман-Бекмамбетова, в конце прошлого года утвердили на уровне президента РТ Рустама Минниханова.
«Если бы 10 лет назад нам сказали, что сам Мишель Пена приедет к нам, я б ответил: „Не в моей жизни“, — отдал должное международной известности архитектора мэр Казани Ильсур Метшин и обратился к помощнику президента. — Один из 12 парков — сегодня… Наталия Львовна, держим пальцы, чтобы все получилось. Спасибо большое и вам, и вашей команде: парки и скверы — это очень большая работа!»
Градоначальник также отметил тех, кто способствовал приезду французского гуру в Казань, и, в частности, девелоперов, которые думают не только о квадратных метрах. Напомним, что поначалу у «СМУ-88» появилась идея благоустроить территорию Atlantic Deluxe. Данный жилой комплекс строится на берегу Казанки, там должна быть общественная набережная, и мысль предложить сделать это всемирно известному архитектору «улыбнулась» гендиректору компании Илье Вольфсону. Однако, учитывая талант Пена при работе с масштабными пространствами, было принято решение пригласить его для переосмысления набережной, и эту работу оплатил Вольфсон. В Ново-Савиновском районе не так много зелени, но очень много людей, а в шаговой доступности от берегов Казанки живут примерно 550 тыс. человек. Намытые когда-то пространства у реки нуждаются в благоустройстве уже сейчас. Ведь деревья растут медленно — и когда еще они станут парком, скрыв своей тенью песчаную «сковородку»? Весь 35-летний опыт Пена, о котором он рассказал в ходе лекции молодым архитекторам Казани накануне презентации, говорит: на это нужны десятилетия.
Два дня гуру вместе с казанскими архитекторами осматривал территорию. Как рассказала заместитель главного архитектора Дарья Толовенкова, он вникал также в типологию каждого из 12 парков на Казанке. Важным для специалиста было понимание климата, ощущение тех моментов, которые необходимо учесть. Так что, невзирая на 25-градусные морозы, они обошли продуваемые всеми ветрами заснеженные пустыри. Сама работа над проектом началась осенью — по документам, планам, фотовидеоматериалам, Zoom-конференциям. Учитывались и культурологические аспекты, развитие Казани с ханских времен — в общем, то, что принято называть культурной идентичностью. Но посмотреть и оценить все собственными глазами было необходимо.
«Мы в начале пути. Я думаю, что в период пандемии, в такие морозы… Французы до Москвы доходили — а в Казани еще не были, наверное! Поэтому поаплодируем нашему коллеге за то, что он смог приехать именно в такое непростое время», — так, с юмором Метшин передал слово гостю.
Выйдя к большому экрану, француз первым делом рассыпался в благодарностях всем: и республике, и мэру, и девелоперу, и помощнику президента, и, конечно, коллегам-архитекторам
«Я восхищен! Это исключительно! Это путь XXI века!»
Выйдя к большому экрану, француз первым делом рассыпался в благодарностях всем: и республике, и мэру, и девелоперу, и помощнику президента, и, конечно, коллегам-архитекторам. Для понимания выступающий прежде всего показал свои работы в Ницце и Париже (о них мы еще расскажем позже). Он похвалил движение Казани к переосмыслению зеленых пространств вокруг реки: «Я восхищен, это искренне! Это исключительно! Это путь XXI века!» — не скупился Пена на эмоции. И перешел к своему мастер-плану на Казанке. Это, конечно, не окончательный проект, а гипотеза, которая нуждается в дальнейшей доработке.
«Немного свежо было в эти дни, — жизнерадостно вернул спикер пас по поводу мороза градоначальнику. — Но солнце светило! И, как заметил господин мэр, здесь, на картинке, вы видите лето — но в Казани также бывает и зима, и это тоже прекрасно!»
Пена ранее работал в России — в частности, в московском парке ВДНХ, но там уже был лесной пейзаж. А в Казани парковый ансамбль еще предстоит создавать с нуля, и одна из задач — объединить вызов экологический и социальный, считает специалист. Рядом — плотная застройка, оживленная магистраль с ее выхлопами и шумом, бетонный левый берег, идущий под острыми углами у Кремля. Но в итоге территория должна прежде всего объединять пространство от одного берега до другого, через «Миллениум» и Кремлевский мост, а также учитывать акваторию реки. Кроме того, «Парк Горизонтов» — особый, поскольку он напротив Кремля, добавил Пена. Так что подходить ко всему надо деликатно, учитывая историю и культуру города и места, считает докладчик.
По идее французского архитектора, в Казань, находящуюся на важном перекрестке Евразии, приезжают люди из разных городов и стран. Пена предложил создать 7 зеленых «линий горизонта» вдоль берега от «Миллениума» до Кремлевской дамбы. Высота растений будет постепенно спускаться каскадом от улицы к берегу реки. Задача зеленой зоны со стороны улицы — защита посетителей парка от шума и пыли, поэтому тут аллеи должны быть выше, объяснил спикер свою мысль. Кроме того, это смягчит переход от открытого пространства реки к территории плотной застройки. Подчеркнута линия экологичности: никаких бетонных стенок и подпорок в концепции нет, парк повторяет изгибы берега и постепенно понижается к реке, следуя естественному ландшафту. Зелень, разумеется, должна соответствовать климату и почве — как пояснил архитектор корреспонденту «БИЗНЕС Online», он не исключает, что почвенный слой придется обогащать, но в первую очередь растительность должна быть неприхотливой. Ведь внизу-то намыв, в основном это песок… Экология увязывается с возможностями социальных активностей: пешеходный доступ к реке необходимо раскрыть поперечными аллеями. А между группами зеленых линий на открытых полянах — природные уголки и смотровые площадки, навесы, «театр песка». Поперечные аллеи Пена предложил связать с выходами на улицы, пересекающие Сибгата Хакима. А выходы на воду завершить пирсами — так что здесь нужны и активности на воде. «Большая дюна» на пешеходной набережной, оранжерея с редкими растениями в традициях казанского ботанического сада, велодорожки должны стать частью веломаршрута, который свяжет парки от Голубых озер до Волги.
«Речь ни в коем случае не идет о том, чтобы спрятать „Чашу“, — отметил Пена. — Наоборот, нам нужно вывести, раскрыть ее другими ракурсами». Здесь появится фонтан «Зеркало воды» около «Казана» летом и каток — зимой. Чаша с драконами, понятно, вызывает массу дискуссий, и, как затем отметил мэр Казани, та же Толовенкова с удовольствием отправила бы ее куда-нибудь за завесу леса. Но с тем фактом, что эта достопримечательность в обрамлении работ Даши Намдакова сегодня попадает в объективы практически всех туристов, которые едут в столицу РТ, пожалуй, не поспоришь.
Каковы сроки? По всей видимости, проект парка на 40 га будет развиваться поэтапно. Главное, по мысли Метшина, появится планка, к которой город и республика станут стремиться и ниже которой уже не получится опуститься даже в мечтах.
«КАМЧАТСКИЕ МИЛЛИАРДЕРЫ» ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ПРЕЗИДЕНТА РТ ВЫНЕСУТ ПРОЕКТ НОВОГО КОМПЛЕКСА НА МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС
В ходе презентации градоначальник озвучил еще одну новость: стало известно, кто построит многофункциональный центр неподалеку от «Ривьеры», у берега Казанки. Этот кусок земли мелькал на представленных слайдах, он учтен при проектировании «Парка Горизонтов».
Говоря о девелоперах, которым небезразлично, как выглядит Казань, Метшин представил еще одного партнера города — Валерия Кравцуна. В его планах — строительство многофункционального комплекса с офисно-деловым центром, гостиницей, апартаментами и концертным залом с видом на Кремль. При этом парк вдоль набережной застройка не затрагивает: он будет непрерывным, от дамбы до дамбы. А учитывая важность места, проект начнут разрабатывать после открытого конкурса. «Мы сегодня объявляем о том, что состоится международный архитектурный конкурс по застройке многофункционального комплекса у „Ривьеры“», — заключил градоначальник, добавив, что эту идею поддержал и Минниханов. Обязательным условием в конкурсе станет увязка с парком — тот является приоритетом. «Наш приоритет — парк, а не застройка», — подчеркнул Метшин. Видимо, сам факт этого анонса означает, что с инвесторами достигнут некий консенсус, тем более что зеленые территории по соседству всегда повышают ценность объекта.
Напомним, что в конце декабря 2020 года киноцентр «Ривьера» за 418,2 млн рублей на торгах приобрела компания «Таткравтинвест». Ее основатели — миллиардер и соучредитель камчатского «Океанрыбфлота» Игорь Евтушок и его партнер Кравцун. Они же основатели компании Kravt Invest. В Татарстане бизнесмены уже реализуют проекты гостиниц рядом с аэропортом и в Иннополисе.
Накануне презентации мэтр дал лекцию под названием «Как ландшафтный архитектор преобразует городское пространство» в центре современной культуры «Смена»
«САД ВЫРОС НА БЕТОННОЙ ПЛИТЕ, ТАК ЧТО ДА, МЫ МОЖЕМ!»: О ЧЕМ ПЕНА ГОВОРИЛ В «СМЕНЕ»
Приездом француза архитектурные власти города воспользовались еще и для повышения квалификации будущих специалистов. Так что накануне презентации мэтр дал лекцию под названием «Как ландшафтный архитектор преобразует городское пространство» в центре современной культуры «Смена». Послушать Пена собрались несколько десятков человек — значительно больше, чем ожидали организаторы. Многим не хватило посадочных мест, и они всю лекцию простояли на ногах. Преобразованием городских пространств заинтересовалась как молодежь в лице студентов, так и архитектурные власти — главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина и ее первый зам Толовенкова. Последняя, впрочем, когда-то работала в рамках воркшопа в Ницце под руководством Пена и с тех пор хорошо знакома с его творчеством.
«Будете в Париже, позвоните — телефон у Дарьи есть!» — шутил эксперт.
Гость представил вольным слушателям принципы создания экологичных зеленых зон города с высокой посещаемостью. Мэтр взял намеренно жесткие примеры, чтобы показать, что можно отталкиваться от максимально «суровых» условий. И это, в самом деле, были либо бетонные поля, либо рельсы вокзала — и над ними в итоге цветут зеленые пространства.
«Что объединяет такие примеры? Это концепция „зеленой сетки“, зеленых связей в городе, над чем мы станем работать в скором будущем в Казани. В проекте нужно отталкиваться от природного богатства, ресурсов места. В столице Татарстана у нас есть акватория Казанки, над которой мы работаем. В городе трансформация пространства пройдет мягко. Потому что у вас сохранился более природный ландшафт», — отметил Пена разницу между «оживлением бетона» и оживлением Казанки.
Лекция продолжилась проектом ландшафтного парка над горной рекой в Ницце, спускающейся в Средиземное море
Вероятно, самый знаменитый проект гостя — Атлантический сад в Париже. Этот парк площадью 3,5 га накрыл собой железнодорожные пути вокзала Монпарнас. Сам Пена считает данный проект, завершенный еще в 1994 году, наглядным примером того, что его команда способна сделать невозможное, «когда мы объединяем идею, технические, финансовые средства».
«Мы сделали ставку на комфорт корней растений и заложили серьезный плодородный слой почвы. Зоны посадки объединены одним толстым слоем толщиной от 50 сантиметров до 2 метров таким образом, что корни деревьев могли сообщаться между собой. Посадили крупные породы деревьев — секвойи, кедры. Все технические необходимые сооружения — вентиляция, люки — были увязаны в общую конструкцию. Весь сад вырос на бетонной плите, так что да, мы можем! И чем мы становимся старше, тем более заметным становится результат нашей работы», — рассказал Пена.
Лекция продолжилась проектом ландшафтного парка над горной рекой в Ницце, спускающейся в Средиземное море. Парк «Променад дю Пайон» начали создавать в 2013 году. И опять-таки на бетонной плите, которая давным-давно уложена над руслом. Над ним находились и казино, и парковки. Но при поддержке мэрии Ниццы все это снесли.
«На этом месте мы посадили деревья, создали большой сухой фонтан. Так мы открыли пространство миру, открыли вид на небо. За 10 лет существования сада его посетили 15 миллионов человек. Да, мы можем!» — подытожил Пена. Отвечая на вопрос из зала, мэтр пояснил, что река никуда не делась: ее течение можно увидеть в километре от парка, в сторону холмов. «Особенность рек в средиземноморском регионе в том, что ими тяжело управлять, они могут быть разрушительны. Поэтому мы сохранили бетонную плиту. Парк создан на ней, река по-прежнему закрыта», — добавил специалист.
Но не эти архитектурно-инженерные чудеса интересовали публику. Первым делом спросили: а обсуждали ли в Ницце все это с жителями? В конце-то концов, в России имеется практика, когда «над позицией архитектора стоит мнение жителей, властей», провела параллели одна из слушательниц.
Впрочем, оказалось, что проект развивался в рамках международного конкурса, который предваряла программа социологических исследований. Победивший проект, конечно, показали и публике, было обсуждение. «И на данном этапе мы можем интегрировать какие-то пожелания, требования, — пояснил архитектор. — Но я хорошо знаю подобные требования, это еще и политика — потому принимается во внимание только то, что может подойти населению максимально. В данном случае мы создавали что-то на 50 лет, старались даже смотреть в будущее, для следующих поколений».
Волновали казанцев и вопросы подготовки специалистов. Сейчас ландшафтников и архитекторов готовят на разных специальностях — имеет ли смысл объединить подготовку по двум направлениям в одну? Пена, однако, считает, что это разные компетенции.
«Ландшафтник больше подвязан к экологии, почвоведению, растениеводству. Во Франции эти специалисты тоже учатся отдельно, но в проектах встречаются и работают вместе. У меня лично времени бы не хватило быть архитектором и ландшафтником. Я всю жизнь посвятил ландшафту. Так что работа в команде с разными компетенциями очень важна», — пояснил гость.
Мишель Пена — один из выдающихся французских ландшафтных архитекторов современности, автор концепций крупных проектов во Франции и в мире
Прозвучал из зала и несколько провокационный вопрос: гуру ландшафтной архитектуры просили выбрать жемчужину Казани, наиболее яркий и интересный с точки зрения ландшафтной архитектуры объект.
«Если я приехал, значит, город уже делает усилия в этом направлении. И у него позитивная стратегия! Вот уже два дня как мы осматриваем разные объекты, здания. Нам нужно понять, что может объединить городской ландшафт и создать городскую стратегию. Мы посетили некоторые парки, в том числе те, которые только закладываются. Я считаю, что это позитивный момент, мне очень нравится», — вот так уклончиво, но вместе с тем с вызовом ответил француз.
Мишель Пена — один из выдающихся французских ландшафтных архитекторов современности, автор концепций крупных проектов во Франции и в мире. Работает в сотрудничестве с другими известными ландшафтными архитекторами.
Выпускник Версальской высшей школы ландшафтной архитектуры. Экс-президент федерации ландшафтных архитекторов Франции. Член ученого совета ЮНЕСКО в области ландшафта КОС/СЕВЕН 2016–2018 годов. Консультант ассоциации мэров Франции. Инициатор создания культурной ассоциации PaysSages.
Известные проекты:
Атлантический сад на крыше парижского вокзала Монпарнас. Проектировался в течение пяти лет. Реализован в 1992–1994 годах. Площадь — 3,5 гектара. Представляет собой зеленую эксплуатируемую кровлю, парящую на высоте 11 м над платформами и железнодорожными путями вокзала. Проект создан благодаря финансированию находящихся вокруг офисных центров.
Прогулочная Пайон в Ницце — парк над горной рекой Пайон, впадающей в Средиземное море. Русло реки было перекрыто бетонными плитами с XIX века. Пена сформировал на ней променад, разбив на тонком слое почвы ботанический сад.
Ландшафтный парк ВДНХ в Москве. В 2018–2019 годах на территории 87 га специалист предложил комплекс архитектурно-ландшафтных элементов. В результате появилась прогулочная аллея, а изюминкой стала парящая над землей экотропа между крон деревьев.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 228
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.