Российская валюта, вопреки расхожему мнению, ничуть не отвязалась от нефти, считает экс-депутат Госдумы РФ, доктор экономических наук, главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН Иван Грачев. Он полагает, что это позволяет оценку среднего значения по году сделать 75 рублей за доллар плюс-минус 5 рублей. Этого достаточно, говорит ученый, чтобы ориентироваться со всеми счетами, сбережениями и поездками.
«Есть довольно определенные высказывания вице-премьера Александра Новака о том, что средняя цена на нефть в 2021 году будет находиться в диапазоне от 45 до 60 долларов за баррель»
«НАШЕ ВСЁ» — НЕФТЬ И ГАЗ — ДЛЯ КУРСА РУБЛЯ УЖ ТОЧНО РАБОТАеТ
На этой неделе была куча взаимно противоречивых высказываний по нефти. Есть, например, довольно определенные высказывания вице-премьера Александра Новака о том, что средняя цена на нефть в 2021 году будет находиться в диапазоне от $45 до $60 за баррель. Имеются утверждения, что в 2020-м доходы России от продажи нефти и газа упали на 2,3 трлн рублей, или более чем на 30%. Есть предположения, что, скорее всего, растущие цены на нефть и слабый рубль могут принести российскому бюджету в нынешнем году дополнительные $33 миллиарда. Также Счетная палата, а раньше Центробанк заявляли, что на самом деле на сегодня рубль, а следовательно, и наш доходный кошелек уже отвязался от нефти.
Начну с «отвязался». Это утверждение технари, вообще говоря, высмеяли бы. Как и способ, с помощью которого доказывают, что рубль больше не зависит от цен на нефть.
В чуть утрированной форме подобное выглядит так: сегодня нефть вышла, допустим, в плюс на 2%, а рубль упал на минус 2%, и из этого совершенно краткосрочного интервальчика делается вывод, что произошла отвязка рубля от нефти. На самом деле для технаря — а в Казани очень многие учились в инженерных вузах, знают физику и математику, — понятно, что для измерений, которые осуществляются с очень грубой погрешностью, такой способ доказательств выглядит просто смешным.
Смеяться я не буду, но скажу, что на длинных отрезках (если взять сегодняшние данные и приплюсовать их, допустим, к данным за 10 и даже за 20 лет) железно, процентов на 85, остается привязка курса рубля к ценам на нефть. Эти формулы в «БИЗНЕС Online» я публиковал еще лет 10 назад, они сегодня с точностью до коэффициента инфляции будут примерно теми же самыми. В этом смысле «наше всё» — нефть и газ — для курса рубля уж точно работает.
НО РУБЛЬ НЕ ГРАДУС, А ДОЛЛАР НЕ МЕТР, ЭТО ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ, КОТОРЫЕ САМИ ПРЫГАЮТ И ПЛАВАЮТ
Возвращаясь к точности измерений — мне перепало в комментариях читателей за биткоин, нашлись люди, которые говорят: как же так, Грачев обещал, что биткоин будет стремиться к нулю, а он идет к $50 тысячам! Конечно, в такой куче взаимно противоречивых высказываний человек должен уметь оценивать, что более-менее соответствует действительности, а что совсем нет.
Начну объяснение о том, как правильно ориентироваться, верно оценивать — с чайника. Но сначала еще раз напомню, что в республике образованных людей много и большинство, наверное, представляет, что технические, массовые средства измерения обычно работают с ошибкой в 1%. Грубо говоря, если уличный градусник показывает, что температура 0, то на самом деле это может быть или плюс 1, или минус 1. В принципе это хорошая точность для того, чтобы прогнозировать, надо идти на лыжах или нет.
Или еще простейший пример — я каждое утро включаю электрический чайник. Вот он весь бурлит, идет пар. Я, как физик, уверенно сказал бы: все, уже кипит. А термометр в это время показывает 96–97 градусов. Чего быть просто не может! Объяснять, почему подобное происходит, не буду, это история чуть-чуть длинноватая. Но по факту в обыкновенной бытовой ситуации система измерения работает с ошибкой в 3%.
Но рубль не градус, а доллар не метр, это единицы измерения, которые сами прыгают и плавают. И в экономике отклонения от идеала намного больше в любой ситуации, чем в том чайнике, который я утром включаю. И в этом смысле реальная погрешность измерений для любых экономических дел в лучшем случае порядка относительных 10%. Если вам говорят, что весной квартира будет стоить 100 тыс. рублей за квадратный метр, то на самом деле — с учетом правила трех сигм, когда надо умножать на три, — она может стоить и 70 тыс., и 130 тыс. за «квадрат». Если это честная оценка, то с вероятностью 95% так и будет — от 70 тыс. до 130 тысяч. А это уже совсем другая ситуация для принятия решения. Это аналог того, что на финансовых рынках называют техническими измерениями.
В то же время может быть и другая ситуация — я ее специально утрирую, чтобы была показательная логика. Допустим, земля и выстроенный на ней дом контролируются мафией. И она с покупателями заранее договорилась, что цена будет 100 тыс. за «квадрат». Наверное, тогда такой цена и станет. Это будет внешнее фундаментальное соображение, которое резко меняет интервал оценок. В финансовой математике подобное бы называлось фундаментальным анализом. И хотя это сильно утрированное рассуждение, от техники до экономики, но оно суть дела здорово отражает.
«Нынешний год будет восстановительным, спрос на нефть станет потихоньку расти. И второе фундаментальное соображение, за которое меня тоже критиковали, — никакой «зеленой революции» в энергетике не начнется. Все эти «солнечные зайчики» и ветряные мельницы будут иметь для большой энергетики лишь ограниченное значение. Следовательно, спрос на нефть опять же станет расти»
НЕ ХОЧЕТСЯ ПРОГНОЗИРОВАТЬ РУБЛЬ С ТАКИМИ БОЛЬШИМИ ВОРОТАМИ
Теперь снова о нефти. Итак, Новак заявил, что она в нынешнем году будет стоить $45–60 за баррель. Если дальше это начать переводить на кошелек, с учетом вышеизложенного о том, что никакой отвязки курса рубля от нефти не произошло, то вице-премьер полагает, что колебание цен на нефть ожидается плюс-минус 15%. Но, вообще говоря, на рубль, кроме нефти, все же влияют и дополнительные факторы, хотя и не так значимо, как нефть. Это значит, что рассуждения Новака станут соответствовать тому, что среднее значение курса рубля по году будет в районе 75 плюс-минус 15 — то ли 60, то ли 90 рублей за доллар. Но это все-таки огромная разница для принятия каких бы то ни было решений. Оно будет честным, оно станет соответствовать техническому анализу, за исключением среднего значения, потому что, на мой взгляд, среднее значение заведомо составит не 52 рубля за доллар, а существенно выше.
Почему вице-премьер дает заниженное среднее значение, мне понятно. Т. е. он предлагает более-менее правильный диапазон, исходя из технического анализа, но неверно — среднее значение. Наверное, потому, что не хочет спорить с минфином — это министерство как раз фиксирует в бюджете страны заниженное среднее значение, что позволяет кучу денег от бедных людей забирать и гнать в фонд национального благосостояния. А Новак — человек очень умный и осторожный.
Но я не согласен не только с таким средним значением, но и с диапазоном, мне не хочется прогнозировать рубль с такими большими воротами. Я бы хотел, чтобы среднее значение по году было, допустим, 75 плюс-минус 5. Понятно, что для этого диапазон, в котором я должен прогнозировать среднее значение цены на нефть по нынешнему году, должен быть поуже. И без общих фундаментальных соображений, без всякой мафии — хотя в части оценивания нефти мафия тоже есть, огромная мафия, и реальные сделки имеют не самое доминирующее значение.
Тем не менее есть два фундаментальных соображения. Первое, за которое меня читатели критиковали, но сейчас, думаю, согласятся, — никакой «великой депрессии» не случится. Нынешний год станет восстановительным, спрос на нефть будет потихоньку расти. И второе фундаментальное соображение, за которое меня тоже критиковали, — никакой «зеленой революции» в энергетике не начнется. Все эти «солнечные зайчики» и ветряные мельницы будут иметь для большой энергетики лишь ограниченное значение. Следовательно, спрос на нефть опять же станет расти.
Но, чтобы удовлетворять этот растущий спрос, железно нужна сланцевая американская нефть — не сокращение ее, а добыча примерно 15 млн бочек в сутки. Соответственно, для такой добычи я давным-давно тремя разными методами подсчитал себестоимость. Чтобы добывать 15 млн, среднее значение себестоимости должно быть $60–70 за баррель. И я уверен, что из фундаментальных соображений внутри этой полочки и будет примерно находиться средняя цена на нефть по итогам года. И я бы дал оценку $65 за бочку плюс-минус $5.
Но тогда по рублю, чтобы получить 75 плюс-минус 5, этого недостаточно, надо еще добавить какие-то соображения. И я их добавляю — говорю, что будет две взаимопротивоположные тенденции. Вот сегодня доллар стоит примерно 75 рублей. Дальше растущие цены на нефть (а они будут чуть-чуть расти, по году как минимум на 5%) станут укреплять рубль. Но одновременно есть как минимум два фактора, которые начнут рубль ослаблять через инфляцию. Это цены на бензин, которые потихоньку будут расти, и мы это обсуждали в «БИЗНЕС Online», и бездарный экспорт сельхозпродуктов. В России экспортные операции по зерну, подсолнечному маслу и прочему провернули абсолютно не сбалансированно, поэтому появится рост цен на сельхозпродукцию, а следовательно, дополнительная инфляция внутри страны. Говорят, у нас уже начали импортировать то, что наэкспортировали, стали по более высоким ценам выкупать зерно обратно.
Так что два фактора будут рубль двигать в разные стороны от этих 75. И я думаю, что подобное позволяет оценку среднего значения по году сделать 75 плюс-минус 5. Она для меня достаточна, чтобы ориентироваться в этом году со всеми счетами, сбережениями и поездками.
«Несмотря на то что криптовалюты в целом будут отвоевывать все бо́льшую часть финансового рынка, биткоин из них далеко не самый технологичный»
БИТКОИН — ФИНАНСОВАЯ ПИРАМИДА И МИРОВОЙ МММ?
Вернемся к биткоину. Здесь ситуация немного другая, и надо строить оценки чуть-чуть по-иному. На эту тему недавно высказался экономист Михаил Задорнов, который в конце 90-х был министром финансов России, а сейчас он председатель правления банка «ФК Открытие». В «Яблоке» я был с Задорновым хорошо знаком. Он высказался совершенно категорично — назвал биткоин финансовой пирамидой: «Я, как профессиональный финансист, вообще исключаю его из какого-то серьезного анализа, восприятия. Был Мавроди и МММ, вот для меня биткоин — это синоним примерно такой же пирамиды».
В научной статье и потом в «БИЗНЕС Online» я пришел к существенно иным выводам. Материал так и назывался — «Биткоин будет стремиться к нулю, но криптовалюта — вытеснять обычные деньги». И когда говорят, что за криптовалютами ничего не стоит, это утверждение неверное, потому что за ними имеется дополнительная прибыль от повышения КПД финансовой системы. Т. е. совершенно очевидно, что криптовалюты, с точки зрения накладных расходов и эффективности операций, намного эффективнее, чем действующие финансовые структуры. Следовательно, в целом криптовалюты будут медленно расти.
Но дальше в расчетах, в моделях вносится и спекулятивная составляющая. Есть неплохие английские исследования о том, какова доля тех, кто будет задействовать фактор использования объективной полезности криптовалют, и тех, что станет чисто спекулятивно играть с криптовалютой на сегодняшнем дне. Эти исследования позволяют более-менее моделировать, как начнут возникать эти спекулятивные «прыщи». Т. е. как будет идти фоновое развитие криптовалют — это медленный постепенный рост — и как станут появляться эти «прыщи».
Один из них я посчитал еще лет пять назад. Компьютерные расчеты — а я на бесконечность их не могу делать — были на три года вперед, в том числе и спекулятивные трехволновой, четырехволновой тычок неплохо оценивались. При этом я делал две оговорки. Одна нефундаментальная — что на дальнейшем фоновом движении биткоина возможны и другие, уже преднамеренные, спекуляции. Думаю, что сегодняшний пик биткоина — это абсолютная спекуляция. В частности, Илон Маск потерял более $15 млрд на фоне падения стоимости акций Tesla, которая вложилась в биткоин. Видимо, эта вещь была спекулятивная, и в три-четыре волны биткоин должен опять прийти к фоновому значению. Но есть более фундаментальное утверждение, что само фоновое значение для биткоина на бесконечности, а это на компьютере уже не посчитаешь, будет все равно стремиться к нулю.
Какие у меня соображения на эту тему? Несмотря на то что криптовалюты в целом будут отвоевывать все бо́льшую часть финансового рынка, биткоин из них далеко не самый технологичный. Он, на мой взгляд, чрезвычайно плохо, каким-то нелепым майнингом создается, вход-выход, минимальная обеспеченность — все сделано на уровне, который хуже, чем у некоторых конкурирующих криптовалют.
И еще — я был совершенно уверен, что разумные правительства в союзе с крупнейшими интернет-компаниями, осознав такую тенденцию, обязательно в короткие сроки запустят свои криптовалюты, которые данную нишу займут. Но вот это мое утверждение — что правительства достаточно умны, чтобы быстро потеснить биткоин и занять нишу, — не оправдалось. Признаюсь, что у меня была явная ошибка в части оценки умственных способностей правительств в мире что по эпидемии ковида, по ее второй волне, что по биткоину. На самом деле интеллектуальные способности людей, которые принимают решения, в том числе и в развитых западных странах, оказались абсолютно неадекватны реальной действительности. Что эпидемия, к сожалению, и подтвердила.
Но это не меняет общие фундаментальные оценки, что в целом криптовалюты будут занимать все бо́льшую долю финансового рынка, что биткоин среди них все равно со временем станет терять позиции, поскольку он нетехнологичен. И соответственно, что какие-то спекулятивные акции, в три-четыре волны, безусловно, возможны. Но предсказывать, когда и кто их начнет, я точно не умею. Когда такая спекулятивная кампания возникает, дальше можно более-менее посчитать, как она пойдет. А вот дату ее начала, думаю, никто не умеет определять, за исключением тех, кто сам эти спекуляции затевает.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 46
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.