СЕБЕСТОИМОСТЬ СЪЕДАЕТ РОСТ
Напомним, что Вагиз Мингазов - основной владелец ОАО «ВАМИН-Татарстан», в минувшую пятницу был избран депутатами Госсовета РТ на пост члена Совета федерации. Этому событию предшествовал его уход с должности генерального директора компании, который он занимал в последние пять лет. Мингазов переместился на должность председателя совета директоров, отойдя от оперативного управления. В ситуации этих кадровых пертурбаций представляет большой интерес финансовое положение, в котором находится предприятие.
Как стало известно из неконсолидированного отчета ОАО «ВАМИН-Татарстан» по стандартам РСБУ, выручка компании выросла на 14% до 12,2 млрд. рублей за 9 месяцев 2011 года в сравнении с 10,7 млрд. рублей за аналогичный период 2010 года.
Но камнем преткновения стал опережающий рост себестоимости на 17% до 10,9 млрд. рублей. При этом особенно важно, что в абсолютном выражении себестоимость прибавила больше на 46 млн. рублей. Именно на такую сумму (или 3,3%) просела валовая прибыль предприятия.
Структура выручки ОАО «ВАМИН-Татарстан»
В сложившихся условиях наращивать выпуск продукции нецелесообразно: так как каждая следующая условная единица товара приносит больше затрат, чем прибавку к общей стоимости. Здесь в срочном порядке стоит уделить внимание поиску путей сокращения как постоянных, так и переменных издержек.
Пока же «ВАМИН-Татарстан» под натиском конкурентов вынужден был увеличить коммерческие расходы более чем на четверть до 533 млн. рублей.
В то же время удалось сэкономить 231 млн. рублей (или 31%) на выплатах процентов. В результате по итогам 9 месяцев 2011 года чистая прибыль составила 133 млн. рублей и оказалась выше на 25 млн. рублей (23%) относительно 108 млн. рублей за аналогичный период 2010 года.
Следует подчеркнуть, что, несмотря на общую прибыльность компании, показатели эффективности находятся на весьма низких значениях, так чистая рентабельность продаж в течение двух последних лет составляет порядка 1%, а рентабельность собственного капитала – порядка 3,5%.
ДЛИННЫЕ ДЕНЬГИ И ЭКОНОМИЯ НА ПРОЦЕНТАХ
Отдельного внимания заслуживает вопрос долговой нагрузки компании – как известно, она является одной из главных проблем компании в последние годы. Так, за 9 месяцев 2011 года кредитный портфель ведущего поставщика молочных продуктов Казани вырос на 174 млн. рублей (или 3,6%) до 5 млрд. рублей, в сравнении с 4,8 млрд. рублей за аналогичный период 2010 года. Но при этом за прошедшие три квартала 2011 года «ВАМИН» заплатил на 231 млн. рублей (или 31%) меньше процентных платежей. Что говорит о смягчении условий кредитования относительно 2010 года.
Также позитивом является и то, что компании удается удерживать долю длинных денег в кредитном портфеле выше 50%. К тому же общая нагрузка привлеченных средств на собственный капитал сократилась на 11,7% до 219,4. Хотя такой уровень и является довольно высоким: собственных средств компании недостаточно, чтобы покрыть и половину привлеченных ресурсов.
Основные показатели финансовой устойчивости ОАО «ВАМИН-Татарстан»
Наименование показателя |
9 мес. 2009 |
9 мес. 2010 |
9 мес. 2011 |
Абсолютное |
Изменение в % |
---|---|---|---|---|---|
Собственный капитал и резервы, млн. руб. |
3267 |
3429 |
3583 |
154 |
4,5 |
Долгосрочные займы и кредиты, млн. руб. |
930 |
2616 |
2714 |
98 |
3,7 |
Краткосрочные займы и кредиты, млн. руб. |
3625 |
2231 |
2307 |
76 |
3,4 |
Кредиторская задолженность, млн. руб. |
2067 |
3079 |
2840 |
-239 |
-7,8 |
Отношение суммы привлеченных средств к капиталу и резервам, % |
202,7 |
231,1 |
219,4 |
-11,7 |
|
Коэффициент текущей ликвидности |
1,18 |
1,35 |
1,28 |
-0,08 |
|
Коэффициент быстрой ликвидности |
0,20 |
0,41 |
0,35 |
-0,06 |
Структура кредитного портфеля ОАО «ВАМИН Татарстан»
ВАМИН ГОТОВИТ НОВИНКИ
Традиционно среди своих конкурентов на рынке молочной продукции «ВАМИН» выделяет: ООО «Эдельвейс М», ОАО «Юнимилк» (бренды «Простоквашино», «БиоБаланс»), ОАО «Вимм-Билл-Данн» (бренд «Веселый молочник»), группу Danon.
Интересно, что заметный вклад в усиление борьбы за 9 месяцев 2011 год внес и бренд «Вкусняево» от «Алабуга сотэ», который активно продвигал свое асептически упакованное молоко значительно дешевле остальных игроков.
Заметим, что «ВАМИНу» удалось продвинуться на рынке животного масла. Объем реализации данной продукции вырос более чем в 2 раза до 2,03 млрд. рублей за 9 месяцев 2011 года.
Динамика реализации масломолочной продукции ОАО «ВАМИН Татарстан»
Наименование показателя |
9 мес. |
9 мес. |
9 мес. |
Изменение |
Изменение |
---|---|---|---|---|---|
Цельномолочная продукция, млн. рублей |
1685 |
1537 |
2418 |
881 |
57,3 |
Масло животное, млн. рублей |
845 |
918 |
2031 |
1113 |
121,3 |
Сыр жирный, млн. рублей |
2736 |
1948 |
2820 |
872 |
44,8 |
При этом общий существенный рост масломолочного направления привел к увеличению его доли в общей структуре выручки с 41% за три квартала 2010 года до 59% по итогам аналогичного периода 2011 года. Однако такой динамике сопутствовал и существенный рост сбытовых расходов: на 28% до 533 млн. рублей. Это явный сигнал об усилении борьбы в сфере маркетинга и продвижения масломолочной продукции.
Товарная структура выручки ОАО «ВАМИН-Татарстан»
Кстати, наряду с проводимыми исследованиями рынка молочной продукции, «ВАМИН» в ближайшем будущем намерен внедрить в производство ряд новых продуктов. Среди них стоит отметить серию кисломолочной биопродукции (ряженка, йогурт и т.д.), ультрапастеризованное молоко (планируемые бренды «Просто молоко» и «Добрым людям») и серию продукции «Халяль».
Сможет ли ведущий производитель молочной продукции РТ обуздать свои издержки и как отразится внедрение новых линеек продуктов на конечном результате, читатели смогут узнать в очередном аналитическом материале, посвященном ОАО «ВАМИН-Татарстан».
Основные показатели деятельности ОАО «ВАМИН Татарстан»
Наименование показателя | 9 мес. 2009 | 9 мес. 2010 | 9 мес. 2011 | Абсолютное | Изменение в % |
---|---|---|---|---|---|
Стоимость чистых активов эмитента, млн. руб. | 3715 | 3875 | 3242 | -633 | -16,3 |
Выручка от реализации, млн. руб. | 9666 | 10732 | 12228 | 1496 | 13,9 |
Себестоимость, млн. руб. | 8312 | 9349 | 10891 | 1542 | 16,5 |
Затраты на 1 рубль продукции, руб. | 0,860 | 0,871 | 0,891 | 0,020 | 2,2 |
Валовая прибыль, млн. руб. | 1354 | 1383 | 1337 | -46 | -3,3 |
Коммерческие расходы, млн. руб. | 355 | 418 | 533 | 115 | 27,5 |
Операционная прибыль, млн. руб. | 999 | 965 | 805 | -160 | -16,6 |
Проценты к уплате, млн. руб. | 736 | 745 | 514 | -231 | -31,0 |
Прочие доходы, млн. руб. | 113 | 136 | 480 | 344 | 252,9 |
Прочие расходы, млн. руб. | 339 | 235 | 649 | 414 | 176,2 |
Чистая прибыль (убыток), млн. руб. | 109 | 108 | 133 | 25 | 23,1 |
Производительность труда, тыс. руб./чел | 1285 | 1511 | 1759 | 248 | 16,4 |
Среднесписочная численность, чел. | 7523 | 7104 | 6951 | -153 | -2,2 |
Расходы на з/п и соц. обес., млн. руб. | 212,6 | 250,7 | 345 | 94 | 37,6 |
Отчеты компаний за 9 месяцев:
«Татспиртпром» выиграл битву с «серыми» спиртзаводами
Акции "Таттелекома" оказались защитным активом
"Татнефть": насколько велика долговая нагрузка?
КВЗ не заметил кризис на биржах
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 7
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.