Компания "Мюстела" - разработчик и производитель лечебно-косметических средств - планирует построить новый цех по производству кремов на основе норкового масла, соответствующего современным требованиям. ООО "Мюстела" было основано в 1993 году Александром Девятаевым - профессором Казанского медицинского университета, доктором медицинских наук, членом-корреспондентом РАН. На базе экспериментально-производственной аптеки была организована разработка и производство оригинальных лечебно-косметических кремов, мыла, мазей и очищающих средств, жировой основой которых стало норковое масло. Об особенностях ведения бизнеса в сфере фармацевтики рассказали Фирдаус и Александр Девятаевы.
- Расскажите, пожалуйста, как вы начинали свой бизнес.
Ф.Д.: Фирма была открыта в 1993 году моим мужем - Александром Михайловичем Девятаевым. Он более 30 лет преподает в КГМУ на кафедре патологической физиологии. В России мази всегда делали на вазилиновой и ланолиновой основах. Однако эти компоненты могут вызвать у человека аллергию. К тому же такие мази плохо впитываются в кожу. Лечебно-косметическое средство "Мюстела" - это уникальная основа для мазей в России.
Наши дочери тоже участвуют в семейном деле. Они окончили лечебный факультет Казанского медицинского университета. Старшая дочь в данный момент находится на стажировке в Москве в Институте аллергологии и иммунологии. Младшая дочь проходит обучение в ординатуре на кафедре дерматологии ГИДУВа.
- Какие сложности были в самом начале вашего бизнеса?
Ф.Д.: Выставочная деятельность нашей фирмы началась с Нижнего Новгорода, на всероссийской выставке "Предприниматель", в 1997 году. Мы в первый раз выставляли нашу продукцию на суд потребителей. Было сложно в том плане, что продукцию, которую выставляли другие участники - обувь, одеяла, протезы - можно было потрогать, оценить качество. А то, что находится внутри наших баночек, а также качество продукции никто не мог увидеть и оценить с первого взгляда.
- Как вы привлекали клиентов в самом начале?
Ф Д: Когда на выставке к твоему стенду подходит новый покупатель, у тебя есть всего несколько секунд, чтобы заинтересовать его. Сначала нужно расположить человека к себе, затем заинтересовать продукцией, а потом человек должен захотеть купить твою продукцию. Говорить долго нельзя. Нужно рассказывать о своей продукции коротко, логично, четко, не говоря ни одного слова о чужой продукции - это неэтично. В нашей фирме не принято уговаривать кого-то что-то купить.
- С какими проблемами вы сталкиваетесь сегодня?
Ф Д: Если человек занимается производством, он сталкивается с трудностями каждый день. Эти трудности приходится решать. На данный момент у нас существует проблема недостатка площадей. Нужно собрать очень много документов для того, чтобы приобрести хотя бы маленькое пустующее помещение.
- Каковы были первоначальные инвестиции?
Ф.Д.: Только свои собственные вложения. Кредит мы брали всего два раза за 15 лет. В первый раз мы взяли 400 тысяч рублей, а два года назад мы получили кредит на сумму 3 миллиона рублей.
- Какие инвестиции потребовались бы для открытия подобного бизнеса сейчас?
А.Д.: А сколько потребуется инвестиций, чтобы подготовить в течение десятилетия несколько высококвалифицированных докторов медицинских фармацевтических наук с опытом многодесятилетней экспериментальной работы? Это могла бы себе позволить другая страна. Сейчас никто не сможет открыть такое дело. Времена изменились. Сейчас нет того романтизма. В то время как раз менялась система фармацевтического производства. Цены на оборудование были крайне малы, те вещи, которые сейчас стоят десятки тысяч рублей, в 90-е годы покупали за несколько десятков рублей.
- Какова конкуренция в вашем секторе рынка?
Ф.Д.: Конкуренция огромная. Сейчас на каждом шагу можно купить любую косметику, какую только пожелаешь. Каждый год мы участвуем в выставке "Интершарм" и видим, что, как грибы после дождя, появляются новые бренды.
- Что для вас означает термин "семейный бизнес"?
А.Д.: Есть такие понятия, как наследственные и семейные болезни. Наследственные - это те, которые передаются по наследству, а семейных болезней в нашей стране нет. Семейные болезни - это когда в течение нескольких веков одна семья занимается одной и той же профессиональной деятельностью. Эта профессиональная деятельность, естественно, влияет и на состояние здоровья, и на самочувствие человека. У нас это уничтожено. В Италии человек с гордостью может сказать, что он делает, например, зонтики в пятом поколении. Весь смысл семейного бизнеса в том, чтобы сохранить возможности для того, чтобы целый ряд вещей передавался из поколения в поколение. Утрата этого уклада вычеркнула из нашей жизни понятие ответственности. Если мы говорим о какой-то ответственности, то она должна формироваться в семье. Любая крестьянская семья - это семейный бизнес. Я считаю, что семейный бизнес - это не когда все вместе делают что-то, а когда все вместе формируют новое отношение к этому делу, новые представления, которые будут передаваться следующему поколению и должны помниться предыдущим поколением. Вот тогда это семейный бизнес.
- Каковы ваши планы развития на ближайшее будущее?
Ф.Д.: У нас есть земля, на которой мы хотим построить свое производство. Для того, чтобы оформить землю, нам пришлось потратить ровно год. Мы обязательно осуществим наши планы, и Казань получит новое производство!
- Как вы поступите с кредитом на 10 миллионов рублей, если выиграете в конкурсе "Лучший семейный бизнес"?
Ф.Д.: Мы вложим их в строительство косметического производства. Это будет уникальный для Казани проект.
- Какой совет вы можете дать начинающим бизнесменам?
Ф.Д.: Нужно рассчитывать только на самого себя, и не надеяться на быструю прибыль.
Лейсан Сеидова, "где Деньги", 24.11.08
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.