Компания "Мюстела" - разра­ботчик и производитель лечебно-косметических средств - пла­нирует построить новый цех по производству кремов на основе норкового масла, соответствую­щего современным требовани­ям. ООО "Мюстела" было осно­вано в 1993 году Александром Девятаевым - профессором Ка­занского медицинского универ­ситета, доктором медицинских наук, членом-корреспондентом РАН. На базе экспериментально-производственной аптеки была организована разработ­ка и производство оригиналь­ных лечебно-косметических кремов, мыла, мазей и очища­ющих средств, жировой осно­вой которых стало норковое масло. Об особенностях веде­ния бизнеса в сфере фарма­цевтики рассказали Фирдаус и Александр Девятаевы.

- Расскажите, пожалуйста, как вы начинали свой бизнес.

Ф.Д.: Фирма была открыта в 1993 году моим мужем - Алек­сандром Михайловичем Девятаевым. Он более 30 лет препода­ет в КГМУ на кафедре патологи­ческой физиологии. В России мази всегда делали на вазилиновой и ланолиновой основах. Однако эти компоненты могут вызвать у человека аллергию. К тому же такие мази плохо впитываются в кожу. Лечебно-косметическое средство "Мю­стела" - это уникальная основа для мазей в России.

Наши дочери тоже участвуют в семейном деле. Они окончи­ли лечебный факультет Казанского медицинского универси­тета. Старшая дочь в данный мо­мент находится на стажировке в Москве в Институте аллерголо­гии и иммунологии. Младшая дочь проходит обучение в ор­динатуре на кафедре дермато­логии ГИДУВа.

- Какие сложности были в самом начале вашего биз­неса?

Ф.Д.: Выставочная деятельность нашей фирмы началась с Нижне­го Новгорода, на всероссийской выставке "Предприниматель", в 1997 году. Мы в первый раз вы­ставляли нашу продукцию на суд потребителей. Было сложно в том плане, что продукцию, ко­торую выставляли другие участ­ники - обувь, одеяла, протезы - можно было потро­гать, оценить качество. А то, что находится внутри наших бано­чек, а также качество продукции никто не мог увидеть и оценить с первого взгляда.

- Как вы привлекали кли­ентов в самом начале?

Ф Д: Когда на выставке к твое­му стенду подходит новый поку­патель, у тебя есть всего несколь­ко секунд, чтобы заинтересовать его. Сначала нужно располо­жить человека к себе, затем за­интересовать продукцией, а по­том человек должен захотеть ку­пить твою продукцию. Говорить долго нельзя. Нужно рассказы­вать о своей продукции корот­ко, логично, четко, не говоря ни одного слова о чужой продукции - это неэтично. В нашей фирме не принято уговаривать кого-то что-то купить.

- С какими проблемами вы сталкиваетесь сегодня?

Ф Д: Если человек занимается производством, он сталкивает­ся с трудностями каждый день. Эти трудности приходится ре­шать. На данный момент у нас существует проблема недостатка площадей. Нужно собрать очень много документов для того, что­бы приобрести хотя бы малень­кое пустующее помещение.

-   Каковы были первона­чальные инвестиции?

Ф.Д.: Только свои собственные вложения. Кредит мы брали всего два раза за 15 лет. В первый раз мы взяли 400 тысяч рублей, а два года назад мы получили кредит на сумму 3 миллиона рублей.

- Какие инвестиции потре­бовались бы для открытия подобного бизнеса сейчас?

А.Д.: А сколько потребуется ин­вестиций, чтобы подготовить в течение десятилетия несколько высококвалифицированных док­торов медицинских фармацевти­ческих наук с опытом многоде­сятилетней экспериментальной работы? Это могла бы себе по­зволить другая страна. Сейчас никто не сможет открыть та­кое дело. Времена изменились. Сейчас нет того романтизма. В то время как раз менялась си­стема фармацевтического производства. Цены на оборудова­ние были крайне малы, те вещи, которые сейчас стоят десятки ты­сяч рублей, в 90-е годы покупа­ли за несколько десятков рублей.

- Какова конкуренция в ва­шем секторе рынка?

Ф.Д.: Конкуренция огромная. Сейчас на каждом шагу можно купить любую косметику, какую только пожелаешь. Каждый год мы участвуем в выставке "Интершарм" и видим, что, как гри­бы после дождя, появляются но­вые бренды.

- Что для вас означает тер­мин "семейный бизнес"?

А.Д.: Есть такие понятия, как наследственные и семейные бо­лезни. Наследственные - это те, которые передаются по на­следству, а семейных болезней в нашей стране нет. Семейные болезни - это когда в течение нескольких веков одна семья за­нимается одной и той же про­фессиональной деятельностью. Эта профессиональная деятель­ность, естественно, влияет и на состояние здоровья, и на само­чувствие человека. У нас это уничтожено. В Италии человек с гор­достью может сказать, что он де­лает, например, зонтики в пятом поколении. Весь смысл семей­ного бизнеса в том, чтобы со­хранить возможности для того, чтобы целый ряд вещей пере­давался из поколения в поколе­ние. Утрата этого уклада вычер­кнула из нашей жизни понятие ответственности. Если мы гово­рим о какой-то ответственности, то она должна формироваться в семье. Любая крестьянская се­мья - это семейный бизнес. Я считаю, что семейный бизнес - это не когда все вместе дела­ют что-то, а когда все вместе формируют новое отношение к этому делу, новые представ­ления, которые будут переда­ваться следующему поколению и должны помниться предыду­щим поколением. Вот тогда это семейный бизнес.

- Каковы ваши планы разви­тия на ближайшее будущее?

Ф.Д.: У нас есть земля, на кото­рой мы хотим построить свое производство. Для того, чтобы оформить землю, нам пришлось потратить ровно год. Мы обяза­тельно осуществим наши планы, и Казань получит новое про­изводство!

- Как вы поступите с креди­том на 10 миллионов рублей, если выиграете в конкурсе "Луч­ший семейный бизнес"?

Ф.Д.: Мы вложим их в строи­тельство косметического про­изводства. Это будет уникальный для Казани проект.

- Какой совет вы можете дать начинающим бизнес­менам?

Ф.Д.: Нужно рассчитывать толь­ко на самого себя, и не надеяться на бы­струю прибыль.

 Лейсан Сеидова, "где Деньги", 24.11.08