«Многие открывают ЧОПы для собственных нужд, и, не побоюсь этих слов, для отмывания денег», — говорит глава группы охранных организаций «Застава» Сергей Толстых. Он уверен, что существующий закон этому не противодействует. В своем блоге для «БИЗНЕС Online» он предлагает пути изменения устаревшего законодательства и объясняет, почему ЧОПы в Татарстане соглашаются работать за смешные деньги.
«Планово у нас проверили, действительно ли сотрудники числятся в организации, трудоустроены ли они официально, застрахованы и проходят ли систематические проверки. Мы не ангелы, тоже допускаем ошибки»
День охранника и проверки Росгвардии
11 марта работники частных охранных предприятий в России отметили свой профессиональный праздник. Для нас, группы компаний «Застава», этот день фактически совпал с окончанием масштабной проверки. Ее проводила Росгвардия. Это была «двойная» проверка — плановая, которая проходит раз в пять лет, и внеочередная, под которую сейчас также попали другие частные охранные организации.
Планово у нас проверили, действительно ли сотрудники числятся в организации, трудоустроены ли они официально, застрахованы и проходят ли систематические проверки. Мы не ангелы, тоже допускаем ошибки. У нас выявили ряд незначительных нарушений: в отделе кадров не было оригиналов медицинских справок на ряд сотрудников, и в связи с пандемией некоторые сотрудники вовремя не прошли проверку. Это минимальные нарушения, которые только могут быть. В отношении нас составили протокол, и я с ним абсолютно согласен, потому что как руководитель иногда не могу проследить за всем. Такие проверки — и за это спасибо Росгвардии — заставляют дисциплинироваться и приводить всю документацию в соответствие с требованиями.
Сейчас еще повсеместно проходит другая проверка, которая коснется всех ЧОПов. Росгвардия проверяет у всех охранных организаций наличие предоставленных ЛКО (личной карточки охранника — прим. ред.) и соответствие количества сотрудников с отчислениями в ФСС (тут может быть такое, что ЧОП выставляет охрану на 100 постов, а налоги платит с 3–4 человек).
Почему ЧОПы до сих пор работают по закону 1992 года
Проверки — это самое меньшее, что власти сейчас могут сделать для наведения порядка на рынке ЧОПов. Я считаю, что рынок как в Татарстане, так и в России, не побоюсь этого слова, довольно-таки серый. Дело в том, что законодательная база, по которой работают частные охранные предприятия, сформировалась в 1992 году — это закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Закон редактировался 19 раз, но это были не конструктивные, а скорее косметические правки, которые только внесли разночтения. Основные законы РФ были неоднократно существенно изменены — Уголовный, Административный, Гражданский и Трудовой кодекс, более того, и Конституцию изменили! Мир далеко ушел вперед, а мы работаем по тем нормам и законам, которые были приняты практически 30 лет назад. Понимаете, насколько это все устарело и обветшало? И законодательство, которое имеется сейчас, позволяет существовать этому серому рынку.
Для понимания: в Татарстане, по моим подсчетам, около 600 ЧОПов, из которых 450 — в Казани. Я предполагаю, что реально «дееспособны» из общего числа всех ЧОПов — порядка 100-120, из них чуть более 70 имеют лицензию на оружие, используют его в ходе своей деятельности и соответствуют всем требованиям законодательства. И меньше трети из них (около 25 организаций) наиболее часто встречаются на объектах различного уровня — крупные промышленные объекты, спецобъекты, общественные места и тд. Многие открывают ЧОПы именно для собственных нужд, под какие-то конкретные объекты, и, не побоюсь этих слов, для отмывания денег. И действующее законодательство, по которому открываются и работают такие ЧОПы, этому не противодействует.
«Я предполагаю, что реально «дееспособны» из общего числа всех ЧОПов — порядка 100-120, из них чуть более 70 имеют лицензию на оружие, используют его в ходе своей деятельности и соответствуют всем требованиям законодательства»
Проблема первая: в законе нет возрастного ценза
Во-первых, в законодательстве не прописан возрастной ценз и требования к состоянию здоровья сотрудника охраны. То есть лицензию охранника может получить любой гражданин России старше 18 лет, не имеющий судимости, прошедший осмотр психиатра и нарколога, без каких-либо других критериев по здоровью и возрасту. В то же время в законе «О полиции» четко прописано: на службу принимаются люди до 35 лет, с максимальной выслугой лет до 55 лет (высший начальствующий состав — до 65 лет), после прохождения медкомиссии. А ведь функции охранных организаций гражданами воспринимаются как смежные с сотрудниками МВД! Но получается, что закон не запрещает принимать в охрану пенсионеров с инвалидностью. Но они ведь туда не от хорошей жизни идут, а потому, что нигде не востребованы, а в охране могут за копейки проводить время. И работают они в условиях, подобно собачьим: в сколоченной будке сидят в 30-градусный мороз, чтобы получить 8–12 тыс. рублей. Я слышал, что в Татарстане бывали ситуации, когда охранники умирали на рабочих местах. В моей практике было такое, что я подписывал документы в одной государственной организации, которую охраняло другое охранное предприятие. Уходя с объекта, мне охранник тянет руку, а у него нет всех пальцев на правой руке. Причем охраняли они спецобъект, где содержались эмигранты! Представляете, насколько сейчас в законодательстве по ЧОО аховая ситуация? На рынке все печально. В России в сфере охраны задействованы чуть менее 2 млн человек, далеко не все имеют статус частного охранника и официально трудоустроены! Из этой огромной массы в лучшем случае 25% ЧОПов соответствует пониманию добросовестных охранных организаций и выполнит функции, доверенные государством.
Зачастую можно увидеть таких охранников: 60–70-летнего дедушку, бабушку, которые никогда не имели спецнавыков, которые сидят дома, желают помочь своим детям либо сами не хотят им мешать и идут на любую подработку. Был такой персонаж на ТНТ — Александр Родионович Бородач. И этот персонаж жестко укоренился в умах россиян — они думают, что охранники именно такие, потому что закон позволяет таких брать, и таких людей большинство. Охранные организации принимают на так называемую работу без оформления и каких-либо гарантий. Все потому, что четких критериев по возрасту и здоровью нет. Пока не изменится законодательство, такие «бородачи» существуют и будут существовать.
Буквально недавно вопиющий случай произошел в одном из детских садиков Казани, когда утром в момент прихода детей умер охранник. Это трагедия, я приношу соболезнования близким умершего. Но тут есть вопрос организационного характера. Как позднее выяснилось, мужчина работал в ЧОПе, охраняющем данную организацию, неофициально, был уже в преклонном возрасте, не имел статуса частного охранника. А это означает, что к работе в данной организации мог быть допущен не только непрофессионал, но и лицо, не прошедшее обязательного медицинского освидетельствования у психолога и нарколога. То есть теоретически при отсутствии надлежащей проверки могли к работе допустить даже лицо, ранее судимое за преступление сексуального характера, состоящее на учете у нарколога или психолога, или, не дай бог, с открытой формой туберкулеза?! Ни в коем случае это не относится к данной конкретной ситуации. Но важен сам факт отношения руководителя ЧОО, допустившего такое лицо на службу, и представителя заказчика, который не требует выполнять договорные обязательства (а именно наличие квалифицированных сотрудников — имеющих статус частного охранника). И такая картина встречается повсеместно. И не только в муниципальных учреждениях, но даже в коммерческих структурах, — это результат погони за дешевизной!
Вопрос ценовой политики
Из вышесказанного открывается другая проблема. В Татарстане, по моим подсчетам, одни из самых низких цен за услуги охраны по всему ПФО — ниже, наверное, только в республике Марий Эл и в Кировской области. Для сравнения: на рынке Пермского края работают чуть более 20-30 крупных ЧОПов, минимальная цена за услуги — ближе к 200 рублей/час. У нас, в «Заставе», например, минимальная цена физической охраны за час охраны по договору — от 120 р/час, средняя — 150 рублей. Это минимальная стоимость, которой хватит только на то, чтобы платить налоги и содержать боеспособных людей. С такими ценами мы работаем почти в ноль. А я, как собственник компании, работаю только за свою зарплату, содержу офис, машины, дежурную часть, закупаю форму, оплачиваю ГСМ и т. д.
Такие низкие ставки связаны с перенасыщенностью рынка. Как результат — большая конкуренция и демпинг цен. И многие ЧОО в такой ситуации готовы заключать договоры по любой цене. И это особенно проявляется на рынке госзаказа. Большинство организаций гонятся за любыми контрактами и любой ценой их выигрывают, вопреки логики экономики и несмотря на репутацию, честь и достоинство своих сотрудников.
Согласно №44-ФЗ, контракт заключается с той организацией, которая предложит самую низкую цену, и находятся организации, которые предлагают за свои услуги по охране менее 100 рублей в час, в районе 75–85 рублей в час. С такими ценами, например, работают практически все госучреждения, ведомства. Приведу пример с крупной строительной частной организацией: известная казанская фирма-застройщик заключила договор на охрану по 85 рублей в час. По моим подсчетам, получается, заказчик перечисляет порядка 2 040 рублей за суточную смену. (За вычетом налога 2% по банковским операциям и 6% по УСН, и еще нужно учесть вычет налога на зарплату сотрудникам — 32% от ФОТ, что останется?) На сегодня даже за зарплату 1,6 тыс. рублей за сутки вы с трудом найдете человека, который пойдет на работу в охрану! Неужели они работают в 100-процентный убыток себе? Соответственно, что остается организации? Серый рынок: и они платят «в черную», без отчислений ФСС, налогов на прибыль и т. д. И по всей этой системе надо пройтись, грейдерами, тралами — совместно с прокуратурой, налоговой, Росгвардией.
Проблема вторая и третья: сотрудник ЧОПа не защищен юридически и социально
Вернемся к закону. Я уже сказал, что в нем нет возрастного ценза для охранника. Во-вторых, закон юридически не защищает сотрудника ЧОПа от противоправных посягательств на его жизнь и здоровье. Сотрудники полиции защищены законом «О полиции» и Уголовным кодексом. То есть за посягательство на жизнь и здоровье сотрудников правоохранительных органов предусмотрено уголовное наказание, предусмотренное ст. 317 и 318 УК РФ, и полицейский защищен. Когда же сотруднику охраны дадут по морде, он просто гражданин. Кроме того, если сотрудник охраны применяет силу к нарушителю и наносит ему повреждения в том числе при выполнении своих прямых обязанностей, виноват охранник. В отношении него даже могут возбудить дело по ст. 203 УК («Превышение должностных полномочий сотрудником охраны»). Между тем руководители ЧОО по закону вообще не имеют права заниматься никакой другой частной деятельностью, кроме преподавания, то есть мы по факту как госчиновники, но таких привилегий, как у них, мы лишены. То есть законодатель прямо ограничивает руководителей ЧОПов в экономической деятельности, хотя многие могут и хотят развивать и вкладываться в другие сферы экономики, при этом приносить государству выгоду в виде налогов, новых рабочих мест и продукции различного назначения, но не имеют на то права!
В-третьих, охранники — социально незащищенная категория. В России деньги есть (и охранники востребованы) — на жилье, медицину, образование, армию, дороги. Но сейчас частная охранная деятельность — это практически дно рынка экономики РФ, которое является в том числе и способом отмывания денег. Я считаю, если получил лицензию — соответствуй. Но и от государства ты должен получать защиту! Я, как руководитель, своим сотрудникам компенсирую часть затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам, выдаю бесплатно форму (на которую в год на весь штат уходит по 2 млн рублей), компенсирую проезд до работы, а сейчас еще и ввел компенсацию на поездки до места проведения отпуска (билеты на поезд или самолет) с дополнительными двумя днями отдыха. Но такого, как мне известно, в Татарстане нет ни в одной охранной организации, не считая крупных охранных фирм.
И вот эта социальная незащищенность сотрудников существует на фоне того, что ЧОПы привлекают и для охраны общественных мероприятий. Когда проходили Универсиада, чемпионат по футболу, новогодние елки, кроме полиции привлекали и частные охранные организации, в том числе и «Заставу». Для охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий есть опыт привлечения ЧОПов, и я считаю, что его нужно использовать в будни, тем более время для этого пришло. Это потому что полиции не хватает, а преступность растет. Вспомните недавний случай в Зеленодольске, где толпа устроила драку у кафе. Это только верхушка айсберга. Или взять Авиастроительный район Казани, у нас тут было три экипажа ППС и три экипажа ОВО — 6 машин на весь район. С 1998 года район прирос на треть, у нас один экипаж остался из 6, и то непостоянный! Что вы думаете, если станут кого-то резать и бить и когда реально будут нужны сотрудники полиции, экипаж успеет приехать? Я снимаю шляпу перед эпохой Асгата Сафарова, мы же практически всю преступность искоренили. А сейчас — ну кто пойдет работать? Население в Казани 1,2 млн, неофициально — под 2 миллиона. А сколько экипажей на улице? А ОВО, бывшие внутренние войска, ОМОН — все они в подчинении Росгвардии, и, чтобы МВД их привлечь, надо делать заявку, согласовывать… Это теперь хоть и родственные, но разные ведомства.
Но для того, чтобы использовать ЧОПы в охране общественного порядка в повседневной жизни, нужно менять законодательную базу!
«Считаю, что объекты в законе нужно классифицировать и часть таких объектов, как дошкольные образовательные учреждения, объекты жизнеобеспечения и места с массовым пребыванием людей, должны проверяться сотрудниками Росгвардии регулярно, не реже одного раза в месяц!»
Главная проблема — расплывчатые условия получения лицензии
В-четвертых, и самое главное — расплывчатые условия получения лицензии. Соответствующий документ выдается сроком на пять лет и предусматривает 7 видов охранной деятельности, по которым обязательно наличие штата, дежурной части, специально оборудованных автомобилей, инженеров, слаботочников (для установления видеонаблюдения), фан-барьеров, спецсредств, металлодетекторов (для работы в общественных местах), комнаты для хранения оружия. Но зачастую все это при выдаче лицензии проверяется формально, и никто не будет проверять уже после выдачи, действительно ли все требования соблюдаются. И это не считая плановых проверок — раз в пять лет и проверок по поступившим жалобам.
Некоторые ЧОПы вовсе зарегистрированы в квартирах (и законодательство позволяет это делать). Но неужели там располагается и бухгалтерия, и комната с оружием, и дежурная часть? Эти 7 пунктов при выдаче лицензии проверяются формально, т. к. законом не предусмотрена детальная ревизия представленных документов, например проверка штата организации через Росстат или налоговую.
Более того, считаю, что объекты в законе нужно классифицировать и часть таких объектов, как дошкольные образовательные учреждения, объекты жизнеобеспечения и места массового пребывания людей, должны проверяться сотрудниками Росгвардии регулярно, не реже одного раза в месяц! Места массового пребывания людей — театры, парки, музеи, торговые центр — в части охраны должны проверяться не только на предмет антитеррористической, пожарной защищенности, но и на соответствие лицензионных требований в части форменного обмундирования и внешнего вида сотрудников. Их внешность должна вызывать положительные эмоции, поскольку сотрудник является в том числе частью внешнего облика ТЦ или театра, города и России в целом для гостей из других регионов и иностранных туристов. К сожалению, соответствующей практики административного регулирования озвученной проблемы нет.
И это не вина Росгвардии, это вина законодателя, который не прописывает четкого регламента, порядка проверки и обязанностей предоставления соискателями на лицензию определенных требований. Росгвардии вообще не существовало на момент принятия закона о частной охранной деятельности в 1992 году! Но если уж она сейчас наделена правом выдачи лицензии, то и нужно ее наделить контрольными функциями, прописанными в законе! По моему убеждению, на сегодня сотрудники Росгвардии, к сожалению, ограничены в своих возможностях, т. к. могут планово проверять ЧОПы один раз в пять лет либо только по имеющейся жалобе. При ином получении информации (например, когда сотрудник Росгвардии сам видит нарушение лицензионных требований: охранник в торговом центре стоит без опознавательных знаков, без бейджика, в смешанной форменной одежде, неопрятный) ему придется пройти длительную процедуру согласования, чтобы организовать проверку. А время уже упущено.
Закон писался в 1992 году, когда в России был бардак, а все договоры заключались так: по рукам ударил — и пошел. Сейчас в законодательстве до сих пор масса проблем и разночтений, но все работают, всех все устраивает, всем все нравится. Я считаю, что так быть не должно.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 85
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.