В казанском ГБКЗ им. Сайдашева открылся 10-й международный фестиваль Государственного симфонического оркестра РТ под управлением Александра Сладковского «Рахлинские сезоны». В его программе — симфоническая музыка Людвига ван Бетховена и культурно-образовательные мероприятия с известными профессионалами в мире музыки. О том, как Вениамин Смехов стал почетным гостем на концерте-открытии и что за солист выступил вместе с оркестром, — в материале «БИЗНЕС Online».
Теплым апрельским днем начался X юбилейный международный фестиваль «Рахлинские сезоны», который в 2010 году придумал и создал худрук и главный дирижер ГСО РТ Александр Сладковский
Апрельский Бетховен и дискуссии о классике
Теплым апрельским днем начался X юбилейный международный фестиваль «Рахлинские сезоны», который в 2010 году придумал и создал худрук и главный дирижер ГСО РТ Александр Сладковский. Казанские меломаны знают: открылись «Рахлинские сезоны», значит, пришла весна, и долгожданное тепло стало тому подтверждением.
Вообще-то юбилейный фестиваль должен был состояться в прошлом году, но из-за пандемии его пришлось перенести. Поэтому и весны в 2020-м особо не было. В программе фестиваля — исключительно юбиляр Людвиг ван Бетховен (в 2020 году музыкальный мир отмечал 250 лет со дня его рождения). Маэстро Сладковский в своем материале для «БИЗНЕС Online» делился планами по записи симфонической музыки великого композитора: «Я думаю, симфонические циклы Рахманинова и Бетховена будут очень показательны — не помню, кто представил такие целостные программы в последние годы. В этом смысле поддерживаю идею записывать симфонии циклами. Я думаю, данного материала будет вполне предостаточно, чтобы зафиксировать то состояние, в котором мы находимся, и показать, в каких оркестр сейчас форме и состоянии. С циклом Бетховена задача немного усложняется, потому Девятая симфония требует огромного хора и квартета солистов. Но я уже придумал, как это будет сделано. Пока не стану раскрывать секреты, но для меня подобное не представляет проблемы».
Приятным дополнением X «Рахлинских сезонов» стала культурно-образовательная программа совместно с Национальной библиотекой РТ при поддержке министерства культуры Татарстана. Участников программы ждет встреча с профессором, философом и музыковедом Дитером Рексротом, который презентует свою книгу о Бетховене, встреча-дискуссия о классическом искусстве в условиях пандемии, модератором который выступит музыковед, музыкальный критик, члена европейского культурного парламента, генеральный директор международной культурной организации RCCR Projects Татьяна Рексрот, а также школа культурной журналистики, где спикерами выступят музыковеды Ольга Русанова, Евгения Кривицкая, Мария Залесская и Сергей Уваров.
Ведущей вечера выступила музыковед, ведущая музыкальных программ радио «Орфей» и лектор Московской консерватории Ирина Тушинцева
Увертюра о преодолении себя и китайская луна
Ведущей вечера выступила музыковед, ведущая музыкальных программ радио «Орфей» и лектор Московской консерватории Ирина Тушинцева. Она представила почетных гостей вечера: известного актера и режиссера Вениамина Смехова вместе с супругой Галиной Аксеновой, а также Дитера и Татьяну Рексрот. 1 апреля Сладковский посетил творческий вечер Смехова в Татарской филармонии и поделился впечатлениями об этом в своем «Фейсбуке», на что актер ответил в комментарии к посту: «Сладко признаться, что мы с Галиной Аксеновой специально задержались в Казани, чтобы завтра быть осчастливленными вашим концертом!»
Первое отделение началось с увертюры «Эгмонт» как наиболее показательного произведения Бетховена — именно в ней композитор ярко, глубоко и с драматизмом представил основную тему своего творчества: борьбу человека ради достижения победы, героизм в преодолении жизненных невзгод.
В музыке «Эгмонта» отразилась позиция — да, временами бывает трудно и почти невыносимо, да, перегрузки кажутся почти космическими, но это необходимое условие для развития, для выхода на новый уровень и качественно новую ступень мастерства, которые демонстрирует оркестр Сладковского на своих концертах. Только пройдя через боль, борьбу со своими внутренними демонами и сдерживающими факторами, можно прийти к торжественной коде — концертам в мировых залах, записи на Sony Classical и работе с лучшими солистами.
Вторым номером программы значился Концерт №1 для фортепиано с оркестром. Солистом выступил студент Казанской консерватории (класс Э.В. Бурнашевой) Ван Юйцянь. Он является лауреатом международных премий и конкурсов, в том числе международного конкурса им. Шопена
Вторым номером программы значился Концерт №1 для фортепиано с оркестром. Солистом выступил студент Казанской консерватории (класс Э.В. Бурнашевой) Ван Юйцянь. Он является лауреатом международных премий и конкурсов, в том числе международного конкурса им. Шопена (Гонконг, 2019). Очень важно, что Сладковский наряду с мировыми именами и опытными солистами приглашает к сотрудничеству и казанских студентов. Этим он как бы подтверждает, что и в Казани есть высококлассные музыканты, способные выступать с главным оркестром республики, дает возможность публике с ними познакомиться, а также дарит местным солистам бесценный опыт сотворчества.
И это был абсолютно верный ход — оркестр Сладковского и Юйцянь отлично понимали друг друга и выстраивали тонкую и точную синергию, им удалось удивить легкостью и изяществом своей игры, музыкой, в которой было много воздуха и свежести, так необходимой в наше время масок и всеобщей закрытости. На бис Юйцянь исполнил китайскую народную песню «Луна» («Разноцветные облака в погоне за луной»), которая своей пентатоникой особенно покорила казанскую публику.
Во втором отделении прозвучала Третья «Героическая» симфония, в исполнении ГСО РТ получившая новые смыслы. Она является одним из важнейших этапов в переходе от эпохи классицизма к эпохе романтизма
Героизм от Сладковского и марш от Берлиоза
Во втором отделении прозвучала Третья «Героическая» симфония, в исполнении ГСО РТ получившая новые смыслы. Она является одним из важнейших этапов в переходе от эпохи классицизма к эпохе романтизма. Романтизм — одна из любимых эпох Сладковского, поэтому он подходит к такому важному произведению вдумчиво, аналитически. «Что такое героизм?» — задумывается Сладковский. Всегда ли это победы и успехи? Чего приходится лишаться на пути к триумфу? Подобные мысли он проводит через все исполнение этой переходной симфонии.
На первый взгляд может показаться — чего тут рассуждать, ведь композитор сам обозначил, что симфония героическая, значит, и пафос должен быть героическим. Но это было бы поверхностной интерпретацией произведения, а Сладковскому чужд такой подход — он во всем пытается докопаться до самой сути, найти скрытые смыслы исполняемой музыки и открыть их для слушателей. Так и здесь — тщательный анализ материала, трепетный подход к его изучению позволили Третьей симфонии зазвучать особенно наполненно, эмоционально и глубоко. У ГСО РТ получилась не только и не сколько история про абстрактного героя, сколько про каждого из нас — стремящегося к успеху и победе и преодолевающего на этом пути множество страхов и сомнений, неудач и лишений, чтобы в конце высоко поднять голову и оптимистично смотреть в будущее.
На бис оркестр решил немного поменять настроение публики и порадовать ее «Венгерским маршем» Гектора Берлиоза, который, может, и оставил Фауста равнодушным (в драматической легенде Берлиоза «Осуждение Фауста»), но у казанской публики вызвал искренний восторг.
Юбилейный фестиваль «Рахлинские сезоны» продолжится 7 апреля — слушателям будут представлены Симфонии №5 и №7 Бетховена в исполнении Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан, дирижером в этот вечер выступит Марк Пиолле (Франция). На третьем концерте фестиваля 10 апреля ГСО РТ будет также представлен ряд симфоний — Симфонии №1, №2 и №4. За дирижерским пультом — немецкий оперный дирижер Михаэль Гюттлер. Заключительный концерт «Рахлинских сезонов», который пройдет 17 апреля, представит зрителям симфонии Бетховена №8 и №6, а в качестве дирижера выступит Оливер Ведер (Германия).
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.