КУЛАК МОСКВЫ

На сайте татарстанского Центризбиркома появились данные о поступлениях в избирательные фонды региональных отделений политических партий. Правда, в табличке данные только трех партий - «Патриотов России», «эсеров» («Справедливая Россия») и «Единой России». Эту информацию в понедельник на пресс-конференции в кабмине прокомментировал глава республиканского ЦИКа Анатолий Фомин, отметив, что не все партии открыли избирательные счета.
«И не только потому, что у них нет средств. Некоторые очень серьезные партии все свои средства держали в кулаке в Москве, - сказал Фомин. - И проконтролировать, как были оплачены те или иные мероприятия теоретически можно, но практически - очень сложно за короткий срок».

СКРОМНЫЕ БЮДЖЕТЫ

Как и следовало ожидать, самые скромные показатели в РТ у «Патриотов России» - 205 тыс. рублей на всю предвыборную кампанию. Из этих средств 140 тыс. рублей были направлены на «расходы, непосредственно связанные с проведением избирательной кампании». Вообще, на всероссийские выборы патриоты направили всего 5 млн. рублей. Хотя если вернуться на четыре года назад, то на выборах 2007 года партия Геннадия Семигина имела бюджет в 132,9 млн. рублей.

Татарстанское отделение партии «Справедливая Россия» для участия в предвыборной гонке на своих счетах аккумулировало 4,1 млн. рублей. Из них израсходованы 3,9 млн. рублей. Среди статей расходов - реклама в газете "Ва-Банкъ" (казанский выпуск), но в основном все ушло на печать листовок, наклеек, газеты и выплаты за услуги предвыборной агитации.

Самыми крупными жертвователями избирательной компании эсеров в РТ оказались ООО "Интерлайн" и екатеринбургское ООО "Мегаполис". Они пожертвовали по 1,4 млн. рублей. Плюс к этому еще трое физлиц, сочувствующих идеалам социал-демократов, пожертвовали 1,6 млн. рублей.

СКОЛЬКО ПОТРАТИЛИ "ЕДИНОРОССЫ"

Что касается татарстанского отделения «Единой России», то ее консолидированный бюджет составил 32,2 млн. рублей. Но судя по опубликованным на сайте ЦИК РТ данным, пожертвования предприятий в этой сумме составили лишь скромные 1,9 млн. рублей, остальное поступило от 8 неназванных физлиц.

Самым крупным спонсором среди предприятий стала группа «Нэфис». Компании, входящие в эту группу - ОАО "Казанский жировой комбинат", ОАО "КАЗАНСКИЙ МЭЗ" и ОАО «Нэфис Косметикс», пожертвовали по 500 тыс. рублей. Надо отметить, что один из владельцев бизнес-группы Ирек Богуславский идет в списке «партии власти» под номером семь. Структуры «Нижнекамскшины» - ООО "Торговый дом "Кама-Центр" и ООО «МЕКБАР» - пожертвовали 350 тыс. рублей. Кстати, под номером девять в списке "единороссов" гендиректор «Нижнекамскшины» Радик Ильясов. Не остался в стороне и пятый номер ЕР Ильдар Гильмутдинов. Возглавляемая им региональная общественная организация «Совет молодежных организаций Республики Татарстан» перечислила скромные 80 тыс. рублей.

alga.jpg
Бюджет татарстанского отделения «Единой России» составил 32,2 млн. рублей. По мнению экспертов, рекламная кампания вообще была никакой: смысл тратить деньги, если и так было ясно, что ЕдРо займет первое место

Из собранных более 32 млн. рублей «медведи» на предвыборную кампанию направили 21,4 млн. рублей. При осмотре статей расходов можно увидеть, что большая часть средств - более четверти - была направлена на печать агитационных материалов - 5,5 млн. рублей. Более 5,5 млн. рублей было направлено на оплату гражданам по «договорам возмездного оказания услуг» или, проще говоря, за агитационную деятельность.

Телевизионная реклама в структуре расходов татарстанских единороссов превысила 2 млн. рублей. Аренда рекламных конструкций - чуть больше 1,2 млн. рублей. Организация массовых мероприятий (то есть митингов и встреч с избирателями) - 1,1 млн. рублей. Около 2 млн. рублей пошло на покупку «платной печатной площади для проведения предвыборной агитации». Социсследование обошлось «медведям» в 355,5 тыс. рублей. На загадочную статью «оплата за поставку товаров и услуг с использованием электронных карт» было направлено 160 тыс. рублей.

БЮДЖЕТНЫЕ РЕКОРДСМЕНЫ

Надо отметить, что и на федеральном уровне рекордсменом по бюджету, как и следовало ожидать, стала «Единая Россия». Общий бюджет - 635,1 млн. рублей, впритык к предельному размеру федерального избирательного фонда 700 млн. рублей. Напомним, что этот лимит был увеличен после принятия поправок к закону о выборах. Вообще, каждые думские выборы партия власти инициирует увеличение размера избирательного фонда, мотивируя это растущей инфляцией. В 2003 году предел средств избирательного фонда был 250 млн., на выборах 2007 года он был уже 400 миллионов. Перед выборами 2011 года он составил 700 млн. рублей.

Что касается жертвователей среди предприятий, то в отличие от выборов 2007 года (тогда в списке спонсоров была и кондитерская фабрика «Бабаевская», РОТ ФРОНТ, группа "Евроцемент", московская сеть гипермаркетов «Седьмой континент»), предвыборная касса ЕР 2011 года пополнялась в основном из федеральных и региональных фондов поддержки партии - 285,1 млн. рублей.

Второе место за ЛДПР, которая собрала на выборы 519,5 млн. рублей. Из них 343 млн. рублей - это средства 14 компаний.

«Правое дело», несмотря на провал предвыборной кампании, с бюджетом в 351,5 млн. рублей не выглядит аутсайдером. Правда, среди спонсоров нет ни одного юрлица.

Избирательный фонд эсеров составил 319 млн. рублей. Крупные частные пожертвования (более 400 тыс. рублей) направило 12 человек. Они увеличили депозиты на счетах на 5,5 млн. рублей. СР оказали поддержку 14 компаний, перечислив 179,4 млн. рублей.

Общий избирательный фонд коммунистов составил 223 млн. рублей. В избирательный фонд КПРФ 15 компаний перечислило 116,9 млн. рублей. 51 сторонник идей всеобщего равенства пожертвовали, видимо, последние деньги - 20 млн. рублей.

На счета «Яблока» всего поступило 168,9 млн. рублей, из которых 50 млн. рублей пожертвовали юрлица. Все они являются общественным организациями - «Содействие мирному сосуществованию народов», «Альянс работников банковской сферы», «Содействие сохранению памятников славянской письменности», «Черта» и «ЗАЩИТА».

Комментарии

Игорь Минтусов – председатель совета директоров агентства стратегический коммуникаций «Никколо М», член совета директоров ассоциации политических консультантов:

- Финансовую сторону выборов оценить довольно сложно, но избирательная кампания на самом деле была нормальной. На мой взгляд, она даже была более яркой, чем ранее. Были яркие агрессивные ролики у КПРФ, ЛДПР, «Единой России». Были чрезвычайно яркие телебаты: Жириновский-Дмитриева, Жириновский-Явлинский. Борьба между «Единой Россией» и «Справедливой Россией» была очень активной. Свидетельство борьбы – то, что «Единая Россия» в каких-то регионах не досчиталась своих 20 - 30 процентов. Блеклость избирательной кампании – мнение «Единой России», которая не набрала столько голосов, сколько хотела. Иначе почему в предыдущие года кампания прошла ярко, а теперь вдруг нет?

Рашид Галямов – генеральный директор ИД «Парадигма»:

- Нынешняя избирательная кампания продемонстрировала окончательную деградацию профессии политтехнологов в России. К сожалению, ни одна партия не смогла ничем удивить. Мог бы, судя по начальной яркой заявке, это сделать Прохоров со своей командой, но их подрубили на взлете… Хотя удивили ролики и «Справедливой России», и ЛДПР, и КПРФ – сделаны они были неплохо и агрессивно (в противовес непонятным путаным роликам ЕдРа). Впрочем, я, например, смотрел на ролики оппозиции и удивлялся терпимости партии власти. Их буквально мочили на ТВ каждый день, и ничего – терпели же… И после этого говорят, что у нас нет демократии.

Что касается республики, то и здесь упор был сделан на административный ресурс, на ресурс личных встреч президента, но не на креатив и пропаганду (а ведь было что предъявить обществу, что уж говорить). Два миллиона рублей, потраченных на телерекламу, и миллион с хвостиком на щиты говорят сами за себя. Это мизер даже для продвижения новой марки майонеза, что уж говорить про выборы в Госдуму! Партия никак не хотела убеждать и внедрять свои образы и идеи, мол, мы люди дела, а не слова… Все это очень странно, непонятно и архаично для эпохи информационного общества. Пропагандистская машина ЕдРа явно забуксовала и отстала от своего времени. Банальность, но скажу ее: в наше время нельзя уповать только на административный ресурс. Это были первые серьезные выборы Рустама Минниханова в качестве президента РТ, только это как-то объясняет произошедшее. В конце концов, президент РТ в своей повседневной работе демонстрирует полную открытость, его пресс-служба профессиональна и дружелюбна журналистам всех мастей, сам он способен на нетривиальные ходы (прогулки по Казани с Балтусовой чего стоят!) - почему нельзя было перенести эти принципы на выборную кампанию ЕдРа?

Сергей Сергеев - профессор кафедры социальной и политической конфликтологии КНИТУ:

- Денег на выборы партиями потрачено вроде бы много, пусть и меньше, чем в предыдущие годы, а избирательная кампания прошла блекло. Зачем тратить деньги на кампанию, когда результаты и так ясны? Можно их потратить на что-нибудь другое. И это как раз таки и понятно. Это символ всеобщей коррупции. Грустно, что так и в оппозиционных партиях. Было такое журналистское расследование Натальи Морарь о «черной» кассе Кремля. Оно было о том, что у партий нет независимых источников, все они финансируются из одной кассы, которой заведует либо Сурков, либо еще кто-то. А потом уже касса распределяет, кому и сколько дать. Но эта система изначальна коррумпирована. Рано или поздно она рухнет. Хотелось бы, чтобы она рухнула мирно, как рухнула коррупционная система Второй Республики в Италии в 1992. Все партии, кроме коммунистов, были задействованы в той рухнувшей схеме, а потом на их месте возникли новые.

Рафаэль Хакимов - директор Института истории им. Марджани академии наук РТ, доктор исторических наук:

- Внутренних механизмов не знаю, но как наблюдатель со стороны могу сказать, что рекламная кампания вообще была никакой. Думаю, что на этом сказалась предсказуемость итогов выборов. А смысл тратить деньги просто так? Было же ясно, что «Единая Россия» займет первое место, КПРФ - второе, а ЛДПР - третье. «Справедливая Россия» только металась и гадала, пройдет она или не пройдет барьер в 7%.

СВЕДЕНИЯ о поступлении средств в избирательные фонды политических партий, региональных отделений политических партий и расходовании этих средств (на основании данных, представленных филиалами Сбербанка России)