«Некое желание наших западных партнеров решать свои экологические вопросы за счет углеродного налога… Мы им продукцию делаем, продаем, еще должны налог заплатить!» — возмущался Рустам Минниханов на заседании правительства РТ. Второй день ТЭФ еще больше приблизил для республики будущее в виде использования альтернативного топлива, заправок для электрокаров, но вопросы к недостаточно эффективным пока предприятиям остаются. О том, какое место Татарстан занимает в новом энергоэффективном мире и как в будущем можно будет заправить авто на 6 рублей, — в материале «БИЗНЕС Online».
«Реализация принципов энергоэффективности связана со снижением платы за энергопотребление»
Осмотр достижений татарстанского энергетического хозяйства провел сегодня президент РТ Рустам Минниханов перед началом татарстанского международного форума по энергоресурсоэффективности и экологии, который проходит на «Казань Экспо». Форум президент посетил в компании заместителя министра промышленности и торговли РФ Михаила Иванова и всех татарстанских министров.
«Татарстан — республика очень энергозатратная, поэтому вопросы энергоэффективности, ресурсосбережения — это наши приоритеты», — отметил президент в приветственном слове. По словам Минниханова, уже стало доброй традицией проводить такую выставку вместе с заседанием правительства РТ. Президент поблагодарил всех партнеров, которые приехали для обмена опытом, и пожелал всем хорошей работы. И добавил: «Ковид нас замучил», но маски надо носить, а дистанцию соблюдать. Правда ни он, ни Иванов во время экскурсии ни то, ни другое не соблюдали — видимо, крепко привиты.
«Реализация принципов энергоэффективности связана, в частности, со снижением платы за энергопотребление, с повышением ресурсной эффективности энергетики, со снижением воздействия на экологическую среду — все эти факторы так или иначе вчера в своем послании затрагивал президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, — отметил в своем приветственном слове Иванов. — И мне особенно приятно, что Республика Татарстан находится на острие решения этих текущих задач, сегодня уже 20 лет как эта площадка проводится на территории республики».
Покончив с приветствиями, Минниханов с гостем перерезал символические ленточки (в этом им помогли премьер министр РТ Алексей Песошин и министр промышленности и торговли РТ Альберт Каримов). Они с когортой министров и руководителей агентств приступили к обходу экскурсии. Первыми были в обходе обозначены гиганты татарстанской энергетики. Сетевая компания рассказала президенту о внедрении умных сетей, что позволило довести уровень автоматизации городской сети до 41%, «Казаньоргсинтез» — о годовой экономии в 63 млн рублей благодаря проведенной модернизации факельных установок, ТГК-16 — о ежегодной экономии порядка 256 тыс. т условного топлива, используемого для отпуска элетроэнергии, «ТАИФ-НК» — о росте выхода светлых нефтепродуктов.
«Нижнекамскнефтехим» похвастал новыми видами безвредных для природы пластиков и строительством нового олефинового комплекса ЭП-600 — «для снижения экспорта сырья и увеличения выработки продуктов с высокой добавленной стоимостью (каучук и пластик)». «Татнефть» под хештегом «Чистое наследие» тоже поделилась своими успехами о сбережении природы через снижение потребления электроэнергии, улавливания СО2 и компенсационной посадки деревьев. Нефтяники даже похвастались хоккейной формой «Ак Барса», сделанной из переработанных пластиковых бутылок. «38 бутылок использовано для этой формы», — уточнил замгендиректора «Татнефти» Азат Хабибрахманов, пока гости с интересом ощупывали форму, надетую на живого парня.
«За 15 минут зарядить авто с нуля до 100 процентов — такого просто не может быть»
Но не одними энергогигантами жив Татарстан. Были на выставке и любопытные разработки частных компаний. Зеленодольский электротехнический завод весь 2020 год посвятил разработке быстрых зарядных станций для электромобилей. Западные компании сейчас не поставляют их в Россию из-за санкций, так что самое время занимать вакантную нишу. Компания подготовила линейку из трех зарядных станций: долгих, на которых можно поставить авто на зарядку на ночь у дома, и быстрых, которые ставят на АЗС и у торговых центров.
По словам директора завода Наиля Галимова, если подъехать к такой станции быстрой заправки с 20% зарядки, как чаще всего бывает, то на подзарядку до 100 уйдет не больше 20 минут. Но президенту это показалось много: он поставил задачу сократить время зарядки до 11 минут. Как позже пояснил Галимов, они работают над этой задачей, но отметил, что быстрая зарядка будет вредить самому аккумулятору. «За 15 минут с нуля до 100 — такого просто не может быть, ни один производитель такого не даст», — заверил директор корреспондента «БИЗНЕС Online».
По словам Галимова, компания уже установила 7 зарядных станций в Казани и Петербурге, на очереди Москва. Кроме того, разработано приложение, в котором пользователь сможет увидеть все близлежащие зарядные станции любых компаний и уточнить, какие там пистолеты, потому что у производителей из разных стран они разные.
Сама станция без проектно-монтажных работ обходится в 1,5 млн рублей, западные аналоги начинаются от 3,5 млн, сообщил Галимов. Бытовая станция значительно дешевле — от 120 тыс. рублей.
Затем президент подвел гостей к первому в Татарстане трактору на сжиженном газе, который сделала в Набережных Челнах компания «Раритэк». Это значит, что в автограде на трактор «Беларус» поставили другой двигатель и криогенную систему. В результате — забота об экологии и экономия на топливе.
Минниханов со знанием дела поинтересовался температурным режимом, давлением в баке и в целом работой криогенной системы.
«Мы предполагаем, что на заправку эти тракторы ездить не будут, вместо этого будет передвижной заправщик», — пояснил представитель компании. Газовый двигатель и криогенная система делают такой трактор дороже, поэтому компания ожидает мер поддержки со стороны государства — тогда можно будет говорить о серийном производстве.
Директор компании «ЭнергоГазСервис» Данил Галиуллин показал гостям газовый котел наружного размещения, отличающийся от обычной котельной компактными размерами. Президент оказался в курсе свойств аппарата (как, впрочем, и всего остального, представленного на выставке) и порекомендовал его прикупить губернатору Магаданской области Сергею Носову, который к этому времени присоединился к экскурсии.
По словам директора, аналогичный котел уже продан мечети Марджани. Автономный источник энергии избавит мечеть от дорогостоящей оплаты за отопление тепловым сетям, и в то же время не придется строить котельную, которая значительно больше и дороже. Если данный котел обошелся мечети в 2,3 млн рублей, то обычная котельная обошлась бы в 3 раза дороже — от 4,5 млн до 6 млн, добавил Галилуллин.
Завершив осмотр, Минниханов и Иванов еще поприсутствовали на подписании соглашения о сотрудничестве между «Казань Экспо» и «МТС Энтертейнмент» — подразделением сотового оператора, которое занимается созданием сети концертных площадок в крупных российских городах. Напомним, компания в перспективе собирается открыть площадки во всех городах-миллионниках и Казань стала одним из первых городов. Отвечая на вопрос журналистов, не смущает ли МТС удаленность площадки от города, глава компании Михаил Минин ответил, что в этом нет проблемы: был изучен мировой опыт, да и у самой компании уже есть аналогичный объект в «Сколково» — концертная площадка «МТС Live Arena». Кроме того, Минин отметил хорошую транспортную доступность объекта.
«Пандемия повлияла на спад производства, и нам еще предстоит оценить ее негативное воздействие»
После выставки участники и гости ТЭФ направились на заседание правительства Татарстана. Его открыл вице-премьер — министр промышленности и торговли РТ Альберт Каримов — с докладом о реализации госпрограммы энергосбережения в республике. Каримов начал с того, что сообщил о первом за последние пять лет снижении энергоемкости валового внутреннего продукта в целом по РФ.
«Пандемия повлияла на спад производства, и нам еще предстоит оценить ее негативное воздействие. Тем не менее, наметилась устойчивая положительная динамика. Но правительство ставит новые задачи, и к 2030 году нам следует снизить энергоемкость ВВП на 30 процентов, будем стремиться к достижению этих сырьевых ориентиров», — прокомментировал Каримов. Он более подробно остановился на энергетиках. За 2020 год потребление электроэнергии составило 29 млрд кВт/ч, что на 5% ниже показателя 2019 года. Производство электроэнергии в РТ при этом снизилось на 18% до 23.8 кВт/ч.
«При этом, если брать только крупные станции по РТ, производство упало на 20 процентов, и мы видим, что падение наблюдается по всем станциям и больше всего по наименее энергоэффективным. Самый большой спад у нас произошел на Заинской ГРЭС — практически вдвое. Притом что станции пока обладают низкой энергоэффективностью, такой спад положительно сказался на финансовых результатах компании „Татэнерго“. Но надо учитывать, что такой спад приводит к увеличению перетока, а это значит, что в последующем у нас увеличивается платеж Сетевой компании в ФСК, что является составляющей тарифов на передачу электроэнергии для потребителей республики. Соответственно, на 2022 год должны быть включены расходы на оплату этих услуг, это может привести к принятию решения о росте тарифов. Поэтому наша задача — совместно подумать над новыми схемами взаимодействия в целом по нашей республиканской энергосистеме. Тем более. Такое увеличение цены у Сетевой компании создает предпосылки по ухода потребителей на собственные источники энергии», — продолжил Каримов.
Остановился вице-премьер и на показателях удельного расхода топлива на отпуск электроэнергии. По итогам прошлого года этот показатель снизился на 4% и составил 278 г условного топлива на киловатт-час. И здесь Татарстан буквально лидер по стране, поскольку эти показатели опережают показатели, выставленные в энергетической стратегии России: к 2024 году данный показатель запланирован на уровне 285 г условного топлива на киловатт-час.
«Этого результата достигли за счет модернизации станций, что позволило в целом увеличить мощности энергосистем республики на 1,5 ГВт, на сегодня мощности энергосистем республики составляют 8 089 МВт. На сегодня актуальным остается вопрос по модернизации Набережночелнинской ТЭЦ», — продолжил Каримов.
Острым назвал вице-премьер вопрос по схемам теплоснабжения в муниципалитетах. В РТ работает 2 262 источника тепла, доля сетей, нуждающихся в замене, замерла на отметке в 37%. В прошлом году, по его словам, актуализировано было только 3 схемы теплоснабжения из 41, хотя такую работу должны были провести в каждом населенном пункте, где есть система централизованной подачи тепла. Каримов попросил взять глав муниципалитетов этот вопрос на контроль.
«Кроме того, Казанский энергоуниверситет совместно с минстроем начал работу по созданию ситуационно-аналитического центра (САЦ) по развитию теплоснабжения. Его работу мы сегодня видели на выставке, он как раз нацелен на решение задач в этой области», — рассказал вице-премьер.
Коснулся Каримов и вопроса платежной дисциплины. По итогам прошлого года, несмотря на пандемию, ситуация с платежной дисциплиной улучшилась, отсроченная задолженность снизилась по сравнению с 2020-м на 11%.
«По состоянию на первый квартал мы видим, что у нас задолженность пока приросла, составила чуть больше миллиарда рублей, но мы такую тенденцию наблюдаем каждый год, потом эта задолженность идет на снижение», — рассказал Каримов и напомнил сетевикам об обязательствах по исполнению договоров с потребителями.
Далее вице-премьер прошелся по верхам ряда тем: заметил, что в республике продолжается установка интеллектуальных систем учета электроэнергии (по итогам 2020 года было установлено 238 тыс. приборов учета, что составляет порядка 12% от всей потребности), напомнил о трендах развития энергетики (конкретно — о «зеленой» энергетике, перспективах перехода на возобновляемые источники энергии). Коснулся и ветроэнергетики, напомнив о 6 районах Татарстана, где прорабатывается возможность создания ветропарков (это Елабужский, Атнинский, Верхнеуслонский, Камско-Устьинский, Чистопольский, Буинский районы).
Не обошлось и без упоминания о переходе на более экологичные виды топлива, в том числе развития газомоторного топлива в РТ. По данным, озвученным вице-премьером, по итогам 2020 года на метан перевели больше 1,8 тыс. авто, куплено 320 машин в газомоторном исполнении.
«На территории РТ ведется строительство автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), по итогам прошлого года ввели в строй 7 таких объектов. Всего по республике у нас 28 АГНКС, один ПАГЗ (передвижной автомобильный газовый заправщик) работает в Менделеевском районе. Наша задача — ввести минимум 7 АГНКС, переоборудовать 1,7 тысячи транспортных средств, приобрести 350, сейчас в этом направлении идет работа, в том числе с минэнерго, где есть соответствующие программы поддержки», — подытожил Каримов. В заключение он также коснулся будущего электрокаров и разрабатываемой в Татарстане региональной программы развития зарядной инфраструктуры для авто с электромоторами.
От сухих цифр перешли к реальной практике. Слово взял глава Альметьевска Тимур Нагуманов и рассказал присутствующим, как ему удалось реализовать муниципальную программу энергосбережения и выполнить все ее показатели, снизив потребление воды в бюджетной сфере на 18%, а электроэнергии — на 28%. По его собственным словам, ничего сверхъестественного в его действиях нет: в районе создали комиссию, которая ездила с осмотрами техники, приборов учета. Эта комиссия выявила основные проблемы, из-за которых и тратятся энергоресурсы: ветхость учреждений, отсутствие поверки узлов учета, они также не везде быть должна настроена, а сами руководители не вели хозучет и не стремились снизить потребление ресурсов.
«В первую очередь занялись поверкой. До 2016 года этим занимались частники. Было принято решение централизовать эту работу на базе нашего МУПа. Более 3 миллионов рублей было потрачено на восстановление деятельности приборов учета в бюджетных учреждениях. Что касается ветхости учреждений… При реализации республиканской программы по восстановлению состояния садов и школ РТ, мы в первую очередь уделяли внимание вопросам энергосбережения: это утепление фасадов, ремонт кровли, замена дверей и окон. Это самые дорогие мероприятия, которые не всегда окупаются за короткий промежуток времени, но они наиболее целесообразны. И все эти меры были бы бесполезны без повышения общей культуры энергосбережения: более 50 специалистов бюджетных учреждений и руководители учреждений прошли обучение по соответствующим программам. Эта работа ляжет в основу новой программы, которую мы сегодня уже начинаем разрабатывать», — рассказал Нагуманов. По его словам, в ряде учреждений не обошлось без перегибов: в некоторых школах перестали использовать бассейны, чтобы не тратить воду. Но, по словам спикера, «это локальные случаи, которые, скорее, являются исключением из правила».
«Для потребителя это возможность заправляться по 6 рублей дома»
Далее слово взял директор инжиниринговой компании УК КЭР Холдинг Хамис Махянов. Он напомнил о действующей с 2011-го стратегии развития энергомашиностроения РФ на 2010–2020 годы и на перспективу до 2030-го. «Этот документ — государственная стратегия и план. Все это для обеспечения развития российского энергомашиностроения на внешнем и внутреннем рынках», — отметил директор.
В то же время из-за ограничений на поставку оборудования увеличились возможности для российских компаний. В 2019 году КЭР Холдинг создал в ТОСЭР «Нижнекамск» компанию «КамЭнергоМаш» для производства запчастей для газовых турбин.
Основная проблема в малом российском энергомашиностроении, по словам Махянова, — это отсутствие стационарных газовых турбин мощностью до 8 мегаватт: они у нас делаются по типу авиационных двигателей и имеют небольшой КПД. Поэтому предприятия вынуждены пользоваться двигателями иностранных брендов MAN, Siemens и Solar, но это приводит к большим расходам на обслуживание. Вот такой недостаток и восполняет «КамЭнергоМаш», осуществляя ремонт и производя запчасти для импортных турбин. В дальнейшем компания планирует наладить производство собственных турбин по новым технологиям в рамках программы импортозамещения, общие инвестиции в этот проект приближаются к 2 млрд рублей.
Исполнительный директор национальной газомоторной ассоциации Василий Зинин заглянул в совсем любопытное будущее, рассказав о перспективах развития производственных цепочек газомоторного топлива. Спикер выделил три направления, первое касалось использования домашних (бытовых) заправочных устройств. Эта технология позволяет заправляться медленной заправкой от домашней газовой сети.
«Для потребителя это возможность заправляться по 6 рублей дома, а для предприятий — это шанс создания нового рынка. Мы оцениваем его емкость на первом этапе развития до 200 миллиардов рублей», — поделился Зинин. Второе направление касается использования СПГ в качестве топлива (и здесь все более-менее понятно: строительства завода по производству СПГ Татарстан ждет уже несколько лет), третье направление касается создания многотопливных заправочных комплексов, когда на одной заправке можно будет залить не только бензин, но и альтернативные виды топлива.
«Такой тип инфраструктуры, как многотопливные заправки, удобно для потребителя, интересно для инвесторов, в частности для существующих нефтяных компаний, которые продают бензин. У них появляется возможность дооборудовать существующие заправки модулями СПГ и получить дополнительного потребителя и внести свой вклад в развитие альтернативных видов топлива», — продолжил Зинин.
«Предприятие по производству СПГ появится, нам нужно быть готовыми к этим запросам»
Позицию федерального центра в вопросах энергоэффективности представил Михаил Иванов. Московский гость остановился на финансовой стороне вопроса, точнее, на финподдержке отрасли. Так, по словам Иванова, за последние 8 лет на развитие энергетического машиностроения было выделено порядка 14 млрд рублей из средств господдержки, а только за 2020 год отрасль получила 4,5 млрд рублей.
«У нас сформирована целая система стимулирования развития этого направления. Здесь работают и льготные программы фонда развития промышленности, реализовываем механизмы субсидирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Мы обновили систему работы специальных инвестиционных контрактов», — рассказал Иванов. Напомнил он и о внимании федерального министерства к энергоэффективным предприятиям: компании, которые применяют такие технологии и строят объекты с высокой энергоэффективностью, могут пользоваться льготными инвестиционными налоговыми кредитами и ускоренной амортизации с коэффициентом 2 по основным средствам и другими налоговыми льготами.
Отметил Иванов и то внимание, которое уделяется на федеральном уровне Он напомнил, что в этом году российское правительство активно работает над формированием фронтальной стратегии социально-экономического развития, внутри которой уже есть направление, связанное с промышленностью для новой энергетики.
«В ней уже сформированы основные приоритеты, один из них касается оборудования для возобновляемой энергетики, в частности ветроэнергетики. Минэнерго сейчас заканчивает формирование программы поддержки возобновляемых источников энергии (ВИЭ) на 2025–2035 годы, в частности, речь идет о выходе на новые мощности по ветрогенерирующим установкам. Кроме того, речь идет об оборудовании и технологиях для водородной энергетики, говорим о вещах, связанных с производством серого и голубого водорода. Одним из приоритетов являются технологии и оборудование для производства СПГ. Здесь мы рассчитываем на „Казанькомпрессормаш“ и другие предприятия Татарстана. И, наконец, системы накопления электроэнергии, электрозаправки. Это те приоритеты, которые мы ставим перед собой в части развития энергетического машиностроения, и я очень рассчитываю, что эти приоритеты в области энергоэффективности будут реализованы с вовлечением предприятий Республики Татарстан», — подытожил свое выступление Иванов.
Зафиналил заседание Минниханов. Президент отметил, что хотя тема энергоэффективности и энергосбережения обсуждается каждый год, но она очень важна.
«Каждый год мы видим новые вызовы. Если раньше водород, электромобили и СПГ обсуждались как далекая перспектива, то сейчас в республике все это уже реализуется. Мир быстро меняется, и некое желание наших западных партнеров решать свои экологические вопросы за счет углеродного налога… Мы им продукцию делаем, продаем, еще должны налог заплатить! Конечно, это не совсем справедливо, и мы должны соответствовать всем тем вызовам, которые есть, грамотно, в рамках экологических вопросов», — сообщил президент. По его словам, по республике можно видеть хороший анализ энергоэффективности, мощности позволяют, но переток пока «не в нашу пользу», эффективность станций не отвечает современным задачам. Ситуация может измениться «благодаря решениям правительства страны, особенно по Заинской ГРЭС (имеется в виду решение по модернизации Заинской ГРЭС и строительству рядом со станцией новой парогазовой установки на 850 МВт).
«Ну и два важных проекта, Челнинская ТЭЦ и Казанская ТЭЦ-2, тоже заявлены, и я надеюсь, что в ближайшие годы наши станции пройдут глубокую модернизацию и будут конкурентны на рынке. По тем проектам, которые реализуются на „Казаньоргсинтезе“, „Нижнекамскнефтехиме“, которые будут использовать синтез газа, требуют посмотреть, как будет получаться баланс, как будет нагружена Сетевая компания, но с учетом того, что объемы производства этих предприятий будут расти, я думаю, что баланс будет. Но как бы ни было, мы видим, что возобновляемая энергия, и водород, и электромобили, и СПГ-заправки уже не какие-нибудь [планы] — эти вопросы реально надо решать. Предприятие по сжижению природного газа появится, надо быть готовыми к этим запросам. Новые жилищные комплексы особенно по электромобилям должны быть готовы оказать сервис по зарядке электромобилей», — продолжил Минниханов. В завершение президент отметил, что в регионе плотно занимаются вопросами перехода на газомоторное топливо, но в этой отрасли не обойтись без господдержки.
«Сегодня перейти на газ, на СПГ означает допзатраты. Да, они потом окупятся, но предприниматель смотрит в моменте, исходную цену. Субсидии есть, но они недостаточны. Для нашей страны важно увеличить внутреннее потребление газа, расширить возможности использования газа и газохимии, эти задачи очень важны и стоило бы четче их определить», — подытожил президент.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 46
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.