Поздним вечером 22 апреля после трех часов волнений и ожиданий завершилась 27-я церемония награждения национальной театральной премии «Золотая маска». На 10 номинаций, среди которых и лучшая женская / мужская роль в драме, и работа режиссера, и драматурга, и лучший спектакль, претендовал Татарстан. А получила заветную маску девушка, которая, по собственному признанию, меньше всего этого ожидала. Молодая и «никому не известная» — как она сама о себе говорит — Дина Сафина стала лучшим драматургом по версии жюри. О том, зачем она, получая награду, произнесла «Аллаху акбар», — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Казанский драматург Дина Сафина получила заветную «Золотую маску» за пьесу 5 mm/h
«Не ждите «маску», мы уже в истории»
Сколько бы ни шутили со слезами на глазах второй год о шахматной рассадке, масках (пока еще не золотых, а медицинских), дистанции и вынужденном отсутствии фуршета — все мало. Не могут театральные люди без крепких объятий, поцелуев и тесного шушуканья на соседних креслах. И то, что прошлая церемония «Золотой маски» прошла в сети, сильно отразилось на общем настроении собравшихся в четверг вечером в столичном концертном зале «Зарядье». Дамы в нарядных платьях, мужчины в классических костюмах, не считая номинированной молодежи, которая одним внешним видом даст фору любой неделе моды. Одним словом — праздник.
Пока президент национальной театральной премии Игорь Костолевский давал интервью телеканалам, ее генеральный директор Мария Ревякина, как хозяйка вечера, тепло здоровалась с каждым номинантом. И даже отсутствие рек с игристыми напитками и богатыми закусками не могли испортить вдохновленную атмосферу вечера. «Наконец-то вживую!» — слышалось из каждого закутка гигантского концертного зала.
Традиционно региональные театры занимают важное место в шорт-листе премии. И в этом году Татарстан представили спектакли, их создатели и исполнители, которыми можно гордиться вне зависимости от финального исхода — 6 номинаций у мистической и общественно важной сказки Антона Федорова «Королевство кривых» (Альметьевский драматический театр), три номинации у камерного и личного спектакля семейного и творческого дуэта Ангелины Миграновой и Родиона Сабирова 5 mm/h (Творческая лаборатория «Угол») и персональная номинация за лучшую женскую роль в опере у Аиды Гарифуллиной за Волхову в «Садко» Большого театра.
Были и те, кто получил «Золотую маску» вне конкурса. «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» ранее СТД РФ отметил 16 деятелей культуры. Двое лауреатов почетной «Маски» этого года уже скончались — это знаменитый актер МХТ им. Чехова Андрей Мягков и актер, педагог из Хабаровска Игорь Желтоухов, умерший всего 10 дней назад. За «выдающийся вклад в искусство» награду получил, как известно, и художественный руководитель казанского театра им. Качалова Александр Славутский.
Всего за сезон 2019/20 экспертный совет отметил 56 спектаклей и 189 персоналий в 36 номинациях, а просмотрел вживую и онлайн 902 спектакля.
«Этого может не случиться никогда, будь ты хоть 6–7 раз номинированным. Я знаю такие театры. Правда, не в Татарстане, — делится с „БИЗНЕС Online“ перед началом церемонии директор Альметьевского драматического театра Фарида Исмагилова. — Конечно, это важно. Но я настроила своих ребят иначе. 6 номинаций для национального провинциального театра — это победа! Не ждите „маску“, мы уже в истории». Того же мнения придерживалась и прима Альметьевской татдрамы, актриса Мадина Гайнуллина, номинированная на «Лучшую женскую роль второго плана» за роли повара, библиотекаря и вахтерши в «Королевстве кривых» режиссера Федорова. «Я себя уже перепрограммировала, чтобы потом не расстраиваться в случае чего. Думаю, наша номинация — это большая победа», — рассказала она перед началом.
Члены команды творческой лаборатории «Угол» тоже решили придерживаться олимпийского девиза — главное не победа, а участие. «Важен сам факт, что тебя отметили. А „Золотая маска“ — это уже дополнительная приятность. Я совершенно не ожидала, что экспертный совет оценит наш спектакль. Он настолько маленький, интимный, личный. Это история, рассказанная шепотом. Такое само по себе не ассоциируется с главной театральной премией России, — рассказала Инна Яркова, руководитель „Угла“ и директор фонда „Живой город“. — Каждый из нас очень рад здесь находиться. Даже победу Альметьевска я буду считать своей. Это же наши, татары!»
Аида Гарифуллина и генеральный директор Государственного академического Большого театра Владимир Урин
«Садко» Чернякова с Гарифуллиной — главный триумфатор
По общепринятой театральной традиции церемония открылась с 15-минутным опозданием и продлилась целых 3 часа. Для начала министр культуры РФ Ольга Любимова поздравила собравшихся с офлайн-форматом, посетовала на пресловутую шахматную рассадку и заверила, что осталось недолго. «Надо еще потерпеть и поберечь себя», — попросила Любимова. Далее гендиректор премии, Ревякина, зачитывала внушительный список спонсоров премии, полупустой зал внимательно знакомился с приготовленной на каждом кресле программкой церемонии и рассматривал сцену.
Модификационный конструктор «Зарядья» специально для «Золотой маски» превратился в летнюю лужайку чеховского поместья. Гибкие экраны транслировали колышущиеся на виртуальном ветру деревья и огибали оркестр Golden Horn в праздничных белых кителях. За круглым столиком сидели три чеховские барышни: актрисы Анастасия Лебедева, Светлана Мамрешева и Александра Урсуляк (последнюю казанская публика могла недавно наблюдать в выдающемся спектакле московского театра им. Пушкина «Добрый человек из Сезуана»). Они сетовали на новую этику в театре, подкалывая уже набившую оскомину публикацию Константина Богомолова, и рассуждали о будущем соседстве традиционного и экспериментального театра. Фирменного юмора и жизни специальной постановке «Три сестры два ноль» добавляла любимица глянца и поколения Z актриса Варвара Шмыкова, прогремевшая на всю страну в сериале «Чики».
Награды вручали блоками. Первый — за оперетту и мюзикл. Здесь абсолютным стал спектакль «Фома» музыкального театра из Новосибирска, выигравший три премии. Далее лучшим балетным спектаклем была признана постановка Большого театра «Жизель».
Далее пришел черед волноваться и татарстанцам. В итоге оперные «маски» почти единолично собрал Большой театр за «Садко» знаменитого режиссера Дмитрия Чернякова, который и стал лучшим спектаклем жанра.
Опытная Екатерина Семенчук (партия Любавы Буслаевны) в номинации за лучшую женскую роль обошла своего партнера по спектаклю Гарифуллину, лучшая мужская роль — собственно Садко в исполнении Нажмиддина Мавлянова. Чернякова же признали лучшим режиссером. Кстати за призом лучшему оперному спектаклю вышел не он, а директор Большого Владимир Урин, который не смог удержаться от подколок в сторону постановщика, чьи требования было непросто удовлетворить российскому театру. Ну а Волхову – Гарифуллину можно поздравить с тем, что она стала одной из героинь важной для современного отечественного оперного театра постановки. Единственное отступление от «Садко» в Большом — награда Кристоферу Мулдсу за дирижерскую работу в опере «Дидона и Эней», не самой удачной постановке на Новой сцене.
Поровну с Большим четыре маски заработал «Электротеатр Станиславский»: в спектакле «Октавия. Трепанация» отметили работу композитора Дмитрия Курляндского и художника Степана Лукьянова, а «Пиноккио. Театр» назвали лучшим спектаклем в драме малой формы и отметили за работу художника по костюмам (Анастасия Нефедова).
Драма — главная кульминация премии. Но в этот раз сюрпризов было немного. Лучшим спектаклем большой формы ожидаемо назвали «Сказку про последнего ангела» Андрея Могучего (Театр Наций). Лучшим драматическим режиссером стал Юрий Бутусов за спектакль театра им. Вахтангова «Пер Гюнт», Тимофей Трибунцев — лучшая мужская роль в постановке Дмитрия Крымова «Борис». Разве что удивил выбор лучшей актрисы, где столичных звезд опередила Анна Антонова (спектакль «Экстремалы», «Чехов-центр» Южно-Сахалинска).
Ну а в Татарстан драгоценная маска все-таки уедет: Дина Сафина признана лучшим драматургом за пьесу 5 mm/h. Девушка, кажется, меньше всего ожидала услышать свое имя со сцены. Она стояла перед микрофоном всего 20 секунд. Поблагодарила команду, призналась им в любви и, уходя, произнесла: «Аллаху акбар». Интересно, что она в драматургической номинации обогнала самого Владимира Сорокина, причем, по слухам, жюри «Маски», куда входили, например, директор театра на Таганке Ирина Апексимова, режиссер Иван Поповски или актер театра им. Ленсовета, звезда сериала «Тайны следствия» Александр Новиков, проголосовало за Сафину почти единогласно.
Интересно, что именно накануне творческой лаборатории «Угол», созданной фондом поддержки современного искусства «Живой город» (соучредители — Диана Сафарова, Артем Силкин, Яркова), исполнилось 6 лет. Это уже вторая «Маска» у «Живого города», в 2019 году проект фонда — опера Александра Маноцкова «Сны Иакова, или Страшно место» — получила спецприз жюри музыкального театра.
Творческая лаборатория «Угол»: Родион Сабиров, Ангелина Мигранова, Дина Сафина и Инна Яркова (слева направо)
Послесловие и тайна «Аллаху акбар»
Маски розданы. Победители ликуют, лауреаты спешат поздравить друзей и коллег. Одним не привыкать получать «маски», другие, вздохнув поглубже, настраиваются обескуражить экспертный совет в следующем сезоне. Режиссер Дмитрий Крымов, например, на вопрос, не расстроен ли, честно признался: «Да привычно как-то. За Тимофея Трибунцева очень рад».
А за Сафину абсолютно точно вчера радовалась вся татарская делегация. «Я была обескуражена. Честно, не ожидала. Настраивалась, что не получу. Там такие имена! Один Сорокин чего стоит. Думала, „Королевство кривых“ возьмет. Я же малоизвестный драматург. С чего вдруг? Когда вышла на сцену, руки тряслись. Сама драматург, а слова забыла», — рассказала Дина, еле удерживая в руках тяжеленный пакет с дипломом, подарками от спонсоров и самой «Золотой маской».
Зато про «Аллаху акбар» вспомнила. Оказывается, робко брошенная фраза в конце короткой благодарственной речи — не нервная случайность или прописанный оммаж. Дина одновременно выиграла не только «Золотую маску», но и спор.
«У объединения „Пакет-театр“, в котором я состою, есть общий чат. Там все ребята творческие, с юмором. И когда кто-то из нас ходит на прямые эфиры или интервью, они в чате пишут задания друг другу в режиме живого времени. Если ты их выполняешь, то получаешь какие-то призы. Я человек непьющий, но два человека мне пообещали пару ящиков безалкогольного пива, если я со сцены скажу „Аллаху акбар“», — рассказала Сафина.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 33
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.