В ГИБДД разработали поправки к приложению к ПДД. Они расширяют список технических неисправностей, запрещающих эксплуатацию транспортных средств. например, под запрет попадают видеорегистраторы, мешающие обзору, ошибки в бортовом компьютере (горящий чек двигателя) и отсутствие цепей противоскольжения у водителей грузовиков. Инспекторы получат право штрафовать водителей за использование шипованных покрышек летом, защитные пленки на стеклах фар и поврежденный бампер, который может навредить пешеходу. Эксперты «БИЗНЕС Online» согласны с тем, что перечень неисправностей устарел, но опасаются, что предлагаемые перемены станут поводом для формальных штрафов.
Штраф в 500 рублей получит водитель, разъезжающий с июня по август на машине с шипованными шинами, либо с декабря по февраль на летней резине. Штраф сможет применяться и в отношении водителей грузовиков
Новая версия приложения к ПДД: под запретом видеорегистраторы, лебедки и битые бампера
Через год может вступить в силу новая редакция перечня «неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств». Приложение к ПДД изложено в постановлении правительства РФ №1090. Сейчас при выявлении хотя бы одного нарушения из этого перечня инспектор ГИБДД оформляет протокол по ст. 12.5 КоАП (различные нарушения караются как минимум штрафом в 500 рублей, максимум — лишением прав). Постановление, в последний раз пересмотренное в 2002 году, уже неактуально и содержит ссылки на устаревшие нормативы, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на экспертов и МВД. В 2020 году ГИБДД представила первую редакцию документа, сейчас подготовлена вторая.
Как сообщает издание, большинство новых запретов взято из техрегламента таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» 2011 года. В частности, штраф в 500 рублей получит водитель, разъезжающий с июня по август на машине с шипованными шинами либо с декабря по февраль на летней резине (временной диапазон запретов может быть изменен по решению региональных властей). Штраф сможет применяться и в отношении водителей грузовиков, если у них зимой при отсутствии зимних шин нет и цепей противоскольжения. Право вводить этот запрет отдают на откуп региональным властям.
Основанием для штрафа в 500 рублей станут и отсутствующие или неработающие фароочистители
Основанием для штрафа в 500 рублей станут и отсутствующие или неработающие фароочистители. Сейчас водители отключают их для уменьшения расхода незамерзающей жидкости. К запрету на использование ослепляющих встречных водителей ксеноновых или светодиодных ламп (ст. 12.5 КоАП) добавляется и запрет на использование пленок на стеклах фар — ряд автовладельцев клеят их для защиты стекол от камней.
Впервые нарушением станет отсутствие противосолнечных козырьков и подушек безопасности, предусмотренных производителем, а также наличие «предметов», закрывающих обзор. По данным «Ъ», речь идет о видеорегистраторах, если они мешают видеть дорогу. Но если эти приборы установлены за зеркалом заднего вида или встроены в него, не мешая обзору, это не будет нарушением.
Не повезет и тем, у кого ошибки неисправности двигателя или АКПП зафиксированы в бортовом компьютере в виде горящих лампочек на приборной панели — это станет еще одним основанием для составления протокола. Другой новый запрет — установка в легковых автомобилях «конструкций из стали или аналогичных материалов», выступающих вперед относительно линии бампера. Речь идет о популярных среди любителей бездорожья лебедках. Также запрещено будет эксплуатировать машину, один из бамперов которой деформирован после ДТП настолько, что его внутренняя железная часть выступает за пределы габаритов машины и может нанести травму пешеходу.
В данный момент проект поправок находится на изучении у экспертов в аналитическом центре при правительстве РФ в рамках «регуляторной гильотины». Предположительный срок вступления в силу поправок — 1 марта 2022 года.
«Наша страна одна из самых крупных в мире. От Калининграда она простирается до Владивостока. В Сочи уже совсем скоро будет купальный сезон, а в Якутии все еще лежит снег. Потому говорить, что где-то шипованная резина, а где-то не шипованная, несерьезно. Надо бороться со всеми этими поправками»
«Прописали, а норма работать не будет. Но останется повод оштрафовать»
Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты категорически не согласны с предлагаемыми поправками к ПДД и расценивают их как очередной раунд закручивания гаек для водителей.
Рамиль Хайруллин — представитель федерации автомобилистов России в РТ:
— Безусловно, надо освежить этот перечень неисправностей, он давно устарел. Только про сезонность шин говорят уже третий год, но решение не принимается, надо более оперативно пересматривать такие документы, иначе предлагаемые изменения станут ненужными.
Какими бы ни были актуальными поправки, всегда найдется человек, который ими недоволен. Обнаружатся и противники запрета на езду зимой на летних шинах, хотя последствия очевидны. Водители не любят, когда их заставляют что-то делать, в том числе и правила соблюдать. Но это не должно останавливать реформаторов.
Леонид Ольшанский — вице-президент «Движения автомобилистов России», адвокат:
— Эти нововведения несвоевременны. С ними будем бороться! Они носят коррупционный характер, взяткоемкий. Они дают безграничные возможности для вымогательства на дорогах. Инспектор ГАИ не эксперт, он не может сказать, поломка это или нет, исправно или неисправно. Лишать эксплуатации — это вообще безобразие. Подобное может делать только суд.
Кроме того, наша страна одна из самых крупных в мире. От Калининграда она простирается до Владивостока. В Сочи уже совсем скоро будет купальный сезон, а в Якутии все еще лежит снег. Потому говорить, что где-то шипованная резина, а где-то не шипованная, несерьезно. Надо бороться со всеми этими поправками.
Как так вышло, что мы имеем такие поправки сегодня? ГАИ — очень сильная организация. Через нее концентрируются рычаги влияния в МВД. Простой человек, не преступник, не ходит ни в уголовный розыск, ни в ОБХС, который сегодня зовется ОБЭП, ни в другие подразделения. А с ГАИ мы сталкиваемся каждый день или как водитель, или как пассажир. Вопрос более чем серьезен. Менять ничего не нужно. То, что якобы устарело, — это все дешевый предлог. У нас ничего не устарело. Это все предлоги, чтобы усилить санкции против водителя.
Сергей Сотников — исполнительный директор ООО «Реверс», НП «Логистика и Автоперевозки Татарстана», председатель комитета по грузовым перевозкам и логистике ТПП РТ:
— Это все напоминает историю со знаком «Шипы». Настоящий дальнобойщик цепи противоскольжения имеет в любом случае. Мы проходили это уже. Помните, в 90-е годы останавливали машины, проверяли аптечки, огнетушители, знак аварийной остановки? Как вы думаете, насколько это отразилось на аварийности? Думаю, что вообще не повлияло. Людей надо учить, водителей учить. Если человек сознательный, то он будет поступать правильно и иметь и цепи противоскольжения, и трос, и в плохую погоду не поедет. А если у водителя в голове пусто, то какие бы правила ни были… Он и сделать ничего не сможет.
Еще есть поправка по поводу шипованной резины. На грузовиках шипованную резину просто физически нельзя иметь, она всесезонная. Кроме того, она (шипованная резина для грузовиков — прим. ред.) в российских условиях нежизнеспособна. Зима в различных регионах начинается и заканчивается в разное время. Пока в Краснодарском крае в марте одна погода, в Красноярске — другая. А дальнобойщик ездит по всей стране. Он же не может ездить в шипах в Краснодарском крае. Получается, что просто прописали, а норма работать не будет. Но останется повод оштрафовать. В законах надо прописывать только те пункты, которые работоспособны. А пункты, которые добавляют, чтобы показать свою работу, вредны.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 62
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.