«Чем большая семья столицы РТ отличается от вашей семьи? Ничем, только у меня 1 миллион 250 тысяч «детей»!» — образно описывал накануне Ильсур Метшин меру ответственности своей команды перед городом. Увы, невозможно решить все проблемы по щелчку пальцев. «Мы должны следить за базаром!» — взвесил ответственность перед подписчиками блогер Болт. О новых проектах татарстанских инстаграмщиков, ютуберов и тиктокеров, выросших без комсомольского надзора, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Ильсур Метшин посетил накануне «Спартак Спейс», чтобы пообщаться с представителями креативной молодежи
Экскурсия по «ютубошной»: Максим Булатов показал Ильсуру Метшину «Спартак Спейс»
Здание бывшей фабрики «Спартак», отдыхающее теперь от производства туфель и ботинок, стало приютом для блогеров, и накануне в креативном пространстве «Спартак Спейс» побывал мэр Казани Ильсур Метшин. Пятый этаж здесь используется под съемки различных видеороликов для размещения на YouTube — «БИЗНЕС Online» недавно писал о «ютубошной» Максима Булатова.
Градоначальник пришел, чтобы пообщаться с представителями креативной молодежи — их было более двух десятков. Аудитория лидеров мнений исчисляется миллионами подписчиков, так что они, безусловно, формируют образ Казани не только в самой республике, но и за ее пределами, собственно, и по всему миру. Добавим, что это уже не первая встреча мэра с молодежью за довольно короткий отрезок времени. Недавно градоначальник встречался с молодыми артистами, режиссерами и художниками в Национальной библиотеке РТ.
Разговор мэра с «ютубошно-тик-ток-инстаграмной» молодежью началась после экскурсии по помещениям бывшей обувной фабрики. Здесь 7 студий, самая большая в Казани циклорама, коворкинг, лекторий, где и проходила сама дискуссия. В своих творческих лабораториях блогеры делились подробностями своих проектов — например, у просветительского канала «Космос-просто» больше 500 тыс. подписчиков. Его автор Андрей Кузнецов рассказывает об устройстве Вселенной, о космических парадоксах и прочих загадках неведомого — по словам Кузнецова, на сценарий уходит около 40 часов, ну а монетизация идет в том числе за счет рекламных предложений. «Возраст аудитории разный — есть и дети, и взрослые. В среднем ролики просматривают примерно 200 тысяч человек, но бывает и больше миллиона», — рассказал он.
Артем Горланов презентовал мэру проект «Прекрасный Татарстан», который рассказывает о красивых местах республики
Фотограф Артем Горланов презентовал мэру проект «Прекрасный Татарстан», который рассказывает о красивых местах республики. Серия видео посвящена памятникам культуры, улицам городков и райцентров — пока вместе с женой Горланов объехал 9 районов. Трэвел-блогер показал ролик о Тетюшском районе — он снят при финансовой поддержке программы Visit Tatarstan. Метшину клип понравился, и он предложил снять похожий о Казани. В конце концов, в Казани есть немало уголков, куда было бы очень любопытно заглянуть, и город мог бы поддержать такое начинание. Подписчиков у проекта пока немного, но общий охват — более 1,7 млн просмотров.
Главный редактор интернет-журнала Enter Данил Губайдуллин рассказал о проекте «Истории Татарстана», созданный к столетию ТАССР, — это видеогид по столице республики. На вопрос Метшина о бюджете Губайдуллин ответить не смог, но пообещал сообщить позже. Суммарная же аудитория проекта — в том числе благодаря участию многих известных людей — около 9 млн просмотров.
Данил Губайдуллин рассказал о проекте «Истории Татарстана», созданный к столетию ТАССР — это видеогид по столице республики
Татароязычные блогеры Ренат Галиакберов (среди «своих» более известный как Татар малай) и Ильназ Габидуллин (Кызык-мызык) рассказали о развитии блогерства на селе. По словам одного из молодых людей, в их деревне целых пять блогеров, включая тракториста и доярку. Алия Зиннурова рассказала о проекте «Татары мира», который развивается уже в течение трех лет, а его аудитория достигает 2,4 млн подписчиков. Среди подписчиков 63 сообществ в соцсетях — не только россияне, но и татары из США, Австрии, Франции, в общем — из многих стран мира. В YouTube выходят программы об истории и культуре, интервью — по словам Зиннуровой, выпуски набирают до 60 тыс. просмотров. Ей Метшин предложил снять 3D-видео ставящихся в Казани татарских спектаклей, чтобы они были доступны всем соотечественникам за рубежом. Ведь примерно 70% татар рассеяны по всему миру, а интернет позволяет им получить доступ к событиям и культуре народа на исторической родине.
Алия Зиннурова рассказала о проекте «Татары мира», который развивается уже в течение трех лет, а его аудитория достигает 2,4 млн подписчиков
«Я ни разу об этом не высказывался, но ставить детей на колени…»
Не обошлось и без остросоциальной повестки. Авторы «ТатарстанДА!» Нияз Гатауллин и Артур Огорельцев рассказали, что занимаются «журналистикой в соцсетях». А свой проект назвали — ни много, ни мало — «альтернативой региональному телевидению». В качестве примера актуальности своей работы они привели в пример ролик о школе в поселке Куюки и заявили, мол, решение о строительстве школы в поселке принято после их видеоролика об этой проблеме.
«Ну это вы своим девочкам рассказывайте!» — не согласился мэр под смех аудитории и поинтересовался, на какой контент нацелены авторы. Один из блогеров ответил, что ему нравятся проблемные сюжеты, например о тех же поселках многодетных семей. Землю им выделяют с 2011 года, но они стоят без коммуникаций, так чего ради все это делается! Метшин, впрочем, предложил авторам, раз уж они называют себя журналистами, работать действительно как журналисты, то есть показывая проблему со всех сторон. «Вы что, думаете, глава Пестрецов не знает, что туда нужны дороги, газ, свет, электричество?» — задал мэр риторический вопрос. А затем путем аналогий с жадной женой, требующей материальных доказательств любви, градоначальник пояснил: возможности для проявления любви и заботы у всех ограничены, что у мужчины в семье, что у глав регионов и муниципалитетов…
«Чем большая семья Казани отличается от вашей семьи? Ничем, только у меня 1 миллион 250 тысяч «детей», — образно объяснялся Метшин. Дело ведь не в том, что «Метшин не знает или Минниханов не слышит». Дело в выборе приоритетов в условиях ограниченных бюджетных возможностей. Потому что и решение проблем земель многодетных, и строительство соцобъектов, и те же коммунальные проблемы требуют сотен миллиардов рублей. В качестве примера градоначальник напомнил о недавней истории с поселком Вишневка, где местные жители выложили из собственных детей на снегу слово «школа», чтобы привлечь внимание Минниханова. Но ведь школы в Казани строятся ежегодно. Причем по темпам строительства школ и детсадов столица РТ за последние 10 лет опережает региональные города-миллионники — впереди разве что Москва и Санкт-Петербург.
Если бы в Татарстане строили не школы, а какие-то рестораны и увеселительные заведения, тогда можно было бы встать и сделать нечто такое, что вызвало бы внимание всех: «В конце концов, власти, у вас есть совесть или нет?» Но власти Татарстана точно не заслужили, чтобы появиться в федеральной повестке в таком контексте.
А затем градоначальник описал тот сложный выбор, перед которым постоянно стоят власти города и республики. «В Вишневке наши дети, любимые, которым мы хотим лучшей доли. Но! Мы строим в „Светлой долине“ и в „Салават Купере“ две школы, еще одну — в Константиновке. Не потому, что там дети важнее! Просто там 10 тысяч детей, а здесь по факту 2 тысячи, а официально — только 170».
В общем, на одном только хайповом контенте далеко не уехать, оценил градоначальник репертуар «журналистов из соцетей», несколько их обескуражив. И продолжил.
«Я ни разу об этом не высказывался, но ставить детей на колени… не самая правильная дорога, хотя, может, она и кажется короткой», — резюмировал свое отношение к теме Метшин.
Ну а затем мэр снова обратился к блогерам. «Вы сегодня в ответе за то, в каком обществе будут расти ваши дети», — оценил он влияние слова на подрастающие умы. Еще раз похвалив собравшихся за то, что они смогли занять нишу посреди «мастодонтов с государственным финансированием», Метшин призвал их к большей осознанности и ответственности при освещении тем.
Мэр Казани предложил блогерам выступать с инициативами, чаще встречаться, объединить усилия с той целью, чтобы Казань хорошела
«Путин, Навальный… Я сам не определился, на чьей я стороне, и не надо мне этого всего»
Последним выступил блогер и предприниматель Булат Закиров, в узких кругах более известный как Болт. Соответствуя прозвищу, Болт, имеющий около 60 тыс. подписчиков в «Инстаграме», был весьма конкретен. Спикер солидаризировался с посылом по поводу ответственности. В конце-то концов, если в начале было слово и из него получился целый мир, то что будет, если в начале стоит еще и видео?
Булат Закиров: «Мы должны следить, грубо говоря, за базаром!»
«Мы должны следить, грубо говоря, за базаром!» — провозгласил блогер. Булат пояснил, что десятки тысяч его читателей, конечно, «смотрят ему в рот», а если он их позовет, они за ним пойдут. Так что в своем аккаунте он предпочитает не задевать политику. «Путин, Навальный... Я вообще никогда не буду высказывать, потому что я сам не определился, на чьей я стороне, и не надо мне этого всего», — заявил Закиров.
На этой мажорной ноте слово вновь взял градоначальник. Он остался под большим впечатлением от общения с блогерами. Если раньше человек рос под постоянным кураторством старших, проходя путь от октябренка до комсомольца, то присутствующая в зале молодежь отличается тем, что сделала себя сама, отметил мэр. Но у этой свободы есть и оборотная сторона: над блогерами нет никаких редакторов и не с кем посоветоваться в случае чего. Так что ответственность за все творчество каждый несет сам, напомнил он, как бы переводя на литературный русский язык то, что пытался выразить Болт, и предложил блогерам выступать с инициативами, чаще встречаться, объединить усилия с той целью, чтобы Казань хорошела.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 319
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.