Пожалуй, еще никогда в Казани премьера художественного фильма не собирала такого количества чиновников, бизнесменов и прочих достойных людей, уместившихся в не самом большом пространстве между залами «Киномакса» Пожалуй, еще никогда в Казани премьера художественного фильма не собирала такого количества чиновников, бизнесменов и прочих достойных людей, уместившихся в не самом большом пространстве между залами «Киномакса»

Пришли все

Вообще, вчерашняя казанская премьера «Девятаева» была, помимо всего прочего, и иллюстрацией того, как поменялась столица Татарстана за пару десятилетий. Один из входов в торговый центр Kazan Mall находится на пересечении улиц Спартаковской и 2-я Газовой, другой на — Павлюхина. В 1990-е в этих краях для подростка «марш-бросок» от школы до дома без встречи с местными группировщиками был уже маленьким достижением. И вот теперь здесь на месте бывшего трамвайного парка проходит премьера киноблокбастера от успешного голливудского режиссера. Кстати, в фильме можно обнаружить одну странную привязку к этой местности, актер Евгений Серзин, играющий Соколова (одного из тех, кто вместе с главным героем угоняет самолет из немецкого плена), удивительно здесь похож на молодого Айрата Хайруллина, покойного бизнесмена и депутата Госдумы, именем которого одно время хотели назвать 2-ю Газовую.

Организационным способностям Наталии Фишман-Бекмамбетовой, а она, очевидно, была хозяйкой вечера, все-таки можно позавидовать Организационным способностям Наталии Фишман-Бекмамбетовой (справа) все-таки можно позавидовать

Очевидно, что Хайруллин, если бы был с нами, тоже накануне оказался в местном «Киномаксе», потому что здесь были буквально все! Организаторским способностям и широте связей помощницы президента РТ Наталии Фишман-Бекмамбетовой (а она, очевидно, была хозяйкой вечера) все-таки можно позавидовать. Пожалуй, еще никогда в Казани премьера художественного фильма не собирала такого количества чиновников, бизнесменов и прочих достойных людей, уместившихся в не самом большом пространстве между залами «Киномакса». «Все-таки Наташа умеет делать большие вещи!» — сказала одна из гостей вечера нашим корреспондентам, которые даже не думали с ней спорить. Правда, журналисты не были бы журналистами, если бы не стали острить по поводу многочисленной публики. «Кажется, что Фишман просто отдала помощнице свой айфон и сказала: „Открой телефонную книжку и звони, начиная с буквы „А“!» — пошутил один из коллег.

Выделялся своим баскетбольным ростом вице-премьер РТ Роман Шайхутдинов, а вот министр здравоохранения Марат Садыков выглядел уставшим, впрочем, как и подобает в конце рабочего дня главному борцу с пандемией. Зато в приподнятом настроении был Рафис Бурганов, и. о. ректора Поволжского университета физической культуры и спорта явно был рад встрече со своими бывшими коллегами по кабинету министров и Госсовету РТ. Как всегда блистательная Диана Сафарова что-то обсуждала со своим шефом по «Созвездию — Йолдызлык» Дмитрием Тумановым, позже выяснилось, что глава аппарата президента Татарстана Асгат Сафаров пришел на премьеру со всей семьей: супругой, двумя дочерьми и сыном. Был здесь даже не самый большой любитель светских вечеринок, главный режиссер театра им. Камала Фарид Бикчантаев.

Глава аппарата президента Татарстана Асгат Сафаров пришел на премьеру со всей семьей: супругой, двумя дочерьми и сыном Асгат Сафаров пришел на премьеру со всей семьей

Перечислять разных селебрити можно было бы еще долго. Но мы решили поинтересоваться у некоторых из гостей их ожиданиями от «Девятаева», потому что после фильма встретиться было сложнее, картина шла параллельно во всех залах мультиплекса, и нужных людей можно было потом просто не найти. «Я, во-первых, знаю немного историю создания фильма, — сказал „БИЗНЕС Online“ экс-первый замруководителя аппарата президента РТ Марат Муратов. — Поэтому в предвкушении великолепного зрелища и большой художественной работы. Поскольку Тимур проникся этим сюжетом, он большой талант, умница. Думаю, что нас ожидают самые прекрасные впечатления». «Для меня лично это очень теплая история, потому что я с детства знал о подвиге Девятаева, — поделился начальник управления культуры исполкома Казани Азат Абзалов. — И в его истории больше всего привлекало, что в обычной жизни он был капитаном-речником на Волге. А Волга и Казань — для меня нечто особенное. И как так получилось, что летчик-истребитель в мирной жизни — капитан пассажирского речного судна? Говорят, он был очень добродушным человеком, много встречался с детьми». 

Рабит Батулла сообщил, что ждет хорошее кино хотя бы потому, что мы уже устали от провалов в этом деле и хотим побед: «Девятаев — герой нашего народа. Кряшен егете. Легенда. Фашисты сами им восхищались»

А писатель Рабит Батулла сообщил, что ждет хорошее кино хотя бы потому, что мы уже устали от провалов в этом деле и хотим побед: «Думаю, будет интересно. Потому что Девятаев — герой нашего народа. Кряшен егете. Легенда. Фашисты сами им восхищались. Рассказывали, что думали, будто с ними сражаются 100 человек, а не один».

Далее гости подкреплялись на фуршете с шампанским и выясняли, кому в какой зал дали пригласительный. Одновременно оркестр La Primavera Рустема Абязова играл песни военных лет, включая песню «Любимый город», к которой «Девятаев» вызвал особый интерес.

Сын героя Советского Союза, профессор КГМУ Александр  Девятаев вел себя подчеркнуто скромно, а от вопроса о том, насколько фильм о его отце соответствует историческим событиям, мягко ушел

«Я надеюсь, что этот фильм станет какой-то значительной вехой в истории кино Татарстана»

А еще до красной дорожки с VIР'ами случилась пресс-конференция с участием Тимура Бекмамбетова и Александра Девятаева. Интересно, что за пару дней до того аккредитованным на мероприятие журналистам прислали пресс-кит, где было много различных цитат создателей картины по разным темам, связанным с фильмом, на 50 тыс. знаков. Ранее такого видеть не приходилось — вот что значит голливудский размах!

Сын героя Советского Союза, профессор КГМУ Девятаев вел себя подчеркнуто скромно, а от вопроса о том, насколько фильм о его отце соответствует историческим событиям, мягко ушел. При этом чувствуется, что семья знаменитого летчика очень благодарна режиссеру за внимание к их истории, за те долгие разговоры, которые вели между собой Бекмамбетов и Девятаев, за использование семейных снимков, обильно представленных в титрах. Так что спорить здесь об историчности применительно к художественному кино никто не станет.

Что же касается главного автора фильма, то элегантно одетый, интеллигентный и по-восточному обходительный с журналистами Бекмамбетов рассказал на пресс-конференции немало интересного.

Первый вопрос от «БИЗНЕС Online» касался темы, интересующей многих: каким все-таки был вклад Татарстана в производство картины о нашем земляке — финансовый, организационный и прочий? Кстати, еще до начала общения с прессой режиссер поблагодарил мэрию Казани и «Татнефть» за организацию премьерного показа в столице РТ. «Прежде всего республика в лице моей жены принимала участие, которая меня познакомила с дочерью Александра Михайловича Девятаева и с ним самим, — не в первый раз рассказывал публике Бекмамбетов. — И каким-то образом смогла меня увлечь этой историей. Я ей очень благодарен, потому что это три года моей жизни, замечательные, которые сейчас, дай бог, закончатся победой и побегом от реальности, в которые мы всех зрителей пытаемся вовлечь». 

Тимур Бекмамбетов: «Я надеюсь, что этот фильм станет какой-то значительной вехой в истории кино Татарстана» Бекмамбетов отметил и творческие силы города, и «Татнефть» — одного из спонсоров «Девятаева»: «Татнефть» помогла организовать эту премьеру. И вообще, помогает нам сейчас достучаться до миллионов зрителей по всей России. Для этого нужны их опыт, их ресурсы»

Персональной благодарности удостоился и мэр Казани Ильсур Метшин: «Это был процесс длинный. Он помогал мне находить и правильных людей, которые знают какие-то архивные моменты, помогал советами. И сейчас с организацией этого замечательного мероприятия».

Также Бекмамбетов отметил и творческие силы города: «Это и Нияз Зиннатуллин — артист ТЮЗа, который сыграл замечательно роль Фатыха в нашем фильме. И Ильгиз Зайниев — теперь уже мой постоянный соавтор, с которым я написал пьесу „Ходжа“ для Театра Наций Евгения Миронова. И который помог мне сделать так, чтобы сценарий фильма был образным, честным… И там много моментов, связывающих с Казанью. Там люди говорят по-татарски. Не так много, как, наверное, хотелось бы жителям Татарстана, но говорят. И это все его заслуга». Упомянул он и «Татнефть» — одного из спонсоров «Девятаева»: «Кроме всего прочего, „Татнефть“, которая нам помогла организовать эту премьеру. И вообще, помогает нам сейчас достучаться до миллионов зрителей по всей России. Для этого нужны их опыт, их ресурсы».

Персональной благодарности удостоился и мэр Казани Ильсур Метшин: «Это был процесс длинный. Он помогал мне находить и правильных людей, которые знают какие-то архивные моменты, помогал советами. И сейчас с организацией этого замечательного мероприятия»

Между тем информированные собеседники «БИЗНЕС Online» сообщают, что разговоры о том, что военный блокбастер делали на деньги Татарстана, на самом деле не вполне соответствуют действительности. И даже «Татнефть» по собственной инициативе подключилась к проекту уже на стадии продвижения картины, зная, что у Бекмамбетова это происходит всегда с размахом, рассчитывая и на свой имиджевый профит.

«Я надеюсь, что этот фильм станет какой-то значительной вехой в истории кино Татарстана», — продолжал режиссер и добавил, что, в принципе, можно сказать, что его снимали в Казани. «Знаете, почему? — заинтриговал Бекмамбетов. — Съемки происходили в Петербурге, но я находился в Казани. Была пандемия, я сидел в своем кабинете в СНТ (садовое некоммерческое товарищество,  — прим. ред.) „Залив“ в Кировском районе и через интернет управлял съемочным процессом. Это практически месяц происходило. Об этом вышла статья в The Guardian, и именно за такой процесс, процедуру наша компания Bazelevs вошла в десятку самых инновационных компаний мира среди медиаструктур. Мы изобрели такой способ, как снимать кино удаленно. Так что Татарстан поучаствовал».

«Я не вижу никакой разницы между двумя терминами — гуманистическое и патриотическое. Потому что гуманистическое не бывает не патриотическим, а патриотическое не бывает не гуманистическим. Поэтому, я думаю, что наш фильм — о дружбе, о верности слову, о том, что человек сам отвечает за свои поступки» Фильм «Девятаев» показывали одновременно во всех кинозалах «Киномакс-IMAX Казань»

Еще один вопрос от «БИЗНЕС Online» касался потенциально дискуссионной темы, на которую обратили внимание те, кто уже видел «Девятаева». Речь о том, что в фильме не дается никакого объяснения сути военного конфликта, противостояния фашистской Германии и СССР. Об этом напоминают разве что стяги со свастикой, периодически попадающие в кадр. Причем в том самом пресс-ките Бекмамбетов говорит, что даже побаивается слова «патриотический», поскольку его часто используют в качестве обозначения противостояния с чем или кем-либо. «„Девятаев“ — это скорее гуманистический фильм, чем патриотический?» — спросили мы. Но режиссер пресек споры на эту тему: «Я не вижу никакой разницы между двумя терминами — „гуманистическое“ и „патриотическое“. Потому что гуманистическое не бывает не патриотическим, а патриотическое не бывает не гуманистическим. Поэтому я думаю, что наш фильм — о дружбе, о верности слову, о том, что человек сам отвечает за свои поступки. И сильный человек в состоянии нести эту ношу до конца, невзирая ни на что не поддаваться унынию. А уныние — это один из самых страшных грехов во всех религиях. Наш герой не поддался унынию и до конца оставался верным себе. А если он был верным себе, то дальше был верным своей клятве, своей присяге, тому, что говорил своей жене, когда уходил воевать…» Кстати, Бекмамбетов сравнил свой фильм с великим «Взводом» Оливера Стоуна, видимо, потому, что там тоже не было хороших американцев и плохих вьетнамцев.

О степени популярности артиста (Павел Прилучный слева) даже тем, кто не смотрит сериалы на Первом канале, стало понятно по самым настоящим восторженным визгам от нескольких молодых барышень О степени популярности артиста (Павел Прилучный слева) даже тем, кто не смотрит сериалы на Первом канале, стало понятно по самым настоящим восторженным визгам от молодых барышень

«Люди хотят смотреть про месть, про то, что врагу надо дать сдачи»

Далее состоялся сам первый казанский показ «Девятаева». Правда, для этого пришлось еще минут 20 подождать сверх заявленного времени начала сеанса. После чего организаторы вместе с извинениями привели в зал к журналистам Павла Прилучного. Степень популярности артиста даже тем, кто не смотрит сериалы на Первом канале, стала понятна по самым настоящим визгам восторга от нескольких молодых барышень. Сам Прилучный сначала звал на помощь Фишман-Бекамбетову, они явно хорошо знакомы, но хозяйка праздника дружелюбно, но твердо произнесла: «Давай сам!» После чего актер, исполнивший главную роль в картине, сказал несколько добрых слов о фильме и ее главном герое. Как оказалось, ранее киношный Девятаев представил кино в зале для VIР’ов в компании с Метшиным.

«Девятаев» – фильм-ловушка»: военное кино от Бекмамбетова родом из Казани

Напомним, что «БИЗНЕС Online» уже рецензировал «Девятаева». Что касается невыясненных до конца в предыдущем тексте вопросов, то сразу скажем, что Тилля Линдеманна в фильме вы не услышите. Да, знаменитая песня «Любимый город» (композитора Никиты Богословского на стихи поэта Евгения Долматовского) звучит на начальных титрах, но в более традиционном исполнении. А запись этой композиции лидером Rammstein оказалась вирусным промо. К подобному креативная команда Бекмамбетова уже прибегала. Например, больше 10 лет назад перед выходом голливудского фильма режиссера «Особо опасен» интернет облетел ролик, в котором офисный планктон крушит собственные кабинеты, видео, которое стало очень популярным, оказалось рекламой картины с Анджелиной Джоли. Вот и счет просмотров на YouTube «Любимого города» от Линдеманна сейчас уже идет на миллионы.

Конечно, техническая сторона «Девятаева» потрясает, хотя, пожалуй, самый эффектный бой мы наблюдаем в самом начале (когда главный герой попадает в плен), ощущая себя едва ли не в кабине летчика. Здесь нет никакой лишней болтовни, кроме переговоров пилотов: «Мордвин, сними его!» (Мордвин — позывной Девятаева, — прим. ред.) Зато есть вау от качества компьютерной графики и спецэффектов. Второй же бой, когда Девятаева и его товарищей, угнавших «Хейнкель», преследует его старый друг Ларин, перешедший на сторону фашистов, немного подпортил излишний мелодраматизм их общения по радиосвязи.

Вообще, в фильме немало достойных и правдоподобных сцен того же быта советских военнопленных в концлагере, и здесь нельзя не отметить маленькую, но яркую работу актера Казанского ТЮЗа Зиннатуллина, его татарин Фатых вполне может оказаться для артиста пропуском в мир большого кино. Но главной драматургической проблемой «Девятаева» становится придуманные Бекмамбетовым отношения главного героя со своим альтер эго — тем самым другом детства, летчиком Лариным, который агитирует перейти Девятаева к врагам. Сам режиссер говорит, что Ларин и Девятаев — это фактически один человек, и он передал вымышленному персонажу все сомнения и лишние переживания главного героя. Но, кажется, лучше бы это альтер эго жило просто в голове Девятаева. Диалоги двух старых друзей никак нельзя отнести к успехам сценаристов фильма, они скучны, полны общих мест, и если эти сцены и создают какой-то саспенс, то только благодаря актерской харизме Прилучного и Павла Чинарева, вынужденных произносить все эти: «Мы с тобой мертвецы, Девятаев», «Вернемся, отец тебя простит».


Что касается пресловутой темы патриотизма, то и здесь есть, за что зацепиться. Конечно, для человека, прекрасно знакомого с событиями 1941–1945 годов, разобраться, что к чему, не составит труда. А если это тинейджер, который еще и плохо занимается в школе, к тому же по учебникам истории, критикуемым Владимиром Путиным? Какой вывод из фильма может сделать подросток, для которого Великая Отечественная война так же далека, как и битва Пересвета с Челубеем? Ради чего Девятаев совершил свой подвиг? Последние кадры мирной Казани 1957 года (видимо, снятой где-то в павильоне) дают такой ответ: ради того, чтобы ходить на демонстрацию 1 Мая, ехать в переполненном душном трамвае и жениться на телеведущей Дарье Златопольской. Пожалуй, стоит того только последнее.

Возвращаясь же к пресс-конференции Бекмамбетова, наиболее яркая ее часть была под самый занавес. Когда режиссер, сначала заявив, что уверен в кассовом успехе «Девятаева», вдруг рассказал о своих сегодня непростых отношениях с кинозрителем, причем выглядело это практически как этический манифест большого художника: «Есть одна проблема, честно скажу, в моей творческой биографии. Я запал на тему прощения. Тема, что надо друг друга уметь прощать, меня очень и очень стала волновать в последние годы. Я сделал несколько фильмов, но зритель их не хочет смотреть. Люди хотят смотреть про месть, про то, что врагу надо дать сдачи. Сейчас говорю про массового зрителя, того, который обеспечивает так называемые рейтинги. Но история про то, что нужно уметь друг друга прощать… то ли у меня не получается, то ли людям это не важно. Но я буду продолжать это делать! И наш фильм „Девятаев“ об этом же. Про то, что нужно уметь прощать. Как бы ни было больно, как бы ни было трудно. Ничего не могу с собой поделать, это мой творческий выбор. Я буду делать такие фильмы». Остается надеяться, что самый успешный в мире кинорежиссер и продюсер с постсоветского пространства свой главный и самый успешный фильм о прощении еще не снял.