КАК В СТРАНАХ ТРЕТЬЕГО МИРА?

Правительство РФ может разрешить чешской Holidays Czech Airlines и латвийской Air Baltic перевозить на внутренних маршрутах хоккейные команды «по заявкам КХЛ». Об этом говорится в подготовленном минтрансом РФ проекте распоряжения правительства. Документ направлен на согласование в Росавиацию 1 декабря, пишет газета «Ведомости». В сопроводительном письме директор департамента минтранса Владимир Тасун просит руководителя ведомства Александра Нерадько при отсутствии замечаний согласовать проект распоряжения в «возможно короткий срок». «Росавиация» и КХЛ эту новость пока не комментируют.

«Единого» авиаперевозчика, который будет доставлять команды на матчи, КХЛ стала искать после сентябрьской катастрофы Як-42, в которой погибли хоккеисты «Локомотива». Напомним, что тогда же руководство ХК «Ак Барс» выступило с заявлением, что клуб отказывается летать на самолетах российского производства. В интервью «Российской газете» вице-президент «барсов» Равиль Шавалеев сказал следующее: «Важно, чтобы игрок, садясь в самолет, не думал ни о чем другом кроме предстоящей игры. Ему нужно психологически подготовиться к матчу, настроиться, а не размышлять нервно: долетит ли он до другого города или нет. Поэтому на встрече с Тахаутдиновым (президент клуба) мы приняли решение: для участия в КХЛ будем арендовать более качественные самолеты. Это не будет Як-42 или какой-то другой советский самолет. Исключительно зарубежные, соответствующие всем требованиям безопасности».

Сегодня команды КХЛ пока еще сами выбирают перевозчиков. Как рассказали вчера газете «БИЗНЕС Online» в пресс-службе ХК «Ак Барс», клуб летает чартерами авиакомпаний «Татарстан» и «Ямал». В ХК затруднились назвать марки самолетов, которые обслуживают хоккеистов, но заявили, что претензий нет и об инициативе руководства КХЛ слышат впервые.

На роль официального перевозчика КХЛ претендовал «Аэрофлот», но президент лиги Александр Медведев сомневается, что она сможет обойтись услугами одного «Аэрофлота». Источник «Ведомостей» в «Аэрофлоте» негодующе назвал решение КХЛ беспрецедентным, сообщив, что полеты чужих авиакомпаний на внутренних авиалиниях - признак страны третьего мира.

НЕХОРОШИЙ ПРЕЦЕДЕНТ

Авиаэксперты, отмечая, что в РФ много достойных перевозчиков, допускают, что КХЛ хочет выбрать иностранные компании из-за меньшей стоимости их услуг. Но, как бы то ни было, этот выбор ударит по всем российским авиакомпаниям. Так, председатель редакционного совета журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Комаров рассказал «Коммерсантъ FM», что заявка КХЛ может создать прецедент: «Требование, которое выдвигается, не очень понятно, потому что я, например, лично не вижу никаких оснований сказать, чтобы какая-то зарубежная компания лучше «Аэрофлота», допустим, по критериям качества и цены… Это создаст прецедент, который позволит в будущем и другим компаниям говорить, а почему одним было можно, а нам нельзя».

Его поддерживает гендиректор ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации Виктор Горбачев: «Как это запускать на внутренний рынок чужую компанию? Такого нет ни в одной стране мира. Представьте себе, что на внутренних линиях США будет летать «Аэрофлот». Это же нонсенс. Кто же его туда пустит? Ведь не говорится о том, что это невозможно, что это запрещено законом. Такое не запрещено, но это совершенно не нужно».

В отличие от Евросоюза, где действует принцип «открытого неба» (авиакомпания может летать, не обращаясь за разрешением к регуляторам стран), полеты в РФ осуществляются только после двустороннего соглашения о воздушном сообщении. Президент фонда «Партнер гражданской авиации» Олег Смирнов отмечает, что возмущение представителей «Аэрофлота» вполне закономерно. «Дело в том, что каботажные перевозки (авиаперевозки внутри одной страны) всеми государствами мира тщательно защищаются, потому что это внутренний рынок. Вообще, этот вопрос очень важен в социально-экономическом плане, и то, что сейчас принимается такое решение, - это прецедент», - сказал он в интервью bfm.ru.

«КАК ЭТО НЕ ПРИСКОРБНО, ЛЕТАТЬ «ИНОСТРАНЦАМИ» – ДЕШЕВЛЕ»

Газета «БИЗНЕС Online» обратилась за комментариями к татарстанским авиаторам.

Петр Трубаев – генеральный директор ОАО «Ак Барс Аэро»:

8391.jpg
Петр Трубаев

- Странно… Много российских компаний возят спортсменов, делает это и «Ак Барс Аэро». Мы возим хоккеистов «Автомобилиста», предоставляли разовые услуги хоккейному клубу «Ак Барс» - все их устраивает. В прошлом году нашими клиентами были всего три спортивных команды, а в этом - целых двенадцать, со всей России, и есть еще планы…

Надо перепроверить, верна ли новость… В России есть немало компаний, которые способны возить кого угодно. Тут даже комментировать нечего… Честно говоря, новость не очень хорошая. Если это реально будет происходить, значит, российская авиация теряет позиции.

То, что иностранные авиакомпании придут на российский рынок, вполне вероятно - мировая практика предусматривает такие возможности. Конечно, улучшится конкурентная среда, это хорошо с точки зрения комфорта для пассажира, но есть большое опасение, что иностранные компании забьют российские, которые все-таки достигли очень высокого уровня.

Азат Хаким – председатель совета директоров группы компаний «Тулпар»:

- «Тулпар» активно возила спортсменов («Рубин», «Ак Барс», волейбольный «Зенит», московские команды) на Як-42, пока не случилась ярославская катастрофа, которая породила синдром боязни отечественных самолетов, хотя они ни при чем абсолютно. Сейчас возим спортсменов в основном в Сибири, где технику найти сложнее. А обращение КХЛ, скорее всего, связано с ценами. Услуги европейских перевозчиков стоят меньше. Заказать чартер «за бугром» дешевле, чем в России. Получается это потому, что европейцы и самолеты, и запчасти берут по другой цене – так все это плюсуется, и в результате у них летный час дешевле: иногда даже на 30 процентов, а на 10 процентов - это точно. То есть как это ни прискорбно, выбор европейских авиакомпаний - реальная экономия для спортивных команд. Цены ведь немаленькие. «Сухой» летный час на Як-42 стоит где-то 57 тысяч рублей, а еще добавьте стоимость керосина, услуги аэропорта и так далее - набегает примерно 150 тысяч. А арендуют, бывает, и на неделю, большую часть которой самолет стоит на земле…

Да, не исключено, что это первый шаг к открытию неба для иностранных авиакомпаний. Но рано или поздно все равно к этому придем - цивилизованный мир живет по таким правилам. Другое дело, что у нас компании не готовы, за исключением единиц, к реальной конкуренции с западным перевозчиком, в том числе по ценам. Если иностранцы к нам придут, передел рынка произойдет серьезный - в пользу иностранных компаний. «Тулпар» прогнозирует эти вещи, а потому диверсифицирует свой бизнес.

Магомед Закаржаев - генеральный директор ОАО «Казанское авиапредприятие»:

- Очень странная просьба хоккеистов. Неужели в России не осталось компаний, способных перевозить спортсменов, чтобы просить об этом чехов и латвийцев? Мы способны это делать не хуже, чем европейцы. Если только они ценами берут - в таком случае, еще как-то можно понять, а если их выбрали, например, из-за безопасности, считаю, это неоправданно.

Вполне может быть, что мы видим пробный шар к запуску на внутренний российский рынок иностранных компаний. Хотя, кроме Евросоюза, где рынок общий, не знаю примеров такого открытого неба, и тем более, сомневаюсь, что это возможно в такой супервертикальной стране, как наша. Мы даже своих туристов долго не позволяли возить иностранным перевозчикам, только недавно они добились права летать почти на паритете. Но если иностранцы

7714.jpg
Магомед Закаржаев

придут в Россию, нашим компаниям (даже «Аэрофлоту», S7, «Трансаэро») очень тяжело будет конкурировать с ними. Но, повторю, отдавать свой рынок - это что-то из области фантастики. Могут пойти на такой шаг, если только это сделают одним из условий вступления в ВТО. Каждая страна защищает свой рынок, и это правильно.

С точки зрения пассажиров, приход иностранцев, конечно, - плюс: возрастет конкуренция - цена на билеты снизится. К тому же для иностранных авиакомпаний Россия - дополнительный рынок, и на первом этапе они будут готовы хорошо терять… Тем не менее, это только на первый взгляд хорошо для пассажиров - дальше начнутся проблемы у российских авиакомпаний: задержки, отмены рейсов, банкротства - бардак, словом. А уж какой удар будет по национальной гражданской авиации, и не говорю. Авиакомпании только-только на ноги встали, рынок стабилизировался, появилась минимальная прибыль, «жирок», определились компании, которые могут выжить, и опять все начнется заново… Баланс интересов пассажиров и авиакомпаний надо очень хорошо просчитать.

Между прочим, о приглашении иностранцев говорили давно: «Если мы загубим свою авиацию, за нас будут летать другие...». Может, дело к этому ведут? Не удивлен. Минтранс все чаще выступает не в роли защитника интересов отрасли, а в виде не лучшего уровня комитета по защите прав потребителей. Принимаются спонтанные решения, без расчета, как они повлияют на отрасль. Нет у нас министерства гражданской авиации, а есть министерство, которое старается быть святее папы римского. Чуть задержка рейса, авария - сразу начинают костерить перевозчика, вводить ограничения, «не пущать», грозить, вместо того чтобы подумать, чем можно помочь компании.