«Он был настолько тихим, что одногруппники не знали, что говорить на допросе следователю», — рассказала о самом теперь, пожалуй, известном студенте ТИСБИ директор колледжа Вероника Шамсутдинова. Тихий флегматик усердно учился, занимался благотворительностью, посещал выставки и музеи, но в январе вдруг выпал из жизни колледжа и начал обманывать преподавателей. О том, почему родители не знали о проблемах сына, с какими жалобами Галявиев обращался в медпункт и как за несколько месяцев прилежный студент изменился до неузнаваемости, — в материале «БИЗНЕС Online».
Вероника Шамсутдинова: «Есть мальчики, которые приходят к куратору или преподавателю, который им близок, рассказывают про свою личную жизнь, родителей. Он не рассказывал»
«Всегда был на связи, все выполнял, все приносил вовремя»
— Вероника Вячеславовна, Ильназ Галявиев проучился в колледже «ТИСБИ» почти четыре года. Какие у него были отношения с преподавателями и одногруппниками?
— Ильназ — мальчик положительный. Сколько мы ни общались с куратором его группы, руководителем его практики, которая должна была стать руководителем дипломной работы, проверяла его курсовые, она вообще не может поверить, что это мог сделать он. Она говорит: «Всегда был на связи, все выполнял, все приносил вовремя». Все сессии вовремя сдавал, никогда не был должником, а если что-то было, то сам: «А у меня есть долги?», если что-то нужно — донесет. Сейчас мы проверили последнюю курсовую, которую он должен был принести в предпоследнем семестре в декабре, — ее он принес.
До января этого года все было нормально. Но, как мы поняли, друзей у него в группе не было. Ребята из его группы, которых вызывали [на допрос], позвонили куратору и говорят: «Марина Вячеславовна (Налимова, куратор группы Галявиева, — прим. ред.), а мы даже и не знаем, что о нем сказать». Каких-либо стычек, волнительных моментов с ним не было. Это абсолютно ровный, спокойный студент.
— У него была девушка?
— Есть мальчики, которые приходят к куратору или преподавателю, который им близок, рассказывают про свою личную жизнь, родителей. Он не рассказывал.
— Его родители появлялись в колледже?
— Мы пытались восстановить это в памяти, но, представьте, это было четыре года назад. Так как договор на образовательные услуги заключен с мамой, то, скорее всего, в приемной комиссии была она сама. Но впоследствии мы общались только с отцом. Скорее всего, это было ее желание, так как матери часто говорят: «Общайтесь с папой, это мальчик, он на него лучше влияет». Это все, что я могу сказать. Лично я их не видела. Скорее всего, кто-то из них и приходил на собрания. Обычно все приходят, потому что им нужно почерпнуть первичную информацию: когда выдадут зачетки, студенческие билеты, какое расписание.
«Ильназ — мальчик положительный. Сколько мы ни общались с куратором его группы, руководителем его практики, которая должна была стать руководителем дипломной работы, проверяла его курсовые, она вообще не может поверить, что это мог сделать он»
«Он ей сразу сказал — его сын совершил преступление»
— Ильназ учился по специальности «программирование в компьютерных системах». Сколько длится обучение?
— На этой специальности срок обучения — 3 года и 10 месяцев.
— Когда он должен был окончить обучение?
— В конце июня этого года. 30 июня у них оканчивается срок обучения, и мы при успешном прохождении студентом государственной итоговой аттестации должны выдать ему диплом.
— Где он проходил практику?
— На преддипломную практику он так и не попал. А вот место для производственной он выбирал сам, но отчетных документов о ее прохождении мы от него получить не смогли. Мы изучили его переписку с руководителем практики от колледжа, где она требовала их, но там с его стороны только одни обещания. Он не явился на промежуточные экзамены по профессиональным модулям и на защиту практики.
В первый день, когда он должен был прийти на эти экзамены, начиная с 13 апреля, куратор ему звонила, но не дозвонилась. Потом позвонила отцу, который сказал, что не в курсе его проблем, пообещал разобраться и сообщить нам. При этом куратор проинформировала отца, что если Ильназ не явится на эти экзамены, то будет отчислен. Параллельно в это же время руководитель практики дозвонилась и до самого Ильназа. Он ей сказал, что заболел. Мы какое-то время ожидали справку, потому что, если студент действительно болеет, отчислять его нельзя. В итоге прождали до 23-го числа, куратор вновь позвонила отцу, который нас опять заверил, что все выяснит.
Последний зачет, который сдал Ильназ
— То есть с января по апрель он не появлялся в колледже?
— Нет, так как до 13 апреля у них проходила практика. А 26 апреля вечером мне принесли проект приказа об отчислении, Галявиев там был не один. Я приняла решение, что раз никакой положительной информации ни от него, ни от отца нет, то ждать дальше нет смысла.
— Было принято решение о его отчислении?
— Да.
— Как студент оповещается об отчислении?
— В таких ситуациях мы действуем в соответствии с законами и локальными актами. Сначала подписывается приказ об отчислении, потом он доводится до сведения наших подразделений. Его отцу Марине Вячеславовне удалось дозвониться лишь утром 11 мая (в день нападения — прим. ред.). Он ей сразу сказал, что его сын совершил преступление, и его вызвали. На что она ответила, что свяжется с ним позже.
«В первый день, когда он должен был прийти на эти экзамены, начиная с 13 апреля, куратор ему звонила, но не дозвонилась. Потом позвонила отцу, который сказал, что не в курсе его проблем, пообещал разобраться и сообщить нам»
«Возможно, он копил обиду, кто-то воспользовался этим и направил его»
— По сообщениям следственного комитета, у Галявиева диагностировано заболевание головного мозга. В колледже это как-то проявлялось?
— У нас есть медпункт. Мы посмотрели журнал обращений студентов. У Ильназа за 2019 год были типичные для многих студентов обращения: боль в животе, давление, головные боли, температура. Ему оказывали необходимую первичную помощь, вызывали родителей, отправляли домой и рекомендовали обратиться к терапевту.
Я слышала из соцсетей, что якобы у него была такая проблема. Мы про это не знали. Бывает, что родители скрывают состояние здоровья детей, боятся, что их ребенка не возьмут. Но у нас такого нет, мы успешно обучаем людей с ограниченными возможностями здоровья.
— Галявиев принимал участие в жизни колледжа?
— Он был в волонтерском движении ТИСБИ. Это добровольческая деятельность, направленная на какую-то помощь. Они, к примеру, ходят в дом малютки (приют для детей — прим. ред.) или помогают с уборкой пожилым людям. Со своей группой он принимал участие в различных общественных мероприятиях: День учителя, День английской сказки. Посещал выставки и музеи, в ноябре 2019 года принимал участие в «Дне 1С: Карьеры», проходившем в КФУ.
В интернете было опубликовано видео, на котором якобы Ильназ принес на учебу некий эротический аксессуар. Могу точно сказать, на видео изображен не наш колледж и не Ильназ Галявиев. Я 20 лет работаю в колледже и знаю каждый его уголок. Это было не в ТИСБИ, и это не типичное для Ильназа поведение.
— Как можно объяснить его трансформацию из тихого прилежного ученика в расстреливающего детей «бога»?
— Наш бывший психолог, которая с ним контактировала и проводила тренинги в этой группе, дала ему характеристику — этот мальчик настроен на учебу. Он был флегматиком, которому не свойственно проявление каких-то эмоций.
Возможно, он копил какие-то негативные эмоции, какую-то обиду и таким образом ее выплеснул. Не исключаю, что кто-то воспользовался этим и направил его. Я сомневаюсь, что он это мог сделать один. У него было дорогостоящее оружие, много боеприпасов. Откуда он мог взять на них деньги?
— Родители ему деньгами помогали?
— Мне это не известно. Могу лишь сказать, что плата за обучение от них поступала своевременно, без просрочек.
«Я Даниила (на фото) лично не знала, у нас очень много студентов. Тесную связь с ними в основном держит куратор учебной группы. По ее словам, он был достаточно вспыльчивым, но сам конфликтных ситуаций не создавал»
«Характеры у них с Ильназом были разные»
— В истории Ильназа Галявиева много общего с Даниилом Андреевым. Оба были студентами ТИСБИ, первый застрелился год назад 11 мая, а второй в тот же день совершил нападение. По свидетельствам матери Даниила, ее сын также называл себя богом. Чем можно объяснить это сходство?
— Я Даниила лично не знала, у нас очень много студентов. Тесную связь с ними в основном держит куратор учебной группы. По ее словам, он был достаточно вспыльчивым, но сам конфликтных ситуаций не создавал. Ходил в тренажерный зал при ТИСБИ. Он пришел после 9-го класса, проучился у нас год и, видимо, понял, что учиться не хочет. У него было желание пойти в армию. Откуда мы это знаем? Куратор разговаривал с его мамой, и она это озвучила, но сама была против. Говорила, что он должен получить образование, предложила перевести его на заочную форму обучения. Мы пошли ей навстречу. Он проучился до 11 февраля 2020 года и сам написал заявление об отчислении. Мама, естественно, была в курсе. Наш куратор до сих пор с ней общается. Какого-либо негатива от его мамы в адрес ТИСБИ мы не почувствовали.
— Андреев и Галявиев были между собой знакомы?
— Нет. Я этот вопрос и куратору задавала, мне сказали, что они знакомы не были. Когда студенты к нам приходят после 9-го класса, у них много времени уходит на адаптацию, знакомство с учебным процессом, на то, чтобы перестроиться после школы. А те уже взрослые, год проучились, сдали сессию, у них совершенно другие задачи и мысли. Обычно они на этом этапе не общаются. Пока у них нет общих тем.
— Андреев учился на программиста?
— Да, у них одна специальность. Но, по имеющимся у меня сведениям, характеры у них с Ильназом были разными. Галявиев неплохо учился, все выполнял, сдавал вовремя. Он хорошо проучился 3,5 года — это очень большой срок. Он проявил себя очень прилежным студентом. А Андреев учиться особо не хотел. В этом разница.
— Андреева и Галявиева объединяет учеба в ТИСБИ…
— Мне кажется, простое стечение обстоятельств. Это могло произойти в любом другом учебном заведении. Возможно, они оба пользовались одними и теми же интернет-ресурсами. Свои выводы мы тоже сделали.
— Какие?
— Сегодня нам необходимо обращать пристальное внимание на студентов-одиночек, от которых не ожидаешь таких ужасных акций. Нам надо чаще использовать возможности различных государственных органов и служб. Мы, конечно же, приглашаем к нашим студентам с профилактическими лекциями сотрудников различных правоохранительных органов. Они рассказывают нашим студентам, какие последствия могут быть от различных их противоправных действий и как этому можно противостоять. Но сейчас нам, образовательным организациям, нужны конкретные инструменты для выявления негативных проявлений в студенческой среде.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 242
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.